О чем расскажет игрушка
Статья опубликована в православном журнале для родителей "ВИНОГРАД" (№1 2011г.) под названием "О чем молчат игрушки". А под своим оригинальным названием работа разошлась по Интернету и широко обсуждается.
«Как у тебя дела? — Нормально». Знакомая ситуация, не правда ли? Порой кажется, что узнать, что чувствует малыш, просто невозможно. Тем не менее, ключ к пониманию находится совсем рядом. Для этого попробуйте внимательным взглядом окинуть детский уголок своего сына или дочери. Плюшевые мишки и резиновые зайчата расскажут о переживаниях ребенка значительно больше, чем мы можем себе представить.
Игрушка занимает значительное место в жизни ребенка. Это простое, казалось бы, развлечение является необходимым и важным этапом в процессе становления человека. Существует целое направление в психологии, которое изучает закономерности и стадии развития детской игры. Специалисты по-разному объясняют значение игры и игрушки, но все они сходятся в одном — для того, чтобы развитие ребенка было гармоничным и полноценным, дети должны играть!
Игрушка в жизни ребенка
С одной стороны, детская игра является прообразом будущего. Например, пеленая пупса, дочка проигрывает ситуацию, с которой ей предстоит встретиться, когда она вырастет. Так девочка готовится к будущему материнству. Работая игрушечным молотком или рубанком, маленький строитель примеряет роль взрослого-созидателя. Одним словом, игра мягко и гармонично подготавливает почву для принятия определенной роли во взрослой жизни. Именно поэтому в игровом арсенале ребенка должны быть игрушки, позволяющие попробовать себя в различных социальных ролях из жизни взрослых людей.С другой стороны, игрушка для ребенка является отражением реального мира — не только предметного «мира вещей», но и живого «мира людей». Игрушка в глазах ребенка не просто одушевленный объект или друг, который не предаст, которому можно доверить свои секреты. Часто дети прямо отождествляют себя с любимой игрушкой и стараются подражать ей. Есть данные, согласно которым некачественные игрушки с искаженными пропорциями или плохо спаянными швами приводят к искривлению осанки, соматическим отклонениям и даже к заболеванию ребенка.
Страшные игрушки
Очень часто родителей волнует вопрос — как быть, если ребенок просит купить «человека-паука», «черепашку-ниндзя» или какого-нибудь монстра из мультфильма, очень популярного в детской среде. У большинства взрослых вызывает недоумение увлечение современных детей подобными «ужастиками». Родители интуитивно чувствуют неприятие к этим персонажам, ведь в нашем детстве ничего подобного не было. Тем не менее, не каждый способен устоять перед настойчивыми просьбами и уговорами, и страшные роботы все-таки приобретаются и затем поселяются в детской. При этом объяснения находятся самые благие — ведь руководством к действию было желание доставить удовольствие ребенку. Но будет ли это удовольствие полезным?Оказывается, страшные игрушки существовали во все времена. К примеру, в русской народной игрушке (филимоновской, дымковской и других) можно встретить не только прекрасных барышень и отважных всадников, но и волка, медведя, дракона или других фантастических чудовищ. При этом их изображения совсем не реалистичны, а, напротив, в них гиперболически усилены устрашающие детали — например, огромная пасть, непропорционально большие клыки, глаза, когти. Такие персонажи хорошо знакомы детям по сказкам и былинам, в которых зло всегда наказывается, а добро побеждает. Эти игрушки способствовали преодолению страхов, позволяли «отыграть» негативные эмоции.
Но сегодня в игрушечной индустрии ситуация кардинальным образом изменилась. Современные дети, получая в подарок очередного обезображенного человека-робота со зверским выражением лица, совершенно не пугаются. Более того, эти чудовища, герои мультфильмов, настолько прочно закрепились в жизни ребенка, что вытеснили других — добрых, мирных персонажей. Опасность, о которой говорят психологи, заключается в том, что дети перестали чувствовать грань между добром и злом. И если для взрослого сюжет мультфильма ясен и понятен, то для ребенка совершенно не очевидны критерии, по которым можно отличить этих монстров. Ведь нет внешних отличий между «добрыми» и «злыми» персонажами, которые постоянно сражаются друг с другом. Характеристики «добрый» и «злой» в таких фильмах очень условны и в любой момент могут измениться на противоположные — «хороший» монстр вдруг становится «плохим» и наоборот.
Тем не менее, страшные игрушки в некоторых случаях даже полезны. С их помощью ребенок может проиграть или, как говорят психологи, «отреагировать» свои агрессивные эмоции. Главное при этом — не упустить ситуацию и строго ее контролировать. Самое общее правило — общение с такими игрушками должно быть регламентировано. Это не значит, что должны быть установлены какой-то график или расписание для игр. Вовсе нет. Речь о том, что игра должна протекать под наблюдением родителей. Не допустима ситуация, когда страшная или агрессивная игрушка поселяется в детской «насовсем». Ведь в этом случае ребенок полностью попадет под ее влияние и надежды на положительный эффект будут сведены к нулю. Неплохой вариант, когда такие игрушки хранятся в определенном, недоступном, известном исключительно взрослым месте и достаются только на определенное время по просьбе ребенка. В раннем возрасте агрессивных игрушек не должно быть вообще. Вред, который нанесет такая игрушка, может оказаться непоправимымым.
Интересны наблюдения психологов во время Второй мировой войны. Ими было проанализировано поведение людей, переживших атаку вражеских бомбардировщиков. Оказалось, что, в отличие от взрослых, дети, которые были вместе с ними, совсем не обсуждали свои переживания, казалось даже, что ужас бомбежки совершенно не коснулся их душ. Тем не менее, было замечено, как изменилась детская игра. Теперь основным сюжетом стала тема разрушения, страдания и боли. Эти моменты проигрывались детьми снова и снова. Такие изменения в игровом поведении позволили детям выразить свои субъективные переживания ужаса и страха доступным им способом.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ключ к пониманию детской души
Игра для ребенка — это естественный способ рассказать о себе, своих чувствах, мыслях, пережитом опыте, о том, о чем взрослые могут поведать с помощью слов. Можно сказать, что игрушки для детей — это слова, а игра — речь. Ребенку чрезвычайно сложно открыть свои чувства и рассказать другим о своих глубоких переживаниях. Все это ребенок выражает в игре. Но как понять то, о чем он хочет рассказать? Есть несколько простых приемов, с помощью которых внимательные родители обязательно поймут то, что тревожит малыша или вызывает его беспокойство.Прежде всего, позвольте ребенку самому организовать свое игровое пространство, выбрать нужные ему предметы и игрушки. Основная задача взрослого — не торопить, не оценивать и не ломать детские фантазии. Одним словом, необходимо, находясь рядом, постараться стать незаметным внешним наблюдателем.
Обратите внимание, как ребенок приступает к выбору игрового материала, какие игрушки преобладают. Например, бывает так, что ребенок, выбрав какого-нибудь персонажа, скажем, зайца, поиграв с ним некоторое время, отбрасывает в сторону и бросается к другой игрушке, затем ситуация повторяется — игрушки откладываются одна за другой, внимание ни на одной из них не задерживается надолго, малыш затрудняется сделать окончательный выбор. Это свойственно детям, испытывающим сложности в установлении контакта и поддержания общения с другими людьми. Причины могут быть самыми разными — и природная робость, и негативный опыт жизни в коллективе, и неприятие другими детьми. Помогите малышу. Пусть в игру включатся герои, которые хотят, во что бы то ни стало, подружиться с главным персонажем. Как сделать первый шаг к знакомству? Как договориться и играть так, чтобы всем было интересно, как не огорчить других и не обижаться самому? Малыш получит опыт успешного социального взаимодействия и поймет, что играть вместе совсем не страшно, а напротив, очень интересно и увлекательно. Главное — не торопите события. Пусть все идет своим чередом — так, как это видится ребенку. Ваша задача просто стать участником действа, главный режиссер которого — ваш ребенок.
Не менее важно и то, какой сюжет разворачивается в игре, как взаимодействуют персонажи. Что преобладает — мирная, доброжелательная атмосфера или бесконечные раздоры и войны? Каковы причины конфликтов и споров — вторжение главного героя на территорию противника или нападение неприятеля извне? Какую стратегию выбирает малыш для разрешения создавшегося противостояния — открытую конфронтацию, бегство или компромисс? Можно попробовать взять на себя роль соперника — к примеру, предводителя вражеского отряда, который направляет свои войска на позиции сына, или капризной куклы, которая всегда командует и обижает жителей игрушечного городка. Понаблюдайте — как ребенок станет действовать в сложившихся обстоятельствах.
Случается, что на определенном этапе дети сворачивают игру, не доведя ее до логического завершения. Со стороны может показаться, что ребенок бросил начатое и оставил его незаконченным. Это не совсем так. Дело в том, что в игре ребенок проживает очень значимую в психологическом плане ситуацию. Ему важно самому прийти к нужному решению. Часто дети возвращаются и повторяют один и тот же сюжет, как бы застревая на нем. Ситуация, которая проигрывается в этот момент, наиболее значима для малыша. Когда-нибудь она разрешится и исчезнет из игрового репертуара ребенка, или история получит дальнейшее развитие. Таким образом, ребенок приобретает очень ценный психологический опыт, который обязательно пригодится в будущем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий