4 янв. 2013 г.

К юбилею М.Пришвина. Мероприятия для детей

Урок литературного чтения в 4 классе. М.Пришвин "Изобретатель"

Роль произведений М.М. Пришвина в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников

Интегрированный урок по тв-ву М.Пришвина в 7-м классе

Святитель Тихон Задонский в дневниках и прозе М.Пришвина


 




Используя  на  уроках  литературного  чтения  различные  методы, формы  работы,  наглядности  помогает  детям  глубже  понять  и  осмыслить  текст,  пропустить  его  через  свое  «я»,  учит  анализу  художественного  произведения,  развивает  их  речь  и  мышление,  дети  больше  читают,  что  развивает  их  технику  и  выразительность  чтения.


 Урок литературного чтения в 3м классе. Источник
Банных Е.Т.
Введение
Литературное чтение, 3 класс.
Тема  урока:  М.М. Пришвин  «Выскочка».
Цели  урока: 
ü Совершенствовать  навыки  беглого,  правильного,  осознанного  чтения,  развивать  умения  составлять  план  текста;
ü Развивать  интеллектуальные  способности  детей,  творческое  воображение,  прививать  любовь  к  чтению.
ü Воспитывать  бережное  отношение  к  природе,  развивать  наблюдательность  за  поведением  животных.
Оборудование:  портрет  М.М. Пришвина,  выставка  книг  М.М. Пришвина,  учебник, индивидуальные карточки с алфавитом, раздаточный материал – таблички с цифрами для заполнения в соответствии с заданием, карточки с изображением корабликов «Море Надежды» и «Море Победы».

Ход  урока.
1.            Орг.  момент.
2.            Повторение.
1) На  доске: портрет М.М. Пришвина  обратной  стороной к  классу, список имён великих русских писателей и названия некоторых произведений М.М. Пришвина.
Задание: вспомнить и назвать имя автора этих произведений.


 


А.С.Пушкин    
М.М.Пришвин    
Л.Н.Толстой    


Лисичкин  хлеб.
Этажи  леса.
Лесной  доктор.
Моя  Родина.
 -  Прочитайте  имена  великих  русских  писателей.
Ø Кому  из  этих  писателей  принадлежат  эти  произведения?
Но  не  только  эти,  но  и  те,  которые  вы  читали,  читаете,  и  будете  читать,  когда  станете  старше.
         Обратите  внимание  на  выставку  книг  для  дополнительного  чтения  М.М. Пришвина,  которые  вы  можете  взять  в  библиотеке  и  прочитать.
2) Игра  « Фотоглаз». Подготовка к проверке домашнего задания: вспомнить  прочитанные дома произведения.
На  доске:
Рыбе  -  вода
Птице   -  воздух
Зверю  -  лес,
Степь,  горы
Человеку  -  Родина.
Ø Из  какого  произведения  взяты  эти  строки?
3) Работа по домашнему заданию: Пришвин «Моя Родина».
- Откройте  учебник  на  стр.119.
-  Найдите  в  тексте  и  прочитайте  предложения,  слова  из  которого  вы  услышите.
  вставала  рано 
  чаем  с  молоком 
  решило  мою  жизнь 
Ø Почему  Пришвину  нравилось  вставать  до  восхода  солнца?
Ø Куда  уходил  автор  после  чаю?
Ø Найдите  и  прочитайте,  в  чем  заключалась  «охота»  писателя?
Ø Что  писатель  называет  «кладовой  солнца»?
Ø Прочитайте,  какие  « сокровища  жизни»  надо  охранять?
Ожидаемый ответ: Охранять  природу – значит  охранять  Родину.
Ø Как  вы  понимаете  эти  слова  М.М.Пришвина?
         Мнения детей формируются на основании их  ответов на поставленные выше вопросы.

3.  Новый  материал.
1)    Сегодня  на  уроке  мы  познакомимся  с  новым  произведением  М.М.Пришвина.  Положите  перед  собой  алфавит.  Давайте  в   таблички  с  цифрами  впишем  соответствующие  буквы  алфавита  и  получим  название  рассказа.

