15 янв. 2011 г.

Работа с книгой "Маленький принц". НДК-2010


Проанализировала нашу работу и написала статью, которая пока нигде не вышла))). 
Валентина Александровна Бородина  (профессор СПГУКИ) дала и статье-анализу, и самой работе библиотеки  высокую оценку.  
Мы читаем «Маленького принца»
(размышления о работе с книгой Антуана де Сент Экзюпери)
«Одна голова хорошо, а две лучше» - подтверждение этой старой поговорки встречается на каждом шагу, в том числе и в нашей библиотечной профессии. Мы учимся друг у друга, черпаем вдохновение и генерируем инновации, услышав случайно оброненную фразу коллеги, читая статьи в наших специальных журналах или общаясь в командировках. А благодаря Интернету горизонты общения расширились невероятно.
То, что библиотекари, и в частности, работающие с детьми — люди творческие и большей частью альтруисты, готовые безвозмездно делиться друг с другом своими наработками, давно известно. Наверно, поэтому, несмотря на все кризисы, фонтан библиотечных идей бьет ключом и продолжают жить библиотеки.
Вот и мы решили поделиться своими размышлениями, которые появились в ходе анализа  нашей работы с одной книгой. Тем более, что, если бы не случайное знакомство со статьями коллег, живущих в разных уголках России, вряд ли бы мы решились так глубоко и разносторонне проработать тему. А тут – поверили, что все возможно, заручились поддержкой верных друзей – школьных библиотекарей, и… сделали.   Причем сделали так, что дети, выходя с библиотечных занятий, говорили нам: «спасибо за праздник! А когда приходить в следующий раз?». И от педагогов школ города и родителей пошел положительный резонанс: «Если бы не детская библиотека, то «Маленький принц» прошел бы мимо наших детей…». А это ли не высшая оценка нашего труда?
Как пришел к нам «Маленький принц?»
Неделя детской и юношеской книги-2010 стала для нас экспериментальной.  Готовиться к ней мы начали почти за полгода. Тогда методическое объединение школьных библиотекарей вышло с инициативой объединить усилия и провести в преддверии НДК.  совместный конкурс. Детские и школьные библиотекари должны дружить и тесно взаимодействовать, ведь у нас  общая цель — сделать встречу Ребенка и Книги праздником. Объединение  наших усилий может дать удивительные результаты. К счастью, мы давно и тесно сотрудничаем.
Конечно, идею мы поддержали. Но какую книгу сделать ключевой в НДК? Подсказку нашли в календаре знаменательных дат: 2010 год – Год Франции в России, 110 лет со дня рождения писателя, летчика, погибшего в годы Второй мировой войны, Антуана де Сент Экзюпери. И единогласно было принято решение – работаем с «Маленьким принцем»!
Изначально мы хотели сделать акцент только на среднем и старшем звене - книга-то сложная, многогранная. Кроме того, как известно, подростки -  переломно-проблемная группа в плане чтения и посещения библиотек, мы решили   попробовать привлечь их через конкурс, который гарантирует приход победителей на заключительное мероприятие – открытие НДК-2010. Это тоже стало аргументом в пользу нашего выбора
  Но здесь взбунтовались учителя младших классов  – они-то всегда активно  участвовали  в библиотечных конкурсах,  уже привыкли к этому и хотят участвовать. А вот как «Маленького принца»  подать – не знают. Это не традиционные  Барто с Михалковым и Чуковским, разработок-то нет, в школьную программу не включено…
С вами бывало такое, что, когда углубленно работаешь по какой-то теме, как специально начинают попадаться именно те материалы и статьи, которые крайне необходимы? У нас так и произошло. В Интернет-конференции, которую проводила Свердловская   областная детско-юношеская библиотека в конце 2009 г., был представлен мастер-класс профессора кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ  Валентины Александровны Бородиной  по «Маленькому принцу» (см. http://www.uraledu.ru/node/26467). Он оказался очень своевременным для нас – такая помощь, кладезь идей и приемов по работе с произведением.  А главное – мы поверили, что сможем донести эту книгу и до младших школьников. И в результате  смогли разработать свои занятия по книге. Вот так и получилось, что возрастные рамки участников расширились, мы охватили все группы школьников. Конкурс проходил с 20 января по 10 марта 2010 г.. В общей сложности  в нем приняли участие 1,5 тысячи ребят с 1 по 10 класс. 
Естественно, любой конкурс предполагает большую подготовительную работу, проведение бесед и занятий с детьми, привлечение их к творческой деятельности. На этом этапе мы сделали три мероприятия, которые проводили как в школах, так и на базе  нашей городской детской библиотеки. Это:
- развивающее занятие для младших школьников (работа с неподготовленной аудиторией),
- обсуждение книги для 5-7 классов (для ребят, прочитавших произведение);
-библиотечный урок–знакомство с методами сжатия текста и развития критического мышления  (чтобы дать детям идеи-подсказки для оригинальных отзывов и сочинений).
 В общей сложности сотрудниками Городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина на этом этапе было проведено около 40  таких мероприятий. И, конечно же, огромную работу по привлечению детей и подростков проделали школьные библиотекари и педагоги.
 Заключительный праздник и вручение призов победителям прошел в два этапа (для младшей и старшей возрастной групп) в день открытия НДК. Если будет интересно, посмотрите Интернет-статью: http://pravsarov.ru/?page=news&view=315.

