Татьяна Плохотник,
заместитель директора МКУК «ЦГДБ им. А.С.
Пушкина»,
Г.Саров Нижегородской обл.
Ох уж эти
интернет-технологии. С ними только и успевай усваивать новые понятия, осваивать
новые формы... Виртуальная жизнь намного стремительнее, чем реальная, все
развивается и угасает в несколько раз быстрее. Если для реала двухгодовалый
реализованный проект — это нечто «совсем свеженькое», только что внедренная
инновация, то в инете наверняка
пожмут виртуальными плечами: «Это же всем
известная форма работы...».
Не решусь сказать, какое
«летоисчисление» стоит принимать сегодня за наиболее верное. Многие
библиотеки живут в двух параллельных
мирах и ломают головы над тем, чтобы эти миры пересекались как можно чаще. Виртуальное общение должно приносить реальную
пользу, иначе зачем вообще мы вышли в интернет?
Хочу поделиться некоторыми
мыслями о такой «точке пересечения» и одновременно относительно новой форме
работы, как вебинары.
В библиотечном мире (+ в
других учреждениях культуры и образования) интерес к ним идет по нарастающей.
Чтобы не быть голословной, приведу статистику, любезно предоставленную
Международной академией бизнеса и новых технологий (МУБиНТ, г. Ярославль), на
чьей платформе проводят виртуальные встречи многие библиотеки:
C мая 2010 г. по 10 мая 2012 г. проведено 75 вебинаров (100%):
Распределение по годам:
2010 – 5 (6%)
2011 – 41 (54 %)
2012 (за 4 месяца!!!)
– 29 (38%)
Распределение по тематике:
Библиотечные – 92%, не библиотечные – 8%
И дело не в моде, а в
реальной выгоде, но об этом чуть позже. Я знаю коллег, для которых участие в
вебинарах уже около года «норма», такое же будничное событие, как чтение
профессиональной периодики или методический день. Тем не менее для большинства библиотекарей само
слово «вебинар» звучит ново и пугающе от того, что они даже если слышали его,
совершенно не представляют, КАК всё это можно организовать и провести.
Оглядываясь назад, в октябрь, 2011.
Первый блин... комом?
Я, к сожалению, начала
знакомство с вебинарами не с теории, а сразу с практики: пришло электронное
письмо от коллег из Озёрской ЦСДШБ, предложение рассказать о работе — и через неделю я уже спикер (докладчик)
вебинара. Осталась очень неудовлетворенной. На публичных выступлениях, как
говорится, «собаку съела», но
выступление виртуальное.... это нечто другое, требующее определенного подхода
и морального настроя.
В вебинаре нет живых глаз слушателей, за которые держишься, как за
путеводную ниточку. Ощущение вакуума, пустоты и глухоты — это первые мои
впечатления, и я была не готова к ним. Думаю, если бы сначала побыла в роли
слушателя, посмотрела на всё со стороны то смогла бы учесть многие моменты.
Хорошо, что сегодня
соцсети позволяют очень быстро свериться мыслями, услышать советы и ответы на свои
вопросы. Приведу здесь комментарий Юлии Владимировны Соколовой[1]
на мою реплику, оставленную в соцсетях после того вебинара:
«...На самом деле через пару вебинаров привыкаешь
и не видишь, НО ОЩУЩАЕШЬ энергетику присутствующих в эфире слушателей. Хоть и
нет живых глаз, но есть есть нечто, какое-то присутствие живых людей в сети.
Это приходит с опытом. Как преподаватель, я столкнулась с этим пару лет назад
при активном чтении веб-лекций. Сначала- отторжение "это невозможно,
читать лекции в бездушный экран!".. а потом начинаешь чувсвтовать
аудиторию в сети. Наверное, это- новое средство общения через ноосферу, которое
мы только начинаем открывать..
Организация вебинара — это как выпуск программы ТВ. Здесь много факторов
— от актуальности темы до компетенций выступающего. Причем от выступающего
требуется не только знание предмета, но и умение выступать в эфире, причем в
ПРЯМОМ ЭФИРЕ! Согласитесь, это непросто. Ну, а то, что остается за кадром —
работа сценариста и «выпускающего эфира»... это пока творческий поиск и
бесконечная работа с заказчиками, докладчиками, участниками. Мы в начале пути,
совершенствование — ежедневно! Но согласитесь, это еще один перспективный вид
общения...».
Спустя полгода. Черновые заметки участника (а так же спикера и организатора-сценариста)
вебинаров
Заметки действительно черновые,
сугубо личный взгляд, основанный на сугубо личном опыте. А для рекомендаций к действию нужно бы обобщение
опыта и мнений разных людей. Но, как говорится, чем богаты...
1.Если библиотеки и проводят вебинары, то как правило для профобучения и
повышения квалификации сотрудников. В самом названии заложен этот смысл, и
другого определения, кроме как «веб-конференция, онлайн-семинар, лекция» вы не
найдёте. Думается, перспектива применения этой формы работы гораздо шире и,
самое главное, применима к работе и общению с читателями. Почему бы, к примеру,
не провести в режиме вебинара «виртуальное родительское собрание»[2]
или «онлайн-презентацию учреждений культуры»?
2.Душа болит за детские библиотеки. Нас всё меньше и меньше. К тому же
часто не умеем так о себе рассказать, чтобы услышали и зауважали, приняли
наконец-то всерьез (есть чему поучиться у школьных библиотек!). Так что
вебинары как форму работы надо брать на вооружение. Это реальная возможность не
только решить текущие рабочие задачи, но и удивить соцпартнеров, спонсоров,
руководство, общественность (кого я еще забыла?) креативностью . Придется, конечно, хорошенько поломать голову
над сценарием и организацией, чтобы все прошло гладко и с пользой для вас и для
других. Иначе «Удивить» может превратиться в «насмешить». А пока мы (детские
библиотеки) и в вебинарах на последнем месте:
Библиотечные вебинары,
статистика МУБиНТ:
Система Ирбис – 41%
Разные вебинары библиотековедческого
характера - 28%
Школьная тематика, РШБА – 12%
Вопросы детских библиотек -
8%
3.Название вебинара,
реклама в реале и в виртуале — всё это далеко не второстепенные факторы.
Непродуманное название может оттолкнуть (оставить равнодушным ) потенциального
участника или же не оправдать ожиданий тех, кто пришёл на онлайн-встречу.
Пренебрежение к рекламе может закончиться тем, что даже самым «вкусным» мероприятием, идеально
выстроенным и проведенным, никто не придет полакомиться, и вы будете вещать в
пустоту.
4.Пожалуй, идеальный
вариант, когда вебинар одновременно транслируется и в реал и в виртуал. Живые
глаза участников, сидящих в зале, будут поддерживать вас в ходе
выступлений. Их мнение, взгляд со стороны помогут проанализировать
состоявшееся событие, когда все закончится.
5.Форма подачи
докладов... чем украсить.... как удерживать внимание виртуальных
зрителей-слушателей? ? Здесь надо искать
оптимальные ходы для каждого конкретного случая (вебинара). Многовариантность.
6.Наличие чата позволяет
следить не только за ходом мысли выступающего, но и за мыслями слушателей,
которые появляются по ходу выступления. Кроме того, можно высказаться и самому,
задать вопросы как докладчику, так и слушателям.
7. Обсуждение лучше всего
проводить каждого доклада, а не оставлять на конец вебинара.
8.В ходе вебинара стоит
включать мимолётные опросы по отдельным вопросам докладов. Это взбадривает
слушателей, позволяет закрепить внимание и получить рефлексию.
9.Организовать и
провести вебинар, где есть приглашенные
спикеры, на порядок сложнее, чем когда
«все свои». Здесь нет стопроцентного
знания сценария, поскольку тексты выступающих коллег знаешь лишь
приблизительно. К тому же надо быть готовым решать вопросы регламента и состыковки времени репетиций. С другой
стороны, однозначно «игра стоит свеч».
Поясню эти заметки на
конкретном примере. 26 апреля 2012 года наша библиотека при технической поддержке МУБиНТа (http://www.mubint.ru/ ) провела вебинар, адресованный
коллегам-библиотекарям, а так же педагогам и воспитателям. Запись мероприятия доступна на сайте МУБиНТа по
адресу: http://connect.mubint.ru/p26932617/
В первоначальной версии название звучало так: «Детская библиотека 21 века:
саровский вариант». Мы хотели сделать вебинар-презентацию своей библиотеки,
рассказав о наиболее ярких проектах последних пяти лет, тем более, что и повод
был – 55-летний юбилей учреждения, 5 лет жизни в новом здании. Но потом к
самопрезентации прибавились еще две цели:
- провести учебу для своего коллектива,
- организовать на своей базе методдень для всех библиотекарей, педагогов и воспитателей
города.
Согласитесь, решение одним мероприятием сразу трех этих целей – более
сильный пиар-ход.
От названия осталась только первая часть («Детская библиотека 21 века»),
ничего лучшего не придумалось. Надо было срочно
что-то давать для пресс-релиза, но что? Фразы типа "инновации в
библиотеке", "новые технологии", "библиотека 2.0" уже
на зубах навязли. А это название очень общее и, как казалось, не кричащее (21 век уже двенадцать лет на дворе, т.е. это реалии, а не громкая фраза
дня).
Однако позже, обсуждая вебинар с друзьями, узнала, что
некоторые из них исходя из названия
ожидали бОльшего
(обсуждений-поисков-выводов), чем просто презентации проектов.
Что ж, мы приняли это к сведению. Для
того, чтобы не вызывать роптаний о «претензии на оригинальность и
крутость», пожалуй, следовало бы
добавить предлог и написать так: "Детская библиотека в 21 веке". Тогда формат презентаций проектов вписался
бы безупречно.
Тем не менее, презентация тоже может проходить в разных
вариантах. Мы выбрали "печу-кучу"[3]. Этот формат нравится не всем и
не всем понятен.
Думаю, здесь еще долго будут идти споры, и ,
скорее всего, они к общему знаменателю не приведут, у людей разные вкусы и
разные задачи. Разговоры методистов, ученых - одни, они готовы к диалогу,
размышлениям, раскручиванию идейных зацепок, т.е. рефлексии.
Практики на местах, рядовые библиотекари предпочитают увидеть и услышать готовую
идею, чтобы взять и реализовать её у себя,
многим из них все споры-разговоры покажутся « ненужной
водой". .. Впрочем,
дело даже не в этом, рефлексия ведь может идти и в уме, пока человек слушает
докладчика. Было бы в речи то ценное зерно, которое можно вычленить и применить
на деле. Но я считаю, что для вебинаров формат
печи-кучи оптимален: в виртуале лучше всего работает краткость и при этом
емкость мысли, поскольку
удерживать внимание виртуальных слушателей долго трудно. И не стоит считать краткий формат простым. Как показывает практика проведения наших конференций, очень
немногие из нас умеют уложиться в
выделенный регламент. Смысл
и ценность хорошего проекта от краткости изложения не теряется,
а вот "растекание мыслью по древу" может сильно
испортить впечатление, вплоть до потери смысла.
На нашем вебинаре прозвучали
следующие доклады:
-«Классика в новом формате: инновационные формы работы с творчеством
А.С.Пушкина» ( Чадаева Л.И., заведующая отделом МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина», Саров);
-Неделя сказок братье Гримм в РГДБ
(Малахова Н.Г., психолог отдела педагогики и психологии детского чтения, РГДБ);
-«Виртуальные выставки и другие интернет-проекты для читателей
свердловской областной детско-юношеской
библиотеки» (АфанасьеваО.Г.,
зам. ииректора Свердловской областной детско-юношеской библиотеки;
- «ВикиСибириада – инновационный проект Новосибирской областной детской
библиотеки им. Горького ( Смутнева Е.Г., зам. директора Новосибирской областной детской
библиотеки им. Горького);
-«Буктрейлер:
новое блюдо библиотечной кухни» (Плохотник Т.М., зам.директора МКУК «ЦГДБ им.
А.С. Пушкина», Саров);
-«Наша БиблиоВидеоСтудия» (Микийчук М.А.,
библиотекарь отдела «Отрочество» МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина», Саров);
- «Проект
издания методического пособия для семейного чтения на основе произведений
писателя-земляка» (Белякова Л.Н., директор МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина»,
Саров);
- «Опыт
организации и проведения виртуального родительского собрания «Растим читателя
вместе» ( Александрова С.В., заведующая отделом МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина»,
Саров).
Сейчас очень часто
встречаются негативные высказывания, что, дескать «библиотекари ушли в виртуал,
а о реальных читателях и обычной книге забыли». На нашем вебинаре почти все
представленные проекты были связаны с новыми технологиями. НО! Все они так густо были замешаны на книге и
чтении (мало того, именно работа с книгой в этих проектах основная) что не
заметить это было бы
странным. После вебинара мы в зале, с «реальными» участниками, обсуждали варианты
работы с викиСибириадой, к примеру. Все однозначно говорили об огромной углубленной работе с краеведческой литературой, которая
лежит в её основе. Поднять детей на такое
творчество и одновременно обучение работе с веб-сервисами ох как не просто! А в Сибири это сделали, смогли.
Не многие
библиотеки обладают необходимыми
ресурсами, чтобы создать интерактивную виртуальную выставку. И вот вам на
блюдечке готовые выставки свердловской ОДЮБ.
