30 янв. 2013 г.

Техника силуэта. Материалы к бинарным урокам

В посте представлены текстовые материалы,  видеофильмы,  заготовки силуэтов для вырезания (по тв. Пушкина).
    Простая бумага - ценный материал для поделок. Из нее можно сделать множество разнообразных полезных и забавных вещей. А главное - этот материал всегда под рукой.
Вырезание из бумаги
Силуэт в изобразительном искусстве – это вид графической техники, Силуэт в изобразительном искусстве – это вид графической техники, одноцветное (темное на светлом или светлое на темном) изображение фигур и предметов.
Силуэты вырезают из бумаги или ткани и наклеивают на фон. Силуэты также рисуют тушью (или белилами) на картоне, гипсе, фарфоре, слоновой кости, мраморе, стекле.дноцветное (темное на светлом или светлое на темном) изображение фигур и предметов. Силуэты вырезают из бумаги или ткани и наклеивают на фон. Силуэты также рисуют тушью (или белилами) на картоне, гипсе, фарфоре, слоновой кости, мраморе, стекле.
Самый ранний профильный портрет из черной бумаги был вырезан госпожой Пайбург в 1699 г. в Англии.
Министр финансов Франции Этьен де Силуэт (1709–1767) первым начал вырезать портреты своих знакомых из черной бумаги, и его имя осталось в изобразительном искусстве.
Искусство вырезания из бумаги с давних пор популярно во многих странах. Не забыто оно и в наши дни. К сожалению, имена художников, создающих настоящие произведения искусства из бумаги, неизвестны. С древности это искусство очень любят в Китае. Бумажные фонарики, драконы, другие декоративные изделия народных мастеров китайских провинций продают на ярмарках, базарах. Они служат украшением жилищ: их наклеивают на окна фанз или фонари, на подарки, а также используют как трафареты для вышивок.
Любят вырезать и в Польше. В прошлом веке появились там вырезанные из глянцевой цветной бумаги яркие, похожие на детские рисунки картинки. Они называются выцинанками, что в переводе на русский язык и означает «вырезанные картинки». Вырезают их ножницами, которыми стригут овец. Умение вырезать такие картинки передается из поколения в поколение. Девушки посвящают им долгие осенние и зимние вечера. Сложив лист цветной бумаги вдвое, они осторожно кончиками острых, хорошо пружинящих ножниц вырезают сначала контур рисунка, потом на этот контур наклеивают кусочки разноцветной бумаги - яркая картинка готова. Если она больших размеров, ею украшают стены жилища. Маленькие картинки наклеивают на плотный картон и используют как почтовую открытку.
Выцинанки бывают разной формы: прямоугольные, круглые, продолговатые, подобные звезде и т. д. На них изображают декоративные цветы, растения, птиц (чаще петухов - вестников нового дня), сценки из сельской жизни.
Необходимые инструменты и материалы.
Что вам потребуется? Конечно, ножницы разных размеров. Прямые линии на крупных рисунках разрезают большими ножницами, на рисунках среднего размера - средними. Мелкие орнаменты и рисунки вырезают небольшими ножницами с острыми концами.
Концы ножниц при резании не соединяйте, иначе на материале могут образоваться зазубрины.
Вырезание кривых линий требует поворота бумаги. Небольшие ножницы маленькими поступательными движениями направляют вперед, а вырезаемый материал такими же поступательными движениями левой руки подтягивают назад. Сочетание этих движений дает аккуратный край.
При вырезании сквозных отверстий в рисунке острые концы ножниц вставляют в середину вырезаемой части рисунка и направляют к углу, если он имеется на рисунке, либо по линии, по которой следует вырезать отверстие.
Сквозные отверстия можно вырезать способом симметричного вырезания, сложив бумагу вдвое или вчетверо.
В зависимости от изделия, которое хотят вырезать, выбирают материал. Вырезать салфеточки, закладки для книг и другие ажурные изделия можно из любой нетолстой бумаги. Для сложных узоров пользуются калькой, тонкой бумагой. Елочные украшения, фигурки животных, стилизованные цветы для панно и т. д. вырезают из плотной бумаги, тонкого картона. Часто помимо бумаги используют фольгу, кусочки ткани, клеенку.
Художественное вырезание
Вырезанные вещи можно наклеить на подходящий цветной фон. Но при использовании конторского клея на них через некоторое время появляются желтые пятна, поэтому для наклеивания вырезанных узоров пользуются клеем для склеивания резиновых изделий, ПВА, БФ. Используют кисточку для клея. После окончания работы кисточку тщательно протирают тряпочкой.
Можно и самим изготовить крахмальный клейстер-клей для бумаги: 1 чайную ложку картофельной муки (крахмала) залейте небольшим количеством холодной воды (1/4 часть стакана) и тщательно размешайте до сметанообразного состояния. В полученный раствор тонкой струйкой влейте доведенную до кипения воду (3/4 стакана). Непрерывно помешивайте, чтобы не было комков. Лучше всего пользоваться свежесваренным теплым (30 -40° С) клейстером. Качество клейстера повышается, если к крахмалу перед завариванием добавить немного просеянной пшеничной муки.
Кисточку при пользовании крахмальным клейстером промывают холодной водой.
Для вырезания можно выбрать понравившийся рисунок из книги. Его переносят на кальку, а с нее - на бумагу с помощью копировальной бумаги либо резца-ролика для снятия выкроек. Контуры насечек резца-ролика обводят карандашом.
Острыми концами ножниц осторожно вырезают переведенный рисунок по нанесенным линиям. Вырезание элементов рисунка и узоров требует внимательности, аккуратности и точности.
Очень увлекательно вырезать не только по образцам, но и по собственным рисункам. Для этого квадрат либо прямоугольник сложите по осям несколько раз. Вырезая по симметрично сложенным осям различные геометрические фигуры - углы, кружочки, овалы, полукруги, квадраты, полоски, вы получите красивые, замысловатые узоры и орнаменты.

При симметричном вырезании рисунок получается более точным чем при рисовании. Бумагу складывают по осям, наносят карандашом рисунок и вырезают по обозначенным контурам. Если необходимо перенести рисунок на ткань, фанеру, дерево или другой материал, проще его вначале вырезать из бумаги и только после этого перенести на материал.
Аппликацию делают так: заготавливают из цветной бумаги выкройки элементов цветков, птиц, листьев, крупных стеблей. Переведя на плотную бумагу контур всего рисунка, наклеивают подготовленные части - оформляют рисунок, в конце подрисовывают мелкие детали (стебли и др.).
Вырезание силуэтов
В контуре некоторых предметов ярко выражаются их характер, движение и другие свойства. Поэтому для изображения иногда избирают простейший вид рисунка - силуэт. Это плоскостное изображение человека, животного или предмета, подобное его тени. Силуэт рисуют обычно тушью или белилами либо вырезают из бумаги и наклеивают. Он образует сплошное, ограниченное контуром, темное пятно на светлом фоне или же светлое пятно на темном.
Вырезание силуэтов
Искусство силуэта требует большой четкости и выразительности контура. Оно было известно еще в Древнем Китае, где традиции этого искусства сохранились до наших дней («оконные цветы» - картинки, наклеиваемые на окна). Впоследствии искусство силуэта получило развитие в Японии и других странах Азии. В XVIII в. силуэтные профильные портреты благодаря их дешевизне быстро распространились в Европе. В XIX в. там в технике силуэта создавались кроме портретов бытовые сцены, натюрморты, иллюстрации.

Вы можете научиться выполнять силуэты, которые показаны на рисунке. Вырезая силуэты ваших друзей и родных, старайтесь добиваться портретного сходства.
video


video

Симметричное вырезание узоров
Снежинки.
Вырежьте из бумаги квадрат(12x12 см,15x15 см и т. д.), сложите его по диагонали, затем по осям. На полученный треугольник нанесите рисунок (геометрические фигуры).
Интересно, что один и тот же рисунок на квадратах, разделенных линиями сгиба на 8, 16 и 32 части, дает разный результат: чем большее число раз вы сложите квадрат, тем ажурнее будут узоры.
Вырезанные снежинки выглядят очень нарядно. Чередуя снежинки различной формы, можно сделать красивые и изящные гирлянды. Соединить их можно с помощью клея, нитей или узких лент.
Закладки для книг.
Не менее интересно вырезать из цветной бумаги закладки. Если бумага тонкая, вырезанный узор наклеивают на картон какого-либо другого цвета. Он служит прекрасным фоном для узора, да и закладка будет прочнее.
Панно из открыток.
Возьмите четыре цветные почтовые открытки (уже использованные), лучше с изображением цветов. Положите их в ряд, с оборотной стороны расчертите полосками шириной в сантиметр. Эти полоски вырежьте и наклейте на плотный лист бумаги (рисунком вверх) вперемежку (1 полоску с первой открытки, 1 - со второй, 1 - с третьей и т. д.). Получается изображение, напоминающее рисунок на ткани. Такое панно, окантованное рамкой из бумаги или дерева, смотрится оригинально.
СИЛУЭ?Т (франц. Silhouette) — форма,воспринимаемая плоскостно по причинетонального контраста фигуры и фона либопреобладания "далевой зрительнойустановки".
Силуэт — это плоскостное изображение, приемработы, средство художественнойвыразительности, а также вид графики. Явление силуэта может возникать и впроцессе восприятия объемных форм взависимости от освещения. Силуэт подобен тениобъекта. Качество силуэтности используетсяхудожниками во всех видах искусства.В силуэте фигуры или предметырисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темномфоне. В таком рисунке внешние очертания объектадолжны быть очень выразительны, без лишнихдеталей. Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль.Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами. Силуэтным, называют изображение предмета, подражающее тени, производимойим на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, вкотором обозначается только очертание предмета, а он сам представляетсяоднообразным черным пятном. Силуэт обыкновенно рисуютсячерною краскою на белой бумаге или вырезываются из тонкой чернойбумаги, которая потом наклеивается на светлую.
Силуэт - форма фигуры или предмета, видимая как плоское пятно, заполненноечерным или каким-либо другим однотонным цветом, а такжеразновидность графической техники, когда изображение дается на фонеплоским пятном с характерным, выразительным контуром. В этой техникеисполнялись обычно профильные портреты инесложные композиции. Силуэтные портреты были распространенными имодными во Франции, Англии и Германии в 18 и 19 вв. Обычным способомизготовления силуэтов было вырезание их ножницами из черной бумаги,но уже в 1786 году появилось промышленное производство. Силуэтыпомещали на гипсовых плитках, на слоновой кости, шелке, пергамене, игральныхкартах и фарфоре. Различные изделия из стекла иногда украшались силуэтами при помощи обратной техники, когда фон изображенияпокрывался воском, красками или листками золота и серебра. В конце 18 веканекоторые английские мастера, в частности Фелпс, стали делать силуэтныеизображения цветными. Наиболее известным мастером в этомвиде искусства был француз Огюст Эдуар, артистически владевший ножницамии замечательно вырезавший силуэты из сложенных вдвое листов бумаги.

Выразительные свойства силуэта и его границ — контура используют в разныхвидах искусства: архитектуре, скульптуре, живописи, графике. Качества силуэтности или,в более широком значении, графичности противопоставляются объемности иживописности.
История искусства силуэта
Силуэтное и контурное изображения в древнегреческой вазописи (по В. Хенце)История искусствасилуэта восходит к петроглифам - наскальным рисункам,росписям древнегреческих ваз, куклам восточного теневого театра, архитектурной резьбе по дереву.
Античная легенда о происхождении изобразительного искусства связана свыразительными качествами силуэта и контурной линии. Силуэт доминирует впервобытном искусстве, в произведениях Месопотамии и Древнего Египта,древнеамериканском искусстве. Силуэтными являются чернофигурный икраснофигурный стили древнегреческой вазописи.
Уплощенность и, следовательно, качества силуэтности преобладают во всехформахархаического и примитивного искусства. В Древнем Китае и Япониикультивировали искусство вырезания силуэтов из черной бумаги и театртеней. Однако по мере развития и усложнения пространственных представлений,осязательного чувства изобразительная форма становится все болеепространственной. В живописи, графике и скульптуре Классицизма художникистремятся сохранять фронтальность переднего плана и фронтальную перспективу, следя за цельностью силуэта и выразительнымикачествами контура. В искусстве стиля Барокко, напротив,преобладают угловая перспектива, ракурсы, динамическое пониманиеизобразительного пространства. Поэтому закономерно, что именно в XVII—XVIII вв. формируется потребность в создании особой разновидности графического искусства, в границах которой возможно было бы сохранять и развиватьприемы силуэтных изображений.
Силуэты известные в Древнем Китае, Японии и других странах Азии с давних пор (так называемые китайские тени), вероятно с Китая проникли в Европу,прежде всего во Францию, где в половине XVIII столетия сильно распространиласьмода на силуэтные портреты, в которых, кроме профильногоконтура физиономии, на черном грунте головы лишь иногда намечались белымичертами глаза, ноздри, уши и волосы.
Георгий Нарбут. Автопортрет с семьей. В Европе как самостоятельный вид графикиискусство силуэта сформировалось впервой половине XVIII в. во Франции. Термин"силуэт" появился случайно ипроисходит от фамилии Этьенна де Силуэтта (E.de Silhouette, 1709—1767), контролерафинансов французского короля Людовика XV. Контролерфинансов вызывал негодование скаредностью, ив отместку в 1759 г. на него сделали карикатуру — ненавистную тень всемогущего министра, вырезав ее изчерной бумаги. Сам он также занимался вырезанием силуэтов. Стараясь поправитьрасстроенные финансы страны реформами и бережливостью, Этьен деСилуэт своими мерами относительно последней возбудил насмешки элегантногопарижского общества: именем его стали называть все мишурно-ничтожное идешевое, между прочим и нового рода портреты (portraits a laSilhouette), как мизерные в сравнении с настоящими, живописными.
Легкость и простота техникисделали вырезание "теней" модой французскогодвора, она быстрораспространилась по Европе, в первую очередь средидилетантов. Силуэтамизанимались многие художники стиля Рококо, особеннов ювелирном искусстве,миниатюре.
Силуэты из фольги и цветнойбумаги использовал вдекоративном искусстве Ж.-Б. Гломи.
Мода на античные камеи такжеспособствовала культусилуэтных изображений. Живописец и гравер Жан Юбер (1721—1786)создавал серии графических силуэтов, среди которых особенно известнысилуэтные портреты философа Вольтера, отчего художник даже получил прозвание "Юбер-Вольтер" («Huber-Voltaire").
В порядке историческом можно напомнить, что силуэтным искусством увлекались Свифт, Гете, Лафантер, Наполеон, Андерсен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий