Опубликовано:
Библиотечное дело. – 2012. - № 6 (168). – С.
20-22.
Автор:
Плохотник Татьяна Михайловна,
заместитель директора
МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина», г. Саров
Сегодня, когда
только и разговоров, что о «клиповости мышления современных детей» и о том, что
«телевизор/компьютер/ гаджеты вытеснили старую добрую книгу», самое время взять на вооружение сильные стороны
визуальной культуры. То, что с её помощью можно неплохо продвигать литературу, ни для кого уже не секрет. Признайтесь, кто из нас не ощутил массовый приток читателей после
выхода сериалов «Мастер и
Маргарита»(2005), «Шерлок Холмс»(2010, 2012), экранизаций произведений Умберто
Эко(1986) Пушкина (1995),
Толкиена(2001), Достоевского (2003),
Дэна Брауна(2003), Рыбакова(2004), Гоголя(2009)?
Хорошая экранизация
эстетически обогащает зрителя, уже знакомого с произведением литературы. У
зрителя же, которому еще не довелось читать роман или повесть, она вызывает
желание обратиться к первоисточнику. Кроме того, с помощью таких средств, как
крупный план, монтаж, музыка, талантливая актерская
игра кинематограф переводит Слово в
зрительный и звуковой ряд, что создает эффект непосредственного присутствия.
Впрочем,
библиотеки быстро поймали эту волну и
стали активно проводить дискуссионные
видеосалоны по экранизациям книг. Такие встречи
синтезируют несколько методик работы. Как правило, они включают:
- громкое чтение,
-
просмотр с остановками (по аналогии с методикой «чтения с
остановками» О.Громовой),
-
элементы развивающего чтение (методика И.Тихомировой),
-
прием идентификации мнения библиотекаря (мы его применяем очень
активно, и подростки ответно раскрепощаются, делятся своим мнением и
впечатлением).
И
вот новое поветрие в библиотечном мире,
новая многообещающая форма работы –
буктрейлер. В библиотечных блогах и соцсетях о ней заговорили не более полугода
назад (поправьте меня, если ошибаюсь).
Буктрейлер - аналог кинотрейлера. Это
самый верный способ представить книгу миру, приоткрыв сюжет и показав героев и
самые яркие фрагменты. Впервые изумив
публику в 2003 году на книжном фестивале в Лос-Анжелесе, он прошел путь от
модного мирового тренда до привычного рекламного хода западных книгоиздательств. В России же мода
на буктрейлеры только начинает расти, так что самое время подключаться нам,
профессиональным пиарщикам Книги и Чтения.
Конечно, большинству из нас
придется сделать решительный шаг вперед и освоить ряд технических моментов, но
это вовсе не значит, что нужно будет
прыгать выше головы. Поверьте, всё, чему необходимо научиться, доступно
даже тем, кто с техникой далеко на «Вы» (я как раз из таких).
Попробую описать
свой опыт создания буктрейлера. В принципе,
пошаговую инструкцию можно найти
на страничках Вики-Сибириады (блестящего проекта новосибирской областной
детской библиотеки) , я лишь буду дополнять её своими комментариями.
Минимальное техническое обеспечение.
Вам потребуется:
- Компьютер
- Микрофон (если
вы предполагаете делать свою озвучку)
- Программы:
для звукозаписи (опять же, если вы хотите
сами озвучить буктрейлер),
для
конвертирования видеофайлов в
формат avi, если ваша
видеоподборка в другом формате (я
использую Total Video Converter).
для нарезки и
склеивания фильмов. Здесь есть выбор, а
я пользуюсь простейшей, понятной для
«чайников» программой Windows Movie Maker . Она входит в стандартный набор программ
практически любого компьютера и имеет очень
понятную встроенную инструкцию
внутри (см. фото 1. инструкция - «Панель инструментов програмы»)
Фото 1
До всего вполне можно дойти
самостоятельно, если умеете читать (существуют специальные обучающие книги,
интернет-обучалки). А если рядом окажется человек, уже знакомый с этой
программой и готовый вам её показать — это просто идеальный вариант. Насколько я знаю, школьники проходят Movie Maker на уроках информатики в среднем
звене, так что можно попробовать обратиться к читателям или к собственным
детям. Мне программу показала коллега по работе, практически между делом, а дальше
я училась уже самостоятельно. Осваивается она легко.
В Movie Maker можно
очень просто и быстро «сшивать» и «резать» на кусочки ваши отснятые фото и видео, или же
сюжеты, картинки, скачанные из инета . Можно добавлять или убирать звук,
ставить красивые переходы, титры, накладывать различные видеоэффекты. К примеру, можно «состарить» фильм, ускорить
или замедлить эпизод .