Имея в фонде такие же книги
несложно придумать свое мероприятие, украсив его виртуальной привлекалочкой от коллег.
Всем понятно, что проблему нечтения одна библиотека не решит. Всё идет от семьи, с семьёй надо дружить, родителей
надо обучать, они нуждаются в нашей помощи. .
И здесь мы предлагали наши проекты – книга со «Шпаргалкой для родителей», виртуальное собрание «Школа просвещенного
родителя»...
Материалы
выложены, схема проектов
и перспектива их развития показана - бери и делай по аналогии на своём материале или пользуйся готовым… Но воспользуется ли кто-нибудь? Применит ли у
себя? Очень хочется, чтобы наш опыт
оказался полезен другим.
В заключении несколько общих выводов
по вебинару «Детская библиотека 21 века».
Что получилось:
-Вебинар получился практически
международным: участвовали представители России и Украины, 42 точки подключения
и по примерным подсчетам около 150 участников.
-В Сарове вебинар прошел и как
городское мероприятие: в зале центральной детской библиотеки им. Пушкина
присутствовало около 60 человек (представители разных библиотек, педагоги,
воспитатели ДОУ).
-У нас получилось
объединить библиотеки не по параллели, а по вертикали: спикерами вебинара стали представители одной федеральной (РГДБ,
Москва), двух областных (Екатеринбург, Новосибирск) и одной муниципальной
(Саров) библиотек.
Что не получилось:
-Не получилось привлечь специалистов смежных профессий.
Мы вели переговоры с заслуженным
учителем России, педагогом-новатором,
победителем конкурса «Учитель
года-2011» по Нижегородской области, историком А.В.Елисовым (у него очень интересные авторские
методики, которые пригодились бы в работе библиотекарям). Но Андрей
Владимирович не смог к нам присоединиться из-за большой занятости.
Мне кажется, на
конференциях специалисты смежных профессий хоть и бывают, но всегда выглядят
как-то оторванно. И мы так же себя ведем: "у нас свои задачи, у вас
свои"... А надо объединяться, задумывать совместные проекты тут же, в ходе конференций и вебинаров.
-Настораживает
отсутствие вопросов к нашим докладам. Здесь может быть несколько
причин, и какая из них истинная, остается только
догадываться (темы неинтересны? реализация таких проектов слишком трудоемка,
чтобы за них браться? всё было так чётко
и понятно изложено, что вопросов не возникло???).
В любом случае, вопрос о том «быть или не быть» вебинарам в нашей жизни уже не стоит. Однозначно БЫТЬ!
Что касается платформы и способов проведения вебинара –
здесь тоже есть много предложений от
разных организаций. Бесплатный вариант –
организовать вебинар через скайп или через бесплатную платформу, многие так и
поступают. Но ведь все дело еще и в
качестве и в тех запросах, которые вы предъявляете к содержанию, сценарию и
мельтимедиа-наполнению вебинара. Ни скайп, ни бесплатное ПО не обеспечат
«полного комплекта»: и презентацию, и видео, и чат, и опросы и еще массу
приложений одновременно.. А главное - профессиональное техническое обеспечение
позволяет создавать полный цикл мероприятия-вебинара с регистрацией,
встраиванием в дистанционные курсы, хранить записи вебинаров, адреса участников
и делать цивилизованные рассылки. Как в издательском деле важен главный и
выпускающий редактор, так и в вебинаре нужен профессионал -
"постановщик", который сможет понять ваши запросы и предложить под
них программные возможности вебинара. По итогам вебинара можно делать анализ
посещений, активности и ответов участников на вопросы (а можно и не делать, что
часто встречается при разовых вебинарах). То есть полностью вести виртуальный
учебный класс.
[1] Соколова
Юлия Владимировна — директор Центра электронного обучения по программам ДПО,
директор Информационно-библиотечного центра, зав.кафедрой
библиотечно-информационной деятельности Академии МУБиНТ, организатор вебинаров,
кандидат педагогических наук
[2] 31.03.2012
МКУК «ЦГДБ им. А.С.Пушкина» г.Саров провела виртуальное родительское собрание
«Школа просвещенного родителя: растим читателя вместе». Посмотреть мероприятие
в записи можно на портале МУБиНТ: http://connect.mubint.ru/p21782175/
[3] Печа-куча
– на презентацию проекта (идеи) отводится 6 минут 40 секунд и не более 20
слайдов. Мы несколько отошли от канона – дали докладчикам по 10-15 минут,
количество слайдов каждый определял сам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий