28 июл. 2011 г.

Дошкольники. Опыты и эксперименты

Почти научные опыты на кухне

Техника безопасности
Этим вопросом не следует пренебрегать никогда, особенно если речь идет о любопытном и шустром малыше. Опуская тему безопасности на кухне вообще (думаю, с этим у вас все в порядке), хочется сказать пару слов об «инструктаже» самого ребенка перед началом экспериментов. Это необходимо сделать даже тогда, когда все компоненты ваших опытов совершенно безопасны.
 Именно с инструктажа по технике безопасности начинается работа в любой лаборатории, а ведь ваша кухня на некоторое время превращается в самую настоящую лабораторию. Непременно расскажите об этом малышу. Обратите его внимание, что работать в лаборатории нужно в специальной одежде. В подтверждении своих слов выдайте крохе кухонный передник. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно, ведь среди них могут встретиться и ядовитые. И уж конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество. Все наши сегодняшние опыты совершенно безвредны и не содержат опасных веществ (исключение составляет лишь йод). Но малыш с самого начала своей исследовательской деятельности должен четко знать правила работы с ними. Не запугивание, а разумная предосторожность должна лежать в основе вашей беседы. Когда подготовительная работа проведена, можно приступать непосредственно к экспериментам.
Подопытная вода
Самые простые и доступные физические опыты можно проделать с обычной водой. Прежде чем приступать к опытам, поговорите с малышом о воде как природном веществе. Вспомните, где можно встретить воду (реки и моря, дождь и капельки тумана, снег и лед, роса и сок растений), для чего она нужна и была бы возможна жизнь на планете, если бы вода вдруг исчезла. Спросите у малыша, есть ли у воды цвет, чем она пахнет, какая на вкус. Не отвечайте за него, пусть он сам сделает маленькое открытие, определив, что вода прозрачна и не имеет ни вкуса, ни запаха. Если кроха еще не знаком с агрегатными состояниями воды, проведите такой простой эксперимент. Опыт первый. Налейте немного воды в формочку для льда, и пусть кроха собственноручно поместит ее в морозилку. Через пару часов вытащите формочку и убедитесь, что вместо воды в ней появился лед. Что за чудо, откуда он взялся? Сможет ли малыш сам в этом разобраться? Неужели твердый лед – это та же вода? А может, это мама придумала какой-то хитрый фокус и подменила формочки в морозилке? Хорошо, давай проверим! В тепле кухни лед быстро растает и превратится в обычную воду. Вот вам и удивительное открытие: на холоде жидкая вода замерзает и превращается в твердый лед. Но вода может превратиться не только в лед. Вылейте талую воду в кастрюльку, поставьте на огонь и пусть малыш внимательно за ней наблюдает, пока вы заняты своими делами. Когда вода закипит, обратите внимание малыша на поднимающийся пар. Аккуратно поднесите к кастрюльке зеркальце и покажите крохе образовавшиеся на нем капельки воды. Значит, пар – это тоже вода! Да, это крошечные капельки воды. Если кастрюлька покипит достаточно долго, то вся вода из нее исчезнет. Куда же она делась? Превратилась в пар и разлетелась по всей кухне. Опыт второй. Наберите в тарелку немного воды, отметьте маркером ее уровень на стенке тарелки и оставьте, скажем, на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, малыш сможет наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Точно так же, как и в предыдущем опыте, она превращается в водяной пар – испаряется. А вот почему в первом случае вода исчезла в считанные минуты, а во втором – за несколько дней, пусть малыш подумает сам. Если он отыщет связь между испарением и температурой, вы можете по праву гордиться своим маленьким физиком. Теперь, опираясь на новые знания крохи, можно объяснить ему и что такое туман, и почему на морозе изо рта идет пар, и откуда берется дождь, и что происходит в джунглях, когда после тропического ливня выглядывает жаркое солнышко, и много-много других потрясающе интересных явлений. Опыт третий. Теперь поговорите с малышом о некоторых свойствах воды. С одним из них он хорошо знаком и сталкивается практически ежедневно. Речь пойдет о растворении. Спросите у крохи, что происходит с сахаром, когда он кладет его в чай и размешивает ложкой. Сахар исчезает. Совсем исчезает? Но ведь чай был несладкий, а стал сладкий. Сахар не исчезает, он растворяется, распадается на крошечные, невидимые глазу частички и распределяется по всему стакану. Но все ли вещества будут точно так же растворяться в воде? Дождитесь ответа ребенка, а потом предложите проверить свой ответ экспериментально. Налейте в баночки или стаканчики теплую воду, выдайте малышу всевозможные безопасные вещества (сахар, соль, пищевую соду, крупы, растительное масло, «куриные» кубики, муку, крахмал, песок, немного земли из цветочного горшка, мел и т.п.), и пусть он кладет их в стаканы, размешивает и делает соответствующие выводы. Это увлечет юного исследователя надолго. Вы же тем временем можете спокойно заниматься кухонными делами, присматривая за малышом и, при необходимости, помогая советами. Для того чтобы ребенок убедился, что растворенное вещество действительно никуда не исчезает, проведите с ним такой опыт. Опыт четвертый. В столовую ложку наберите немного жидкости из того стакана, куда малыш перед этим насыпал соли. Подержите ложку над огнем до тех пор, пока вода не испарится. Покажите малышу оставшийся в ложке белый порошок и поинтересуйтесь, что это такое. Остудите ложку и предложите ребенку попробовать порошок на вкус. Он легко определит, что это соль. Опыт пятый. Теперь сделаем следующее. Возьмите два стакана, налейте в каждый одинаковое количество воды, только в один стакан – холодной, а в другой – горячей (не кипяток, чтобы малыш случайно не обжегся). Положим в каждый стакан по столовой ложке соли и начнем размешивать. Чтобы малыш сделал правильные выводы, очень важно соблюдать абсолютно одинаковые условия для обоих стаканов, за исключением температуры воды. Я не зря обращаю на это ваше внимание. Это касается не только данного эксперимента, но и всех других. Детская логика – штука интересная и непредсказуемая, малыши мыслят совсем иначе, чем взрослые. И то, что для нас очевидно, для них может выглядеть совершенно по-другому. Когда я проводила этот опыт со своей четырехлетней дочкой, то постаралась учесть все эти особенности. Но оказалось, что учла не все... Насыпав соль в стаканы, я дала Маше ложку и предложила размешивать содержимое «холодного» стакана. Сама же принялась за «горячий». Когда «моя» соль растворилась, а в Машином стакане продолжало плавать приличное количество кристалликов, я поинтересовалась: «Смотри-ка, воды одинаково, соли одинаково. Почему же у меня соль растворилась, а у тебя нет?» На это дочь выдала мне совершенно логичное в данной ситуации умозаключение: «Ты же большая, сильная, хорошо мешала – вот у тебя и растворилось. А я маленькая, слабенькая, мешала плохо...» Так что пусть уж сами и мешают в обоих стаканах. Тогда увидеть зависимость скорости растворения от температуры будет гораздо проще...
Эксперименты с куриным яйцом
Если вы готовите яичницу на завтрак, а вездесущий малыш крутится под ногами, выдайте ему два куриных яйца, одно сырое, второе вареное, и предложите, не разбивая, определить, где какое. Подскажите, что яйца нужно вращать на столе. Пока малыш будет занят этим увлекательным делом, вы вполне успеете закончить приготовление завтрака. А потом объясните крохе, почему вареное яйцо легко и быстро вращается, а сырое – делает один-два неуклюжих оборота и замирает. Не стоит рассказывать о центре тяжести, вряд ли малыш это поймет. Просто скажите, что внутри сырого яйца желток и белок болтаются, мешая яйцу раскрутиться. А вот твердое содержимое вареного яйца позволяет ему легко вращаться. Выдайте малышу поллитровую банку с водой и сырое куриное яйцо. Пусть положит его в воду и посмотрит, что получится. Яйцо опустится на дно банки. Теперь нужно его вытащить, а в воду добавить 2 столовые ложки соли и хорошенько размешать. Повторно опускаем яйцо в воду и наблюдаем интересную картинку: теперь яйцо не тонет, а плавает на поверхности. Мы-то с вами знаем, что дело в плотности воды. Чем она выше (в данном случае за счет соли), тем сложнее в ней утонуть. Предложите малышу высказать свою версию, объясняющую этот феномен. Напомните ему о том, что в море плавать гораздо легче, чем в реке. Соленая вода помогает держаться на поверхности. А в Мертвом море и вовсе утонуть невозможно из-за того, что вода там необыкновенно соленая. А теперь возьмите литровую банку, наполните ее пресной водой на треть, опустите в банку яйцо. В отдельную емкость наберите теплую воду, и пусть малыш растворяет там соль, чтобы получился концентрированный солевой раствор. Теперь дайте ребенку такое задание: нужно добиться, чтобы яйцо не тонуло и не всплывало, а «висело» в толще воды, как подводная лодка. Для этого нужно подливать в банку солевой раствор маленькими порциями до тех пор, пока не получится нужный эффект. Если малыш нальет слишком много раствора и яйцо вынырнет на поверхность, предложите ему подумать, как можно исправить положение (подлить в банку необходимое количество пресной воды, тем самым уменьшив ее плотность).
