Опубликовано: ж. Библиотечное дело. – 2011. -
№ 13.
Автор:
Плохотник Татьяна Михайловна,
заместитель директора МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина»
г. Саров Нижегородской обл.
Патриотическое воспитание всегда было приоритетным направлением в
работе различных учреждений с детьми. К
примеру, в детских библиотеках к любой знаменательной дате календаря, связанной
с историей России, у нас найдутся обзоры книг,
информационные беседы, разработки выставок и пр., многостраничные отчеты говорят об
огромной просветительской работе, которую ведут библиотекари в рядах
подрастающего поколения... И
одновременно все громче звучат заявления о бездуховности наших детей, о том,
что патриотическое чувство им чуждо. В чем же дело?
Соглашусь с мыслью В.Скитневского,
которую я прочитала в одном из номеров
журнала «Библиотечное дело» за 2010 год: «Плановые мероприятия по формированию у молодежи патриотизма заведомо
невыполнимы. Такое высокое и хрупкое чувство без всяких планов обычно зарождается дома, в семье. Нельзя же по плану
сформировать любовь к матери, к отцу, тем более к Родине» [1].
И все-таки, очень хотелось бы, чтобы наша библиотечная работа по
патриотическому воспитанию не пропадала даром, хотелось бы видеть и
слышать живой отклик в глазах и душах
ребят. Но как этого добиться? Как достучаться до детских сердец?
На ежегодной встрече «Социолог и психолог в библиотеке»-2010,
организованной Российской библиотекой для молодежи и РГДБ, была дана
очень интересная и крайне необходимая для работы с читателями информация. По
результатам профессионального
социологического исследования «Поколение игрек: они другие, они разные»[2],
отличительной чертой современной молодежи является то, что они уже НЕ КОМАНДА, как было в советские времена, а
СООБЩЕСТВО, где каждый — за себя. И не
надо осуждать их за это. В конце концов, детей растят взрослые, и, если «сын за
отца не отвечает», то отец за недостатки
сына несет полную ответственность, и спрашивать нам надо прежде всего с себя.
Кроме того, данную особенность нового поколения я бы назвала скорее не недостатком, а их бедой.
А раз так, то рассказы о подвигах и героизме вряд ли будут сегодня эффективны. Они, конечно, вызовут интерес и
холодное любопытство, но и только. Если раньше, слушая рассказ о подвиге
Александра Матросова, большинство из
нас мечтали совершить нечто подобное,
переживали, что сегодня «нет места подвигу, вот в войну — другое дело!..», то
современные подростки, скорее всего, с недоумением пожмут плечами: «Рисковать
жизнью ради других? Что я — ненормальный?!» (и будут по-своему правы: разве не так учат их дома родители???).
Думается, в современных условиях в вопросах патриотического воспитания
нужно искать другие подходы, время
ура-патриотизма прошло. И здесь наиболее
эффективным может оказаться обращение к чувствам и эмоциям детей, о которых так
много пишет И.И.Тихомирова. Предвижу негодование большинства коллег, но все-таки позволю себе высказать свое
глубокое убеждение: главная задача
детского библиотекаря — не столько дать информацию (этим активно занимается
школа), сколько смоделировать
ситуацию(обстановку), которая вызовет сильный эмоциональный резонанс,
пробуждающий, в свою очередь, интерес к получению информации. И здесь важно умело синтезировать
наглядность, работу с книгой и другими информационными источниками, ведение
диалога и пр.
Хочу поделиться нашим опытом работы по теме «Литературная вахта памяти:
Великая Отечественная война». Этот период русской истории занимает значительное
место в патриотическом воспитании. Он
наиболее близок к нам по времени, сохранилось достаточно много документальных
источников, еще живы очевидцы. Кроме
того, это пример величайшей победы
русского народа не только в рамках нашей страны, но и в мировом масштабе. Но,
опять же, встает вопрос: как рассказать о войне современным детям и подросткам?
Рассказать так, чтобы они осознали цену
этой Победы? Мы предположили, что наиболее эффективным будет показать
судьбы обычных людей в годы войны, и,
проведя параллели с современностью, дать ребятам возможность хотя бы мысленно
«встать на их место», пройти через определенные переживания.
Обсуждения художественных книг о войне
Наиболее сильный эмоциональный резонанс дают, как известно, художественные
книги. На протяжении уже нескольких лет совместно с заведующей библиотекой
городского лицея № 3 мы ведем программу библиотечных обсуждений книг в 5-9
классах. В программу включены и произведения о Великой Отечественной войне.
Надо сказать, что при выборе книг мы сознательно не брали ярко выраженные
героические истории. Наша цель — натолкнуть подростков на размышления о самом явлении «война», помочь им осмыслить, ЧТО она несет в жизнь
любого человека. Каждый год мы читаем
художественные книги о войне и открываем ее страшные грани, будя в ребятах
эмоциональный отклик — боль,
сострадание, осознание нашей причастности к тем событиям через истории своих
семей в годы войны, проводим параллели с современной жизнью.
