20 окт. 2012 г.

Год русской истории. Культура и быт России в XVII века



В рамках празднования 400-летнего юбилея Нижегородского ополчения вполне логично было бы провести мероприятие-проникновение в эпоху. 
17 век. Как это было?

Конспект открытого урока по теме "Сословный быт XVII века. Традиции и нравы"(источник ЗДЕСЬ)
Статья отнесена к разделу: Преподавание истории и обществознания

Тип урока: изучение нового материала.
Форма: урок-заочная экскурсия.
Цели:
  • Образовательная: ознакомление с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVII века и теми изменениями, которые происходят в повседневной жизни людей в течение столетия.
  • Развивающая: развитие творческого мышления; формирование навыков групповой работы с текстом учебника и предметным материалом.
  • Воспитательная: эстетическое  воспитание через знакомство с картинами известных художников, уважения  к традиционным ценностям.
Цель использования мультимедийных технологий на уроке: создание яркого, запоминающегося образа эпохи.
Оснащение: проектор, ноутбук, презентация учителя.
ХОД УРОКА
1. Введение в тему
Учитель. Перед вами знаменитая картина А.Васнецова «Мясницкие ворота» (Москва XVII век). Столица Российского государства в XVII веке – это большой многолюдный город. Здесь живут люди разного звания и достатка. Все куда то спешат. Богатые горожане,  одетые в цветную одежду из дорогих тканей,  разъезжают  по городу в расписных возках, запряжённых несколькими парами лошадей. Горожане, чьё положение в обществе, ниже одеты попроще, они пешком преодолевают московские расстояния. Каждый день через городские ворота в столицу въезжают сотни подвод с разными припасами и товарами, приходит люд со всех сторон матушки России, да и с иноземных сторон. Здесь можно увидеть и услышать  всё самое интересное и невероятное. Именно отсюда  мы  и начнем наше путешествие. (Приложение, слайд № 1) Тема урока «Сословный быт XVII века.  Традиции и обычаи».
Вопрос к ученикам. Как вы понимает термин быт (варианты)
Учитель. Быт – зто повседневная жизнь. Это всё то, без чего не мыслимо человеческое существование. Знакомство с повседневной жизнью  наших предков,  приближает далёкое прошлое, делает Великое более понятным и доступным.
Учитель. Что бы вы хотели узнать о быте XVII века?
Варианты интересов учащихся.
В плане нашей экскурсии  знакомство с устройством жилища, модой, питанием и образом жизни разных сословий XVII в. Эпиграфом к нашему уроку будут строки:
«Слава нашей стороне!
Слава русской старине!»
Вы понимаете, ребята, что за 1 урок раскрыть эту обширную тему подробно  невозможно. Те, кто захочет узнать больше, я советую прочитать книгу русского историка Ивана Забелина «Домашний быт русских царей».
XVII век очень от нас далёк, многие постройки, предметы обихода не выдержали испытания временем, поэтому  ту далёкую эпоху мы будем изучать с экспозиций русского музея им. А.С.Пушкина в Москве. И так, мы с вами идём в музей. Входные билеты – это ваши знания.
Слайд музея. Старайтесь! Покажите себя знатоками данной эпохи.
2. Повторение материала прошлых уроков (фронтальная работа)
Вопросы каждому ряду
1. Что такое сословия?
2. Какие сословия были в России  XVII в.?
3. Назовите имя русского царя, прозвище которого «Тишайший».
4. Какие памятники архитектуры этого периода вы знаете? (Теремной  дворец  московского  Кремля, Успенская церковь в Угличе, церковь Ильи Пророка в Ярославле).  5. Когда при дворе А.М. появился театр?
3. Объяснение нового материала
Учитель. Мы с вами в зале «Русская бытовая культура XVII века» (Приложение, слайд № 2). Укрепление самодержавной власти при Алексее Михайловиче. изменило нравы  и быт царского двора. Кроме великолепного Теремного дворца в Кремле появились впервые летние загородные резиденции. 
Ворота с полукруглой аркой,
Холмы, луга, луга, овин.
В ограде – мрак и холод парка,
И дом невиданной красы.
(Приложение, слайд № 3) Стихи Б Пастернака подходят к описанию  дворца в с. Коломенском Этот дворец похож на сказочный (270 комнат, 3 000 окон) Внутреннее убранство царских палат также поражает великолепием. Стены отделывались разноцветным сукном, атласом и кожей. В окнах вставлено стекло. Это  большая редкость.  По мере усиления западного влияния появлялись голландские и немецкие картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.
(Приложение, слайд № 4) Кончено же, знать (бояре, дворяне, богатые купцы) старались  подражать царскому  быту.  Перед вами дом  купца. Эта постройка XVII в. (Приложение, слайд № 5)
Оцените достаток купца по горнице (мебель говорит о достатке)
(Приложение, слайд  № 6) Картина «Московская улица XVII века».  Её автор – Рябушкин Андрей Петрович (17.10.1861-27.04.1904), русский живописец XIX века. Мастер красочных жанровых и исторических картин, гл. обр. воссоздающих московский быт XVII в.
Избрав обычные эпизоды из жизни Москвы XVII века, художник сумел воссоздать далекую старину, он как бы приоткрыл страницу русской истории. Перед вами оживает характерный уголок старой Москвы с низкими деревянными и каменными постройками, непролазной грязью. Большинство москвичей (даже состоятельные) жили в деревянных хоромах: тепло и привычно, особенно зимой. По улице, высоко подобрав полы одежд, идут люди. Молодая женщина в белом платке, красном одеянии осторожно ступает по бревенчатым мосткам, боярин восседает на вороном коне, нищий, сидя перед иконой, просит подаяние... Подобное художник не раз видел во многих провинциальных городах России, поэтому и смог с такой живостью, естественностью представить эту сцену на полотне.
Если в жизни горожан можно наблюдать изменения, особенно,    к концу столетия, то крестьянская жизнь текла медленно, никаких  значительных перемен  не происходило. (Приложение, cлайд № 7)
Крестьянский двор – это крытая дранкой или соломой изба, топившаяся по – чёрному, хлев для скота, сарай. Окна затянуты рыбьим пузырём или кусками промасленного холста. (Приложение, cлайд № 8)
Обстановка довольно скудная: простые столы и лавки. В красном углу  обязательно икона, сюда усаживали   гостя. Главная часть крестьянской избы это русская печь – зимой здесь спала вся семья, т.к  это было самое тёплое место. Посуда деревянная и глиняная. Для освещения жилища использовали светец. Как правило, его вставляли в расщелину печи, а для предотвращения пожара на пол ставили корыто с водой.
Перед вами ещё ряд картин. Это  картины Сурикова и Рябушкина. (Приложение, слайд № 9)
Учитель. Глядя на эти картины, догадайтесь  какой будет следующий зал для посещения?
Ученики предлагают свои варианты.
Учитель. Мы переходим в зал «Одежда XVII века». Я передаю слово «экскурсоводу». Она нам расскажет об одежде, которую носили женщины и мужчины в те времена.
Экскурсовод. Бояре носили платье из роскошных тканей – тонких сукон, шелков, бархата и парчи. Посадские люди могли купить только дешёвые привозные ткани – кумач, бязь. Они одевались, в основном, в материи, вытканные городскими ремесленниками, а то и как крестьяне в одежду из льняного полотна,  домотканого холста, из грубошёрстного сукна – сермяги, армячины. (Приложение, слайд № 10)
Льняная рубаха – основа женской одежды всех сословий.
Подол и оплечье рубахи украшались вышивкой. Внизу широкие рукава стягивались манжетом – запястьем.
Широкий сарафан надевали поверх рубахи. Голову незамужней девушки украшал кокошник, который оставлял открытой косу – девичью красу.
Летник – вид женской одежды. В зависимости от достатка его шили из разных материалов: от сукна до парчи.