Обыкновенный необыкновенный уксус
Если именно сегодня вы решили испечь торт, значит, самое время продемонстрировать малышу завораживающую реакцию между содой и уксусом. Если вспомнить школьный курс химии, она называется реакцией нейтрализации, потому что в ее процессе кислота и щелочь нейтрализуют друг друга. Налейте в миску 2-3 столовые ложки уксуса, добавьте чайную ложку соды. Бурное шипение и пена не оставит равнодушным ни одного кроху. Можете рассказать ребенку, что появившиеся пузырьки – это углекислый газ, тот самый, который мы выдыхаем и который необходим для дыхания растениям. Именно благодаря углекислому газу наш торт или пирог получается таким пышным и воздушным: пузырьки проходят сквозь тесто и разрыхляют его. А еще углекислый газ мы пьем вместе с газированной водой, это он превращает обычную воду в «колючую». Опыт с содой и уксусом можно превратить в суперзрелищное шоу, сделав с их помощью модель вулкана. Но сначала нужно вылепить из пластилина сам вулкан. Для этих целей вполне подойдут пластилин, уже однажды использованный, оставшийся после детских творческих изысканий. Разделим пластилин на 2 части. Одну половину расплющим (это будет основание), а из другой слепим полый конус размером со стакан с отверстием вверху (склоны и жерло вулкана). Соединим обе части, тщательно скрепляя стыки, чтобы наш вулкан получился герметичным. Переносим «вулкан» на тарелку, которую помещаем на большой поднос. Теперь приготовим «лаву». Насыпаем внутрь вулкана столовую ложку питьевой соды, немного красного пищевого красителя (сойдет и свекольный сок), вливаем чайную ложку жидкости для мытья посуды. Последний штрих: малыш вливает в «жерло» четверть стакана уксуса. Вулкан тут же просыпается, раздается шипение, из «жерла» начинает валить ярко окрашенная пена. Эффектное и незабываемое зрелище! Если лепить вулкан из пластилина неохота, можно соорудить вулканический конус из бумаги или картона, а внутрь поместить стеклянную бутылку. Подобные эксперименты производят на малышей неизгладимое впечатление. Наверняка понравится крохе и такой опыт, который можно показывать приятелям или бабушке с дедушкой как настоящий фокус. Основан он все на той же реакции между содой и уксусом. Приготовьте небольшой надувной шарик. Желательно, чтобы он легко надувался (проверьте это заранее). Держите шарик наготове. Растворите 2 чайные ложки соды в 3 столовых ложках воды и влейте раствор в стеклянную бутылку. В эту же бутылку налейте четверть стакана уксуса. Теперь быстро наденьте на горлышко шарик и закрепите полоской скотча (все должно быть под рукой). Выделяющийся в процессе реакции углекислый газ будет надувать шарик. А следующий опыт может иметь для крохи не только познавательное, но и воспитательное значение. Возьмите сырое куриное яйцо, положите его в поллитровую банку и залейте столовым уксусом. Закройте банку крышкой и оставьте на сутки. Затем вытащите его и попробуйте сжать в руках. Скорлупа станет мягкой и гибкой. Расскажите малышу, что уксус растворяет минералы, содержащиеся в яичной скорлупе (а именно они придают скорлупе прочность). Если 3-4 дня подержать в уксусе куриную косточку, она тоже станет мягкой. Примерно так же действует на эмаль наших зубов кислота, выделяемая бактериями в ротовой полости. Так что для маленьких упрямцев, не желающих чистить зубки, этот опыт будет очень показательным. Если летом малыш изрисовал на асфальте не все мелки и один кусочек сохранился, он пригодится нам для зрелищного опыта. Опустите его в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет. Главное, чтобы это фантастическое исчезновение не закончилось слезами маленького экспериментатора. Часто малыши нежно привязаны ко всяким мелочам, вроде огрызков карандашей, мелков, всевозможным тряпочкам и коробочкам. К сожалению, растворившийся мелок назад уже не вернешь. Так что лучше обсудить этот момент с малышом до начала эксперимента.
Волшебник-лимон
А теперь давайте заглянем в холодильник и посмотрим, не найдется ли там чего-нибудь подходящего для наших опытов. Если там отыщется яблоко и лимон, проделайте с ними следующее. Разрежьте яблоко пополам, положите его срезами вверх на блюдце и предложите малышу выдавить немного лимонного сока на одну из половинок. Малыша наверняка удивит тот факт, что через несколько часов «чистая» половинка яблока потемнеет, а та, что была «защищена» лимонным соком, останется такой же белой. Мы, взрослые, знаем, что потемнение происходит из-за окисления железа, содержащегося в яблоке кислородом воздуха. А аскорбиновая кислота, содержащаяся в лимонном соке, – природный антиоксидант, замедляющий процессы окисления. Расскажите малышу, что в яблоках есть множество очень полезных веществ, в том числе и железо. Конечно, сколько ни жуй яблоки, кусочки привычного для нас железа там не отыщешь, но железо там все-таки есть в виде очень маленьких, не видимых глазу частичек. Когда эти крошечные частички железа соприкасаются с воздухом, точнее, с кислородом воздуха (а именно это и произошло при разрезании яблока), они начинают темнеть. Чтобы малышу стало понятно, что происходит, сравните потемнение яблока с ржавчиной. Лимонный сок покрыл срез защитной пленочкой, и кислород не смог добраться до железа. Займите малыша еще одной интересной забавой с лимоном. Выдавите в пиалу немного сока лимона, выдайте ребенку белый лист бумаги и ватную палочку и предложите написать письмо для папы или что-нибудь нарисовать лимонным соком. Дайте рукописи высохнуть. Теперь прочитать написанное или увидеть нарисованное стало невозможно. Хорошенько нагрейте лист бумаги над настольной лампой или паром. Надпись не заставит себя долго упрашивать и станет заметной. А еще можно написать «тайное» письмо обыкновенным молоком. Бумагу с молочными «чернилами» высушите, а затем как следует прогладьте горячим утюгом. На бумаге проступят коричневые буквы. Иногда бывает так, что «лимонное» письмо плохо проявляется на пару. Тогда его тоже имеет смысл прогладить утюгом. Если идея малышу понравится, можно бесконечно долго писать друг другу засекреченные послания. Кстати, вы уже показывали малышу цветную реакцию между обычным картофельным крахмалом и йодом? Берем белую крахмальную взвесь или крахмальный клейстер, капаем капельку коричневого йода и получаем замечательное темно-синее окрашивание. Ну разве не чудо? Вот вам и еще один способ написать «секретное» письмо. Вместе с малышом приготовьте крахмальный клейстер: чайную ложку крахмала разведите небольшим количеством холодной воды и, интенсивно размешивая, залейте кипятком из чайника. Смесь загустеет и станет прозрачной. Окунаем в клейстер ватную палочку, зубочистку или кисточку и пишем на бумаге. Проявителем в данном случае выступит уже знакомый нам йод. К 4-5 чайным ложкам воды добавьте половину чайной ложки йода и с помощью поролоновой губки слегка смочите этой смесью бумагу. Йод вступит в реакцию с крахмалом, и наша невидимая надпись посинеет.
Чудо-кристаллы
Наверное, кристаллы в детстве выращивали если не все, то многие. Давайте теперь проделаем этот красивый и интересный опыт вместе со своим малышом. Он не требует много времени на подготовку, зато будет занимать внимание крохи достаточно долго. Очень красивые кристаллы получаются из медного купороса. Но, в силу особой ядовитости этого вещества, для детских опытов он нам не подойдет. Для начала попробуйте вырастить кристалл из обыкновенной соли. Нам понадобится литровая банка, на две трети наполненная горячей водой. Готовим перенасыщенный солевой раствор, растворяя соль до тех пор, пока она уже больше не сможет растворяться. Теперь соорудим основу для нашего будущего кристалла. Среди кристалликов соли выберите самый крупный и привяжите его к капроновой нитке. Работа эта тонкая, так что делает ее мама, а малыш, затаив дыхание, наблюдает. Другой конец нитки прикрепите к карандашу, уложите его на горлышко банки, а нитку с крупинкой опустите в раствор. Поставьте банку в такое место, чтобы малыш мог легко за ней наблюдать, и объясните ему, что тревожить раствор нельзя, можно лишь смотреть. Иначе ничего не выйдет. Рост кристалла – дело небыстрое. Постепенно на нашей солевой крупинке будут оседать кристаллики соли, и она будет увеличиваться. Недели через две зрелище будет достаточно впечатляющим. Если привязать кристаллик соли на нитку не получилось, попробуйте опустить в раствор металлическую канцелярскую скрепку или гвоздик. Прикрепляются они аналогично. А можно попробовать вырастить кристаллы сахара. Вся процедура подготовки абсолютно такая же, только теперь на скрепке и нитке появятся сладкие кристаллы, которые можно будет даже попробовать. Если эти и им подобные самые первые, самые простые опыты захватят малыша, можно пойти дальше. В продаже есть и литература на эту тему, и наборы приспособлений и реактивов для юных физиков и химиков. Исследовательский интерес, если он возникнет, нужно непременно поддерживать и развивать. В дальнейшем он сослужит малышу хорошую службу. И может быть маленькая домашняя лаборатория на кухне ли, в детской, на балконе, на даче станет началом больших и серьезных экспериментов вашего замечательного ученого.


Возьмите бокал или стакан и налейте до краев водой. Как вы думаете, сколько булавок или копеечных монет можно опуститьв бокал, чтобы при этом ни одна капля не пролилась из бокала? Десять, двадцать, пятьдесят? Можно, оказывается, в десять раз больше! Не верите, попробуйте сами, только булавки опускайте осторожно и стоймя, а монеты ребром, Вода вздуется над стаканом, но, блаrодаря поверхностной пленке, не выльется.

Опыты для малышей с 3,5 лет до 5 лет
Воздух
Как работает воздух.
Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы.
Материал: два одинаковых листа бумаги, стул.
Ход опыта:
1. Предложите малышу скомкать один лист бумаги.
2. Затем пускай встанет на стул и с одинаковой высоты бросит одновременно смятый и ровный листок.
3. Какой листок приземлился раньше?
Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.
Воздух есть везде.
Цель: определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде.
Материал: пластиковая бутылка, воздушный шарик.
Ход опыта:
1. Предложите малышу посмотреть в бутылку и убедиться, что она пустая.
2. Пусть натянет с Вашей помощью шарик на горлышко бутылки.
3. А теперь – пусть нажмет на бутылку.
4. Что заставило шарик надуться?
5. Пускай малыш зарисует то, что у него получилось.
Вывод: шарик надул воздух, который находится в бутылке. Когда бутылку надавили, из нее вышел воздух и надул шарик.
Магнит
Магнитная задача.
Цель: узнать, действительно ли магнит притягивает металлические предметы.
Материал: небольшой лист бумаги, гвоздь, магнит.
Ход опыта:
1. Малыш кладет на стол лист бумаги, а рядом – гвоздь.
2. Как с помощью магнита можно поднять лист бумаги?
Вывод: нужно положить под бумагу гвоздь, а сверху приложить магнит и поднять. Гвоздь прилипнет к магниту и поднимет бумагу.
Летающая бабочка.
Цель: познакомиться с магнитом и магнитной силой.
Материал: лист цветной бумаги, скрепка, нитки, магнит.
Ход опыта:
1. Малыш с вашей помощью вырезает из бумаги бабочку.
2. Теперь прикрепляет к ней скрепку, а к скрепке –нитку.
3. Пусть возьмет в одну руку нитку, а в другую магнит.
4. Как заставить бабочку летать?
Вывод: магнит притягивает скрепку, и бабочка поднимается - «летает».


Вода
Плавает, тонет или растворяется?
Цель: поощрять малыша исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы. Обучить простой классификации.
Материал: глубокая емкость для воды (прозрачная), 3 коробочки для складывания предметов, пинцет, салфетка для вытирания лужиц, железный гвоздь, лоскут ткани, камешек, пластиковая пуговица, стеклянный шарик, спичечный коробок с солью, сахаром, ложечка, клеенка.
Ход опыта:
1. Постелите на столе клеенку, налейте в миску теплую воду.
2. Предложите малышу взять камень и медленно и осторожно, без всплесков, опустить его в воду.
3. Теперь смотрим, утонул ли он.
4. Пинцетом малыш вынимает камень, кладет в коробочку для предметов, которые тонут.
5. Теперь пускай повторит опыт для дерева и других предметов. Каждый из них малыш вынимает пинцетом и раскладывает в соответствующие коробочки для плавающих, тонущих предметов. С тем, что растворяются, поступим так: несколько крупинок сахара и соли сухим пинцетом отложим в коробочку для растворяющихся веществ.
Самые младшие ребята просто раскладывают предметы в коробочки, а для детей чуть постарше возможен вариант, при котором предметы раскладываются непосредственно в строки таблицы. Они могут расставлять галочки в соответствующих клетках.
Вывод: Тонут железо, камень, стекло. Ткань и бумага тонут, когда намокнут. Не тонет дерево и легкая пластмасса. Растворяется сахар и соль.
Какого цвета вода?
Цель: выяснить, что вода не имеет цвета, она прозрачна.
Материал: 4 прозрачных стакана, 3 баночки гуаши красного, синего и белого (можно взять простое молоко) цветов, ложечка для размешивания, салфетка для вытирания лужиц и капель.
Ход опыта:
1.Малыш должен налить в каждый стаканчик воды примерно до половины.
2.В первом стакане пусть разведет красную гуашь, во втором – синюю, в третьем – белую.
3. А теперь пускай сравнит цвет воды в стаканчиках.
4. Какого цвета вода в четвертом стаканчике?
Вывод: в четвертом стаканчике вода не имеет цвета. Значит, вода бесцветная.
После проведения этого опыта можно удивить малыша еще больше. Попросите положить в каждый стаканчик чайную ложечку. Что увидит малыш? Видно ли ложечку в первом, втором и третьем стаканчиках? А в четвертом? Таким нехитрым способом вы еще раз уточните знания ребенка о том, что вода прозрачна, поэтому в четвертом стаканчике ложечка видна.

Огонь
Опыты с огнем лучше всего проводит в просторном, хорошо проветриваемом помещении. Не стоит внушать ребенку излишний страх перед этой стихией. Отнеситесь к опытам также серьезно и спокойно, как и к опытам с водой. Почувствовав ваше ровное отношение к опытам с огнем, малыш гораздо лучше усвоит правила техники безопасности и не испугается во время какой-либо чрезвычайной ситуации. Подготовленный ребенок не убежит, не спрячется в шкаф во время начинающегося пожара, а сумеет справиться сам, пока еще огонь можно потушить. А самое главное – спички и свечки для него не станут «запретным плодом», которым можно воспользоваться, только когда взрослые не видят. Раз мама и папа вместе с ним зажигают огонь и учат, как с ним обращаться – значит, в этом загадочном явлении нет ничего запретного и, следовательно, притягательного. Лучше всего ввести правило: можно работать с огнем, ставить опыты и зажигать спички и свечки только при одном условии – в присутствии взрослых. Однако, если Вы введете такое правило, Вам придется достаточно часто вместе с малышом проводить такие эксперименты, не отказывая ему. С возрастом острый интерес к огню у малыша пройдет и не перерастет в болезненное «подпольное» развлечение с дворовыми приятелями где-нибудь на пустыре.
Горит или не горит?
Цель: уточнить, какие предметы могут гореть, а какие – нет; научить правилам техники безопасности.
Материал: металлический поднос, миска для воды, железный пинцет, свечка, кусочек дерева, пластмассы и бумаги, камень, железо, ткань, 3 коробочки.
Ход опыта:
1. Вместе с малышом расставьте на подносе свечку, миску с водой, спички, коробочку с материалами, 2 пустые коробки, пинцет.
2. Взрослый зажигает свечку. Можно научить малыша это делать и доверить такое ответственное задание ему.
3. Теперь малыш должен взять любой предмет пинцетом и поднести к свечке. Напомните ему, что горящий предмет всегда можно окунуть в воду, и он потухнет.
4. Когда предмет загорится, пусть малыш понаблюдает за ним и только потом потушит в миске с водой.
5. Если предмет горит – его нужно положить в коробочку для предметов, которые горят, а если не горит – в другую коробочку.
Вывод: горит дерево, пластмасса, бумага, ткань; не горит камень, железо.


