НДК-2011.
Методические рекомендации
(на основе методического пособия, разработанного НГОДБ)
“О России думать и творить» - это тема НДК-2011. НГОДБ предлагает нам поговорить с читателями о российской науке, о достижениях России в различных областях знаний, о знаменитых людях, о нашей истории, о нашем искусстве.
Цель: развитие познавательного интереса у детей через вовлечение их в чтение научно-познавательной литературы
Задачи:
- познакомить читателей с достижениями отечественной науки, культуры через книгу и чтение.
- Пробудить любознательность, способствовать воспитанию патриотических чувств
- содействовать развитию личности путем индивидуального общения и включения его в групповую и командную деятельность.
Рассмотреть:
- возможность привлечения партнеров
- варианты мероприятий для разных возрастных групп
- индивидуальные, групповые и массовые формы работы
- активизировать игровой библиографический поиск
«Вырасти дерево знаний» - листья — каждый листочек — наука. Записать название, 1-го ученого (русского), одно открытие, изобретение в этой области.
«Стена знаний» - ватман, расчерченный в форме кирпичиков. Дети на кирпичиках-заготовках пишут... (так же, как на листьях)
«Всё дело в шляпе» - разные шляпы, каждая отвечает за какую-то науку. В них собираются разные факты по конкретной науке. Факты можно заготовить, дети должны их «рассортировать».
- «Умная змейка» - заготовка в форме змеи, расчерченной на клеточки как в кроссвордах. Вставить слова-названия наук, последняя буква одного слова — это первая буква другого (ботаникастрономиядернаяфизикакустикантропология...)
- - Информационный дартс «Собери десяточку». Используя словари, справочники собери ответы. Можно играть по командам.
- Вопросы для младших школьников:
10 русских народных сказок, где действующими лицами являются животные. В какой сказке и как медведь помогает собаке?
10 рек в Российской Федерации. Какая река является самой длинной?
10 государственных праздников Российской Федерации. Какой праздник- самый новый?
10 русских народных песен. Какая песня считается «символом» России?
10 животных, обитающих в российской тайге. Какое животное- самое быстрое?
Для среднего возраста:
10 картин русских художников. На какой картине изображены русские богатыри?
10 национальных блюд народов, проживающих на территории РФ. Как называются у разных народов блюдо, похожее на русские пельмени?
10 книг русской классической литературы. В какой книге есть «герой нашего времени»?
10 битв и сражений. В каком сражении русские войска одержали победу над войском Мамая?
10 героев Советского Союза- участников Великой Отечественной войны. Кто из жителей твоего края удостоен этого звания?
10 пословиц о дружбе. Продолжи пословицу: Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом...
10 великих российских полководцев. Какой полководец сказал «Тяжело в учение - легко в бою».
- День научного слова. Интернет-акция. Ее можно организовать на сайте библиотеке или использовать социальные серверы или серверы Гугл (таблицы). Первый вариант: читателям предлагается принять участие в создании иллюстрированного научного словаря. В этом варианте читатель выбирает научное слово из предложенного перечня, пользуясь словарями, представляет его определение и ссылку на источник, затем размещает анимированный образ (картинку, символ), который соответствует слову (по мнению читателя).
Просветительский проект «В притяжении личности». Используя книги, сайты, журналы создайте вместе с ребятами ролики о российских ученых. Можно создать редакции: дикторов(готовим слайды и текст, дети озвучивают — мы делаем звукозапись), операторов, сценаристов, ведущих.
Нано-сказки». Что такое нано (расшифровка) Сочини нано-сказку на научную тему.. или об ученом. Или...
Арт-проект культурных встреч «МОСТ»: Мыслить. Открывать. Сотрудничать. Творить.
Цель: показать и сравнить достижения российской культуры и зарубежной (страна по выбору). 2011 год будет годом Испании в России, поэтому можно взять испанскую культуру.
Можно проводить в группах (работа с компом), или сделать самим и демонстрировать в виде виртуальных путешествий по странам
- Собрать коллекцию фотографий с памятниками архитектуры, живописи.
- Подготовить тексты с краткой информацией по теме проекта.
- Создать коллажи в творческих группах.
- Представить коллаж с помощью инсталляции «МОСТ».
Интерактивные выставки
Выставка-опрос. Если бы ты встретился с ученым, который знает обо все на свете, о чем бы ты хотел его спросить? Варианты оформления: ватман или листочки в форме.... (могут быть формы-ассоциации: цветок — вопросы по ботанике, ракета — о космосе...)
Выставка-вернисаж технической книги и поделки
Выставка «Научный календарь». Заготавливаются матрицы (продумать конкретные даты из истории русских открытий и изобретений), дети их заполняют. Потом всё сшивается в общий календарь, остается для работы.
Выставка-галерея «Великие ученые». Создается в течение НДК (или до нее). Ватманы, каждый посвящен отдельному ученому. Оформлен по шаблону. Графы заполняют сами дети:
- Биография
- Открытия
- иллюстрации по теме (портрет, об изобретении..)
- Мой вопрос...
В заключении — выставка в библиотеке: детские газеты+книги. Можно сфокусировать внимание на космосе и природе, т. к. это будут темы апреля.
Виртуальные выставки-презентации «Физические или химические явления», «Физический/химический натюрморт» (приборы) - много фоток+ мало текста
Праздники, массовые мероприятия
Праздник-игра «На балу у Королевы….». Праздник требует большой подготовки. В подготовительный период необходимо изготовить костюмы для представителей той или иной науки, разучить танцы. Науки и королевы выбираются и оговариваются заранее. Праздник проходит в большом зале. Распорядитель бала (ведущий) – библиотекарь. Ведущий представляет торжественно гостей. Гости исполняют танец-шествие «Полонез». Затем ведущий приглашает занять трон Королеву науки – Математики, Биологии, Истории и т.д. Приглашение на трон звучит в виде загадки. Гости должны угадать, какая наука взойдет на трон. Затем проводятся игры по книгам, но обыгрывается через фанты, маски и другие бальные атрибуты. Между играми гости танцуют «Математический вальс», «Историческую кадриль», «Биологическую польку», «Филологическую мазурку».
«Громкие чтения +» чтение познавательных книг+продолжение их ввиде игры, викторин, путешествий. Можно взять:
- Думин «Волшебные часы» из серии «Страницы истории нашей родины»,рассказы о Кулибине
- книги Константиновского «Почему земля — магнит», «Почему вода мокрая» и т. п.
- Книги серии «Белый город»
Мультимедиа-беседы, экскурсы, коллажи...» «Поэзия космоса», «Космос дарит вдохновенье», «Созвездие Гагарина» - история науки+песни+стихи+красивые слайды
Громкие чтения книги Лихачева «Письма о добром и прекрасном» можно организовать как шефскую работу: старшеклассники читают письма средним и младшим классам. По одному в день.
- «Обзор-путешествие», или «литературные фанты» по художественной литературе, посвященной науке, ученым. Ребятам предлагается предположить, о чём говорится в книге, по ее заголовку. Потом дается аннотация библиотекаря+видеофрагменты из фильмов-экранизаций:
- Беляев А. «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия»,
- Булгков М. «Собачье сердце»
- Гранин Д. «Иду на грозу».
- Грекова И. «Кафедра».
- Каверин В. «Открытая книга».
- Толстой А. «Гиперболоид инженера Гарина».
- Углов Ф. «Сердце хирурга».
Творческая мастерская «Одень книгу или Дефиле Аванты+».
Ребята — в командах. Командам выдаются разные тома «Аванты+». Задание — разработать суперобложку, закладку, подходящую по теме тОма.
Творческая мастерская «Пришельцы из космоса» . Громкое чтение + конкурсы
- Телемарафон «Тайны великих побед». Ежедневный непрерывный просмотр документальных фильмов. Познакомиться с фильмами можно в Интернете (наберите в поисковых системах название телепроекта)
- Видеосалон «Говорит и показывает «Академия». Используйте архив научных передач телевизионного канала Культура.
Полезные сайты
- Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) http://bse.sci-lib.com/
- Наука на телеканале культура http://www.tvkultura.ru/page.html?cid=576
- Популярная механика: портал о том, как устроен мир http://www.popmech.ru/rubric/theme/science/
- Портал на основе электронной версии журнала «Наука и жизнь» http://www.nkj.ru/
- Российская академия наук http://www.ras.ru/index.aspx
- Сетевая энциклопедия "Учёные России" http://www.famous-scientists.ru/about/
- «Химик»: сайт о химии http://www.xumuk.ru/organika/11.html
- Электронная библиотека «Наука и техника» http://n-t.ru/
- Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке http://elementy.ru/
А вот за ссылки на полезные сайты спасибо, очень пригодилось.
ОтветитьУдалитьЭто "СПАСИБО" - для областной детской библиотеки, все, что есть в этом посте, взято из их методички. Надеюсь, зайдут и увидят, что она работает)
ОтветитьУдалить