19 июн. 2014 г.

Новое блюдо библиотечной кухни. Буктрейлер подан

Опубликовано:
Библиотечное дело. – 2012. - № 6 (168). – С. 20-22.

Автор:
Плохотник Татьяна Михайловна,
заместитель директора  
МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина», г. Саров



Сегодня, когда только и разговоров, что о «клиповости мышления современных детей» и о том, что «телевизор/компьютер/ гаджеты вытеснили старую добрую книгу», самое время  взять на вооружение сильные стороны визуальной культуры. То, что с её помощью можно неплохо продвигать  литературу, ни для кого уже не секрет.  Признайтесь, кто из нас  не ощутил массовый приток читателей после выхода  сериалов «Мастер и Маргарита»(2005), «Шерлок Холмс»(2010, 2012), экранизаций произведений Умберто Эко(1986)  Пушкина (1995), Толкиена(2001),  Достоевского (2003), Дэна Брауна(2003), Рыбакова(2004), Гоголя(2009)? 
Хорошая экранизация эстетически обогащает зрителя, уже знакомого с произведением литературы. У зрителя же, которому еще не довелось читать роман или повесть, она вызывает желание обратиться к первоисточнику. Кроме того, с помощью таких средств, как крупный план, монтаж, музыка, талантливая актерская игра  кинематограф переводит Слово в зрительный и звуковой ряд, что создает эффект непосредственного присутствия.
Впрочем, библиотеки быстро поймали эту  волну и стали активно  проводить дискуссионные видеосалоны по экранизациям книг. Такие встречи синтезируют несколько методик работы. Как правило, они включают:

- громкое чтение,
-                  просмотр с остановками (по аналогии с методикой «чтения с остановками» О.Громовой),
-                  элементы развивающего чтение (методика И.Тихомировой),
-                  прием идентификации мнения библиотекаря (мы его применяем очень активно, и подростки ответно раскрепощаются, делятся своим мнением и впечатлением).

         И вот новое поветрие  в библиотечном мире, новая многообещающая  форма работы – буктрейлер. В библиотечных блогах и соцсетях о ней заговорили не более полугода назад (поправьте меня, если ошибаюсь).
Буктрейлер - аналог кинотрейлера. Это самый верный способ представить книгу миру, приоткрыв сюжет и показав героев и самые яркие фрагменты.  Впервые изумив публику в 2003 году на книжном фестивале в Лос-Анжелесе, он прошел путь от модного мирового тренда до привычного рекламного хода  западных книгоиздательств. В России же мода на буктрейлеры только начинает расти, так что самое время подключаться нам, профессиональным пиарщикам Книги и Чтения.
Конечно, большинству из нас придется сделать решительный шаг вперед и освоить ряд технических моментов, но это вовсе не значит, что нужно будет  прыгать выше головы. Поверьте, всё, чему необходимо научиться, доступно даже тем, кто с техникой далеко на «Вы» (я как раз из таких).
Попробую описать свой опыт создания буктрейлера. В принципе,  пошаговую  инструкцию можно найти на страничках Вики-Сибириады (блестящего проекта новосибирской областной детской библиотеки) , я лишь буду дополнять её своими комментариями.
Минимальное техническое обеспечение. Вам потребуется:
- Компьютер
- Микрофон (если вы предполагаете делать свою озвучку)
- Программы:
 для звукозаписи (опять же, если вы хотите сами озвучить буктрейлер),
для конвертирования видеофайлов в  формат  avi, если ваша видеоподборка  в другом формате (я использую Total Video Converter).
для нарезки и склеивания фильмов. Здесь есть выбор,  а я пользуюсь простейшей,  понятной для «чайников»  программой  Windows Movie Maker . Она  входит в стандартный набор программ практически любого компьютера и имеет очень  понятную встроенную  инструкцию  внутри (см. фото 1. инструкция - «Панель инструментов програмы»)
Фото 1

До всего вполне можно дойти самостоятельно, если умеете читать (существуют специальные обучающие книги, интернет-обучалки). А если рядом окажется человек, уже знакомый с этой программой и готовый вам её показать — это просто идеальный вариант.  Насколько я знаю, школьники проходят  Movie Maker на уроках информатики в среднем звене, так что можно попробовать обратиться к читателям или к собственным детям. Мне программу показала коллега по работе, практически между делом, а дальше я училась уже самостоятельно. Осваивается она легко.
В Movie Maker   можно  очень просто и быстро «сшивать» и «резать» на  кусочки ваши отснятые фото и видео, или же сюжеты, картинки, скачанные из инета . Можно добавлять или убирать звук, ставить красивые переходы, титры, накладывать различные видеоэффекты. К  примеру, можно «состарить» фильм, ускорить или замедлить эпизод .
В своей библиотеке мы взяли на вооружение эту программу два года назад,  делаем в ней мультимедийный видеоряд для крупных  многоплановых мероприятий. Это очень облегчает работу того, кто сидит в пруду за компьютером – не надо бесконечно сворачивать/разворачивать разные презентации и прочие файлы, все они склеены в один клип, остается только периодически нажимать «паузу». А прошлой зимой  я уже сама проводила  мастер-класс для  библиотекарей по работе в Movie Maker, так что  у нас в ней может работать  каждый сотрудник.
Важно: Освоить  Movie Maker—  это просто. Но так же просто всё забыть, если периодически не закреплять навыки. Эту программу нужно сделать своим постоянным рабочим инструментом, таким же, как Microsoft Word, в котором большинство из нас набирает тексты.
Выбор книги(книг) для рекламы.
Здесь идей и мотиваций может быть множество.  Основой для моего  буктрейлера  стало эпистолярное наследие 1812 года ( Год Российской истории, 200-летие Отечественной войны и Бородинского сражения, помните? ). Переписка людей, живших двести лет назад  - это же как учебник истории, только в первоисточнике, без редакции и цензуры. Субъективные мысли и неповторимый стиль конкретной личности  придает текстам  завораживающую живость и оригинальность, это так интересно!
А учителя  как раз самозабвенно ищут литературно-исторические изюминки, способные заинтересовать учеников;  школьники, получив домашние задания,  массово атакуют наши  абонементы и выгребают всё, что связано с Отечественной войной 1812 года... Честно сказать, добыча и тех и других невелика: переиздание давно забытых книг, которые вдруг стали актуальными, пока в процессе (или они только-только вышли в свет), когда еще до библиотек дойдут. В виртуальном пространстве, к счастью, многие тексты представлены в открытом доступе. Так что можно указать пользователям верный  виртуальный маршрут к информации  и   заодно украсить библиотечные мероприятия.
 Итак, я выбрала «Солдатскую переписку» Ивана Скобелева[1], «Письма русского офицера» Федора Глинки[2]  и личную переписку Марии Волковой[3] с В. Ланской.
Создание сценария к буктрейлеру
По сути, самая сложная задача при создании буктрейлера –   написать  его сценарий, придумать сюжетную линию.  С другой стороны, как раз эта работа большинству из нас хорошо знакома: мы же пишем беседы/обзоры, разрабатываем мероприятия и  дополняем их музыкальной или видеоподборкой, слайдами. С буктрейлером всё очень похоже, но,  сделав  однажды, вы можете его использовать   многократно и с самыми разными целями (дополнять им мероприятие, крутить в «информационном киоске» к определенным датам, использовать как мультимедийную выставку в дополнение к выставке книжной, публиковать в соцсетях или на своем сайте, в блоге в качестве веб-библиографии).
Создавая сценарий, подумайте:
-                   на что бы вы хотели обратить внимание читателя/зрителя,
-                   какие иллюстрации или видеофрагменты могли бы подойти под вашу идею (может, есть экранизации??),
-                    озвучка: пойдет ли у вас видео под музыку? Тогда её нужно подобрать заранее. Музыка должна гармонировать с информацией и картинками, будить воображение зрителя/слушателя. Текст: он будет появляться на слайдах, или вы предполагаете сделать аудиозапись?
Я пошла довольно простым путем:  создала сначала текстовый вариант буктрейлера,  выстроив цитаты из писем так, чтобы прослеживалось развитие событий войны. В остальном руководствовалась только "цепляющими" фразами, от которых можно оттолкнуться и  углубиться в психологию, поговорить о конкретном человеке, примерить ситуацию на себя. И сразу прикидывала, какие иллюстрации можно подобрать, кого  задействовать для озвучки, какие вопросы можно задать по тексту, чтобы  запараллелить прошлое и настоящее, чтобы зрителям-читателям почувствовали сопричастность или, по крайней мере, захотели поспорить, высказаться, сравнить.
         Для меня юбилейные даты 2012 года -  не столько праздник, сколько  повод что-то  узнать, сделать зарубку на память. А память лучше цепляет нетривиальное. Взгляд под нестандартным углом.  Акцент на ужасах войны и субъективных, иногда шокирующих мыслях очевидцев, а не на ура-патриотизме  кажется мне более эффективным в работе с современными подростками(это наш контингент).
У каждого из нас может получиться свой вариант такой подборки цитат.
Важно: Буктрейлер — это  прежде всего РЕКЛАМА. Она должна  шокировать, увлекать видеорядом и спецэффектами, неожиданными решениями. И при этом быть ОЧЕНЬ КРАТКОЙ (эффектный минимализм). В идеале — 1,5-3 минуты(можно и меньше). У меня получилось чуть больше шести минут. Оправдываюсь тем, что в буктрейлере представлено три книги, а не одна.

Материалы для видеоряда. Озвучка.
Сканируем  иллюстрации  из книг  или находим  подходящие по смыслу картинки  в интернете. Знатоки  при необходимости без труда  обработают  фото в фотошопе или в онлайн-сервисах.  Добавляем своё  видео или находим что-то подходящее по тематике в  сети (помним об авторском праве и о формате  avi). 
Для своего буктрейлера я ничего сама не фотографировала,  не снимала:
-                   накачала картинки и портреты авторов писем (в интернете они шли без указания автора),
-                   сделала нарезку эпизодов  из  нескольких тематических познавательных клипов и зарубежного сериала «Война и мир» 2007 года(модный, узнаваемый молодым поколением фильм). Для этого скачала фильмы и видеоролики из интернета-загнала в программу  Movie Maker (вкладка «Импорт видеофайлов-выбрать видео-ОК)-перетащила на панель раскадровки-вырезала лишние кадры-наложила спецэффекты (вкладка «Просмотр видеоэффектов-выбрать нужный эффект-навести на него курсор, нажав левую клавишу мыши и не отпуская её перетащить на видео в панели раскадровки)
-       Добавила  несколько слайдов : создала их в формате электронной презентации и сохранила как картинки на компьютере (открыть слайд в режиме «просмотр во весь экран»-клавиша «Print Screen SysRq”  на клавиатуре компьютера-открыть программу paint-правка-вставить- «сохранить как»), а потом закачала  в программу Movie Maker (вкладка импорт изображений).
-                Часть текста, своего рода эпиграф, предполагалась на слайдах. Внимание! В Movie Maker есть ограничение по количеству букв и слов, да и в принципе читать с экрана большой текст сложно, так что всё должно быть предельно кратко. И просчитайте, сколько секунд должен слайд висеть на экране, чтобы зрители успели прочитать.
-                    убрала  оригинальный звук в видеофайлах (выделить нужный файл на панели раскадровки, щелкнув по нему мышью-в верхней панели вкладка «клип»-аудио-выключить) ,
-        выстроила подобранный видеоряд по смыслу заготовленного текста, наложила  свой звук [4]. .  Цитаты из писем озвучивали сотрудники библиотеки , запись шла на фоне музыки. Мне показались подходящими минусовка романса «Генералам 1812 года» на стихи М.Цветаевой, музыка из фильма «Дневник памяти» и лирическая музыка, которую я нашла при запросе «патриотическая» (авторство указано не было).
-       Добавила  спецэффекты, в последних слайдах указала все необходимые данные (использованные материалы, авторы) и сохранила  готовый фильм на своем компьютере.

Новый библиотечный многоразовый и многовариантный продукт готов.

         Создание буктрейлеров — это одно из направлений работы в рамках  нашего нового проекта -  БиблиоВидеоСтудии (BVC).  Пока осваиваем всё сами, в дальнейшем планируем привлекать читателей. Думаю, подростки без  труда освоят технические аспекты. Ребят вполне можно привлекать для озвучки (мы это уже делаем), для создания картинок к клипу (здесь могут внести свой вклад и малыши, рисуя  что-то, и ребята постарше, увлекающиеся фотографией).
 Придумать сценарий  — это  сложнее.  Если при библиотеке нет клуба, группы активистов, которая занималась бы подобным творчеством,  такую работу можно разбивать на этапы (кто-то озвучивает, кто-то монтирует, кто-то картинки рисует). Создавая свой буктрейлер, я предполагала, что, познакомив с ним ребят на библиотечной встрече, предложу им поработать с текстами писем (или каких-то других кратких литературных произведений по теме) и сделать  свою выборку цитат (это станет «рыбой», основой будующего буктрейлера).  Надо пробовать, и всё получится.




[1]              Иван Скобелев -  герой Отечественной войны 1812 года. Прошел путь от простого солдата до генерала. Характерными особенностями произведений Скобелева, которые в силу его малограмотности подвергались исправлению со стороны его друга Н.И. Греча , были оригинальная форма изложения, простота и правдивость.
[2]           русский поэт, публицист, прозаик, офицер, участник декабристских обществ. В 1812 г. поступил в армию адъютантом к Милорадовичу и находился в походе до конца 1814 г. Участвовал в боях при Тарутине, Малом Ярославце, Вязьме, Дорогобуже, при Баутцене.
[3]              Мария Александровна Волкова (1786-1859) - выпускница Смольного института, московская великосветская дама. Ее письма к петербургской подруге и родственнице Варваре Александровне Ланской занимают видное место в отечественной эпистолярной литературе.   Письма Волковой были в руках Льва Толстого, когда он задумал роман "Война и мир", и послужили ему материалом для изучения людей 1812 года. В ранних редакциях романа письма Марии Болконской к Жюли Карагиной почти дословно повторяют письма Волковой к Ланской.
[4]              В ВикиСибириаде на страничке «Вебинар «Буктрейлер – современный способ продвижения книг»  есть разъяснение по авторскому праву: «…перечитали все что могли по этому вопросу , связывались с юристом из Новосибирского российского авторского общества. И получили ответ, что если видео которое используется частично, только видеоряд и удаляется звук , то мы не нарушаем авторские права»

Комментариев нет:

Отправить комментарий