Опыты для деток 5-6 лет
Воздух
Воздух есть везде.
Цель: определить и убедиться, что воздух есть всюду.
Материал: верхняя часть пластиковой бутылки с крышкой, миска для воды, тонкая длинная полоска бумаги.
Ход опыта:
1. Попросите малыша самостоятельно приготовить все для опыта на столе.
2. Открутите крышку.
3. Возьмите длинную полоску бумаги и просуньте полоску бумаги в горлышко, оставив сверху маленький кончик.
4. Закрутите крышку.
5. Затем малыш наливает воды в миску и опускает верхнюю часть бутылки в воду крышкой вверх.
6. Пускай осторожно поднимет и посмотрит, намокла ли бумага?
7. Снова пусть опустит бутылку в воду и откроет крышку.
8. Что же произошло?
9. Поднялась ли вода в бутылке?
10. Намокла ли бумага?
11. Теперь пришло время заполнить таблицу.
Вывод: когда крышка была закрыта, бумага оставалась сухой, так как воздух не давал подниматься воде вверх. Когда крышку открыли, воздух вышел. Вода поднялась и замочила бумагу.

Вода
Плавающая скрепка.
Цель: пронаблюдать силу поверхностной пленки воды.
Материал: широкая прозрачная миска, скрепка, вилка.
Ход опыта:
1.Малыш расставляет все необходимое на столе и наливает воду в миску.
2.Пускай бросит скрепку в воду. Что произошло?
3. Теперь пусть достанет скрепку вилкой.
4. А вот теперь надо положить скрепку на зубцы вилки.
5.Вилкой осторожно малыш должен положить скрепку на воду плашмя.
6. Что произошло со скрепкой?
7. Понаблюдайте за поверхностью воды. Что видит малыш?
Вывод: скрепка может плавать на поверхности воды, так как ее держит поверхностная пленка.
Снег превращается в воду.
Цель: пронаблюдать превращение снега в воду.
Материал: поднос, миска со снегом, большая ложка, свечка, спички, маленькая чашечка.
Ход опыта:
1. Когда малыш все приготовил на столе для опыта, он может под наблюдением мамы зажечь свечку.
2. Пусть наберет в ложку снег.
3. Теперь осторожно подержит ложку над свечкой.
4. Малыш выливает воду из ложки в чашечку.
5. Также нагревает еще несколько ложек снега и выливает их в чашечку.
6. Сколько ложек снега пришлось растопить, чтоб наполнить чашечку водой?
Вывод: при нагревании снег превращается в воду. Он при этом занимает меньше места.
Этот опыт можно делать с кубиками льда.

Свойства бумаги

У каждого малыша — листок газетной бумаги. Нужно выполнять действия, о которых говорится в рифмовке.
Листочек взлетел,
Листочек кружится.
Листочек кружится,
Под ноги ложится.
Листочек рвется, рвется, рвется.
Листочек мнется, мнется, мнется.
Первая часть медленная, «лирическая». Вторая часть озорная. Дети с удовольствием рвут бумагу. Все обрывки надо собрать в кучку и смять так, чтобы получилось что-то вроде бумажного шарика. Игру можно повторить несколько раз.

Воздушный шарик

Ты подбрось воздушный шарик
И скажи ему: «Летай!»
А упасть ему на землю
Не давай, не давай!
Опыт «Озеро Байкал и Мертвое море» .
В две банки наливаем воду. В одной вода пресная - это озеро Байкал. В другой растворяем 4 столовых ложки соли - это Мертвое море.Затем опускаем в озеро Байкал сырое яйцо. Яйцо опустится на дно.Теперь перенесем яйцо в Мертвое море . Чудо: яйцо плавает на поверхности Ну а теперь поиграем: возьмем третью банку, положим в нее яйцо и будем попеременно вливать в нее пресную и соленую воду. Понаблюдаем, как яйцо то всплывает на поверхность, то тонет, то останавливается в подвешенном состоянии.
Опыт «Вулкан».
Из старого пластилина лепим гору размером со стакан. Пластилин надо разделить на 2 части: одна будет основанием, другая образует полый конус. Края плотно скрепляются, вулкан размещается в пластиковом корытце или на блюдце.Внутрь вулкана насыпаем столовую ложку соды, немного пищевого красителя красного цвета и чайную ложку средства для мытья посуды.Теперь начинается самое интересное Пусть ребенок вольет внутрь вулкана четверть стакана уксуса. Начнется настоящее извержение