Опашень с длинными рукавами и прорезями у плеч обычно надевали поверх летника в холодное время. Замужние женщины закрывали голову платком-убрусом, а зимой надевали шапку, напоминающую мужскую.
Кафтан – ферязь с очень длинными рукавами был основой мужской одежды. Рукава при необходимости подтягивали, собирая на руках в многочисленные складки. Ферязь была одеждой знати и она подчёркивала пренебрежение к физическому труду. Недаром в народе возникла поговорка: «Работать спустя рукава».
Охабень – верхняя уличная одежда с широкими рукавами. Отличительной чертой боярского костюма была высокая (горлатая) шапка. Такие шапки шились из горлышек куниц или черно-бурых лис и служили знаком высокого боярского достоинства.
XVII век в истории России занимает пограничное положение между средневековьем и новым временем, которое начинается с Петра I. Поэтому в XVII веке уживаются традиции и те изменения, которые постепенно входят в жизнь людей.
Учитель. Вопросы к экскуроводу.
(Приложение, слайд № 11) А. Рябушкин. Семья купца
4. Закрепление изученного материала
Какие элементы новизны встречаем в одежде  членов семьи.
Предполагаемый ответ: у младшей дочери купца платье необычного покроя. Мужчины в XVII веке всё чаще бреют бороду и тоже облачаются в европейское платье, в основном, польского происхождения
5. Физкультминута. Гимнастика для  глаз
Теперь мы поговорим о том, без чего не обходились ни русские цари, ни бояре, ни крестьяне. Это, конечно же, еда. Царское меню поражало иностранцев своим обилием и разнообразием. На царском обеде подавалось от 70 до 100 блюд. Известен обед Алексея Михайловича, где подали 500 блюд. Хотя он сам был в еде очень скромен, блюда со своего стола посылал как милость многочисленным боярам.  Слайд  стихотворение о царском обеде
Я познакомлю вас со стихотворением  единственного  в России кулинарного поэта В. С.Филимоновым.
Вопрос ученикам. Какие блюда преобладали на царском столе?
«..Вот, в жире плавая, большая,
В чужих не знаема водах.
Себя собой лишь украшая,
На блюде – стерлядь: ей
Не нужны пышные одежды.
Вот гость далёкий, беломорский,
Парным упитан молоком,
Телёнок белый, холмогорский.
И подле –  рябчики кругом,
Его соседи из Пинеги
Каких нет лучших на Руси,
С прудов Бориса –  караси.
Вот из Архангельска –  навага,
Вот жирный стрепет с Чатыр – дага
С Кавказа красный лакс – форель
С Ильменя сиг и нельма с Лены
Из Рима а-ля бешамель.
Кабан. Вот камбала из Сены,
Мы, здесь чужим дав блюдам место
Средь блюд любимых на Руси,
Запьём свое, чужое тесто
Иль шамбертеном иль буси…»
Варианты ответов учеников. Боярам и дворянам пришлась по вкусу  появившаяся во 2 пол.XVII в. колбаса, подававшаяся с гречневой кашей.  Блюда начали приправлять восточными пряностями  – перцем, гвоздикой, корицей и др.
Основой питания крестьян были зерновые культуры. Из ржаной муки пекли хлеб,  пироги. Из пшеничной по праздникам.  Из овса готовили кисели,  пиво, квас. Употребляли много овощей. Мясо было только по праздникам. Частым продуктом на столе была рыба.
Сейчас мы будем готовить царский и крестьянский обеды.
6. Работа в группах
Задание для группы мальчиков (повара при царском дворе были только мужчины) (5 мин.). Из предложенных блюд составьте меню из 10 блюд ( закуски, первые блюда, вторые, десерт, напитки).  Объясните какие блюда не могли быть на царском столе в XVII веке.
Задание девочкам. Из предложенных продуктов сделайте винегрет. Обоснуйте выбор продуктов.(5 мин.)
Выступления (5 мин.) Группа ставит оценки наиболее активным!
Иностранцы, побывавшие в России в XVII в.  оставили многочисленные записки о нравах и развлечениях российского народа. Прочитайте  отрывок из документа А. Олеария и И.Забелина о быте  русских людей Работа с документом стр. 90-92.
Вопрос по документу. Какие традиции сохранились в нашей жизни из той давней эпохи?
7. Итог

Урок№ 2

Воротынцева Татьяна Сергеевна, учитель истории и  обществознания
Открытый урок Преподавание истории

Цели:
  • образовательная: ознакомление с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVII века и теми изменениями, которые происходят в повседневной жизни людей в течение столетия.
  • развивающая: развитие творческого мышления; формирование навыков работы с текстом и предметным материалом.
  • воспитательная: воспитание уважительного отношения к традиционным ценностям.
Цель использования мультимедийных технологий на уроке: создание яркого, запоминающегося образа эпохи; формирование эмоционального отношения к предмету, развитие коммуникативной культуры.
Вступление (3 минуты)
Приложение 1. Слайд 1.
Бытовая культура – это культура повседневности. Бытовая культура это дом, предметы обихода, одежда, кухня, то есть всё то, без чего не мыслимо человеческое существование. Знакомство с повседневной жизнью предков приближает далёкое прошлое, делает Великое более понятным и доступным. Дошедшие до нас предметы быта сохранили живое дыхание истории, прикосновение к ним – это приглашение в увлекательное путешествие. Пункт назначения нашего путешествия – XVII век.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (7 минут)
Историю и культуру творят люди: богатые и бедные, облечённые властью и совершенно бесправные, то есть, представители разных сословий. Повторим предыдущую тему «Сословия в XVII веке».
Приложение 1. Слайд 2.
Тест 1. Найдите ошибки в тексте:
В XVII позиции дворян были серьёзно подорваны. Основным хозяином земель и крепостных стало боярство. Введение местничества окончательно лишило дворян возможности быстрого продвижения по службе.
Приложение 1. Слайд 3.
Правильный текст: В XVII позиции бояр были серьёзно подорваны. Основным хозяином земель и крепостных стало дворянство. Отмена местничества в 1682 году дала дворянам возможность быстрого продвижения по службе.
Тест 2. Кто из представителей сословий является лишним в этом ряду?
Правильный ответ: лишний – крестьянин, так как все остальные – городские жители.
2. Изучение нового материала
  • Работа с инсталляцией (10 минут)
Крестьянский быт – это большая тема в истории культуры. Сегодня мы рассмотрим отдельные фрагменты повседневной жизни крестьян, используя возможности кабинета истории.
Каждая группа получает задание для работы с инсталляцией.
Инсталляция 1. Выберите предмет, который использовался для освещения жилища. Каким образом?
Решение задачи: это светец. Как правило, его вставляли в расщелину печи, а для предотвращения пожара на пол ставили корыто с водой.
Инсталляция 2. Какие продукты (из тех, что представлены в инсталляции) не могли быть на столе россиянина в XVII веке. Что готовили из оставшихся продуктов?
Решение задачи: картофель появляется в России только в XVIII веке. Остальные овощи чаще всего па?рили в печке. Такой способ приготовления не требовал большого труда, поэтому возникла поговорка: «проще пареной репы».
Инсталляция 3. Как называется предмет? Определите его назначение.
Решение задачи: это сельскохозяйственное орудие труда, которое называется цеп. Цеп использовался для обмолота зерна.
Инсталляция 4. Расположите друг против друга растения и продукты из них.
Решение задачи: колосья ржи – каравай чёрного хлеба; колосья пшеницы – каравай белого хлеба; стебли льна – волокно, из которого пряли нить, а затем ткали полотно.
  • Работа с презентацией (15 минут)
 Крестьянская жизнь текла медленно. Новое быстрее проникало в быт горожан. Отправимся в Москву вместе с иностранными послами.
Слайд. А. М. Васнецов. Мясницкие ворота (Москва XVII века)
В тот же день послы записали свои первые впечатления.
Задание.
В пяти-шести предложениях опишите, какой гости увидели Москву XVIIвека.
Примерный ответ: Русская столица – большой многолюдный город. Здесь живут люди разного звания и достатка. Богатый человек носит цветную одежду из дорогих тканей, а передвигается по городу в расписном возке, запряжённом несколькими парами лошадей. Каждый день через городские ворота в столицу въезжают сотни подвод с разными припасами и товарами. Церквей в Москве не счесть. Много богатых каменных палат, но большинство москвичей живут в деревянных хоромах, которых в столице более половины.
Действительно, даже состоятельные горожане предпочитали жить в деревянных домах, особенно зимой: тепло и привычно. Войдём в горницу традиционного русского дома.
Слайд. В горнице древнерусского дома
Удивительное впечатление тепла и уюта. Здесь очень много подробностей и непривычных предметов убранства. Остановим наше внимание на самом главном.
В слайде последовательно выделяются отдельные объекты и выслушиваются предположения учащихся по поводу их назначения и особенностей.
Объект 1.
«Печь с лежанкой изразцовой». Уточним: изразец – керамическая плитка, покрытая цветным узором, которую использовали для облицовки печей (кафель); лежанка – спальное место для детей и стариков;
Объект 2. Художественно-оформленный светец.
Объект 3. Окна, в которые вставлены разноцветные кусочки полупрозрачной цветной слюды. Одно из окон закрыто ставней. В XVII веке ещё не знали двойных рам, поэтому зимой приходилось часть окон закрывать наглухо.
Объект 4. Иконы в красном углу. В красный угол всегда сажали самого почётного гостя.
Объект 5. Обязательный предмет мебели – сундук. В этом сундуке хранится приданое, предназначенное для свадьбы дочери. В данный момент, видимо, происходит примерка нарядов и украшений.
Вопрос.
Имеются ли в горнице предметы, назначение которых вам непонятно? (Учащиеся по очереди с места лазерной указкой показывают заинтересовавший их предмет или деталь. Далее следуют комментарии учителя).
Вопрос. Предположите, каким был уровень достатка людей, живших в этом доме?
Примерный ответ: Просторная горница, изразцовая печка, окна со вставками из цветной слюды, многочисленные и красивые предметы быта говорят нам о том, что в этом доме жили весьма состоятельные люди. Одежда богатых сословий, в отличие от простонародья, тоже была более разнообразной.
Приложение 1. Слайд 4.
Льняная рубаха – основа женской одежды всех сословий.
Подол и оплечье рубахи украшались вышивкой. Внизу широкие рукава стягивались манжетом-запястьем.
Широкий сарафан надевали поверх рубахи. Голову незамужней девушки украшал кокошник, который оставлял открытой косу – девичью красу.
Летник - вид женской одежды, в зависимости от достатка его шили из разных материалов: от сукна до парчи.
Опашень с длинными рукавами и прорезями у плеч обычно надевали поверх летника в холодное время. Замужние женщины закрывали голову платком-убрусом, а зимой надевали шапку, напоминающую мужскую.
Кафтан-ферязь с очень длинными рукавами был основой мужской одежды. Рукава при необходимости подтягивали, собирая на руках в многочисленные складки. Ферязь была одеждой знати и подчёркивала пренебрежение к физическому труду. Недаром в народе возникла поговорка: «Работать спустя рукава».
Охабень – верхняя уличная одежда с широкими рукавами. Отличительной чертой боярского костюма была высокая (горлатая) шапка. Такие шапки шились из горлышек куниц или черно-бурых лис и служили знаком высокого боярского достоинства.
XVII век в истории России занимает пограничное положение между средневековьем и новым временем, которое начинается с Петра I. Поэтому в XVII веке уживаются традиции и те изменения, которые постепенно входят в жизнь людей.
Слайд. В горнице древнерусского дома 2
Вопрос. Что изменилось в убранстве древнерусского дома в XVII веке?
Предполагаемые ответы: кресло, скамейка-банкетка европейской работы; на стене картины; на столе привозная посуда.
Добавим, что в интерьере богатых домов можно было увидеть зеркала, часы, географические карты, шахматы. Постепенно новое проникало в быт богатого купечества.
Слайд. А. Рябушкин. Семья купца
(Закрепление изученного материала: в слайде последовательно выделяются те элементы мужского и женского костюма, о которых говорилось выше).
Вопрос. Какие изменения происходят в женском костюме?
Предполагаемый ответ: у младшей дочери купца платье необычного покроя.
Мужчины в XVII веке всё чаще бреют бороду и тоже облачаются в европейское платье, в основном, польского происхождения.
Слайд.
. Итог
Мы с вами совершили путешествие в XVII век. Вы познакомились с повседневной жизнью разных сословий. Из той далёкой эпохи в нашу жизнь пришли 2 пословицы. Кто запомнил из выступления экскурсовода?   «Работать спустя рукава»   т.е не прилагать усилий ведь длинные рукава  ферязя практически не позволяли что – либо делать.2 пословица пришла из крестьянского быта «Проще пареной репы» Что она означает сегодня? Овощи в то время парили в печке. Такой способ приготовления  не требовал большого труда.

Электронная презентация КАК ОДЕВАЛИСЬ НА рУСИ В 17-18 В.В."

Комментариев нет:

Отправить комментарий