В своей библиотеке мы взяли на
вооружение эту программу два года назад,
делаем в ней мультимедийный видеоряд для крупных многоплановых мероприятий. Это очень облегчает
работу того, кто сидит в пруду за компьютером – не надо бесконечно
сворачивать/разворачивать разные презентации и прочие файлы, все они склеены в
один клип, остается только периодически нажимать «паузу». А прошлой зимой я уже сама проводила мастер-класс для библиотекарей по работе в Movie Maker, так что у нас в ней может работать каждый сотрудник.
Важно:
Освоить Movie Maker— это просто. Но так же просто всё забыть, если
периодически не закреплять навыки. Эту программу нужно сделать своим постоянным
рабочим инструментом, таким же, как Microsoft Word, в
котором большинство из нас набирает тексты.
Выбор книги(книг) для рекламы.
Здесь идей и
мотиваций может быть множество. Основой
для моего буктрейлера стало эпистолярное наследие 1812 года ( Год
Российской истории, 200-летие Отечественной войны и Бородинского сражения,
помните? ). Переписка
людей, живших двести лет назад - это же
как учебник истории, только в первоисточнике, без редакции и цензуры. Субъективные мысли и неповторимый стиль конкретной личности придает текстам завораживающую живость и оригинальность, это
так интересно!
А учителя как раз самозабвенно ищут
литературно-исторические изюминки, способные заинтересовать учеников; школьники, получив домашние задания, массово атакуют наши абонементы и выгребают всё, что связано с
Отечественной войной 1812 года... Честно сказать, добыча и тех и других
невелика: переиздание давно забытых книг, которые вдруг стали актуальными, пока
в процессе (или они только-только вышли в свет), когда еще до библиотек дойдут.
В виртуальном пространстве, к счастью, многие тексты представлены в открытом
доступе. Так что можно указать пользователям верный виртуальный маршрут к информации и
заодно украсить библиотечные мероприятия.
Итак, я выбрала «Солдатскую переписку» Ивана
Скобелева[1],
«Письма русского офицера» Федора Глинки[2] и личную переписку Марии Волковой[3] с
В. Ланской.
Создание сценария к буктрейлеру
По сути, самая
сложная задача при создании буктрейлера –
написать его сценарий,
придумать сюжетную линию. С другой
стороны, как раз эта работа большинству из нас хорошо знакома: мы же пишем
беседы/обзоры, разрабатываем мероприятия и
дополняем их музыкальной или видеоподборкой, слайдами. С буктрейлером
всё очень похоже, но, сделав однажды, вы можете его использовать многократно и с самыми разными целями
(дополнять им мероприятие, крутить в «информационном киоске» к определенным
датам, использовать как мультимедийную выставку в дополнение к выставке
книжной, публиковать в соцсетях или на своем сайте, в блоге в качестве
веб-библиографии).
Создавая
сценарий, подумайте:
-
на что бы вы
хотели обратить внимание читателя/зрителя,
-
какие
иллюстрации или видеофрагменты могли бы подойти под вашу идею (может, есть
экранизации??),
-
озвучка: пойдет ли у вас видео под музыку?
Тогда её нужно подобрать заранее. Музыка должна гармонировать с информацией и
картинками, будить воображение зрителя/слушателя. Текст: он будет появляться на
слайдах, или вы предполагаете сделать аудиозапись?
Я пошла довольно
простым путем: создала сначала текстовый
вариант буктрейлера, выстроив цитаты из
писем так, чтобы прослеживалось развитие событий войны. В остальном
руководствовалась только "цепляющими" фразами, от которых можно
оттолкнуться и углубиться в психологию,
поговорить о конкретном человеке, примерить ситуацию на себя. И сразу
прикидывала, какие иллюстрации можно подобрать, кого задействовать для озвучки, какие вопросы
можно задать по тексту, чтобы
запараллелить прошлое и настоящее, чтобы зрителям-читателям
почувствовали сопричастность или, по крайней мере, захотели поспорить,
высказаться, сравнить.
Для
меня юбилейные даты 2012 года - не
столько праздник, сколько повод что-то узнать, сделать зарубку на память. А память
лучше цепляет нетривиальное. Взгляд под нестандартным углом. Акцент на ужасах войны и субъективных, иногда
шокирующих мыслях очевидцев, а не на ура-патриотизме кажется мне более эффективным в работе с
современными подростками(это наш контингент).
У каждого из нас может получиться
свой вариант такой подборки цитат.
Важно: Буктрейлер — это прежде всего РЕКЛАМА. Она должна шокировать, увлекать видеорядом и
спецэффектами, неожиданными решениями. И при этом быть ОЧЕНЬ КРАТКОЙ (эффектный
минимализм). В идеале — 1,5-3 минуты(можно и меньше). У меня получилось чуть
больше шести минут. Оправдываюсь тем, что в буктрейлере представлено три книги,
а не одна.
Материалы
для видеоряда. Озвучка.
Сканируем иллюстрации
из книг или находим подходящие по смыслу картинки в интернете. Знатоки при необходимости без труда обработают
фото в фотошопе или в онлайн-сервисах.
Добавляем своё видео или находим
что-то подходящее по тематике в сети
(помним об авторском праве и о формате avi).
Для своего буктрейлера я ничего сама не
фотографировала, не снимала:
-
накачала
картинки и портреты авторов писем (в интернете они шли без указания автора),
-
сделала нарезку эпизодов из
нескольких тематических познавательных клипов и зарубежного сериала
«Война и мир» 2007 года(модный, узнаваемый молодым поколением фильм). Для этого скачала фильмы и видеоролики из
интернета-загнала в программу Movie Maker
(вкладка «Импорт видеофайлов-выбрать видео-ОК)-перетащила на панель
раскадровки-вырезала лишние кадры-наложила спецэффекты (вкладка «Просмотр
видеоэффектов-выбрать нужный эффект-навести на него курсор, нажав левую клавишу
мыши и не отпуская её перетащить на видео в панели раскадровки)
- Добавила несколько слайдов : создала их в формате
электронной презентации и сохранила как картинки на компьютере (открыть слайд в режиме «просмотр во весь экран»-клавиша «Print Screen SysRq” на клавиатуре компьютера-открыть программу paint-правка-вставить-
«сохранить как»), а потом закачала в
программу Movie Maker
(вкладка импорт изображений).
- Часть текста, своего рода эпиграф,
предполагалась на слайдах. Внимание! В Movie Maker есть
ограничение по количеству букв и слов, да и в принципе читать с экрана большой
текст сложно, так что всё должно быть предельно кратко. И просчитайте, сколько
секунд должен слайд висеть на экране, чтобы зрители успели прочитать.
-
убрала
оригинальный звук в видеофайлах (выделить
нужный файл на панели раскадровки, щелкнув по нему мышью-в верхней панели
вкладка «клип»-аудио-выключить) ,
-
выстроила подобранный видеоряд по смыслу заготовленного
текста, наложила свой звук [4]. .
Цитаты из писем озвучивали сотрудники библиотеки , запись шла на фоне
музыки. Мне показались подходящими минусовка романса «Генералам 1812 года» на
стихи М.Цветаевой, музыка из фильма «Дневник памяти» и лирическая музыка,
которую я нашла при запросе «патриотическая» (авторство указано не было).
-
Добавила спецэффекты, в последних слайдах указала все
необходимые данные (использованные материалы, авторы) и
сохранила готовый фильм на своем
компьютере.
Новый библиотечный многоразовый и
многовариантный продукт готов.
Создание буктрейлеров — это одно из
направлений работы в рамках нашего
нового проекта - БиблиоВидеоСтудии (BVC). Пока осваиваем всё сами, в дальнейшем
планируем привлекать читателей. Думаю, подростки без труда освоят технические аспекты. Ребят
вполне можно привлекать для озвучки (мы это уже делаем), для создания картинок
к клипу (здесь могут внести свой вклад и малыши, рисуя что-то, и ребята постарше, увлекающиеся
фотографией).
Придумать сценарий — это
сложнее. Если при библиотеке нет
клуба, группы активистов, которая занималась бы подобным творчеством, такую работу можно разбивать на этапы (кто-то
озвучивает, кто-то монтирует, кто-то картинки рисует). Создавая свой
буктрейлер, я предполагала, что, познакомив с ним ребят на библиотечной
встрече, предложу им поработать с текстами писем (или каких-то других кратких
литературных произведений по теме) и сделать
свою выборку цитат (это станет «рыбой», основой будующего буктрейлера). Надо пробовать, и всё получится.
[1] Иван Скобелев - герой Отечественной войны 1812 года. Прошел
путь от простого солдата до генерала. Характерными особенностями произведений
Скобелева, которые в силу его малограмотности подвергались исправлению со стороны
его друга Н.И. Греча , были оригинальная форма изложения, простота и
правдивость.
[2] русский
поэт, публицист, прозаик, офицер, участник декабристских обществ. В 1812
г. поступил в армию адъютантом к Милорадовичу и находился в походе до конца 1814
г. Участвовал в боях при Тарутине, Малом
Ярославце, Вязьме, Дорогобуже, при Баутцене.
[3] Мария Александровна Волкова (1786-1859) - выпускница
Смольного института, московская великосветская дама. Ее письма к петербургской
подруге и родственнице Варваре Александровне Ланской занимают видное место в
отечественной эпистолярной литературе. Письма Волковой были в руках
Льва Толстого, когда он задумал роман "Война
и мир", и послужили ему материалом для изучения людей 1812 года. В ранних
редакциях романа письма Марии Болконской к Жюли Карагиной почти дословно
повторяют письма Волковой к Ланской.
[4] В ВикиСибириаде на страничке
«Вебинар «Буктрейлер – современный способ продвижения книг» есть разъяснение по авторскому праву:
«…перечитали все что могли по этому вопросу , связывались с юристом из
Новосибирского российского авторского общества. И получили ответ, что если
видео которое используется частично, только видеоряд и удаляется звук , то мы не
нарушаем авторские права»
Комментариев нет:
Отправить комментарий