Самонадувающийся воздушный шарик.
Разводим две чайные ложки дрожжей в двух столовых ложках теплой воды; добавляем одну чайную ложку сахара. Переливаем опару в бутылку. На горлышко снова надеваем воздушный шарик, и помещаем бутылку в теплую воду минут на 15. Наблюдаем замечательное явление

Дети любят возиться с водой. А изучить ее свойства им помогут простейшие опыты. Объясните ребенку, например, что вода умеет испаряться – исчезать, чтобы потом вернуться. Как? Очень просто. Сначала идет дождик, он образует лужи, которые на солнце быстро высыхают – испаряются. Но вода не пропадает навсегда. Она собирается в крошечные капельки, частицы, которые растворяются в воздухе. Когда их накапливается слишком много, они снова выпадают на землю в виде дождя.
Опыт 1
Налейте в одинаковые стаканы равное количество воды. Один из них плотно закройте крышкой, а второй оставьте открытым. Поставьте стаканы на солнце и забудьте о них на несколько дней. Затем вспомните и посмотрите – в каком из стаканов осталось больше воды. Объясните ребенку, что крышка не дает водяному пару улетучиться в воздух, тогда как из открытого стакана капельки сбежали легко и быстро.
Опыт 2
Разрежьте ткань на несколько одинаковых кусков и намочите их. Один разложите на солнце, другой – в тени, третий – развесьте на ветру (например, на балконе), четвертый повесьте в комнате, где нет сквозняков, пятый сложите в несколько слоев, а шестой - сомните и скомкайте. Вместе с ребенком засеките время и определите, какой из кусочков высохнет быстрее. Объясните, почему это происходит.
Введение в химию – отличная игра, особенно, если подойти к ней с душой. В любом доме найдутся подручные материалы, при помощи которых вы сможете объяснить малышам азы химической науки.
Опыт 1 - Невидимое письмо
Самый простой и увлекательный химический опыт известен всем из многочисленных детективных и приключенческих романов. Конечно, это невидимое письмо! Напишите или нарисуйте что-нибудь на листе белой бумаги молоком. Дождитесь высыхания. Потом прогрейте лист над свечкой, и – о, чудо! – на бумаге проступят яркие коричневые знаки!
Вариант: то же, но без нагревания. Напишите что-нибудь на бумаге лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Затем растворите в воде пару капель обычного йода и аккуратно нанесите этот раствор на бумагу. Буквы проступят так же ярко, как и при опыте с молоком.
Опыт 2 - Кислота или щелочь
Устройте домашнюю лабораторию по изучению влияния кислотности среды на некоторые вещества. Приготовьте два раствора – кислотный и щелочной. В качестве кислотного сойдет вода с уксусом, в качестве щелочного – раствор соды. Приготовьте отвары из разных овощей, фруктов, трав. По очереди капайте в отвары кислый и щелочной растворы и наблюдайте за изменением цвета. Можете нарисовать по итогам опытов красивую таблицу.
Опыт 3 - Игра с «живым» желатином
Вам нужно будет сделать коллоидный раствор – 10 г сухого желатина добавить в ¼ стакана воды (холодной). Дождитесь, пока желатин разбухнет, затем подогрейте воду на водяной бане (не сильно, максимум до 50 градусов), так, чтобы желатин окончательно растворился. Возьмите кусочек полиэтилена и вылейте на него раствор. Оставьте до высыхания. И получившегося желе можно вырезать ножницами любую фигурку – рыбку, солнышко, цветочек. Положите фигурку на кусок туалетной бумаги и подышите на нее. Фигурка начнет двигаться! Это происходит потому, что своим дыханием вы нагреваете желатиновую массу и увлажняете ее с одной стороны. Желе слегка увеличивается в объеме и поэтому двигается.

1 комментарий:

  1. Ну что то прям детско при детско!А так интересненько)Было бы что ни будь по серьезней)

    ОтветитьУдалить