23 апр. 2014 г.

О вебинарах замолвите слово..

Татьяна Плохотник,
заместитель директора МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина»,
Г.Саров Нижегородской обл.


            Ох уж эти интернет-технологии. С ними только и успевай усваивать новые понятия, осваивать новые формы... Виртуальная жизнь намного стремительнее, чем реальная, все развивается и угасает в несколько раз быстрее. Если для реала двухгодовалый реализованный проект — это нечто «совсем свеженькое», только что внедренная инновация, то в инете  наверняка пожмут  виртуальными плечами: «Это  же всем  известная  форма работы...».
            Не решусь сказать, какое «летоисчисление» стоит принимать сегодня за наиболее верное. Многие библиотеки  живут в двух параллельных мирах и ломают головы над тем, чтобы эти миры пересекались как можно чаще.  Виртуальное общение должно приносить реальную пользу, иначе зачем вообще мы вышли в интернет?
            Хочу поделиться некоторыми мыслями о такой «точке пересечения» и одновременно относительно новой форме работы, как вебинары.
            В библиотечном мире (+ в других учреждениях культуры и образования) интерес к ним идет по нарастающей. Чтобы не быть голословной, приведу статистику, любезно предоставленную Международной академией бизнеса и новых технологий (МУБиНТ, г. Ярославль), на чьей платформе проводят виртуальные встречи многие библиотеки:
 C мая 2010 г.  по 10 мая 2012 г.  проведено 75 вебинаров (100%):
Распределение по годам:
2010 – 5 (6%)
2011 – 41 (54 %)
2012 (за 4 месяца!!!) – 29 (38%)

Распределение по тематике:
Библиотечные – 92%, не библиотечные – 8%

            И дело не в моде, а в реальной выгоде, но об этом чуть позже. Я знаю коллег, для которых участие в вебинарах уже около года «норма», такое же будничное событие, как чтение профессиональной периодики или методический день.  Тем не менее для большинства библиотекарей само слово «вебинар» звучит ново и пугающе от того, что они даже если слышали его, совершенно не представляют, КАК всё это можно организовать и провести.

Оглядываясь назад, в октябрь, 2011.  Первый блин... комом?


            Я, к сожалению, начала знакомство с вебинарами не с теории, а сразу с практики: пришло электронное письмо от коллег из Озёрской ЦСДШБ, предложение рассказать о работе  — и через неделю я уже спикер (докладчик) вебинара. Осталась очень неудовлетворенной. На публичных выступлениях, как говорится, «собаку съела»,  но выступление виртуальное.... это нечто другое, требующее определенного подхода и  морального настроя.
В вебинаре нет живых глаз слушателей, за которые держишься, как за путеводную ниточку. Ощущение вакуума, пустоты и глухоты — это первые мои впечатления, и я была не готова к ним. Думаю, если бы сначала побыла в роли слушателя, посмотрела на всё со стороны то смогла бы учесть многие моменты.
            Хорошо, что сегодня соцсети позволяют очень быстро свериться мыслями, услышать советы и ответы на свои вопросы. Приведу здесь комментарий Юлии Владимировны Соколовой[1] на мою реплику, оставленную в соцсетях после того  вебинара:
«...На самом деле через пару вебинаров привыкаешь и не видишь, НО ОЩУЩАЕШЬ энергетику присутствующих в эфире слушателей. Хоть и нет живых глаз, но есть есть нечто, какое-то присутствие живых людей в сети. Это приходит с опытом. Как преподаватель, я столкнулась с этим пару лет назад при активном чтении веб-лекций. Сначала- отторжение "это невозможно, читать лекции в бездушный экран!".. а потом начинаешь чувсвтовать аудиторию в сети. Наверное, это- новое средство общения через ноосферу, которое мы только начинаем открывать..  Организация вебинара — это как выпуск программы ТВ. Здесь много факторов — от актуальности темы до компетенций выступающего. Причем от выступающего требуется не только знание предмета, но и умение выступать в эфире, причем в ПРЯМОМ ЭФИРЕ! Согласитесь, это непросто. Ну, а то, что остается за кадром — работа сценариста и «выпускающего эфира»... это пока творческий поиск и бесконечная работа с заказчиками, докладчиками, участниками. Мы в начале пути, совершенствование — ежедневно! Но согласитесь, это еще один перспективный вид общения...».

