1 июн. 2011 г.

Дошкольники, младшие школьники. Большие права маленького ребёнка. Ч.2

Разговор с дошкольниками и младшими школьниками о правах можно строить в ходе комментированного чтения сказок. 
 Эпизод из занятия, разработанного заведующей отдела "Детство" нашей библиотеки Александровой С.В.:
Чтобы лучше понять , что же такое права, давайте послушаем сказку Эммы  Мошковской, которая называется «Маленький Великан».
 «Жил был Великан. Все великаны были как великаны. Большие-пребольшие. Просто огромные! А тот был маленький. Уж такой он уродился. Он приходил и говорил: «Здравствуйте. Я Великан» Но ему не верили, а только смеялись. «Ха-ха-ха!Вот шутник!»
 И он подумал: «Наверное, нужно доказать,что я все-таки великан» И он стал поднимать такие тяжести,какие может поднимать только Великан. И он не плакал,когда ему было больно. А это могут только Великаны. И он никогда не жадничал, он был добрый,очень добрый,потому что так полагается у великанов.
 И вот тогда все поверили, что он Великан. Да! Просто он был маленький Великан.
  Вопросы детям:
  -Почему вначале ему не поверили? ( не похож на великана)
 -А почему потом поверили? (Стал поступать так, как все другие великаны: был добрым, не жадничал, помогал всем)
 -Поступал ли маленький Великан по общим правилам великанов до того ,как он решил доказать,что он Великан? Как вы думаете? ( Наверное,нет)
-Вот они и не замечали,что он Великан, а обращали внимание только на его рост. Может быть он был не совсем добрым,может иногда жадничал? Какое же главное правило он понял и стал выполнять? (быть добрым, очень добрым во всем, помогать всем)
 Хотели бы вы дружить с маленьким Великаном? Или быть таким,как он?(Да)
-Тогда слушайте,что было дальше. Маленький Великан отправился в волшебную страну,где сбываются все желания, а по дороге спрашивал у встречных, что им хочется больше всего и записывал. Долго он шел,наконец добрался. Достал список желаний и увидел,что все ему не унести за один раз, многое придется оставить до следующего раза. Стал он думать,какие желания исполнить в первую очередь. Кате хочется новую куклу,Диме -машинку, как у Сережи и т. д. Но без этого можно прожить, ведь правда? Но есть и другие просьбы: если их не выполнить случится беда. Что же было в тех желаниях? А вот что: дышать свежим воздухом,пить чистую воду,ходить в школу, иметь книжки,тетрадки. сделать так, чтобы никого не обижали,не били, не обзывали.

 Ребята! Как вы думаете, какие желания исполнил маленький Великан в первую очередь: чтобы было хорошо всем или кому-то одному? (конечно в первую очередь те,без которых всем нельзя жить) Это правило для всех Великанов, и очень правильно,что он решил сначала сделать добрые дела для всех ( и для нас с вами).
Вот они и называются "ПРАВА"  (слово «права» вешается на магнитную доску)
  Итак,что мы называем правами?
Ответы детей: Правами называются такие правила,которые нужно выполнять,чтобы всем нормально жилось, не случилось никакой беды)

  А что такое желания?
Это то, чего хочется кому-то одному. Без этого можно прожить.
игровой момент 
Сейчас мы с вами заглянем в сумочку маленького великана  и попробуем разобраться  в каких записках  желания , а в каких права. Ваша задача разделить их на две части.
                            Карточки:
-Хочу велосипед
-Хочу, чтобы меня не обзывали
-Хочу много друзей
-Хочу жить
-Хочу компьютер,как у друга
-Хочу в Америку
-Хочу,чтобы меня уважали
-Хочу стать  суперзвездой
-Хочу дышать свежим воздухом
- Хочу стать отличником
-Хочу учиться

Библиотекарь(воспитатель)
А сейчас предлагаю вам поиграть в игру, которая называется      
  «Добрый великан» (ритмическая пауза)
 Все встаем в круг и беремся за руки.
 «Ребята! Представьте, что мы все - огромный добрый великан. Давайте послушаем, как он дышит Все прислушиваемся к своему дыханию и дыханию соседей. А теперь подышим вместе! «Вдох»- все делают шаг вперед. «Выдох»-  все делают шаг назад. А сейчас по команде  «Вдох» -все делаем два шага вперед и тянемся вверх, как можно выше. По команде   «Выдох»- все делаем два шага назад и наклоняемся вниз. А теперь еще раз. Молодцы! Так не только дышит великан.
 Так же четко, ровно бьется его большое доброе  сердце.
«Тук»-делаем шаг вперед. «Тук» -шаг назад.  А сейчас, чтобы было похоже на биение сердца, по первой команде.
 «Тук» -надо сделать шаг назад, быстро присесть и подняться. По второй команде «Тук» делаем  шаг вперед и тоже быстро приседаем и встаем.
 Молодцы! Мы все берем дыхание и стук сердца этого большого доброго великана себе.


А знаете ли вы ребята, как называется  документ,который защищает ваши права? Это- «Конвенция о правах ребёнка»,которую приняла Международная организация ООН -Организация Объединённых наций. Предлагаю вам перелистать некоторые её странички с помощью нашей сказочной викторины.

Электронная викторина «Права сказочных героев.
При отсутствии техники можно заменить иллюстрированными книгами, зачитывать эпизоды из книги, показывать иллюстрацию и задавать вопрос о правах того или иного героя..
Примеры из сказок А.С.Пушкина:
 "Сказка о попе и работнике Балде":
- Давайт вспомним, что делал Балда на подворье попа (зачитать)
- А за какую плату он это делал? (в год три щелка по лбу)
- Это справедливая плата за такой труд?
"Сказка о царе Салтане":
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян -
Так велел-де царь Салтан.
Какое право  царицы и ребенка здесь нарушено? (право на свободу, право на жизнь)

Сказка "Золушка" - нарушено право на отдых
"Гуси-лебеди" - каждый ребенок имеет право жить в своей семье, с родителями.
И т.п.

   Сегодня мы поговорили не о всех правах. В Конвенции записаны и другие ваши права.
Но не забывайте ребята,что за любыми правами обязательно закреплены и обязанности. Не бывает прав без обязанностей и обязанностей без прав. А какие обязанности есть у вас?(ответы детей) Ребята, а как вы думаете,чтобы было бы, если бы все люди выполняли свои обязанности и  считались с правами других людей? Все были бы счастливы.
  Мне хочется пожелать всем Вам мира на планете, общего счастья и радости. Чем лучше вы будете знать свои права,тем легче и радостнее будете шагать по жизни,заглядывая на страницы главного документа детей планеты -Конвенции прав ребенка.
     

Комментариев нет:

Отправить комментарий