3
29
19
12
16
25
12
1
в
ы
с
к
о
ч
к
а

-  Назовите  тему  нашего  урока
Ø Что  обозначает  слово  выскочка?
Ожидаемые ответы:  Дети высказывают различные точки зрения в соответствии со своими знаниями. В итоге выступает ребёнок-информатор, подготовившийся дома по  словарю В.И. Даля: Выскочка – человек,  который,  выдвигая  себя  стремится  выслуживаться  или  занять  какое-нибудь  незаслуженное  положение  в  обществе.
- Рассмотрите  иллюстрацию  на  стр.127 (изображение сороки).
Ø О  ком  будет  рассказ?
Ø Кого  автор  назвал  Выскочкой?
Ожидаемый ответ: строится только на основании догадки в соответствии с иллюстрацией на доске. Текста дети ещё не слышали.
2) Работа  над  текстом.
1, 2, 4 части  читают  подготовленные во внеурочное время  дети.
3 часть    читает  учитель.
Размышление над прочитанным по  вопросам.
Ø Какое  настроение  вызвал   прочитанный  рассказ?
Ø Какой  эпизод  вас  больше  всего  взволновал?
Ø Совпали  ли  ваши  предположения,  кого  автор  назвал  Выскочкой?
Ø Что  вы  о  ней  знаете?
3) Работа с каждой частью по отдельности.
1-я часть.  Жужжащее  чтение. ( до  слов  Дело  было  поздней  осенью..)
Задание: Подчеркнуть  непонятные  слова.
Ø Размышление над прочитанным по  вопросам.
Ø Где  происходит  действие?
Ø О  ком  рассказывает  автор?
Ø Найдите  и  прочитайте,  как  автор  описывает  Выскочку?
Ø Что  интересного  заметил  автор  в  поведении  собаки?
Работа над лексическим значением слов:
Полено – кусок  распиленного  дерева.
Ø Какие  художественные  средства  использует  автор   в  описании  Вьюшки?
Ø Какой  была  Вьюшка?
Ø Какую  картину  можно  нарисовать  к  этой  части?
Ø Как  можно  озаглавить  1  часть?
Ожидаемый ответ: Веселая  собачка  Вьюшка.
На доске записываются названия частей, из которых в итоге складывается план  произведения.
План.
1.     Веселая  собачка  Вьюшка.

2-я часть.  Чтение  способом  « Спринт».
- Настоящий  читатель  не  тот,  кто  читает,  а  тот,  кто  вдумчиво  и  внимательно  перечитывает  рассказ.  Мы  раньше  уже  выполняли  это  задание.  Читаем  и  считаем  слова  за  1  минуту.  Будьте  внимательны  к  слову,  следите  за  ударением.
- Кто  прочитает  больше,  чем  в  прошлый  раз,  запишите  свои  результаты  на  кораблике  « Море  Победы»,  а  кто  меньше – в  «Море  Надежды»
На  доске вопросы. На них отвечают те, кто уже выполнил задание по чтению.
Ø Когда  происходили  события?
Ø Какое  событие  главное  в  этой  части?
- Найдите  непонятные  слова. Работа над лексическим значением слов:
Выводок – птенцы,  живущие  с  матерью.
Дýром -  по-глупому,  бестолково.
Ø Почему  сорока  так  поступила?
Ø Что  думает  автор  о   сороке?
Ø Что  говорит  автор  о  других  сороках?
Ø Как  вела  себя  Выскочка?
-  Найдите  и  прочитайте  разговор  сорок.
Озаглавьте  2  часть  предложением  из  текста.
Ожидаемый ответ: Выскочка  поскакала  дýром.
На доске записываются названия 2-й части. 
План.
1.     Веселая  собачка  Вьюшка.
2.     Выскочка  поскакала  дýром.

3-я и 4-я части. Чтение  « цепочкой».
Дети читают текст поочерёдно по одному предложению.
Ø Чем  закончилось  наступление  Выскочки?
 -  Найдите  слова  и  выражения,  которые  рассказывают, как  сорока  воровала  кость.
Со слов учащихся учитель записывает  на  доске:  улучила,  схватила,  успела  повернуться,  успела  ударить, поднять  пыль.
Ø Какой  частью  речи  являются записанные на доске слова?
Ожидаемый ответ: это глаголы.
Озаглавьте   эту   часть  предложением  из  текста.
 Ожидаемый ответ:   Сорока  без  хвоста.
На доске записываются названия всех частей рассказа. 
План.
1.     Веселая  собачка  Вьюшка.
2.     Выскочка  поскакала  дýром.
3.     Сорока  без  хвоста.

4.  Итог  урока.  

Ø Кто  из героев  вам  понравился  и  не  понравился?  Почему?
- Написав  рассказ  « Выскочка»  М.М.Пришвин  хотел,  чтобы  мы,  читатели,  поняли  одну  очень  важную  вещь.  Какую?
Ответы детей.

5.  Домашнее задание.
1вариант-  1, 2 части -   читать  и  пересказывать.
 2вариант-  3. 4 части -   читать  и  пересказывать.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий