16 янв. 2012 г.

Интегрированные уроки по темам "Бородино", "Война 1812 года"

 Взято  ЗДЕСЬ
Подготовили:      учитель литературы           Сергиенко Е. Г., учитель истории              Литава П. С.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
«Бородинское сражение - как историческое событие
и его от­ражение в литературе»
Тема урока: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»
Цель урока:
1. Познакомить учащихся с историческим событием - Бо­родинским сражением, объяснить его значение в ходе Оте­чественной войны 1812 г.
2. Познакомить учащихся с литературным произведением, отображающим историческое событие, показать, какие ху­дожественные средства использовал поэт для художествен­ного изображения исторического события.
3. Показать взаимосвязь учебных предметов: истории, ли­тературы, изобразительного искусства.
4. Воспитать в растущем человеке такие духовные понятия, как любовь к Родине, к народу.
Оборудование:
1. Учебник истории 5 класс.
2. Карта.
3. Диафильм "Отечественная война 1812 г."
4. Портреты участников Отечественной войны и Бородин­ского сражения.
5. Учебник литературы 5 класс.
6. Портреты Лермонтова М.Ю. и Арсеньевой Е.А.
7. Хор из оперы М. Глинки "Иван Сусанин" - муз. оформ­ление.
Структура урока:
I часть.
1. Художественное вступление.
2. Историческая справка о Бородинском сражении.
3. История создания стихотворения "Бородино".
4. Чтение стихотворения "Бородино".
5. Физкультминутка.
II часть.
1. Анализ литературного текста.
2. Анализ исторического сражения.
3. Закрепление пройденного материала (групповое зада­ние).
4. Вывод.
Ход урока.
I урок
Ребята, сегодняшний наш урок не совсем обычный, его мы проведем вдво­ем с Павлом Сергеевичем, так как для изучения некоторых литературных произ­ведений, посвященных какому-либо историческому событию, надо хорошо знать историю этого события.
Сегодня именно такой случай.
(Входит старшеклассник в костюме солдата под барабанный бой. Один из уче­ников обращается к нему.)
Ученик:
- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Солдат отвечает:
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
Учитель истории:
Ребята, прозвучали слова, которые являются эпиграфом к нашему уроку.
Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз ему при­ходилось героически отражать нападения иноземных завоевателей, отстаивать свою независимость. Пережив потери и разрушения. Российское государство снова возрождалось.
К началу XIX в. Россия стала одним из самых могущественных государств в Европе. Она имела сильную армию и флот. Сокрушить могущество России, за­хватить её богатства, покорить русский народ по-прежнему мечтали чужеземцы.
В начале XIX в. грозная опасность нависла над нашей страной. Император Франции Наполеон, покоривший всю Европу, двинул свои полчища на Россию...
Сегодня мы познакомимся с событиями, вошедшими в нашу историю как "Отечественная война 1812 года".
Вопрос:      Ребята, приходилось ли раньше России отстаивать свою независи­мость?
Какие качества проявлял русский народ, когда отстаивал свою неза­висимость?
Вот и эта война показала образцы патриотизма и военной доблести. Вот почему, вспоминая эту войну, мы и сейчас с гордостью повторяем слова велико­го русского поэта М.Ю. Лермонтова:
- "Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!"
Вы познакомились с темой нашего урока.

Осенними ночами 1811 г. над Европой ярко светила в небе великолепная комета. Многим в России она казалась предвестием близкой войны. И вот она грянула - "гроза двенадцатого года".
В ночь 24 июня 1812 г. французские войска переправились через реку Не­ман и вторглись в пределы Российского государства. "Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве", - любил повторять Наполеон. Его военная сила почти втрое превосходила стоявшие против неё русские войска .армии Барклая-де-Толи и Багратиона. Наполеон рассчитывал мощным ударом разгромить русские армии еще на границе. Но его план был сорван.
Вопрос: Как вы думаете, ребята, почему?
Россия сопротивлялась. Весь русский народ готов был стать на защиту Отечества - с разных концов России полились пожертвования. Среди народа бы­ли созданы добровольческие дружины. Но хорошо подготовленной, выученной армии было мало, чтобы противостоять врагу. Но наполеону помогала вся Евро­па, а Россия была одна.
Русские войска, ведя оборонительные бои, стали отступать...
Вопрос: Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: почему русские войска вынуждены были отступать.
Главнокомандующим русской армии в этот грозны час был назначен та­лантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов, которого очень любили солдаты и беззаветно верили ему. Российский император Александр Г завидовал его популярности. Даже через 1,5 столетий переполняешься любовью и гордо­стью, благодарностью к этому замечательному военному деятелю - М.И. Куту­зову.
Опытный полководец, ученик Суворова хорошо понимал, что Россия была вынуждена пока отступать, чтобы сохранить силы. Но 108 верстах от Москвы Кутузов остановился близ села Бородино. Был сентябрь 1812г.
Солдат:       "Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали... "
Видя, что русское войско сгорало желанием сразиться, он решил здесь вступить в бой с французами.
Солдат:       "И вот нашли большое поле.
Есть разгуляться где на воле!..."
Весь день 6 сентября прошел в приготовлениях к предстоящей битве. На­ступил вечер. Тихо было в русском лагере.
"Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус..."
И в душе каждый готовился к великому бою.
Солдат:       "Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За Родину свою!... "
(уходит под марш)
Во французском лагере было всё не так: оттуда доносились шум и ликова­ние, предвкушая вкус победы. Всю ночь они веселились и пировали, уверенные в собственной победе.
Учитель литературы:             "И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось..."
Это было начало Бородинской битвы, продолжавшейся целый день, почти 15 часов. Бомбы и ядра сыпались с обеих сторон градом, залпы пушек и мелкого орудия сливались в один гул... Земля дрожала... От дыма не было видно даже солнца...
Учитель литературы: 
«Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел.
Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел...
Земля тряслась, как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой.,.»
В этом сражении лучший генерал русской армии - Багратион держал ле­вый фланг. Здесь были построены земляные укрепления (редуты), Багратионовы флеши, на которые обрушился главный удар наполеоновской армии.
Несмотря на потери, русские войны не теряли веру в победу, они продол­жали отражать натиски врага. И даже тогда, когда кончались пули в бою, рус­ские воины продолжали сражаться в рукопашную.
Учитель литературы: «Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!...»
Рукопашный бой шел с шести часов утра до полудня, после чего русские войска перешли в наступление. Спустя несколько минут, Багратион был смер­тельно ранен. Это вызвало замешательство в рядах русских воинов. Но вскоре из-за дыма, гари и копоти поднялась огромная фигура. Это был генерал Дохту-ров, назначенный командиром вместо Багратиона. Дохтуров обратился к солда­там с приказом: "За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад"
Учитель литературы:
"И молвил он, сверкнув очами:
Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали..."
Целый день продолжалась битва. К вечеру постепенно смолкли орудия. Страшную картину представляло собой Бородино. Никогда еще французы не ви­дали такого большого количества убитых.
Вопрос: "Ребята, вы запомнили имя императора Франции, начавшего вой­ну против России?
Мрачный, молчаливый Наполеон объехал поле сражения. Убитых было так много, что лошадь еле находила, куда поставить ногу. Не смолкали вопли ране­ных, однако Наполеон редко слышал русскую речь.