Казалось бы, конкурс закончился, можно закрыть тему, тем более, что столько уже сделано…  Но в библиотечных душах творчество уже закипело, и вулкан идей продолжал извергаться. Мы еще не обо всем рассказали детям!  Да и сами ребята не хотели расставаться с полюбившимся героем.
Так что  в Центральной детской библиотеке работа продолжилась  и в дни НДК-2010.
 Малыши (1-4 кл.) путешествовали «по планетам с Маленьким принцем». Это три  совершенно разные по наполняемости  встречи, объединенные общей идеей:
- планета Синема: её ведущая, Алиса Селезнева, предложила детям найти друзей для Маленького принца в Галактике Мультфильмов, снятых по книгам;
- на второй планете Звездочет рассказал ребятам о созвездиях и предложил «зажечь» на небе путеводные звезды для всех странствующих в космосе путешественников. Так у нас появились звездочки «Улыбка», «Дружба»,  «Надежда», «Мечта» и др.;
- а на планете  самого Маленького принца ребята  еще раз перелистали страницы полюбившейся книги, многое узнали о жизни автора, вспомнили главные законы дружбы и полюбовались закатами....

Удавшимся экспериментом стало разделение каникулярных встреч по возрастным группам. Старших ребят (5-10 кл.)  мы пригласили принять участие:
- в  литературно-музыкальной  слайд-презентации «Откуда я родом?» (по биографии Экзюпери).
- в интерактивной выставке «Шерше ля…France» (цель её – познакомить подростков с Родиной писателя).
А в день закрытия НДК-2010 (опять же в два этапа, для разных возрастных групп), подвели итоги и наградили самых активных участников каникулярных встреч.
Вот так  у нас была построена работа с удивительно мудрой книгой Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц». Но хотелось бы подробнее остановиться на подготовительном этапе, вернее, на анализе  работы с малышами и вводном занятии для них, поскольку именно здесь сразу же возникли проблемы, и мы смогли найти пути их решения. Будем рады, если наши размышления помогут коллегам в работе.
Как уже было сказано выше, нам пришлось повоевать с педагогами начальных классов – они очень хотели участвовать в конкурсе, но утверждали, что малыши эту книгу не поймут, работать с ней нельзя. 
Именно поэтому мне (как методисту, отвечающему за проведение работы в рамках НДК) пришлось экстренно разрабатывать мероприятие для начальных классов и проводить показательные открытые уроки для педагогов и библиотечных сотрудников – все-таки, когда объясняешь «на пальцах», это понятнее. А потом мы вместе обсуждали то, что получилось.

О развивающем занятии для младших школьников
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
Применяемые приемы и методики:
- краткий пересказ
- комментированное чтение отдельных глав
- элементы театрализации
- идентификация мнения библиотекаря
- опорные слова
- синквейн
Наглядное и звуковое оформление:
- клипы на песни Валерии «Звездная страна» и Кати Рябовой «Маленький принц»(детское Евровидение-2009)
- электронная слайд-презентация
Что задумывалось: предчтение, которое должно дать посыл к чтению, заинтересовать. 
Вопрос : можно ли данное произведение  полноценно подать младшей возрастной группе за одно занятие?   Я думаю, что нет. Если все-таки есть рецепт (рыба, примерная схема), как это сделать, то я его не нашла, хотя пыталась. 
 Проблема была в том, что у нас запросы пошли от педагогов  1-2классов (мастер-класс В.А.Бородиной все-таки больше подходит для работы с 3-4 классами и рассчитан на подготовленных детей). Единицы первоклашек способны самостоятельно прочитать всю книгу, а самостоятельно понять ее – думаю, никто. Даже мне, взрослому человеку, понадобилось три часа на ее прочтение. Как писала В.А.Бородина, «работать с этой книгой можно начинать в любом возрасте». Но именно работать, и не один день.  Если говорить о младшем возрасте, такая работа получится при условии, что книгу понимает, прежде всего, взрослый, и не только понимает, но умеет эмоционально и с выражением читать (если не будет объяснять). Если он обладает способностью донести смысл до детей разного возраста (если соберется все-таки поговорить о книге с ребенком),  а здесь опять «вилка» в том, как подать материал младшим, среднему звену, старшеклассникам.
Какова  была моя главная цель при разработке этого занятия? 
 Дать подсказки младшим школьникам (а в большей степени педагогам и родителям), чтобы они смогли массово участвовать в конкурсе (напоминаю - мы на это не рассчитывали).
Вместе со школьными библиотекарями стали искать и пробовать разные пути :
·         Нашли мультфильмы и худ.фильм, раздали в школы для просмотра в младших
классах. Не пошло – экранизации не слишком удачные, скучные. Дети то засыпают, то плачут.
·         Одна из школьных библиотекарей устроила громкое чтение (на это у нее ушло три
урока с каждым  классом. Если в параллели по два класса, умножить на четыре, умножить на три урока…Думаю, Вы поняли. Так и надорваться недолго).  Но такую работу могут и должны  провести и родители, и педагоги,  и  библиотекари,  т.е. должны вести параллельно, дополняя друг друга. Эта работа хоть и не поголовно, но велась. Были классы, которые попросились  на наше мероприятие  уже после того, как прочитали сказку с родителями. Дети сказали, что им многое стало понятно, учителям понравился подход в подаче книги. На уроках они это делают по-другому. 
            Но большинство запросов было - провести занятие (одно) по книге на неподготовленных детей, поскольку педагоги и родители не знали, с чего начать.   Вот мы и начали.

А теперь по поводу самого сценария – о замечаниях  моих коллег, педагогов, и то, что я увидела сама уже позже. Ниже я привожу сценарий занятия в том виде, как он прошел на детей.
Портрет и автор.
1. В занятиях, которые проводила я сама, портрета не ставила, об авторе говорила лишь одну фразу – знаменитый французский писатель. Все. Я сознательно не хотела его брать, по-моему, это отдельная тема для разговора. Я споткнулась на нем, когда села писать обсуждение для 5-7 кл. С первой же фразы посвящения: «Леону Верту, которому сейчас плохо и тяжело…». Почему тяжело? Что с ним? Где он? – и отсюда у меня вытащилась Франция 1942 года, друг-еврей, фашизм, Вторая мировая война… И я решила с малышами в эти дебри не лезть, потому как времени в обрез, по санитарным нормам занятие для первоклассников должно длиться не более 35-40 минут.
Но педагоги заметили отсутствие портрета, посоветовали его обязательно ставить и два-три слова о писателе говорить. Это педагогический прием при знакомстве с новым  литературным именем. Не стала возражать, хотя в свое занятие не дописала краткую биографию, а  другие наши сотрудники это сделали для себя сами.
Я очень старалась втиснуться во временные рамки.  Сократила все, что могла. Но мои коллеги подсказали еще кое-что – начало занятия (до истории самого принца) убирается безболезненно, не надо ни шляпы, ни Сахары, ни летчика. В моей разработке все это не несет какого-то ключевого смысла.
Я же, вводя краткий пересказ о мальчике-шляпе-летчике, преследовала  совершенно конкретную мысль, которую до конца не довела (просто забылась, когда увлеклась выстраиванием занятия), а вспомнила уже во время обсуждения. Я хотела вывести ребят на  еще один вопрос: не только почему появился Лис, но и почему, зачем и когда в жизни летчика появился Маленький принц?  Но сейчас, думаю, все-таки лучше это убрать вообще, по рассматриваемым сюжетам трудно поймать эту мысль, особенно малышам.
Полезность, информация, знание и понимание того, о чем речь
Занятие я писала, ориентируясь подсознательно, после первого занятия  сделала кое-где корректировку, учитывая реакцию детей – разъяснение-повторение новых слов, проведение параллели планета-дом-принц-мы. 
На втором открытом уроке наши библиотекари и педагог отметили, что этот ход правильный и очень важный для данной возрастной группы – сначала должно идти понимание, через него уже идет эмоциональное восприятие. В этом возрасте понимание можно облегчить, проведя параллель с самим ребенком, с его жизнью, опытом.
Педагог отметил оптимальность выбранных для чтения сюжетов (главы 8, 20, 21), т.к. в жизненном опыте малышей уже есть понятия о дружбе, о доме. Библиотекари предложили добавить параллель «роза-капризы-ты-капризничаешь?-это нравится твоим друзьям, близким?».
В моем первом, более полном варианте занятия были еще и планеты (краткий пересказ), но убрала, поскольку было вынесено общее библиотечно-педагогическое решение – эта часть книги плохо связывается с жизненным опытом, будет малопонятна, если не читать книгу целиком.
Уже после написания занятия наткнулась на пару статей по психологии детского чтения и восприятия информации, где все это подтверждается – эмоциональный ряд малышей еще не устойчив, не вся гамма чувств им знакома, знакомство идет именно через знание-понимание… 
Физкультминутка. Она попадает примерно на 7-8 минуту занятия, не лучший вариант - слишком рано. Но педагог, отметив это, горячо высказался за то, чтобы обязательно ее оставить.   Библиотекари тоже согласились, хотя  здесь могут быть и другие варианты тем  и времени динамических пауз.
Эмоции и импровизация. В занятии не прописано, но мы  говорим о красоте цветов, о том, как они прекрасны. Приходится много импровизировать, ориентируясь на реакцию детей. Разговор идет более живой и  эмоциональный,  чем то, что представлено в сценарии. Есть и слова восхищения, и рассказы, кому какие цветы нравятся больше, и о том, как приятно поваляться на лугу в цветах, и как радуется мама, если ей дарят цветы… И недоумеваем – в том месте, когда говорим о встрече принца с розами и его мыслях: «Моя роза хочет меня унизить…». Вместе с детьми удивляемся: как же он еще не понял, что она его любит, ведь она ему уже это сказала при расставании?
Идентификация мнения библиотекаря.
Кстати, педагоги  эту методику отметили, хотя и не знали ее. Они были изумлены, как хорошо реагируют дети, если библиотекарь выссказывает восторг,  страх, сомнения и т.п. от своего лица.
Как таковую, в открытом виде, я  ввела идентификацию своего мнения только во фразе «Я бы испугалась, если бы оказалась одна в пустыне…», по ходу занятия кое-где мы вводим ее экспромтом, но это не всегда получается. Мы ведь не просто читаем, а играем роль, идет театрализация. Голосом и акцентами можно сыграть очень многое, а вот выход из роли и эмоция уже от лица библиотекаря, а не героя – это не так-то просто и не всегда адекватно воспринимается детьми, можно только все испортить.
Про синквейн.
Я не разъясняю, как писать синквейн. Мало того, я вообще не говорю, что мы составляем синквейн, чтобы не пугать малышей таким сложным непонятным словом. Мы задаем вопросы по методике синквейна: Кто? Какой? Что делает?...
В.А. Бородина берет не синквейн, а лингвистические модели. Я сначала тоже хотела, но потом попробовала составить такую модель сама и поняла, что это не легче, чем синквейн. По крайней мере, для меня. Разница – в четвертой строчке:
- в синквейне – это ключевая фраза-мысль (я упростила, заменив на  более понятные малышам вопросы: какой у нее(у него) характер? Что мы можем о нем сказать? Зачем он пришел в эту сказку? (это для Лиса)
- в лингвистической модели – это ответ на вопрос как? – нужно подобрать четыре слова.

А после первого занятия  иногда убираю  последнюю строку (с некоторыми классами) – слово-синоним, ассоциация к 1-й строке. Для детей это оказалось трудно, отвечали с нашими подсказками.
Сценарий занятия
Итак, встреча-размышление над страницами книги Экзюпери «Маленький принц».
Некоторые рекомендации по проведению занятия:
           1.По ходу рассказа, чтения эпизодов и демонстрации слайдов возможно включение  в занятие кукол – Маленький принц (кукла-мальчик), Роза, Лис.
           2. Важно акцентировать внимание школьников на новых, незнакомых  или малопонятных словах, проговаривая их хором и разъясняя смысл (баобабы, кокетка, приручить...).
           3.Игровое задание по синквейну можно проводить в двух вариантах:
·                   приглашать желающих примерить костюм героя и рассказать о нем (в этом случае другие ребята дополняют одноклассника с места);
·                   работа в парах: на столы раздаются карточки с характеристиками героев, ребята должны выбрать из предложенных карточек те, слова на которых соответсвтуют тому или иному герою.
           4.Перед занятием необходимо узнать, знакомы ли ребята с историей Маленького принца.

           В данной разработке редставлен вариант метоприятия  для неподготовленных детей на двух ведущих. Громкое чтение и комментирование идет по ролям.

Видеоклип – песня Валерии «Маленький принц»
1. Добрый день, друзья!
Сегодня мы вам расскажем удивительную историю, которая стала знаменита на весь мир. Ее поведал людям французский писатель Антуан Сент-Экзюпери. Он написал книгу, которая называется  «Маленький принц» (показывает книгу). И песня, которую вы сейчас услышали, появилась благодаря этой книге.

2.Многие считают, что это сказка, но вы-то знаете, что в каждой сказке есть доля правды?  Ведь недаром народная мудрость говорит: сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Вот и мы сегодня с вами перелистаем страницы этой сказки и попробуем понять – какой урок скрыт в ней? О чем эта сказка? Итак, слушайте внимательно

1.Краткий пересказ:
Итак, жил-был  на свете один мальчик. Однажды, когда ему было  шесть лет, он прочитал книжку про животных джунглей и узнал удивительную вещь. Оказывается, удав  глотает свою жертву целиком, и потом полгода лежит без движения и ждет, когда же она переварится. Это так поразило мальчика, что он несколько дней ходил и думал об этом, а потом… нарисовал такой рисунок:
Слайд 1 – «шляпа»
- Как вы думаете, что это?
Доп.вопросы:
- О чем я только что вам сказала? (удав глотает добычу целиком).
- Что же проглотил удав? Давайте вспомним, какие животные живут в джунглях?…. Да, действительно, это слон.

2. Это был рисунок удава снаружи, однако взрослые утверждали, что это шляпа. Взрослым всегда нужно все объяснять, поэтому мальчик сделал еще один рисунок — удава изнутри.
Слайд 2 – слон в удаве
Тогда взрослые посоветовали мальчику не заниматься ерундой. И мальчик больше никогда ничего не рисовал, а когда вырос, стал летчиком, но по-прежнему показывал свой первый рисунок тем взрослым, которые казались ему разумнее и понятливее остальных, — и все отвечали, что это шляпа.  И летчик жил в одиночестве, пока не случилось одно важное событие в его жизни.
Это произошло в  пустыне Сахара. Что-то сломалось в моторе самолета: летчик должен был исправить его или погибнуть, потому что воды оставалось только на неделю. А вокруг на много миль  - ни одной живой души.
Слайд 3 – самолет
-        (идентификация мнения библиотекаря): Вы знаете, я бы на его месте очень испугалась и потеряла надежду на спасение. А вы?
(обсуждение  с ребятами)
1. Но на рассвете летчика разбудил тоненький голосок — крошечный малыш с золотыми волосами, неведомо как попавший в пустыню, попросил нарисовать ему барашка. Изумленный летчик не посмел отказать, но сначала все-таки  нарисовал ему свой первый рисунок, который никто не понимал. И – о чудо! – его новый знакомый сказал, что просил нарисовать не слона в удаве, а барашка! Это был первый человек, который сумел понять рисунок, и он был ребенком. Откуда же вдруг появился этот малыш?

-Как вы думаете, откуда мог взяться в пустыне этот мальчик? Кто он? Давайте пофантазируем.

Слайд 4 – Маленький принц на своей планете

2. А вот что говорится об этом в сказке. Наш летчик скоро узнал, что мальчик – это Маленький принц, он прилетел с далекой  планетки, совсем крохотной. Он жил там один,  и ему, конечно же, очень нехватало друга.  Единственное развлечение, которое у него было - смотреть на закат.  На планете принца есть три вулкана – они тоже совсем маленькие. Один вулкан – потухший – служит ему табуретом, а два других – действующие – на них удобно разогревать обед. Если вовремя их чистить, то они будут гореть ровно  и спокойно.

-        У Маленького принца было твердое правило, которое он выполнял ежедневно: «Встал поутру, привел себя в порядок, и сразу приведи в порядок свою планету». Ведь планета — это его дом.
Слайд 5 – Маленький принц убирает свою планету
- А у нас с вами есть такой дом? Как он называется? (Земля)
- Наверно, у многих из вас так же, как у Маленького принца есть правила, которые вы выполняете ежедневно. Что вы обязательно делаете, встав утром? (умываемся, чистим зубы, одеваемся, делаем зарядку..).
- А убираете за собой? Помогаете маме убираться по дому?
- А нужно ли заботиться о нашем общем большом доме — о Земле? Что может случиться, если не убирать за собой? Не заботиться о чистоте окружающего мира?

2.Так вот, Маленький принц на своей планете каждый день   прочищал  вулканы, а также выпалывал ростки баобабов, которые постоянно прорастали из земли. 

Слайд 6 – фото баобаба

- Вы знаете, что такое баобабы? Это деревья, которые вырастают очень-очень большими. Давайте повторим это слово все вместе: «БАОБАБЫ». На нашей большой планете они никому не мешают. Но ведь у принца была совсем крохотная планетка,  для нее баобаб — это сорняк, который может все заполонить.
Летчик не сразу понял, какую опасность представляют баобабы, но потом догадался и, чтобы предостеречь всех детей, нарисовал планету, где жил лентяй, который не выполол вовремя три кустика. Смотрите, что случилось с его планетой:

Слайд 7– рисунок  Экзюпери с баобабами

1. Мы надеемся, что вы так же, как Маленький принц, всегда будете неукоснительно выполнять правило…
- Какое? Кто запомнил? Правильно: «встал поутру, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету».
И мы предлагаем вам немного отдохнуть – встать и поиграть.

2. Динамическая пауза
Встану рано поутру (встаем, руки вверх)
И порядок наведу (руки  в стороны)
Умываюсь, чищу зубы (движения как при умывании)
Постель заправить не забуду (как бы расправляющие горизонтальные движения руками).
Сразу сделаю зарядку (движения-рывки у груди),
Соберу в портфель тетрадки (складывающие движения),
Маме милой улыбнусь (улыбаемся друг другу),
И в квартире приберусь («подметающие» движения).
И в хорошем настроеньи
В школу я бегом помчусь (маршируем на месте).
Молодцы, ребята, садитесь.
2. Маленький принц задавал летчику очень много вопросов, а вот сам почти ничего не рассказывал, и все время думал о чем-то. Но однажды летчик узнал, что занимает мысли и так сильно волнует его друга. Вот что рассказывает летчик в своей книге:
Комментированное чтение гл. VIII:
    1.   На планете Маленького принца всегда росли  простые, скромные  цветы. А этот  пророс  однажды  из  зерна, занесенного  неведомо  откуда,  и  Маленький  принц  не  сводил  глаз  с крохотного ростка. Вдруг это какая-нибудь новая разновидность баобаба?  Но кустик быстро перестал тянуться ввысь,  и на нем появился бутон. Маленький принц никогда еще не видал  таких  огромных  бутонов  и  предчувствовал,  что увидит чудо.
- Как вы думаете, что это будет за цветок? (да, роза)
- А розы – они какие?  
- Как вы думаете, какой характер будет у нашего цветка? (некоторые говорят, что розы — капризные цветы. Как вы думаете, наша роза тоже будет капризной)
- Для чего нужны нам цветы? (они дают кислород, дарят нам свой аромат и красоту, это хороший подарок, многие цветы - лекарственные)

 2. А неведомая гостья,  еще скрытая в  стенах  своей  зеленой  комнатки,  все готовилась,  все  прихорашивалась.  Она заботливо подбирала краски.  Она наряжалась неторопливо,  один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться   на  свет  встрепанной,  точно  какой-нибудь  мак.  Она  хотела показаться во всем блеске своей красоты.  Да,  это была ужасная кокетка!
- Вам понятно это слово – «кокетка»? Что оно обозначает?
(она знает, что красива, что вызывает восхищение, постоянно прихорашивается, ей нравится, когда на нее смотрят с восторгом, что за ней ухаживают. Но она делает вид, что вовсе не старалась выглядеть эффектно)
Таинственные приготовления длились день за днем  (другой ведущий в это время надевает шапочку-маску Розы, прихорашивается).  И вот наконец, однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись.      И  красавица,  которая  столько  трудов  положила,  готовясь к этой минуте, сказала, позевывая:
Слайд 8 – роза
(чтение по ролям - ведущие)
    1. -  Ах,  я  насилу  проснулась...  Прошу  извинить...  Я  еще совсем растрепанная...

     2. Маленький принц не мог сдержать восторга:
     - Как вы прекрасны!
   
1. - Да, правда?   И заметьте, я родилась  вместе с солнцем.
  
2.  Маленький  принц,  конечно,  догадался,  что удивительная гостья не страдает  избытком  скромности,  зато  она  была  так прекрасна, что дух  захватывало!

-        - Кажется,  пора завтракать.   Будьте так  добры, позаботьтесь  обо мне...

   2.  Маленький  принц  очень  смутился,  разыскал  лейку  и полил цветок  ключевой водой.
     Скоро оказалось, что красавица горда и обидчива, и Маленький  принц совсем с нею измучился.  У  нее было четыре шипа, и однажды  она сказала ему:

   1.  - Пусть приходят тигры, не боюсь я их когтей!

2. - Как вы думаете, зачем она так сказала? Она действительно может защититься шипами от тигров?

     - На моей планете тигры  не водятся, - возразил Маленький  принц. - И потом, тигры не едят траву.

 1. - Я не трава, - обиженно заметил цветок.    - Нет, тигры мне  не страшны, но я  ужасно боюсь сквозняков. У  вас нет ширмы?

  2.  "Растение,  а  боится  сквозняков...   очень  странно... Какой трудный характер у этого цветка".

 1.  - Когда настанет вечер, накройте  меня колпаком. У вас тут  слишком холодно.  Очень неуютная планета.

2. Почему она так ведет себя?
(ей приятно внимание принца, ей хочется, чтобы он постоянно заботился о ней…)

Слайд 9 – принц и роза

1.     - Где же ширма?

 2.    - Я хотел пойти за ней, но не мог же я вас не дослушать!

1.  Тогда она закашляла сильнее:  пускай его все-таки помучит совесть!

2. Хотя Маленький  принц и  полюбил прекрасный  цветок и  рад был  ему служить, но  вскоре в  душе его  пробудились сомнения.   Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным.

1. Ребята, вы бы расстроились на месте этого мальчика? Вам бы было обидно поведение Розы? А сами вы иногда вредничаете? (думаю, это бывает с каждым). А вашим друзьям или родственникам это приятно?
Но давайте еще раз вспомним: зачем же нам нужны цветы? … Похоже, принц не понимал этого.

1.  А мы продолжаем говорить о книге. Маленький принц так расстраивался, что решил уйти от Розы и странствовать  с перелетными птицами.  В последнее  утро  он  старательней  обычного прибрал  свою  планету.     Не без  грусти  Маленький  принц  вырвал  также  последние   ростки баобабов.  Он  думал,  что никогда не вернется. 

2. Когда  он   в последний  раз  полил  и собрался накрыть колпаком чудесный цветок,  ему даже захотелось плакать.
- Как вы думаете, почему ему хотелось плакать? (наверно, он любит розу и ему больно ее покидать, но обида все-таки заставляет его уйти?)
     - Прощайте, - сказал он. - Красавица не ответила. - Прощайте.

   1.  -  Я  была  глупая,  -  сказала  она  наконец.  -  Прости  меня.  И постарайся быть счастливым.

   2.  И ни  слова упрека.  Маленький принц был очень удивлен.   Откуда  эта тихая нежность?
- А правда, откуда же эта тихая нежность? (может быть, роза тоже любит его и раскаивается в своем поведении? Давайте проверим — спросим у Розы)

  1.   - Да,   я люблю тебя. Моя вина, что ты этого не знал.  Но ты был такой же глупый, как и я. Постарайся быть счастливым... Оставь колпак, он мне больше не нужен. Не так уж я  простужена... Ночная свежесть пойдет мне  на пользу. Ведь я — цветок. Да не тяни же, это невыносимо!  Решил уйти - так уходи.
     Она не  хотела, чтобы  Маленький принц  видел, как  она плачет. Это был очень гордый цветок...
Рефлексия  на прочитанное.

-        Давайте, ребята, здесь остановимся и  попробуем рассказать о том, что узнали о героях и об их характерах. Кто хочет  примерить костюм и рассказать о розе?

Игровое задание № 1. Ребенок одевает маску-шапочку «Роза» / костюм Маленького принца – берет и плащ или шарф; отвечает на вопросы ведущего (по методике синквейна) :
(другие дети помогают с места ответить на вопросы)

Ведущие задают вопросы:
1.
Кто?
Какая она?
Что она делает?
Какой у нее характер?
Кто она?

2.
Кто?
Какой он?
Что он делает?
Какой у него характер?
Кто он?
Примеры синквейнов:
  1.
Роза.
 Красивая, гордая, капризная
  Кокетничает, требует внимания, обижается.
У нее  трудный характер
 Цветок (красавица, вредина…)

2.
Маленький принц.
добрый, заботливый
 ухаживает, восхищается, расстраивается.
У него мягкий характер.
Несчастный влюбленный (друг,  мальчик, мечтатель)


1. Молодцы, ребята! Но давайте послушаем, что же было дальше?

2. А дальше – Маленький принц много путешествовал. Он побывал на самых разных планетах.
Наконец он прилетел  на Землю и попал в  сад, полный роз.  Маленький принц увидел, что все они похожи на его цветок.
Слайд 10 – розовый сад

- Как вы думаете, что он почувствовал в этот момент?

Комментированное чтение гл. ХX-XXI:

1. Да, он  почувствовал   себя  очень-очень   несчастным.   Его   красавица говорила ему, что  подобных ей нет  во всей вселенной.  И вот перед  ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!   "Как бы она рассердилась, если бы увидела их!  - подумал  Маленький принц.  - Она  бы ужасно раскашлялась и  сделала вид, что умирает,  лишь бы  не  показаться  смешной.  А  мне  пришлось  бы ходить за ней, как за больной, ведь  иначе она  и вправду  бы умерла,  лишь бы  унизить и меня тоже...".
- Смотрите, как маленький принц точно предвидит поведение розы. Только мне кажется, что он пока еще так и не понял причину ее поступков – он считает, что она хочет его унизить, а она просто любит его и хочет быть для него единственной.. цветы так непоследовательны!

2.    А потом он подумал: "Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком,  какого  больше  ни  у  кого  и  нигде  нет,  а  это была самая обыкновенная роза.  Только всего у меня и было что простая роза  да  три вулкана  ростом  мне  по колено,  и то один из них потух и,  может быть, навсегда... какой же я после этого принц..."  Он лег в траву и заплакал.     Вот тут-то и появился Лис (первый ведущий надевает шапочку Лиса)
Слайд 11 – Лис

1.   - Здравствуй.
2.    – Здравствуй. Какой ты красивый! Поиграй  со  мной. Мне  так грустно…
 1. - Не могу я с тобой играть. Я не приручен.
 2. - Ах, извини.  А как это – приручить? (к ребятамм):
- А вы знаете, что это значит?
- У вас есть домашние животные? Они приручены? В чем это выражается?
- Можно сказать, что они ваши друзья?

Слайд 12 – лис и принц, дети и животные…

  1.   -  Это  давно  забытое  понятие. Оно означает: создать узы. Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик,  точно  такой же,  как сто тысяч других.  Ты мне не нужен.  И я тебе тоже не нужен.  Я для тебя всего только  лисица,  точно такая  же,  как  сто тысяч других лисиц.  Но если ты меня приручишь,  мы станем нужны друг другу.  Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...

   2.  -  Я  начинаю  понимать!  - Была одна роза... наверно, она меня приручила...

  1.   - Очень  возможно… Скучная у меня  жизнь.  Я охочусь  за курами, а люди  охотятся за мною.  Все  куры  одинаковы,  и  люди  все  одинаковы.    Но  если  ты  меня  приручишь,  моя  жизнь  словно солнцем озарится.   Твои шаги  я стану  различать среди  тысяч других.  Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь.  Но твоя походка позовет  меня, точно музыка, и  я выйду из  своего убежища. И  потом - смотри!  Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница?  Я не ем хлеба.  Колосья мне не  нужны. Пшеничные поля  ни о  чем мне  не говорят.   И это  грустно!   Но у тебя золотые волосы.  И как чудесно будет, когда ты меня приручишь!   Золотая пшеница  станет  напоминать  мне  тебя.  И  я полюблю шелест колосьев на ветру...Пожалуйста... приручи меня!

   2.  - Я  бы  рад,    но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

   1. - Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис.   - У людей  уже не  хватает времени  что-либо узнавать.   Они покупают вещи готовыми в  магазинах.   Но ведь  нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди  больше не имеют друзей.   Если хочешь, чтобы  у тебя был друг, приручи меня!

    2.  - А что для этого надо делать?

    1.  - Надо запастись терпеньем.   Сперва сядь вон  там, поодаль, на траву -  вот так. Я буду  на тебя искоса поглядывать,  а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым  днем садись немножко ближе...

 2.    Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.

  1.   - Лучше приходи всегда в один и тот же час. Тогда, чем  ближе  к  назначенному  часу,  тем счастливее я буду себя чувствовать. Я узнаю цену счастью!  А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце...

2. Так Маленький принц приручил Лиса.  И вот настал час прощанья.

  1.   - Я буду плакать о тебе.
  2.   - Ты сам  виноват. Я ведь  не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...
 1.    - Да, конечно…
   2.  - Но ты будешь плакать!
    1.  - Да…
 2.    - Значит, тебе от этого плохо.
  1.   - Нет, мне хорошо.   Вспомни, что я говорил  про золотые колосья… Думаю, теперь ты понял, что твоя Роза  для тебя всегда будет  единственной, хотя есть тысячи других роз.

2. - Да, теперь я понимаю. И ты стал для меня единственным в мире, хотя есть тысячи других лисиц.

1. - Я открою тебе один секрет.  Это будет мой  подарок на прощанье. Запомни: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

 2.   Ребята, давайте повторим все вместе: «Самого главного глазами  не увидишь». 

   1.  - Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
   
2. Говорим все вместе:  Потому  что я отдавал ей всю душу...
 
1.   - Люди  забыли  эту истину,   но ты не забывай:  ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
   
2.  Хором:  Я  в  ответе  за  мою  розу...

Давайте вспомним все, что мы прочитали о Лисе и расскажем о нем так же, как о розе и принце.
Кто хочет примерить костюм Лиса? А вообще лисы в сказках  — они какие? (хитрые, ловкие). А наш Лис похож на них? (ответы ребят — по методике синквейна)


Кто?
Какой он?
Что онделает?
Какой у него характер?
(или: зачем он  пришел в сказку?)
Кто он?
(слово-синоним, ассоциация к 1-й строке)



Лис
Красивый, мудрый.
Объясняет, рассказывает, спасает от отчаяния.
Спокойно и добродушно учит дружить
(или: как вовремя он появился!
Или: «Ты в ответе за тех, кого приручил!»
Или: Терпеливый учитель
Друг

Слайд 13 — Главные правила настоящей дружбы

1.   Как вы думаете, случайно ли Лис появился в этой сказке? Помните, в какой момент он пришел? Зачем он пришел?
Чему же научил Лис Маленького принца? (дружить и ценить дружбу)
Какие три главные правила дружбы узнал Маленький принц?
- зорко одно лишь сердце
- настоящая дружба и любовь рождаются из заботы друг о друге
- мы навсегда в ответе за тех, кого приручили.
2. Да, читая книгу Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц» мы учимся дружбе, взаимопониманию и ответственности за тех, кого приручили. И каждый, кто поймет и всем сердцем прочувствует это, сможет стать настоящим другом и жителем прекрасной страны Доброта.

1. - Вам понравились герои – Маленький принц, Лис, Роза? А кто понравился больше? Почему?

(если осталось время, можно добавить игровой момент):
Давайте еще раз вспомним героев и поиграем.
Игровое задание на развитие мимики и речи: Конкурс на лучшую Розу, лучшего Маленького принца и Лиса:
Приглашаются  по 3 человека, им читается фраза, дети должны эмоционально, с выражением, которое характеризует героя, повторить слова:
- для Розы: « Ах,  я  насилу  проснулась…  Прошу  извинить…  Я  еще совсем растрепанная…».
- для Маленького принца: «Как Вы прекрасны! Я готов любоваться Вашей красотой всю жизнь!»
- для Лиса:  «Помни: Ты в ответе за твою розу».
(победитель  в каждой роли выбирается по аплодисментам класса, если все победители по-очереди прочитают свои слова, получится довольно связная сценка, характеризующяя каждого героя и общий смысл сказки )

2. Наша встреча подходит к концу. Конечно, сегодня мы прочитали лишь несколько страниц книги Антуана  де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Но мы надеемся, что когда вы станете постарше, вы прочитаете ее всю самостоятельно. А в заключении мы предлагаем вам посмотреть еще один клип-песню о маленьком принце.

Клип Кати Рябовой, песня «Маленький принц», детское Евровидение-2009.

Материалы:
1. Бородина В.А. Мастер-класс по книге А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц» // интернет-ресурс: http://www.uraledu.ru/teenbook.
2. Сент-Экзюпери Антуан де. Маленький принц : Сказка (любое издание)

Разработала: зам.директора МУК «ЦСДБ им. А.С.Пушкина»
по методико-инновационной работе Плохотник Т.М.


Сценарий опубликован в  ж."Книжки, нотки и игрушки", 2010, № 6.

зам.директора МУК «ЦСДБ им. А.С.Пушкина»
по методико-инновационной работе Плохотник Т.М.



8 комментариев:

  1. Расскажу обязательно коллегам, работающим с детьми. С "Маленьким принцем" многие работают. Для нас полезно еще и поучиться тому, как говорить о проводимой работе. Ждем новых материалов.

    ОтветитьУдалить
  2. Солидная работа. Огромный труд. Интересный опыт. Некоторыми идеями обязательно воспользуемся. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Интересно, сделала себе ссылку.

    ОтветитьУдалить
  4. Коллеги, спасибо за отзывы. Буду рада, если наш опыт кому-то пригодится.

    ОтветитьУдалить
  5. Хорошая разработка. Посоветую методисту, работающей с детьми. "Маленький принц" - очень хорошая, философская и жизненная тематика.

    ОтветитьУдалить
  6. Я считаю хорошие учителя должны придумыватьвсе сами вот кто это написал этот учитель не написалдля того чтобы другие выдавали это за свою работу эта работа была создана непосильным трудом а вам сейчас ничего не остаеться как нажать копировать а потом вставить и провести урок

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за Ваш комментарий. Писал не учитель - детский библиотекарь))) Но ведь мы во многих вопросах работы пересекаемся, правда?
    Думаю, что делиться опытом, идеями и даже разработками - можно и нужно. Нагрузок у всех хватает, делаем одну общую работу, так почему не поделиться? Кроме того, часто хорошие новые идеи рождаются в ходе знакомства с чьим-то чужим опытом, чаще всего люди всё равно перерабатывают сценарии под себя, а в ходе переработки углубленно во все вникают. А этот материал (я имею ввиду сценарий занятия) уже был опубликован в ж."Книжки, нотки и игрушки" ; 6 за 2010 г. Это занятие интерактивное, предполагающее импровизацию, репетиции, глубокое проникновение в смысл того, что делаешь, так что просто "взять и провести" здесь вряд ли получится.

    ОтветитьУдалить