16 авг. 2011 г.

Работа с подростками: несколько слов о нестандартных мероприятиях

Этот пост - ответ на просьбу  БиблиоМенеджера   подробнее рассказать о мероприятии "Брейк-данс: танец-экстрим". Прошу прощения, если вдруг повторюсь - совсем не помню, писала ли  уже здесь об этом.

Публикую эпизод из своей статьи "Заметки из блокнота методиста".


Полный вариант статьи  опубликован:
в  рамках интернет-конференции "Библиотека для молодого поколения в начале XXI века: новые вызовы и новые возможности", которую проводила свердловская детско-юношеская областная библиотека см. - на сайте "Образование Урала"
- в ж. "Библиотека". - 2009. - № 12. - с.66-69.
.....................................................................................................
........Приведу  один пример из своей практики. В нашей библиотеке нагрузки по проведению массовых мероприятий довольно большиие ( в год на 30 библиотечных сотрудников - более 2,5 тысяч мероприятий). И, став методистом, я продолжаю вести ряд литературно-нравственных циклов для подростков. В ходе живого общения идет незаметный для ребят мониторинг их интересов, приоритетов. Регулярные встречи позволяют проводить блиц-опросы и анкетирования в рамках занятий. Это крайне важно, ведь недаром многие детские библиотекари честно признаются, что привлечь подростков в библиотеку для них проблема.
        Сами ребята натолкнули меня на мысль о проведении в библиотеке познавательно-развлекательного шоу «Кумиры и поклонники». Наиболее популярными музыкально-танцевальными направлениями сейчас для них являются хип-хоп, многие увлечены брейк-дансом.           
                 Вот именно команда брейк-данса и стала нашим социальным партнером в подготовке и проведении этого мероприятия.  Как я их нашла? Просто узнала от читателей, где собираются брейкеры, и пошла к ним "на поклон":)))))))). Конечно, я их шокировала своим предложением - им в голову не приходило, что можно танцевать брейк  в библиотеке. Ни один из брейкеров до этого в библиотеке не бывал, даже не представляли, где она находится. Но предложение им и польстило, так что мне не отказали)).
        Не торопитесь сказать, что к библиотечной работе подобное мероприятие «притянуто за уши» (поинтересуйтесь на досуге историей брейк-данса – эту тему вполне можно использовать в помощь воспитанию толерантности, не говоря уж о здоровом образе жизни). Вместе с этими, в прямом смысле слова, дворовыми мальчишками (от10 до 16 лет) мы разрабатывали сценарий. Ребята принесли видеоклипы выступлений ведущих брейкеров мира, разработали «Советы начинающим брейкерам», вместе мы искали в Интернете информацию об истории танца, я подбирала литературу по теме, выстраивала видеопрезентацию. Результаты ошеломили всех – зал был переполнен, пришли подростки, учащиеся ПТУ, учителя, школьные библиотекари и… даже родители (в зале на 110 мест – 200 человек!).
        Была и литературно-историческая часть, и яркие профессиональные клипы, и мастерклассы городских брейкеров для публики. И, конечно же, присутствующие засыпали "героев дня" вопросами. О, это был звездный час брейкеров! :-)  Им даже пришлось раздавать автографы! Встреча закончилась в холле библиотеки показательным выступлением ребят, которое зрители снимали на телефоны, фотоаппараты, камеры...
 




            Этим мероприятием был дан старт работе клуба любителей современной музыки для старшеклассников и целому ряду крупных праздников, организованных в стиле шоу-программ и презентаций читательских талантов. А партнерство с юными брейкерами продолжается.
 Они участвуют и в социальных проектах (организация вечера отдыха для солдат-сирот воинской части города в детской библиотеке),и во многих наших литературно-развлекательных мероприятиях ( к примеру, в ежегодной программе зимних каникул "Минута славы") . 
 
      На протяжении двух лет летом холл библиотеки дважды в неделю превращался в тренировочную площадку брейкеров (ребятам негде было тренироваться, везде требовали плату за аренду помещения, так что мы были взаимополезны). Юных читателей это только привлекало, брейкеры быстро "обросли" группой поклонников, которые стали чаще приходить в библиотеку и за книжками, и для того, чтобы пообщаться с кумирами)).
              Именно юные брейкеры в 2009 году стали главными героями заключительного  театрализованного праздника по летнему чтению, сыграв роли "компьютерных вирусов", танец брейк  добавил персонажам эксцентричности, яркости. Наверно, многих шокировало такое сочетание - тема-то была "Классика в современном формате". Но оказалось, что ребята не только здорово умеют двигаться, но и совершенно блестяще читают стихи Пушкина -  видимо, сказалась врожденная артистичность и привычка выступать на публику.
 
         Так что брейк, рэп, хип-хоп, рок в библиотеке... а почему бы и нет?  Нам и нашим читателям это нравится.

7 комментариев:

  1. Веста, какие Вы молодцы, замечательная идея и оригинальное и полезное мероприятие!Очень интересно! Спасибо за информацию и идеи!

    ОтветитьУдалить
  2. БиблиоМенеджер16 августа 2011 г., 10:59

    Веста, большое спасибо! Очень интересно и познавательно! Я вам признаюсь, что мы в своей библиотеке тоже используем похожие формы работы. Проводим конкурсы типа "Алло, мы ищем таланты", в которых участвуют читатели-дети и особые дети. На всех значимых мероприятиях, да и на незначимых тоже, используем детей, вернее их таланты и умения. Кто-то танцует, кто-то поет, кто-то читает стихи, а кто-то их сочиняет, кто-то играет на музыкальном интсрументе и так далее. А детям так важно показать своё умение, выступить перед аудиторией. После выступлений подходят и спрашивают, а когда надо будет ещё выступить. Так что мы только успеваем записывать детей и их таланты в отдельную тетрадку(для служебного пользования).

    ОтветитьУдалить
  3. Надеюсь, что и талант Библиотекаря в отдельную тетрадку(для служебного пользования) записан:)))

    ОтветитьУдалить
  4. Людмила
    Вам спасибо за добрые слова:-)
    Сейчас во многих библиотеках стали проводить подобные мероприятия. Библиотекари ищут точки соприкосновения с читателями, идут от их интересов

    ОтветитьУдалить
  5. БиблиоМенеджер
    Мне кажется, это правильно, тем более, что взаимовыгодно. Детям необходима возможность самореализации, и библиотека, как среда открытая для всех, дает такую возможность. В музыкальную или художественную школу не всех ведь возьмут.
    А для нас и наших мероприятий участие детей в роли актеров - это наилучшее украшение. Даже если ребенок играет не так артистично, как сыграл бы библиотекарь, это будет лучше выглядеть в глазах зрителей. Ведь на СЦЕНЕ - РОВЕСНИК!

    ОтветитьУдалить
  6. Впечатлили идеи привлечения совсем не читающих ребят в лучшие друзья библиотеки. Своей работой вы доказали:невозможного в нашей роботе нет и дали уверенность - продвигать можно и нужно любое увлечение, главное желание!:-)

    ОтветитьУдалить
  7. *главное желание!:-) *
    Это точно))))))))) Если есть желание, то горы можно сдвинуть

    ОтветитьУдалить