Интернет
— конкурс «Иллюстрации к произведениям
Расула Гамзатова»
Организатор:
Центральная детская библиотека им. А.С.
Пушкина г. Саров (МКУК «ЦГДБ им. А.С.
Пушкина»)
Актуальность:
2013 год — 90-летие со дня рождения Расула
Гамзатова, народного поэта России и
Дагестана (род. 8 сентября 1923 г.).
Цель:
выявление и развитие художественных
способностей детей, подростков, юношества
Сарова посредством популяризации поэзии
и разностороннего ознакомления юных
горожан с богатым творческим наследием
Расула Гамзатова.
Срок
проведения:
январь-февраль
2013 года. Прием конкурсных материалов
заканчивается 22 февраля
2013 года. Подведение итогов, награждение
победителей и призеров состоится в
апреле 2013 г.
Участники:
-
саровчане
до 18 лет.
Порядок
организации конкурса:
- - Конкурс проводится по двум группам: дети до 12 лет, подростки и юношество от 13 до 18
- лет.
- - Участники могут представлять как индивидуальные, так и коллективные работы в технике рисунка, аппликации, поделки и др.
- - Конкурсные работы — сканированные рисунки, фото поделок - публикуются в библиотечной группе «Сообщество цвета огня» (социальная сеть вконтакте), победители определяются по большинству интернет-голосов («лайков»).
- -Варианты подачи иллюстраций/поделок на конкурс:
- 1) прием рисунков в центральной детской библиотеке им. А.С. Пушкина по адресу: ул. Герцена, д. 13 а, методико-инновационный отдел. Контактный телефон 9-17-35;
- 3) самостоятельная публикация отсканированных рисунков в библиотечной группе «Сообщество цвета огня» (соц.сеть «вконтакте»).
- - В каждой возрастной группе определяются два победителя
- - Победители получают дипломы Победителей городского конкурса и памятный приз. Работы победителей направляются для участия в МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ТИНЭЙДЖЕРОВ «ЧИТАЕМ РАСУЛА ГАМЗАТОВА» (источник: http://rasulgamzatov90.blogspot.ru/2013/01/8-2013-90.html ) - - Всем участникам конкурса и руководителям детских работ выдаются благодарственные письма.
- Материалы, предоставленные на конкурс, не возвращаются. Авторы, участвующие в конкурсе, дают согласие на публикацию своих работ в сети интернет.
Организаторы
конкурса имеют право на введение
дополнительных номинаций при наличии
оригинальных работ.
Произведения Расула Гамзатова, рекомендуемые
для создания иллюстраций к конкурсу:
(приветствуется
и личный выбор авторами поэтических
произведений Р.Гамзатова)
Журавли
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда-то, А превратились в белых журавлей. Они до сей поры с времен тех дальних Летят и подают нам голоса, Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса. Летит, летит по небу клин усталый, Летит в тумане на исходе дня, И в том строю есть промежуток малый, Быть может, это место для меня. Настанет день, и с журавлиной стаей Я поплыву в такой же сизой мгле, Из-под небес по-птичьи окликая Всех вас, кого оставил на земле.
**************Много
родников в моих горах,
Все они прозрачны и певучи.
Словно близнецы, в полях цветы,
И не отгадать, который лучше.
Много девушек в моих горах,
Все они прилежны и пригожи.
Словно сестры, схожи меж собой,
На тебя, пригожая, похожи.
Я друзьям не хвастал никогда,
Что красивей ты своих соседок,
Но перед дорогой лишь тебя
Увидать хотел я напоследок.
Вижу лица милые вокруг –
В них твои глаза, твои улыбки;
А твое лицо мне никого
Не напомнит даже по ошибке.
Ярко светят звезды в темноте,
Друг на друга все они похожи.
Но одна – не знаю почему –
Самых ярких в небе мне дороже.
Все они прозрачны и певучи.
Словно близнецы, в полях цветы,
И не отгадать, который лучше.
Много девушек в моих горах,
Все они прилежны и пригожи.
Словно сестры, схожи меж собой,
На тебя, пригожая, похожи.
Я друзьям не хвастал никогда,
Что красивей ты своих соседок,
Но перед дорогой лишь тебя
Увидать хотел я напоследок.
Вижу лица милые вокруг –
В них твои глаза, твои улыбки;
А твое лицо мне никого
Не напомнит даже по ошибке.
Ярко светят звезды в темноте,
Друг на друга все они похожи.
Но одна – не знаю почему –
Самых ярких в небе мне дороже.
ПОКУДА
ВЕРТИТСЯ ЗЕМЛЯ
Я солнце пил, как люди воду,
Ступая по нагорьям лет
Навстречу красному восходу,
Закату красному вослед.
В краю вершин крутых и гордых,
Где у сердец особый пыл,
Я звезды пил из речек горных,
Из родников студеных пил.
Из голубой небесной чаши
В зеленых чащах и лугах
Я жадно воздух пил сладчайший,
Настоянный на облаках.
Я пил снежинки, где тропинки
Переплелись над крутизной.
И помню:
таяли снежинки,
В пути пригубленные мной.
Я весны пил,
когда о севе
В горах пекутся там и тут.
Где крепок градусами Север,
Я пил мороз, как водку пьют.
Когда я грозы пил, бывало,
Чья слава землям дорога,
Как будто верхний край бокала,
Сверкала радуга-дуга.
И вновь шиповник цвел колючий,
Сочился хмель из темных скал.
Я, поднимавшийся на кручи,
Хмельные запахи вдыхал.
Земной красой я упивался,
Благословлял ее удел.
Не раз влюблялся, убивался
И песни пил, как песни пел.
Людской души сложна природа, –
Я пил с друзьями заодно
В час радости – бузу из меда,
В час горя – горькое вино.
И если сердцем пил,
то не пил
Забавы ради и утех.
Я Хиросимы видел пепел,
Я фестивалей слышал смех.
И, резко дунув, как на пиво,
Чтобы пустую пену сдуть,
Пил жизни суть:
она не лжива,
Она правдива – жизни суть.
Люблю, и радуюсь, и стражду,
И день свой каждый пью до дна,
И снова ощущаю жажду,
И в том повинна жизнь одна.
Пускай покину мир однажды
Я, жажды в нем не утоля,
Но людям жаждать этой жажды,
Покуда вертится Земля.
Я солнце пил, как люди воду,
Ступая по нагорьям лет
Навстречу красному восходу,
Закату красному вослед.
В краю вершин крутых и гордых,
Где у сердец особый пыл,
Я звезды пил из речек горных,
Из родников студеных пил.
Из голубой небесной чаши
В зеленых чащах и лугах
Я жадно воздух пил сладчайший,
Настоянный на облаках.
Я пил снежинки, где тропинки
Переплелись над крутизной.
И помню:
таяли снежинки,
В пути пригубленные мной.
Я весны пил,
когда о севе
В горах пекутся там и тут.
Где крепок градусами Север,
Я пил мороз, как водку пьют.
Когда я грозы пил, бывало,
Чья слава землям дорога,
Как будто верхний край бокала,
Сверкала радуга-дуга.
И вновь шиповник цвел колючий,
Сочился хмель из темных скал.
Я, поднимавшийся на кручи,
Хмельные запахи вдыхал.
Земной красой я упивался,
Благословлял ее удел.
Не раз влюблялся, убивался
И песни пил, как песни пел.
Людской души сложна природа, –
Я пил с друзьями заодно
В час радости – бузу из меда,
В час горя – горькое вино.
И если сердцем пил,
то не пил
Забавы ради и утех.
Я Хиросимы видел пепел,
Я фестивалей слышал смех.
И, резко дунув, как на пиво,
Чтобы пустую пену сдуть,
Пил жизни суть:
она не лжива,
Она правдива – жизни суть.
Люблю, и радуюсь, и стражду,
И день свой каждый пью до дна,
И снова ощущаю жажду,
И в том повинна жизнь одна.
Пускай покину мир однажды
Я, жажды в нем не утоля,
Но людям жаждать этой жажды,
Покуда вертится Земля.
Расул
Гамзатов. Слово о сказках моего детства
(для громкого
чтения и последующей творческой
деятельности
с детьми
начальной школы)
Мой
отец любил проверять ум и находчивость
своих сыновей и задавал нам неожиданные
вопросы. Помню, однажды он сидел в
овчинной шубе на террасе нашей сакли и
рассказывал нам какую-то историю. А на
телеграфных проводах сидели ласточки
и своим пением прерывали рассказ отца,
вернее, не прерывали, а музыкально
сопровождали его. Закончив, отец вдруг
обратился ко мне:
— Скажи,
что старше — песня или сказка?
— Конечно,
песня старше, — сказал я, — ее поет мама
еще у колыбели. А сказку рассказывают
потом, позже.
— А
кто тебе рассказывает сказки?
— Дедушка
и бабушка.
— А
знаешь ли ты, кто старше — мама или
дедушка с бабушкой? Вот ласточки поют
песню, а эти горы и скалы рассказывают
сказки.
— Горы
и скалы?
— Да,
слушай их. Им тысячи лет…
Седые
горы, укутанные синими туманами, говорят,
что они когда-то были злыми, огромными
аздахами. Драконы эти, аздахи, лишили
Аварию1
водных источников. Но юноша-горец острым
мечом убил аздаха, и мертвый дракон
превратился в гору. А другого аздаха
убила наповал метким и острым словом
молодая горянка — дочь бедняка, — так
образовалась вторая гора. Был и третий
аздах: мои аульчане напустили на него
сварливую женщину. Испугался ее дракон
и убежал. И до сих пор, говорят, бежит и
не может остановиться. Седые сказки
моей Аварии, моего Дагестана!
Сколько
мудрости и благородной простоты в них!
В
детстве меня будили песни птиц и песни
матери. А вечерние сказки моих горных
аулов дарили мне сладкие предутренние
сны.
Сны
быстро забывались, но сказки запоминались
навсегда. Не знаю и не ведаю, что появилось
раньше — песня или сказка? В моем
представлении они — два лебяжьих крыла
из сказки моего детства. Только у лебедя,
что плавает по озерной глади, крылья
одноцветные, белые, а у моего лебедя они
будто выкроены из радуги.
Не знаю и не ведаю, что появилось раньше
— ласточка
или пушистый котенок? Но оба они мирно
жили в моей сакле, и ласточка своим
пением, а котенок своими сказками
доставляли мне огромную радость. Песня
и сказка одинаково дороги мне. Они —
жемчужины разного цвета, нанизанные на
единую нить. И
порвись нить — рассыплется ожерелье.
Сказочность
в поэзии и поэзия в сказках тесно
сомкнуты, как кинжал с ножнами.
Рассказывают, когда малолетний сын
легендарного Шамиля — Джемалутдин,
взятый русскими в заложники, через
двадцать лет «по милости» царя был
возвращен родному Дагестану, то оказалось,
что юноша забыл все: и молитвы, и язык
родной, и Дагестан, и его суровые обычаи.
Ничто не напоминало этому горцу в шинели
царского офицера о родине, и он, выросший
на чужбине, рвался в Петербург. Но мать
спела ему песню об Аварии, ту самую, что
слышал он в колыбели, и в нем проснулась
душа горца. Он вспомнил родную саклю,
суровые горы, израненные, истекающие
кровью аулы, — вспомнил родину. И сбросил
юноша с плеч чужую шинель, надел горскую
черкеску и попросил у отца кинжал, чтоб
сражаться за родной край. Песня матери
вернула его родине. Песня матери возродила
в нем любовь к свободной бедности горцев.
Мне
было года четыре, когда умер мой дед, но
я хорошо его помню. Это был белобородый
горец с карими живыми глазами, всегда
в черной бурке. И, думается, лицо его я
запомнил на всю жизнь, оттого что дед
рассказывал мне сказки и легенды моих
гор. Лица тех, кто в ауле рассказывал
мне сказки и пел песни, запечатлены в
моем сердце. Но лица тех людей, кто не
рассказывал мне сказок, я не могу себе
ясно представить, хотя эти люди, наверное,
здравствуют и поныне. Помню, когда я
слушал белобородых сказителей, мне
казалось, не они рассказывают эти
удивительные сказки, а горы, древние
пещеры, похожие на пасти чудовищ, сама
земля и вода, солнце и луна.
Сказки
возвращают меня к далекому детству, к
родному аулу в Хунзахских скалах.
Хунзахские скалы открыли мне большой
и волшебный мир своими легендами и
сказками о могучих нартах, что заступались
за бедный люд, о могущественном Шамиле
и о храбром Хаджи-Мурате, о веселом,
неунывающем Дингир-Дангарчи, по дождевой
струе поднявшемся на небо, и, конечно,
о моем горском Насреддине. Он живет в
каждом ауле. Находчивость его и остроумие
известны всему миру.
О,
сказки моего детства! Когда я был
маленьким, вы меня лечили от обид и
болезней. Когда я нетерпеливо ждал
возвращения отца и старших братьев под
крышу родной сакли, вы сокращали часы
моего ожидания. Когда сам я после долгих
странствий спешил домой к близким и
родным, вы облегчали мне горные подъемы
и спуски. Вы сокращали все расстояния
и дарили мне весеннее тепло в зимние
звездные ночи. И сейчас, когда я бываю
вдали от родины, на душе моей становится
легко и светло, лишь только вспоминаю
о вас. Дни и ночи проходят незаметно, и
сердце устремляется к прекрасному; а
душа не расстается с песней — все эти
бесценные сокровища дарите мне вы.
Но
не это главное в вас. Вы — бессмертные
свидетели богатства мысли, величия
цели, красоты и героизма моего маленького
народа.
Вы,
сказки, можете дать ответ на многие
вопросы, которые по сей день волнуют
каждого писателя. Как ни в одном жанре,
сочетаются в вас стройная простая
композиция с глубоким идейным содержанием,
вымысел — с действительностью, поэзия
— с прозой, высокая романтика — с трезвым
реализмом, национальное, самобытное —
с общечеловеческим, традиция — с
новаторством. Вы — самый старый и в то
же время самый современный жанр. После
вас для меня ничто не ново в нашей
литературе. А какая образность
повествования живет в вас, какая краткость
и точность! Вы рассказываете об одиноком
бедняке и сравниваете его с одинокой
тучей в ясном небе, с копной дыма, что
оторвалась от дымоходной трубы и
задумчиво повисла над саклей. Радость
и восхищение вы уподобляете белым
цветам, которые пробиваются из-под
снега. Да, аварцы еще с давних пор умели
удивительно образно мыслить, хоть и не
умели читать и писать. Они создали и
сберегли для поколений гениальные
произведения, отражающие их дух и
характер.
Перед
юными горцами, чтобы проверить ум и
находчивость, ставили три условия:
разрубить тупым топором пень, вспахать
каменистый горный склон и, конечно,
рассказать три сказки.
Последнее из этих условий было поставлено
и передо мной в мою первую встречу с
незабвенным и бесконечно дорогим
Самуилом Яковлевичем Маршаком. Он
попросил меня рассказать какую-нибудь
аварскую сказку. И я рассказал о
Дингир-Дангарчи. Самуил Яковлевич раз
десять повторил это имя — Дингир-Дангарчи
— и сказал, что хорошо бы написать для
детей книгу о Дингир-Дангарчи.
Самуил
Яковлевич считал сказки творениями
удивительных людей.
Кто
же эти удивительный люди?
Никогда
не принимал я и не приемлю соавторства
в литературе, впрочем, как и в музыке, и
в живописи. Я склонен сравнивать каждого
художника с отдельным ульем, державой.
Но сказки — это творение всего народа,
мыслящего едино. Творение земледельца
и мельника, каменщика и золотых дел
мастера, гончара и лесника. Это творение
безымянных писателей и философов. Сказки
созданы и верой, и мечтой, и мудростью,
и подвигом, и печалью, и радостью. В них
отражена история народа.
Сказки,
скажите мне, где и когда вы родились? Я
уверен, вы родились у очага в бедной
сакле, у костра чабана. Недаром простого
мельника с запорошенными мукой усами
вы превращаете в падишаха и, наоборот,
падишаха — в мельника, а подвиги совершают
простые, незаметные люди. Они, эти люди,
— творцы сказок. Во дворцах не слагали
сказок, живущим там они были не нужны.
Не в упрек будет сказано имаму Шамилю,
даже он говорил: «Мы горцы, мы все время
воюем. Нам некогда заниматься песнями
и сказками. Пусть наши недруги сочиняют
о нас песни и сказки, лязг наших кинжалов
и звон наших шашек дает им богатый
материал!»
Печальной
была судьба многих певцов и сказителей
в прошлом.
За
песню зашили рот певице-сказительнице
Анхил-Марин, ослепили Саида Кочхюрского,
сослали в Сибирь Ирчи-Казака. Из-за угла
убили Махмуда, пытались отравить молодого
Эльдарилава. Но песня и сказка бессмертны,
как бессмертна сама жизнь.
Печальна
была в прошлом судьба всего моего народа,
создавшего эти сказки. Дед мой, бывало,
говаривал: «Младшим везет только в
сказках». Он имел в виду прошлое аварского
народа, который теснили со всех сторон,
обрекая на вымирание. Но пришла пора, и
малые народы стали рядом с большими,
как братья. Это Ленин через Октябрь
отыскал для людей верную дорогу, и на
нее ступили народы Страны гор. Недаром
в горской песне поется о Ленине:
Ты
первым пришел и людьми нас назвал,
И
оружье победное в руки нам дал.
Иные
думают, что сказки устарели и как жанр
изживают себя. Нет, жанр сказки никогда
не устареет и никогда не умрет. Ибо не
иссякает и не умирает в сердцах людей
мечта. И всегда народное творчество
будет оказывать влияние на развитие
литературы, на произведения писателей.
Конечно, есть писатели, которые, как
телята, ни на минуту не отпускают вымя
коровы — фольклора, а есть и такие
писатели, которые строят мельницу там,
где нет воды, — в стороне от народного
творчества. Ошибаются и те и другие.
Только
тогда в полную силу зазвучит слово,
когда в нем соединится индивидуальность
автора с самобытностью его народа.
Нельзя отрываться от того, что создано
народом на протяжении тысячелетий, как
нельзя строить мельницы там, где нет
воды. Сказки как жанр, созданный народом,
— великий и бессмертный источник, откуда
мы черпаем свои произведения.
1Аварцы
(Авария
— их родина, совр.название - Дагестан)
- самая крупная по численности народность
Дагестана.
Комментариев нет:
Отправить комментарий