Основные направления изменения личности современного человека в условиях информационного общества
ХаритоновАнатолий Евгеньевич, аспирант Московского государственного областного гуманитарного института,г. Орехово-Зуево http://psynet.ucoz.ru
Недавно предложенный термин«психология Интернета» (Wallace, 1999) ужепрочно вошел в современные научные публикации, посвященные виртуальности иВсемирной Сети. Это не случайно, так как уровень проникновения Интернета,например, в России стремительно растет. По данным исследования ROMIRMonitoring,во втором квартале 2007 года аудитория российского сегмента Сети составила 21%от общего числа россиян, то есть около 25 млн. жителей России в возрасте от 18лет и старше. Для сравнения, в 2006 году пользователей насчитывалось около 15%(17 млн. человек). Таким образом, аудитория выросла на 60%. Но пока наша странапо уровню интернетизации сильно отстает от развитыхстран. В Западной Европе численность пользователей достигает 270 млн., а в США– 250 млн., в странах Азии – 600 млн. Таким образом, человечество все активнееосваивает новую для себя среду жизнедеятельности.
В экологической психологииИнтернет относят к так называемой Информационной среде (ноосфере), окружающейсовременного человека. Ее роль в повседневной жизни и профессиональнойдеятельности современного общества трудно переоценить. Объем воспринимаемойинформации индивидом за несколько десятилетийвырос многократно, что, несомненно, отразилось на уровне развития всехпсихических процессов. Особенно актуально представляется исследование влияния Интернет-деятельности на развитие личности, так как всебольшее количество не только взрослых людей, но и подрастающего поколенияполучают доступ к Всемирной Сети, а правительство реализует национальнуюпрограмму «Электронная Россия», в которую включено оснащение всех школ страныкомпьютерами с доступом в Интернет.
Одной из основных тем изучения влияния Интернета на личность явилась проблема Интернет-аддикции,зависимости от поиска информации, коммуникации в Сети и других видахдеятельности человека в информационном пространстве Всемирной Паутины. Это во многом обусловлено тем, что по наблюдениям К. Янг формирование устойчивойзависимости у 25% пользователей Интернета происходит в первые полгода работы, 58% становятся аддиктами за второе полугодие, а 17% по прошествии года.Согласно этим данным и с учетом растущей аудитории Сети, проблема Интернет-аддикции становится актуальной для информационногообщества, и в будущем будет играть большую роль для психического здоровья человека
новой информационной эры.
В чем же состоитпривлекательность Интернета? Сеть предоставляет массу возможностей человеку нетолько получить информацию, необходимую ему для профессиональной деятельностиили в повседневной жизни, но и самореализоваться средитаких же пользователей, что не всегда возможно в реальном мире. В данном случаеинтересным представляется исследование мотивации деятельности человека вИнтернете, проведенное Арестовой О.Н., БабанинымЛ.Н., Войскунским А.Е. Авторы проводят лонгитюдное исследование с 1992 года, считая, что «одним изважных аспектов психологического исследования нового вида деятельности являетсяизучение ее мотивационной регуляции». Участие в исследовании являетсядобровольным, а целевая выборка постоянно увеличивается. Так, в 1992 году былополучено всего 170 ответов на анкету, рассылаемую с помощью Сети, а в 1998 годууже 950 ответов.
В ходе исследований авторывыделили основные виды мотивов, которые «репрезентируют основные описанные впсихологии виды мотивационной направленности личности: продуктивную,социально-коммуникативную, познавательную, развивающую».
В последнее время Интернетвсе чаще используется не только для поиска информации или для профессиональнойдеятельности. Все больше пользователей начинают коммуницироватьчерез Сеть, создавая так называемые «социальные сети» - «веб-сайтыс возможностью указать какую-либо информацию о себе (школу, институт, датурождения и другое), по которой вас смогут найти другие участники сети» («Википедия»). Например, самая многочисленная социальная сетьроссийского сегмента Интернета (odnoklassniki.ru) в настоящее время насчитывает 10 млн.зарегистрированных участников (данные сайта odnoklassniki.ruна 6.02.2008).
Еще одним явлением,подтверждающим увеличение роли Интернета в межличностной коммуникации, явился блог. Из статьи в «Википедии»: «Блог (англ. blog, от weblog, «сетевой журнал илидневник событий») — это веб-сайт, основное содержимоекоторого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны не длинные записи вре́менной значимости». Характерной чертой блога является то, что другие пользователи могуткомментировать все выкладываемые автором материалы в личном дневнике.Получается, что пользователь, открывший блог,сознательно выкладывает на всеобщее обозрение свою жизнь, надеясь таким образомпривлечь внимание окружающих к себе, найти собеседников со схожими интересами.Таким образом, все больше реальных людей оставляют след своей личности ввиртуальном пространстве, обеспечивая информационную среду «очеловечиванием».
Коммуникационные возможностиСети, в общем, социальных сетей и блогов, вчастности, очень обширны. Любой пользователь может найти такой кругсобеседников, в котором ему наиболее комфортно общаться. Соответственно впериод активной социализации молодой пользователь предпочтет виртуальноеобщение реальному, в котором гораздо легче найтипсихологически совместимую группу общения.
С другой стороны,коммуникация посредством Интернета (за исключением видеочатов)предоставляет обоим собеседникам значительную анонимность, что обуславливаетбольшую открытость и психологический комфорт в процессеобщения, обмена мнениями. Это является важным фактором для людей, имеющихнизкую самооценку. Так, в рамках исследования образа Я жителей российскогоИнтернета, Чудовой Н.В. было отмечено: 20%пользователей обладают низкой самооценкой, 40% «нереалистическими инедифференцированными представлениями о себе и своем месте в жизни», 20%оценивают свою «независимость» как очень высокую, что свидетельствует освоеобразной обособленности человека от окружающих. Этим людям действительноудобно общаться с другими людьми опосредованно компьютером. Это, возможно,освобождает их от испытываемого ими психологического дискомфорта во времяличного контакта.
Итак, можно утверждать, чтоИнтернет перестал быть только средством получения информации, но и занялзначительное место в жизни современного человека. Сегодня в Сети можно нетолько найти необходимую информацию, но и познакомится, развлечься, сделать покупки,пообщаться с друзьями и т.п., вынуждая пользователя с каждым днем все большепроводить время в виртуальном пространстве. Для современной психологии вконтексте всего сказанного выше особенно актуальной задачей должно статьизучение влияния Интернет-активности на личностьчеловека. Следует внимательно изучить зависимость от времени проведенного вИнтернете на развитие способностей подрастающего поколения, которое в настоящиймомент является наиболее активными пользователями Интернета.
В современной научнойлитературе уже имеются некоторые исследования в области психологии Интернета.
Так, в университете Карнеги-Меллона в результатепродолжительного исследования было выявлено, что постоянное использованиеИнтернета не только на рабочем месте, но и дома ведет к сокращению семейного общения, разрыву социальных связей, возникновению депрессий.
Следует так же отметитьхарактер деятельности субъекта в Интернете. Это все менее предметнаядеятельность, ведь информация воспринимается в виде текстовых структур и изображений.Следовательно, это не может не влиять на развитие способностей, ведь способностичеловека развиваются благодаря внешнему воздействию окружающего мира и отраженияего в сознании. В настоящее время происходит увеличение темпа жизни,расширяется поток информации, воспринимаемой субъектом и его сознанием.
В первую очередь в ситуацииинформационного общества должны адаптироваться перцептивныеспособности, должна увеличиваться скорость, объем и точность восприятияинформации современным человеком. Процессы восприятия являются наиболее важнымив непосредственном контакте субъекта с окружающим миром. «Восприятиепредставляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств ичастей при непосредственном воздействии их на органы чувств», - писал в своейработе В. Д. Шадриков. Восприятие является связующимзвеном, основной системой, связывающей внутренний мир человека и окружающую егосреду. Воспринимаемая информация из физического мира и Интернета имеетсовершенно разную природу. Современное общество все больше оперирует непредметами, а образами, в результате чего многократно развиваются не толькоспособности восприятия, но и мыслительные процессы, в особенностисловесно-логического и наглядно-образного типа. В этот процесс вовлечены такжеспособности представления и воображения. Это необходимо для полученияинформации по современным каналам связи, таким как телевидение, радио,Интернет.
Полученная субъектоминформация должна надежно сохраняться в памяти, а значит должны развиваться и мнемические способности человека. В особенности следуетотметить, что не вся воспринимаемая информация должна сохраняться в памяти. Вэтом случае развитие мнемических способностей должнопредполагать развитие избирательного запоминания именно того, что связано с субъектом,что отвечает его интересам, склонностям, т.е. имеет важноезначение для успешной деятельности. Это позволяет избежать«информационных перегрузок» психики человека лишней информацией,непосредственно к нему не относящейся.
Следует также вспомнить иразвитие психомоторных способностей, от которых зависит точность выполняемыхчеловеком действий. Современные технические приборы все более усложняются,требуя от пользователя аккуратного и точного оперирования. В этом контекстестоит упомянуть об участившихся случаях карпальноготоннельного синдрома, вызываемого работой на компьютере. Длительныеоднообразные движения кистью (характерные движения во время работы компьютерноймышью или на клавиатуре), усугубляющиеся неправильным положением рук на работе,приводят к постоянному возникновению микротравмсосудисто-нервного пучка и окружающих тканей. Через некоторое времявозникает воспаление, отек тканей, что приводит к еще большему сдавливаниюнерва.
Проблема изучения влияниядеятельности субъекта в Интернет-среде еще далеко неизучена. Можно даже утверждать, что мы находимся только в начале путиисследования последствий Интернет-активности наличность. Следует выяснить насколько феномен «социальных сетей» и блогов может заменить реальное общение для человека. Интереснымпредставляется и феномен «тысячников» (выражениеиспользуемое маркетологами для характеристикинаиболее популярных персонажей в социальных сетях и блогах)– являются ли они и в реальной жизни лидерами мнений. Действительно лииспользование Интернета в быту ведет к структурным изменениям не только психики,но и направления развития способностей субъекта. Важной проблемой по-прежнемуостается Интернет-аддикция, проявляющаясяв сильной зависимости от компьютера и Интернета. На сколько это опасное явление.Какое оно получило распространение среди современных пользователей.
В настоящий же момент можноутверждать, что Интернет, как «пятое измерение», новая сфера жизнедеятельностичеловека, состоялась. И в скором времени будет играть всебольшее значение в повседневной деятельности каждого жителя планеты.Поэтому в задачи современной психологии входит всестороннее изучение этой новой«среды обитания» современного человека.
Список используемойлитературы:
1. АрестоваО.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. -Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета // 2-аяРоссийская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС.2000. - С. 245-246.
2. «Википедия»// ru.wikipedia.org
3. ВойскунскийА.Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде// 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: ЭкопсицентрРОСС. 2000. - С. 240-245.
4. ВойскунскийА.Е. - Психологические исследования феномена интернет-аддикции// 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС.2000. - С. 251-253.
5. ШадриковВ.Д. Психология деятельности и способности человека // М.: Логос. 1996
6. Чудова Н.В. - Особенностиобраза Я "жителя" Интернета // 2-ая Российская конференция по экологическойпсихологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС.2 000. - С.269-270.
2. «Википедия»// ru.wikipedia.org
3. ВойскунскийА.Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде// 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: ЭкопсицентрРОСС. 2000. - С. 240-245.
4. ВойскунскийА.Е. - Психологические исследования феномена интернет-аддикции// 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС.2000. - С. 251-253.
5. ШадриковВ.Д. Психология деятельности и способности человека // М.: Логос. 1996
6. Чудова Н.В. - Особенностиобраза Я "жителя" Интернета // 2-ая Российская конференция по экологическойпсихологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС.2 000. - С.269-270.
Комментариев нет:
Отправить комментарий