Спустя полгода. Черновые заметки участника (а так же спикера и организатора-сценариста) вебинаров
Заметки действительно  черновые, сугубо личный взгляд, основанный на сугубо личном опыте. А для  рекомендаций к действию нужно бы обобщение опыта и мнений разных людей. Но, как говорится, чем богаты...
1.Если библиотеки и проводят вебинары, то как правило для профобучения и повышения квалификации сотрудников. В самом названии заложен этот смысл, и другого определения, кроме как «веб-конференция, онлайн-семинар, лекция» вы не найдёте. Думается, перспектива применения этой формы работы гораздо шире и, самое главное, применима к работе и общению с читателями. Почему бы, к примеру, не провести в режиме вебинара «виртуальное родительское собрание»[2] или «онлайн-презентацию учреждений культуры»?
2.Душа болит за детские библиотеки. Нас всё меньше и меньше. К тому же часто не умеем так о себе рассказать, чтобы услышали и зауважали, приняли наконец-то всерьез (есть чему поучиться у школьных библиотек!). Так что вебинары как форму работы надо брать на вооружение. Это реальная возможность не только решить текущие рабочие задачи, но и удивить соцпартнеров, спонсоров, руководство, общественность (кого я еще забыла?) креативностью .  Придется, конечно, хорошенько поломать голову над сценарием и организацией, чтобы все прошло гладко и с пользой для вас и для других. Иначе «Удивить» может превратиться в «насмешить». А пока мы (детские библиотеки) и в вебинарах на последнем месте:           
Библиотечные вебинары, статистика МУБиНТ:
Система Ирбис – 41%
Разные  вебинары библиотековедческого характера  - 28%
Школьная тематика, РШБА – 12%
Вопросы детских библиотек -  8%
3.Название вебинара, реклама в реале и в виртуале — всё это далеко не второстепенные факторы. Непродуманное название может оттолкнуть (оставить равнодушным ) потенциального участника или же не оправдать ожиданий тех, кто пришёл на онлайн-встречу. Пренебрежение к рекламе может закончиться тем, что  даже самым «вкусным» мероприятием, идеально выстроенным и проведенным,  никто не  придет полакомиться, и вы будете вещать в пустоту.
4.Пожалуй, идеальный вариант, когда вебинар одновременно транслируется и в реал и в виртуал. Живые глаза участников, сидящих в зале, будут поддерживать вас    в ходе  выступлений. Их мнение, взгляд со стороны помогут проанализировать состоявшееся событие, когда все закончится.
5.Форма подачи докладов... чем украсить.... как удерживать внимание виртуальных зрителей-слушателей? ?  Здесь надо искать оптимальные ходы для каждого конкретного случая (вебинара).  Многовариантность.
6.Наличие чата позволяет следить не только за ходом мысли выступающего, но и за мыслями слушателей, которые появляются по ходу выступления. Кроме того, можно высказаться и самому, задать вопросы как докладчику, так и слушателям.
7. Обсуждение лучше всего проводить каждого доклада, а не оставлять на конец вебинара.
8.В ходе вебинара стоит включать мимолётные опросы по отдельным вопросам докладов. Это взбадривает слушателей, позволяет закрепить внимание и получить рефлексию.
9.Организовать и провести  вебинар, где есть приглашенные спикеры, на порядок  сложнее, чем когда «все свои». Здесь нет  стопроцентного знания сценария, поскольку тексты выступающих коллег знаешь лишь приблизительно. К тому же надо быть готовым решать вопросы регламента  и состыковки времени репетиций. С другой стороны,  однозначно «игра стоит свеч».

Поясню эти заметки на конкретном примере. 26 апреля 2012 года наша библиотека  при технической поддержке МУБиНТа (http://www.mubint.ru/ )  провела вебинар, адресованный коллегам-библиотекарям, а так же педагогам и воспитателям. Запись  мероприятия доступна на сайте МУБиНТа по адресу: http://connect.mubint.ru/p26932617/
В первоначальной версии название звучало так: «Детская библиотека 21 века: саровский вариант». Мы хотели сделать вебинар-презентацию своей библиотеки, рассказав о наиболее ярких проектах последних пяти лет, тем более, что и повод был – 55-летний юбилей учреждения, 5 лет жизни в новом здании. Но потом к самопрезентации прибавились еще две цели:
 -  провести учебу для своего коллектива,
- организовать на своей базе методдень для всех  библиотекарей, педагогов и воспитателей города.
Согласитесь, решение одним мероприятием сразу трех этих целей – более сильный пиар-ход.
От названия осталась только первая часть («Детская библиотека 21 века»), ничего лучшего не придумалось. Надо было срочно что-то давать для пресс-релиза, но что? Фразы типа "инновации в библиотеке", "новые технологии", "библиотека 2.0" уже на зубах навязли.  А это название очень общее и, как казалось,  не кричащее (21 век уже двенадцать лет  на дворе, т.е. это реалии, а не громкая фраза дня).  
Однако позже, обсуждая вебинар с друзьями, узнала, что некоторые из них  исходя из названия ожидали  бОльшего (обсуждений-поисков-выводов), чем просто презентации проектов.
Что ж, мы приняли это к сведению.  Для  того, чтобы не вызывать роптаний о «претензии на оригинальность и крутость», пожалуй, следовало бы  добавить предлог и написать так: "Детская библиотека в 21 веке".   Тогда формат презентаций проектов вписался бы  безупречно.
Тем не менее, презентация тоже может проходить в разных вариантах. Мы выбрали  "печу-кучу"[3]. Этот формат  нравится не всем и не всем понятен.
 Думаю, здесь еще долго будут идти споры, и , скорее всего, они к общему знаменателю не приведут, у людей разные вкусы и разные задачи. Разговоры методистов, ученых - одни, они готовы к диалогу, размышлениям,  раскручиванию идейных зацепок, т.е. рефлексии.  Практики на местах, рядовые библиотекари предпочитают увидеть и услышать готовую идею, чтобы взять и реализовать её у себя,  многим из них все споры-разговоры покажутся « ненужной водой". .. Впрочем, дело даже не в этом, рефлексия ведь может идти и в уме, пока человек слушает докладчика. Было бы в речи то ценное зерно, которое можно вычленить и применить на деле. Но я считаю, что для вебинаров формат печи-кучи оптимален: в виртуале лучше всего работает краткость и при этом емкость мысли, поскольку удерживать внимание виртуальных слушателей долго трудно. И не стоит считать краткий формат простым. Как показывает практика проведения наших конференций, очень немногие из нас умеют уложиться в  выделенный регламент.   Смысл и ценность хорошего проекта  от краткости изложения не теряется, а вот "растекание мыслью по древу" может сильно испортить впечатление, вплоть до потери смысла. 
На нашем вебинаре прозвучали следующие доклады:
-«Классика в новом формате: инновационные формы работы с творчеством А.С.Пушкина» ( Чадаева Л.И., заведующая отделом МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина», Саров);
-Неделя  сказок братье Гримм в РГДБ (Малахова Н.Г., психолог отдела педагогики и психологии детского чтения, РГДБ);
-«Виртуальные выставки и другие интернет-проекты для читателей свердловской областной детско-юношеской  библиотеки» (АфанасьеваО.Г., зам. ииректора Свердловской областной детско-юношеской библиотеки;
- «ВикиСибириада – инновационный проект Новосибирской областной детской библиотеки им. Горького ( Смутнева Е.Г., зам. директора Новосибирской областной детской библиотеки им. Горького);
-«Буктрейлер: новое блюдо библиотечной кухни» (Плохотник Т.М., зам.директора МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина», Саров);
-«Наша  БиблиоВидеоСтудия» (Микийчук М.А., библиотекарь отдела «Отрочество» МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина», Саров);
- «Проект издания методического пособия для семейного чтения на основе произведений писателя-земляка» (Белякова Л.Н., директор МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина», Саров);
- «Опыт организации и проведения виртуального родительского собрания «Растим читателя вместе» ( Александрова С.В., заведующая отделом МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина», Саров).

Сейчас очень часто встречаются негативные высказывания, что, дескать «библиотекари ушли в виртуал, а о реальных читателях и обычной книге забыли». На нашем вебинаре почти все представленные проекты были связаны с новыми технологиями.  НО! Все они  так густо  были замешаны на книге и чтении (мало того, именно работа с книгой в этих проектах основная) что не заметить это было бы странным. После вебинара мы  в зале, с «реальными» участниками, обсуждали  варианты работы с викиСибириадой, к примеру. Все однозначно говорили об огромной углубленной  работе с краеведческой литературой, которая лежит в её основе.  Поднять  детей на такое творчество и одновременно обучение  работе с веб-сервисами ох как не просто! А в Сибири это сделали, смогли.
Не многие библиотеки обладают  необходимыми ресурсами, чтобы создать интерактивную виртуальную выставку. И вот вам на блюдечке готовые выставки свердловской ОДЮБ.  Имея в  фонде такие же книги несложно придумать свое мероприятие, украсив его  виртуальной привлекалочкой от коллег.
Всем понятно, что проблему нечтения одна библиотека  не решит. Всё идет от семьи, с семьёй надо дружить, родителей надо обучать, они нуждаются в нашей помощи. . И здесь мы предлагали  наши проекты – книга со «Шпаргалкой для родителей», виртуальное собрание «Школа просвещенного родителя»...
 Материалы выложены, схема проектов и перспектива их развития  показана  -  бери и делай по аналогии  на своём  материале или пользуйся готовым…  Но воспользуется ли кто-нибудь? Применит ли у себя? Очень хочется, чтобы наш опыт  оказался полезен другим.
В заключении несколько общих выводов по вебинару «Детская библиотека 21 века».
Что получилось:
-Вебинар получился практически международным: участвовали представители России и Украины, 42 точки подключения и по примерным подсчетам около 150 участников.
-В Сарове вебинар прошел и как городское мероприятие: в зале центральной детской библиотеки им. Пушкина присутствовало около 60 человек (представители разных библиотек, педагоги, воспитатели ДОУ).
-У нас получилось объединить библиотеки не по параллели, а по вертикали: спикерами вебинара стали  представители одной федеральной (РГДБ, Москва), двух областных (Екатеринбург, Новосибирск) и одной муниципальной (Саров) библиотек.
Что не получилось:
-Не получилось привлечь специалистов смежных профессий.  Мы вели переговоры  с заслуженным учителем России, педагогом-новатором,  победителем конкурса «Учитель  года-2011» по Нижегородской области, историком  А.В.Елисовым (у него очень интересные авторские методики, которые пригодились бы в работе библиотекарям). Но Андрей Владимирович  не смог к нам присоединиться из-за большой занятости.
 Мне кажется, на конференциях специалисты смежных профессий хоть и бывают, но всегда выглядят как-то оторванно. И мы так же себя ведем: "у нас свои задачи, у вас свои"... А надо объединяться, задумывать совместные проекты  тут же, в ходе конференций и вебинаров.
-Настораживает отсутствие вопросов к нашим докладам. Здесь может быть несколько причин,  и какая из них истинная, остается только догадываться (темы неинтересны? реализация таких проектов слишком трудоемка, чтобы за них браться?  всё было так чётко и понятно изложено, что вопросов не возникло???).

В любом случае, вопрос о том «быть или не быть» вебинарам в нашей жизни        уже не стоит. Однозначно БЫТЬ!
Что касается платформы и способов проведения вебинара – здесь тоже есть много  предложений от разных организаций.  Бесплатный вариант – организовать вебинар через скайп или через бесплатную платформу, многие так и поступают. Но ведь все дело еще и  в качестве и в тех запросах, которые вы предъявляете к содержанию, сценарию и мельтимедиа-наполнению вебинара. Ни скайп, ни бесплатное ПО не обеспечат «полного комплекта»: и презентацию, и видео, и чат, и опросы и еще массу приложений одновременно.. А главное - профессиональное техническое обеспечение позволяет создавать полный цикл мероприятия-вебинара с регистрацией, встраиванием в дистанционные курсы, хранить записи вебинаров, адреса участников и делать цивилизованные рассылки. Как в издательском деле важен главный и выпускающий редактор, так и в вебинаре нужен профессионал - "постановщик", который сможет понять ваши запросы и предложить под них программные возможности вебинара. По итогам вебинара можно делать анализ посещений, активности и ответов участников на вопросы (а можно и не делать, что часто встречается при разовых вебинарах). То есть полностью вести виртуальный учебный класс.           
           





[1]    Соколова Юлия Владимировна — директор Центра электронного обучения по программам ДПО, директор Информационно-библиотечного центра, зав.кафедрой библиотечно-информационной деятельности Академии МУБиНТ, организатор вебинаров, кандидат педагогических наук
[2]    31.03.2012 МКУК «ЦГДБ им. А.С.Пушкина» г.Саров провела виртуальное родительское собрание «Школа просвещенного родителя: растим читателя вместе». Посмотреть мероприятие в записи можно на портале МУБиНТ: http://connect.mubint.ru/p21782175/
[3]    Печа-куча – на презентацию проекта (идеи) отводится 6 минут 40 секунд и не более 20 слайдов. Мы несколько отошли от канона – дали докладчикам по 10-15 минут, количество слайдов каждый определял сам. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий