15 нояб. 2010 г.

Командировка. Российская национальная библиотека

Научно-практическая конференция "Современный читатель: эволюция или мутация?" прошла в Питере 10-11 ноября. Надо сказать,  общество было солидное (много ученых: и из библиотечной среды, и представители психологов, педагогов,  даже биологов), выступления интересные (а кое-где и интригующие). Так что огромное спасибо организаторам (РНБ, секция РБА по чтению...) за приглашение. Не пожалела, многое для себя взяла, пообщалась с очень интересными людьми.
Говорили о книгах . В рамках конференции состоялась презентация нового альтернативного учебника литературы "Литературная матрица".  Её представил Павел Васильевич Крусанов. Эту книгу писали писатели, думаю, многих заинтересует их взгляд на жизнь и творчество классиков. Жаль только, что тираж маловат - всего 3 тыс. экз. Насколько я знаю, книга поступила в магазины Москвы и Питера. Но мне удалось купить комплект (это два тома) прямо тут же, на конференции.
Кратко о некоторых выступлениях.
В.А.Бородина, профессор Санкт-Петербургского университета культуры и искусств поставила вопрос о необходимости уточнения понятий. "Эволюция и мутация" - это не одно и то же? Думается, что организаторы хотели смягчить более верное здесь слово "деградация". Интересный факт - проблемами чтения занимаются сейчас 43 научные дисциплины.
Вот это, на мой взгляд, важно. Сейчас нужно активнее использовать опыт смежных наук, это эффективнее и перспективнее, чем "вариться в собственном соку". Мы один такой проект сейчас ведем у себя - сотрудничаем с институтом социологии РАН .
Т.В.Черниговская, профессор Санкт-Петербургского университета (биолог) представила доклад "Эволюция знаковой грамотности: какие у нас перспективы?" Оказывается только у нас, у людей, есть способность критически мыслить, обучаться, распределять роли...
Но! Назревает серьезная опасность: ДИЗЛЕКСИЯ. Вам знакомо это слово? Это болезнь, нарушение письменной речи. Раньше таких людей можно было по пальцам сосчитать, а теперь, по примерным подсчетам, иногда в обычном классе таких ребят до 30 %..
В то же время растет число... э... гениев? мутантов? ... в общем, детей(учеников, студентов), которые НЕНОРМАЛЬНО развиты. Мда, эволюция с мутацией налицо, похоже нам грозит кастовое общество (это я из доклада цитирую))).
Т.Г.Галактионова, профессор питерского педагогического университета им.Герцена: "наука педагогика предполагает воспитание(зачем?) и обучение (как?). Зачем воспитывать и обучать понятно, а вот как это делать? В любой группе есть люди с разным видом интеллекта. По Гарднеру (это ученый такой) они делятся на лингвистический, музыкальный, логико-математический.. и т.д. Можно провести экспресс-диагностику, чтобы это выяснить. Задать вопрос: что ты выберешь, чтобы узнать о чем-то лучше (прочитать, услышать, увидеть, потрогать...). Узнав о преобладающем  канале познания можно использовать его для приобщения к чтению".
Все хорошо, но в одной группе (классе) могут оказаться дети с разными видами интеллекта. Думаю, выход один: изучать разные методики и синтезировать их на наших библиотечных занятиях.
Это, конечно, далеко не все и очень кратко. Я тоже выступала с докладом "Детская библиотека 21 века: поиск новых форматов общения с читателями". В результате получила предложения от МГУ и СПГУКИ о написании диссертации... Вот сижу теперь в растрепанных чувствах и сомнениях, и думаю, есть ли в этом смысл :-(

3 комментария:

  1. Ну,если найдете смыслы,думаю,будет здОрово. А в блоге будет написано:автор - кандидат каких-нибудь наук.Очень солидно!Любая конференция - стресс для мозга:-)Масса эмоций,волнение в душе,словом,для здоровья полезно очень. дай бог,чтобы обсуждения,исследования все-таки имели реальную практическую пользу. Чтоб уж совсем не мутировать:-)

    ОтветитьУдалить
  2. Интересно, спасибо за рассказ.
    Грустно... про мутацию, но это, увы, мы это наблюдаем повсеместно.
    А диссертация - дело серьёзное и трудное, но смысл, наверное, есть. Хотя каждый решает для себя: зависит от возраста, амбиций, различных обстоятельств...

    ОтветитьУдалить
  3. То, что учиться здорово - согласна. Не из-за подписей, а просто я люблю учиться и делаю это с удовольствием. Даже если окружающим непонятно, ЗАЧЕМ?. Но... нужно ли это мне в официальных рамках, для получение "корочек"? Вот здесь зарыта моя "собака сомнений".
    Как-то подруга, уже защитившая диссертацию, ответила мне так: "ты закончила институт? Почувствовала свой рост по сравнением с уровнем окончания школы? Так вот диссертация - это по личным ощущениям подъем на десять ступенек выше, чем ступенька "школа-институт". Беда в том, что без научного руководителя вряд ли получится выстроить работу самостоятельно".
    Командировки - да, согласна))). Я люблю командировки и даже периодически сама напрашиваюсь на них, когда нахожу для себя что-то интересное. Так и здесь получилось.

    ОтветитьУдалить