В 6 классе берем повесть А.Лиханова
«Последние холода». Размышляем над вопросами и проблемами: «почему сытый
голодному не товарищ? До чего может довести голод и можно ли понять и оправдать
проступок по-настоящему голодного? Сиротство в годы войны и современное
сиротство». Вместе с ребятами ищем в
тексте авторские цветовые и звуковые подсказки, помогающие «увидеть» события,
описанные в книге, и почувствовать себя на месте героев (чего стоят такие
фразы, как «шепот громче самого громкого крика», «жарко печет черное солнце»,
«желтое покойницкое лицо с синеватой
жилкой на лбу»). Очень интересными бывают письменные работы детей (задание — изобразить эпизод, который
произвел самое сильное впечатление, в звуке и цвете).
В 7 классе - книга В.Богомолова
«Иван». Как-то в разговоре с коллегой не
сошлись во мнениях о данном произведении. Для моей собеседницы эта книга —
прежде всего история подвига и беспримерного героизма мальчика. А для меня —
история детской судьбы, сломанной войной. Автор не описывает ужасов войны, но,
от строчки к строчке (мы многое перечитываем в ходе обсуждения) вместе с
ребятами ищем и улавливаем подтекст, который помогает нам осознать и
прочувствовать все пережитое мальчиком. Почему «ИВАНОМ», а не «Ваней» называют
его взрослые? Что они чувствуют, отправляя мальчика за линию фронта на задание,
с которым не могут справиться сами? Что
делает мальчик в минуты отдыха? («возится» (играет) в землянке, как обычный
ребенок). Как он меняется перед отправкой в тыл врага? Есть ли в книге описания
сражений? (их практически нет). Что мы знаем о семье мальчика? (в тексте всего
пара строк, но каких страшных - на его глазах расстреляли отца, на его руках
погибла полуторогодовалая сестренка — даже для взрослой психики это сильнейший
стресс, а что говорить о ребенке?). Что пришлось испытать Ивану в последние дни
жизни? (зачитываем из книги строчки сухого официального немецкого документа, которые только усиливают эмоциональный эффект). И
заключительный вопрос: так о чем же эта книга? Какие мысли и чувства вы
переживали, закрывая последнюю страницу? Здесь всегда уместна бывает
самоидентификация библиотекаря, его мысли от первого лица. Это ни в коем случае
не «забивает» подростков, а вызывает ответный отклик – желание поделиться
своими мыслями, а они не всегда совпадают с нашими. Мы говорим подросткам свое впечатление: все-таки детям на войне не место, а если и
нашлась там для них работа, то это большая беда для народа, и взрослые это
понимают. Но такова античеловечная
сущность войны, она не щадит никого, и детям приходится взрослеть слишком рано.
Конечно, каждый волен интерпретировать книгу по-своему, мнения и выводы
могут быть разными, но, обсуждая с подростками книги, мы, прежде всего, ставим
цель «разбудить» вдумчивого читателя, а не навязать свою мораль.
В 8-9 классе
читаем книгу Б.Васильева «А зори здесь тихие» и размышляем на тему
«женщина на войне», вместе осознаем бессмысленность и нелепость смерти
некоторых героинь. Обсуждение сопровождается просмотром сюжетов из одноименного
фильма — хорошая экранизация позволяет глубже переживать эмоции, вызванные
художественным текстом.
В 9-10
классе — громкое чтение рассказа В.Астафьева «Солдат и мать» с обсуждением. Любая война несет матерям не
сравнимые ни с чем страдания. Что может быть страшнее потери собственного
ребенка? Но это маленькое произведение открывает читателю войну с совершенно
незнакомой, шокирующей стороны – оно о
матери, сын которой стал предателем. И судит ее народ в
деревне жестоко, забивает словами и насмешками, прохода не дает. А она смиренно несет свой
крест, потому что понимает и
признает свою вину: слишком сильно
любила, баловала единственное дитя, слишком многое прощала и не заметила, что
вырастила чудовище, для которого нет ничего святого – ни матери, ни дома, ни
людей. Вот она, суровая правда войны.
Война – это горе матерей, у которых смерть отобрала сыновей, но иногда именно
смерть сына становилась избавлением для матери.
Авторы выбранных нами книг сами были участниками (или очевидцами) тех
событий. В их произведениях показана правда войны без прикрас и необыкновенных
героических подвигов. Она дается через призму взгляда ОБЫЧНОГО человека, попавшего в военную «мясорубку», но сумевшего выстоять и
не сломаться. Наверно, поэтому такие книги позволяют найти больше точек
соприкосновения прошлого и настоящего, сопоставить себя с людьми тех лет. Из
характеров героев отдельных художественных произведений мы вместе с подростками «складываем» общий
ХАРАКТЕР РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА, который,
несмотря ни на что, способен удивлять и восхищать, а через это — пробуждать
патриотические чувства.
Интерактивные выставки-инсталляции
Синтез наглядности и грамотно выстроенного диалога дает впечатляющие результаты. Умение ставить
вопросы – это тот навык, которому мы сегодня уделяем много времени на
методических учебах. Здесь важно избежать односложных ответов («да», «нет»). А
раскрепощению ребят, созданию обстановки доверия в ходе разговора хорошо помогает прием идентификации мнения
библиотекаря.
В нашей библиотеке стали популярны у читателей тематические интерактивные
выставки-инсталляции. Ребята активно включаются в работу еще в процессе их разработки и оформления.
Выставочная зона «Собеседник»
занимает у нас целую комнату, здесь можно проводить занятия с группами
читателей. К 65-летию Победы мы оформили
выставку-инсталляцию «Вечный огонь памяти». За основу взяли идею коллег, опубликованную в одном из номеров журнала
«Современная библиотека» за 2009 г.[3],
доработали ее и создали свою экспозицию,
куда вошли книги, семейные
реликвии читателей (фронтовые письма и
дневники, награды, фотографии и документы, солдатские вещи), а также
знаки-символы, связанные с понятием «война» (колючая проволока, капли крови,
сломанная кукла, черный платок, поминальная свеча, кусочек «блокадного»
хлеба, символический вечный огонь, белые бумажные журавлики и т. д.). Эпиграфами к разделам выставки стали стихи,
сочиненные ребятами.
Диалог у выставки построили на вопросах, нацеливающих на:
- сопоставление прошлого и
настоящего,
- осознание
личной причастности каждого присутствующего к той войне,
- понимание сущности явления «война»,
- эмоциональный отклик
современных детей.
Приведу примеры некоторых вопросов нашего разговора. Они универсальны, подходят для диалога с
ребятами любого возраста, от дошкольников до старших подростков:
- Вы играете/играли в войну? Как вы это
делаете?
- Кому-нибудь из вас снилась война? Мне – да ( как правило,
в группе
всегда есть несколько человек, кому снилась война). Что
вам снилось? Как вы думаете, почему мы , люди, не знающие войну, иногда видим
ее во сне? (это подсознательная память, передающаяся из поколения в
поколение)
- Что такое «фронт»? Как вы думаете, что
самое страшное на фронте?
- Что такое «тыл»? Что нужно солдату, чтобы
он хорошо воевал? Как вы думаете, где было страшнее: на фронте или в тылу?
- Что страшнее: самому погибнуть или потерять
самого близкого тебе человека? Проведение параллелей с современностью: «У
вас когда-нибудь болели очень тяжело близкие родственники? Что вы чувствовали?
А что чувствует ваша мама, когда болеете вы?» и т.п.
- У кого-нибудь из вас родственники
участвовали в той войне? Расскажите о них.
Созданию эмоционального ряда способствовало музыкальное сопровождение (мы остановились на песне А.Розенбаума «А может, не было войны?»,
музыке М.Таривердиева «Воспоминание», звуках метронома).
Наблюдая за реакцией читателей в ходе работы
с выставкой, можем сказать, что своей цели мы достигли – равнодушным не уходил
никто. Запомнились слова одного дошкольника, по-детски наивные и немного
корявые, но очень точно отразившие его эмоции: «Какая плакательная комната! А
ведь мой прадедушка тоже на войне погиб…». И даже самые шумные подростки по
ходу разговора затихали и становились
серьезнее, с удивлением приходя после недолгого спора к выводу, что не могут
решить, где же все-таки страшнее – на фронте или в тылу.
Закончить мне хотелось бы стихотворением
Леонида Филатова (правда, с небольшой интерпретацией под тему статьи),
которое как нельзя лучше отражает нашу мысль о современном подходе в
разговоре с детьми и подростками о
войне: в его основе должно лежать
проведение параллелей с их собственной жизнью, осознание сопричастности к тем
давним событиям. :
- Вот вы говорите, что слезы людские — вода?
-
Да.
-
Все катаклизмы проходят для вас без следа?
-
Да.
-
Хатынь,
Холокоста, Мамаев курган для вас — лабуда?
-
Да.
-
И вам наплевать, если где-то
горят города?
-
Да.
-
А совесть, скажите, тревожит
ли вас иногда?
-
Да...
-
Но вам удается ее усмирить
без труда?
-
Да.
-
А если разрушили созданный
вами семейный очаг?
-
Так...
-
Жестоко расправились с
членами вашей семьи?
-
И?
-
И вам самому продырявили
пулею грудь?
-
Жуть!
-
Неужто бы вы и тогда мне
ответили «да?
-
Нет!
-
А вы говорите, что слезы
людские вода?
-
Нет...
-
Все катаклизмы проходят для
вас без следа?
-
Нет!
-
Так , значит, вас что-то
тревожит еще иногда?
-
Да! Да! Да!
22.06.2010,
Т.М.Плохотник
[1] В.Скитневский.
В Победу можно только верить. Разговор у книжной полки сельской библиотеки //
Библиотечное дело. - 2010. - № 7. - С.6 — 8.
[2] Фонд «Общественное мнение», руководитель проекта «Новое
поколение» - д-р социологических наук Л.Паутова, блог
проекта: www.fomgeneration.wordpess.com
[3] М.М.Сапоненко.
Игра со смыслом и цветом. Письмо-размышление о выставках// ж.
"Современная библиотека". - 2009. - № 1.
Комментариев нет:
Отправить комментарий