Победа была ничья: войска устояли на своих местах. Россия и Франция продемонстрировали свои силы всей Европе. Враги дрались с диким остервене­нием - они стремились в Москву.
Русские, встретив врага грудью, стояли твердо и сражались с удивитель­ным мужеством. Они понимали, что спасают Родину, заслоняют собой сердце России.
Бородино явилось примером героической борьбы русской армии и народа за независимость своей страны.
"Француз боек, да русский стоек!"- поговаривали тогда в России.
Физкультминутка.
Вопрос: А вы помните, ребята, советы Л. В. Суворова солдатам? Какими должны быть воины, чтобы выдержать тяготы войны?
А теперь вспомним нашу разминочку:
Ать, два, ать, два,
Вдоль по дороге столбовой
Куда иду - не знаю я.
Дорога сама меня приведет куда-нибудь,
Ать, два.
Бородино является яркой страницей в истории нашей Родины, показавшей сплоченность, мужество, самоотверженность нашего народа. Ему посвящены многие исторические исследования, ее героев воспели поэты и художники.
Учитель литературы: Итак, вы познакомились с исторической справкой о Бородинском сражении. История не дает оценок: хорошо или плохо, она не су­дит кто прав, кто виноват, а только рассказывает нам о событиях, не приукраши­вая, не преувеличивая и не преуменьшая значение того или иного факта.
Художественная литература в описании какого-либо исторического факта может позволить себе снисходительность или строгое отношение, вымысел, вос­хваление, иногда неточности, которые необходимы для более глубокого эмоцио­нального восприятия содержания произведения.
Но не всякое историческое событие может стать объектом художественной литературы, а только те, которые сохраняются в сердцах и памяти народной.
Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним все­гда. Они - наша гордость и честь. К таким событиям относится и Бородинская Битва.
Лучший поэтический памятник Бородинскому сражению - стихотворение М. Ю. Лермонтова, которое он коротко и выразительно назвал "Бородино". Это стихотворение было написано в связи с 25-ти летнем Отечественной войны 1812 года, впервые напечатано в пушкинском журнале "Современник" уже после смерти А. С. Пушкина, в этом стихотворении чувствуется огромная любовь по­эта к Родине, к ее истинному защитнику - русскому народу.
Но еще в 1831 году, семнадцатилетним юношей. Лермонтов обращается к теме Бородина, пишет стихотворение "Поле Бородина" под впечатлением слы­шанных рассказов об этой великой битве. В нем уже есть, поразившие юного Лермонтова, слова генерала Дохтурова:
Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой!
Есть некоторые детали боя, но в целом стихотворение вылилось в том ус­ловном романтическом стиле, в каком писали тогда:
Всю ночь у пушек пролежали
Мы без палаток, без огней
Штыки вострили, да шептали
Молитву Родины своей.
Лермонтов в своем творчестве неоднократно обращается к теме Бородин­ского сражения: сначала - "Поле Бородино", затем "Бородино", "Воздушный ко­рабль", "Последнее новоселье".
Вопрос: А как вы думаете, ребята, почему М. Ю. Лермонтов так часто обращался именно к этой теме?
Лермонтов родился уже в перенесшей французское нашествие Москве. Ему было меньше года, когда родители увезли его в пензенскую деревню Тарха­ны, принадлежавшую его бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Там про­шли детские годы будущего поэта.
В Тарханах его окружали люди 12-го года. В семье его кормилицы тархан-ской крестьянки жил бородинский ветеран-инвалид Дмитрий Фёдоров. Бывая у кормилицы Лукерьи, мальчик не мог не слышать рассказов старого солдата о его долгой, боевой жизни.
В доме Арсеньевой всегда было много гостей. Здесь постоянно бывали во­енные, прежде всего братья Елизаветы Алексеевны - офицеры артиллерии ( Дмитрий и Афанасии Столыпины)-. Именно от них узнал маленький Миша о ро­ли гвардейской артиллерии в Бородинском сражении.
Воспитателем и учителем французского языка Миши Лермонтова был мо­сье Капэ, бывший наполеоновский офицер, навсегда сохранивший в душе вер­ность своему императору, он считал Наполеона великим полководцем и государ­ственным деятелем.
Когда Мише было 6 лет, бабушка привозила его в Москву, еще хранившую следы разрушений: на улицы груды обгорелых камней, сожженные дворцы, взо­рванные башни Кремля, сотни трофейных орудий у стены арсенала в Кремле. Это не могло произвести глубокого впечатления на мальчика.
Шли годы, Мише Лермонтову уже 13 лет. Его "отдают к наукам и воспи­танию" в пансион при Московском университете, поднимается на колокольню Ивана Великого, откуда видит Поклонную гору. высоту, с которой просматрива­лось поле Бородино во время битвы.
Учась в Юнкерской школе он пишет сочинение "Панорама Москвы", в этом сочинении он так отзывается о Московском Кремле: "Что сравнить с этим Кремлем, который , окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежи на высокой горе... Давно ли, как баснословный феникс он воз­родился из пылающего своего праха?..." Да, Москва после пожара 1812-го года давно оправилась, стала еще -краше и величавее.
В летние месяцы Лермонтов живет в Серединкове - имении вдовы генера­ла Столыпина (брат бабушки). Здесь большой интернат для него представляла библиотека покойного генерала, особенно богатая литературой об Отечествен­ной войне.
Лермонтов зачитывался письмами, мемуарами, записками Дениса Давыдо­ва и Н.А. Дуровой (женщины-партизанки); стихами о войне 1812 года, печатав­шимся в журнале А.С. Пушкина "Современник".
Одаренный необыкновенной силой воображения, Лермонтов как бы сам становится очевидцем событий, поэтому, вооружившись обширными сведения­ми трехлетней военной службой, в 1837'году, переработав свой юношеский на­бросок "Поле Бородина" в замечательное стихотворение "Бородино", Лермонтов создает произведение, ставшее лучшим во всей русской литературе произведе­нием об этом великом сражении.
Литературный критик В.Г. Белинский писал: "Это стихотворение отлича­ется простотою, безыскусственностью, в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в тоже время благороден, силен и полон поэзии".
"Вам не видать таких сражений!" - в этих словах и гордость за великий подвиг русского народа и напутствие молодому поколению, которое должно брать пример с героев Бородина.
Вопрос: А вы помните, ребята, какое произведение мы изучали о Отечественной войне 1812 года? (Война и мир).
Л.Н. Толстой в своем произведении "Война и мир" описывает Бородинское сражение, а основном опираясь на стихотворение Лермонтова, сохраняя стиль и подход к изображению событий Бородина как у Лермонтова.
Гениальные лермонтовские строки приобрели особое звучание во время Великой Отечественной войны 1941-45 г. Их как клятву повторяли бойцы перед боем:
Ребята! Не Москва за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали...
Вопрос: Скажите, пожалуйста как вы думаете, что же побудило М.Ю. Лермонтова написать стихотворение "Бородино "?
Да, Бородинская битва сыграла важную роль в Отечественной войне 1812 года, она является переломным этапом в сражении, после которого стал очеви­ден исход войны. Такие события, конечно же, не забываются. О подвиге русских солдат и офицеров слагались песни, легенды, даже басни. Память народная не­тленна, вот почему М.Ю. Лермонтов обращается к этой теме.
А сейчас послушайте стихотворение М. Ю. Лермонтова в исполнении... М.Ю. Лермонтов "Бородино":
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва спаленная пожаром
Французу отдана...
Учитель истории: А сейчас, перефразируя слова великого полководца А.В. Суворова. "Служба службой, а отдых по расписанию", мы предлагаем вам от­дохнуть.
II урок
Цель: Итак, на предыдущем занятии - вы познакомились с двумя историче­скими фактами: историей Бородинского сражения и историей создания стихо­творения "Бородино", а сейчас мы с вами узнаем какие художественные средства использовал М. Ю. Лермонтов для создания поэтической картины Бородинского сражения.
Учитель литературы: Вы уже слышали, что "Бородино" начинается слова­ми: "Скажи-ка, дядя... "Напрасно искать прототип этого "дяди" среди родствен­ников поэта. Это просто распространенное обращение к человеку "простого зва­ния" старше себя. К тому же к молодым солдатам приставлялись "дядьки" из старых солдат, и стихотворение постепенно в форме такого разговора дядьки с группой новобранцев. По жанру это элегия. По форме это диалог.
Вопрос: Кто помнит, ребята, что называется диалогом?
Вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, в котором
начинается ответ старого солдата. Глядя на молодые безусые лица новобранцев, неторопливо, как бы желая вспомнить самое главное в сражении, он роняет иро­ническую реплику; "Богатыри - не вы..." Эта мысль-жалоба на настоящее поко­ление, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь пол­ному славы и великих дел.
А сейчас, пожалуйста, откройте свои учебники и мы приступим к работе. Оцениваться ваша работа будет жетонами (красными, синими, желтыми).
Героя стихотворения-старого солдата отличают суровая сдержанность, яс­ное сознание долга, далеко не угасшая душа, способность шутить.
Послушайте в чтении Юли Лисовской (и проследите в учебнике) отрывок из стихотворения "Бородино" и найдите в тексте предложения с ироническим от­тенком:
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут,
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки-Французы тут как тут.
Забил снаряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!...
Простому солдату важно рассказать молодым воинам, как достойно, по-деловому, без страха и суеты готовились к бою его однополчане. Послушайте отрывок в чтении Оли Гармашовой.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И было слышно до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Учитель истории: Обратите внимание на третью строчку. Как вы ду­маете, почему ликовал француз?
Учитель литературы: Назовите слова и сочетания слов. передающие дело­витость, бесстрашие и спокойствие воинов перед битвой.
Старый солдат не мог не вспомнить с грустью и благодарностью своего командира, поднявшего солдат в бой и погибшего в этом бою.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга - царю, отец - солдатам...
Сейчас Саша Береговский прочитает нам следующий отрывок:
И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята, не Москва лъ за нами?
Умремте ж под Москвой
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой! "
Учитель истории: Вспомните, ребята, кому принадлежали эти слова?
В стихотворениях Лермонтова очень часто ритм, ритмическое движение сопровождаются словами, несущими в себе какую-то энергию. Послушаем сле­дующие строчки в исполнении Дениса Щербакова.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Учитель истории: Ребята, а вы знаете, кто такие уланы, драгуны?
Учитель литературы: Что называется ритмом? Какие слова в тексте создают ритмическое движение?
Лермонтов использует контраст и сравнение как стилистический элемент.
Вопрос: Что называется контрастом, что такое сравнение?
Послушаем следующий отрывок в исполнении Саши Коврижко:
-Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени
В дыму огонь блестел.
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Вопрос: Какие строчки из услышанного вами отрывка передают кон­траст, назовите слова, передающие сравнение. Скажите пожалуйста, какую роль играют глаголы в тексте?
В стихотворении "Бородино" мы чувствуем напряженность стиха и в то же время он мелодичен, это достигается различными интонациями: напевной, раз­говорной, ораторской.
Сейчас Ира Смоленская прочитает нам следующий отрывок.
Вот смерклось-
Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны-
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы...
Вопрос: Какие строчки передают напевную, какие разговорную, а какие ораторскую интонации?
Итак, перед нами поэтическая картина грандиозной битвы
Вопросы на закрепление.
1. Скажите, ребята, какие художественные средства использовал автор для того, чтобы показать, нарисовать яркую картину боя?
2. Когда вы читали, встретились ли вам непонятные слова, какие? (Со зна­чением этих слов вы можете познакомиться на стенде, а также, заглянув в учебник по литературе, в сноски)
3. Почему М.Ю. Лермонтов использовал эти слова, можно ли их заме­нить? (Нет, они указывают на историческую эпоху и т.д.)
Учитель истории:
1. М.Ю. Лермонтов посредством поэтического слова сумел передать не только самоотверженность русских солдат, но и нарисовать яркую кар­тину событий: отступления и поражения. Давайте ребята приступим к практической работе по истории. Работа с картой-схемой.
2. А сейчас для закрепления пройденного материала мы проведем практическую работу в творческих группах, с такой формой работы вы уже знакомы. (Задания к практической работе прилагаются.)
Учитель литературы:
Ребята, эти работы будут оценены позже, а сейчас мы узнаем, кто сколько набрал жетонов и какие заработал оценки. (Называются оценки)
У вас на столах лежат рабочие материалы с домашним заданием. Вклейте эти листочки в тетради по литературе.
Учитель истории:
Ребята, как вы думаете, почему сегодня на двух предметах, истории и ли­тературе, изучалась одна и та же тема: Бородино?
1. Потому что глубокое изучение стихотворения "Бородино" невозможно без знания истории Бородинского сражения.
2. Мы изучаем литературное произведение, посвященное такому истори­ческому сражению, которое мы должны помнить всегда.
Да, сегодня у нас урок-память. Давайте почтим память солдат, русского народа, отстоявшего свободу нашей Родины.
(звучит хор из оперы М. Глинки "Иван Сусанин" - Славься...)


Рабочий материал к уроку литературы.
Тема: Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино".
I. Содержание урока:
М.Ю. Лермонтов родился после Отечественной войны 1812 г (в 1814 г.). В Тарханах его окружали люди 12-го года. Братья бабушки - Афанасий и Дмитрий Столыпины, воспитатель французского языка мосье Капэ, муж кормилицы -участники бородинского сражения, они рассказывают Мише о подвиге русских воинов. В 1819 г. Лермонтов приезжает в Москву, хранящую следы разрушений. В летние месяцы 1830-32 г. живет в Середникове - имении вдовы генерала Сто­лыпина. Знакомиться с библиотекой генерала, богатой литературой о войне.
II. Сведения по теории литературы;
ПРОТОТИП (прообраз) - реальное лицо, представление о котором послу­жило автору основой для создания литературного характера, типа.
ИДЕЯ произведения - основной смысл произведения, выступающий через единство его образов.
СРАВНЕНИЕ - определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим.
Домашнее задание:
1. Подклеить листок с рабочим материалом в тетрадь по литературе.
2. Выучить сведения по теории литературы.
3. Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения "Бородино"(I, 2, 3-ий куплеты).



ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ КАРТОЧКА УЧЕНИКА (ЦЫ)  ________ КЛАССА.

______________________________________________________________
фамилия, имя

                                                                                                                                                                                                ГРУППА 1

№  ЗАДАНИЯ

ОТВЕТ (ЗАПОЛНЯЕТСЯ УЧЕНИКОМ)

ОЦЕНКА











































ЗАДАНИЯ К ГРУППОВОЙ РАБОТЕ
(закрепление пройденного материала)
1. Найдите отрывок в тексте стихотворения "Бородино", соответствующий дан­ной репродукции (для работы предлагаются репродукции панорамы "Бороди­но").
2. Ответьте на вопросы к тексту "Бородино" (по одному вопросу на группу):
а) Какую клятву дали русские солдаты перед боем на поле Бородина?
б) О каком подвиге русского народа вспоминает старый солдат?
в) Какие художественные средства использует автор для передачи яркой, выразительной речи?
г) Какое чувство объединяло участников Бородинского сражения и вооду­шевляло их на подвиги?
3. Найдите ошибку:
а) Бородинское сражение началось 6 августа.
б) В отечественной войне 1812 г. Россия вела войну со Швецией.
в) Главнокомандующим русской армии в Отечественной войне 1812-го года был А. В. Суворов.
г) Имя императора Франции - Людовик.

Интегрированный урок (история + математика + чтение + ИЗО) по теме "Обобщение знаний о войне 1812 года"(взято ЗДЕСЬ)

Миронова Наталия Витальевна, учитель начальных классов
Шахматова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

Цели:
  1. Обобщить знания о событиях войны 1812 года.
  2. Закрепить знания о героях Отечественной войны 1812 года, понимание героизма народа в войне 1812 года.
  3. Развивать устную речь, умение работать с исторической картой.
  4. Показать взаимосвязь между реальной жизнью и сюжетами книг, картин художников.
  5. Показать межпредметные связи урока истории с уроками математики, музыки, рисования, краеведения, чтения, русского языка.
  6. Воспитывать чувство товарищества, любовь к Родине, интерес к истории.
Ход урока:
  1. Организационный момент.
  2. Сообщение целей урока.
  3. -Дорогие гости, представьте, что перед вами курсанты Суворовского училища. Они сдают очередной зачет экспертной комиссии. В ее состав входят преподаватели разных предметов. Комиссия будет оценивать знания, которые получили курсанты, изучая тему “Отечественная война 1812 года” на разных уроках.
  4. Уточнение представлений о русской армии начала 19 века.
  5. 15 декабря 1812 года -Посмотрите, пожалуйста, на дату, записанную на доске. -Кто помнит, что произошло в этот день? (Армия Наполеона была изгнана с территории России). -Как вы думаете, случайно ли комиссией выбрана дата нашего зачета? (Нет, так как сегодня исполняется 192 годовщина со дня окончания войны 1812 года) -На уроке мы проследим весь путь, который проделала армия Наполеона по территории России. Важнейшие места будем обозначать на карте с помощью кружочков с числами. Приложение1.doc -Итак, какое место, по-вашему, обозначено на карте числом 1? (Река Неман, где армия Наполеона пересекла границу России) -Найдите это место у себя на карте и обозначьте кружочком с числом 1. -Вы разделились на отделения. Сейчас мы узнаем, какую разновидность войск вы представляете. -Обратите внимание на картины художников, которые неоднократно обращались к теме войны 1812 года. На уроке рисования вы раскрашивали картинки, где были изображены представители различных родов войск войны 1812 года. Лучшие работы представлены на выставке. -Сейчас вы соберете разрезанную картинку, которую раскрашивали на уроке рисования. А затем определите по ней к какому роду войск вы относитесь. (Раздать таблички, на которых изображены воины разных родов войск). -Расскажите, как вы определили, к какому роду войск вы относитесь. (После ответа детей выдаются таблички с названиями команд).
    Отряд драгунов 1 отряд гусаров Отряд уланов 2 отряд гусаров
    -Соотнеси изображение воина, род войск и атрибут, который должен быть у воина. Приложение 2.doc
  6. Составление кратких сообщений о событиях войны.
  7. -Посмотрите вновь на карту. Какое историческое место обозначено на ней числом 2? (Смоленск) Приложение1.doc -Найдите у себя на карте это место и обозначьте его кружком с числом 2. -Что здесь произошло в 1812 году? (Крупное сражение) -Перед вами поставлены 4 важные задачи. В ходе обсуждения вы получаете ответ. И с помощью ключа расшифруете часть высказывания. (Выдается каждой команде по 1 карточки с задачами и карточки с ответами, из которых ребята выбирают правильный ответ. В результате получается часть высказывания). Приложение 3.doc -Дайте краткое сообщение о событиях войны, зачитав ответы на поставленные вопросы. (Дети делают сообщения) -Давайте соединим ваши части и посмотрим, какое высказывание получилось. (Ключ от Москвы взят) -Чьи это слова? -Почему так сказал Кутузов?
  8. Физическая минутка.
  9. Приложение1.doc -Посмотрите вновь на карту. Какое место обозначено число 3. (Бородино). -Найдите у себя на карте это место и обозначьте его кружком с числом 3. -Сейчас мы изобразим, чем занимались солдаты русской и французской армий перед Бородинским сражением.
    Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.
  10. Закрепление знаний о героях Отечественной войны.
  11. -Очень много людей героически сражалось во время Бородинского сражения. Капитаны выберут сейчас портреты героев, а команда угадает кто это. Вам дается минута на обсуждение. Затем вы расскажите нам все, что знаете об этом герое. (Учащиеся рассказывают о героях: Багратионе, Кутузове, Дуровой, Давыдове)
  12. Решение исторического кроссворда.
  13. Приложение1.doc -Какое место на карте отмечено числом 4? (Деревня Фили) -Найдите у себя на карте это место и обозначьте его кружком с числом 4. -Какое важное событие связано с этим местом? (Военный совет генералов) -Разгадав кроссворд, вы прочитаете слово, которое явилось решением военного совета в деревне Фили. Приложение 4.doc (Ответы: 1. Россия. 2. Партизаны. 3. Бородинское. 4. Солдат. 5. Кутузов. 6. Ополчение.7. Казанский. 8. Отечественная.) -Назовите орфограммы, которые встречаются в каждом слове кроссворда. -В каждом слове кроссворда найдите орфограммы и объясните их написание. -Какое слово у вас получилось? (отступать) -Почему такое решение принял Кутузов?
  14. Чтение стихов о войне.
  15. Приложение1.doc -Какое место на карте отмечено числом 5. (Москва) -Найдите у себя на карте это место и обозначьте его кружком с числом 5. -Что случилось с Москвой во время войны 1812 года? -На уроках чтения вы познакомились с произведениями, посвященными событиям 1812 года. И сейчас вы прочитаете отрывок из произведения.
    Пустился мой хитрец В переговоры И начал так: “Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры; Забудем прошлое, уставим общий лад! А я не только впредь не трону здешних стад, Но сам за них с другими грызться рад И волчьей клятвой утверждаю, Что я …” - “Послушай-ка, сосед,- Тут ловчий перервал в ответ,- Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой”.
    -Из какого произведения взяты эти строки? Кто автор? (И. А. Крылов “Волк на псарне”) -Кто скрывается под образами волка и ловчего? (Волк – Наполеон Бонапарт, ловчий – М. И. Кутузов) -Почему И. А. Крылов выбрал именно эти образы? -Почему произведение Тютчева, которое не посвящено войне 1812 года, можно отнести к событиям этой войны? -Обратите внимание на выставку. Здесь представлены книги, из которых можно почерпнуть дополнительные сведения о войне 1812 года. Некоторые из них экранизированы. -Какие фильмы вы смотрели?
  16. Песни войны 1812 года.
  17. Приложение1.doc -Посмотрите, какое место на карте отмечено числом 1? (Река Неман) -Какое событие произошло здесь? (Армия Наполеона была изгнана с территории России) -Когда у человека хорошее настроение, то ему хочется петь. Сейчас мы с вами исполним песню, которая была придумана русскими людьми во время войны. -Исполнение песни.
    Солдатская песня Хоть Москва в руках французов, Это, право, не беда! – Наш фельдмаршал князь Кутузов Их на смерть впустил туда. Вспомним, братцы, что поляки Встарь, бывали так же в ней, Но не жирной кулебяки – Ели кошек и мышей. Побывать в столице – слава, Но умеем мы отмщать: Знает крепко то Варшава, И Париж то будет знать!
  18. Подведение итогов.
-Чем награждали за храбрость и мужество офицеров, генералов и солдат?
-Назовите каждый орден и знак, который получила ваша команда.
Рисунок 1.jpg Рисунок 2.jpg Рисунок 3.jpg Рисунок 4.jpg
(1. Орден и знак святого Георгия, 2. Орден и знак святого Андрея Первозванного, 3. Орден и знак Александра Невского, 4. Орден и знак святого Владимира)
-Наш зачет окончен. О чем мы говорили на уроке? (О героях войны, о местах сражений, вспоминали стихи и песни, посвященные событиям 1812 года, о разновидностях войск)
-Комиссия сейчас огласит результаты зачета. (Награждение орденом знатока)
Приложение 5.doc
11. Домашнее задание.
-Запишите дома небольшой рассказ о войне 1812 года, сознательно допустив в нем ошибки.
12. Презентация по теме урока

Комментариев нет:

Отправить комментарий