12 окт. 2011 г.

АртТерапия в детском саду, в детской библиотеке

Начинаю собирать материалы по арттерапии. На случай, если вдруг кому-то пригодится, выставляю здесь.
1. Интересный опыт арттерапии в библиотеке  представлен в блоге БиблиоМенеджер.
2. Скачать семинар по АртТерапии можно ЗДЕСЬ (материал нашла в Социальной сети работников образования)
3. Материалы для работы с ДОШКОЛЬНИКАМИ. Источник -Материалы сайта "Детский сад № 82"
Одним из методов моей работы является арт-терапия с детьми. Арт-терапия – это не просто уроки рисования, но свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.

В последнее время это малоизвестное в нашей стране направление привлекает к себе все большее внимание. Причины этого кроются в “мягкости” и привлекательности самого процесса врачевания, в использовании зрительного и пластического выражения своих переживаний и конфликтов
Назначение арт-терапии: оздоровление психики человека через изобразительное творчество.
Средства реабилитации: сказкотерапия, куклотерапия, игротерапия, изо-терапия, релаксация.
Задачи сказкотерапии: психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;тсимволическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.
Задачи куклотерапии: позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка, активизируется настроение и заинтересованность; замкнутые дети включаются в игру, развивают навыки коммуникативного взаимодействия друг с другом, обогащается словарный запас.
Задачи игротерапии:
  • коррекция поведения;
  • снятие повышенной тревожности;
Задачи изо-терапии:
  • Раскрытие творческих способностей ребенка;
  • Разностороннее и гармоничное развитие его личности;
  • Научить детей определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека;
  • развитие у детей чувственно-двигательной координации;
  • Обучение в работе в парах, группе;
  • Привитие навыка следовать инструкции взрослого;
  • Создание общего фона.
Материалы: кукла – котик, цветные тряпочки, гуашь, листы ватмана, музыка, аксессуары для игры, кисти, тампончики с тарелочками, картинки с изображением сказочных героев (вырезанные).
Ход занятия
1. Приветствие.
Цель: основная цель которых помочь ребенку осознать собственные чувства, переживания и освоить новые эффективные социально приемлемые стратегии поведения, создание атмосферы доверия и безопасности, создание положительного эмоционального фона
Педагог: Давайте поздороваемся, друг с другом по сказочному, в этом нам поможет котик.
Выберите любого сказочного героя, кем бы вы хотели быть, назовите его, а затем надо называть настоящие имя. Говорить будем по очереди.
Например: Здравствуйте я сказочный принц меня зовут котик – Пушок. (Рисунок 2.)

Упражнение.
2. Вводный ритуал “Цвет вашего настроения”
Цель: диагностика настроения участников и развитие самореффлексии.
Ребята давайте представим, что наше настроение цветное. Мы дадим настроению имя какого он цвета. Найдите на палитре подходящий цвет и нанесите его (цвет) на бумагу.
В дальнейшем так начинаются занятия и могут расширяться и модифицироваться ведущим. Участник заносит цвет своего настроения в альбом. Затем каждый проговаривает, какого цвета у него настроение.
3. Игра “Сказочные часы”
Цель: Упражнять в различении понятий добра и зла на примере героев знакомых сказок. Учить сравнивать поступки детей с поведением сказочных героев.
Оборудование: Циферблат часов со стрелками, с наклеенными по кругу иллюстрациями сказочных героев: положительных и отрицательных. Пакеты ситуаций, отображающие поступки детей в социальном мире.
Ход игры: педагог рассматривает с детьми иллюстрации сказочных героев на циферблате. Уточняет, из каких они сказок. Какие были в сказках: добрые, злые, жадные, хитрые, страшные и т.д. Предлагает послушать небольшой рассказ из жизни детей и перевести стрелки “часов” на того сказочного героя, на которого похож ребенок из ее рассказа. Тексты рассказываются поочередно. Соответственно ситуациям указываются сказочные герои. (Рисунок 3.) Разыгрывание сказки “Лиса и заяц"
4. Куклотерапия “Кукла настроения”
Цель: Диагностика эмоционального состояния, настроения, исследование глубинных проблем, чувств, переживаний личности. Коррекции коммуникативных проблем, страхов, агрессивности. Содействие расширению ролевого репертуара и ролевой гибкости участников.
Перенос образа на куклу научить детей определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека, включаются в игру, развивают навыки коммуникативного взаимодействия друг с другом. Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства, обогащение словарного запаса.
Этап работы изготовления кукол.
Психолог предлагает детям связать из цветных тряпочек куклу – настроение и назвать ее (в зависимости от их настроения). (Психолог по просьбе детей может принять участие в изготовлении куклы.)
Этап изобразительной работы.
5. “Домик для куклы”.
– Наши куклы необычные – сказочные. Они живут в сказочном лесу настроения. Сейчас наши куклы пойдут в волшебный лес.
– Посмотрите на этот лист. На нем мы будем изображать домик, где живет наша кукла, а здесь можно найти местность (отдельно вырезаны и уже нарисованные деревья дремучего леса, деревья смешанного леса: березы, елки, рябина, дуб и др., болото, камыши, горы, озеро, необитаемый остров, полянка).
Положите местность на лист, найдите свободное место для домика и начинайте рисовать.
Здесь каждый найдет, чем он хочет рисовать: карандаши и фломастеры, акварель, гуашь, баночки – неразливайки с водой, кисточки разного размера, тряпочки для каждого ребенка.
Рисование проходит под музыку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий