14 авг. 2014 г.

В поисках истоков патриотизма (размышления детского библиотекаря)

Опубликовано: ж. Библиотечное дело. – 2011. - № 13.

Автор:
Плохотник Татьяна Михайловна,
заместитель директора МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина»
г. Саров Нижегородской обл.

Патриотическое воспитание всегда было приоритетным направлением в работе  различных учреждений с детьми. К примеру, в детских библиотеках к любой знаменательной дате календаря, связанной с историей России, у нас найдутся обзоры книг,  информационные беседы, разработки выставок  и пр., многостраничные отчеты говорят об огромной просветительской работе, которую ведут библиотекари в рядах подрастающего поколения...  И одновременно все громче звучат заявления о бездуховности наших детей, о том, что патриотическое чувство им чуждо. В чем же дело?
Соглашусь с мыслью  В.Скитневского, которую я прочитала в одном из  номеров журнала «Библиотечное дело» за 2010 год: «Плановые мероприятия по формированию у молодежи патриотизма заведомо невыполнимы. Такое высокое и хрупкое чувство без всяких планов  обычно зарождается  дома, в семье. Нельзя же по плану сформировать любовь к матери, к отцу, тем более к Родине» [1].
И все-таки, очень хотелось бы, чтобы наша библиотечная работа по патриотическому воспитанию не пропадала даром, хотелось бы видеть и слышать  живой отклик в глазах и душах ребят. Но как этого добиться? Как достучаться до детских сердец?

На ежегодной встрече «Социолог и психолог в библиотеке»-2010, организованной  Российской  библиотекой для молодежи и РГДБ, была дана очень интересная и крайне необходимая для работы с читателями информация. По результатам  профессионального социологического исследования «Поколение игрек: они другие, они разные»[2], отличительной чертой современной молодежи является то, что они уже НЕ  КОМАНДА, как было в советские времена, а СООБЩЕСТВО, где каждый — за себя.  И не надо осуждать их за это. В конце концов, детей растят взрослые, и, если «сын за отца не отвечает», то отец за  недостатки сына несет полную ответственность, и спрашивать нам надо прежде всего с себя. Кроме того, данную особенность нового поколения я бы назвала  скорее не недостатком, а их  бедой.
А раз так, то рассказы о подвигах и героизме вряд ли будут сегодня  эффективны. Они, конечно, вызовут интерес и холодное любопытство, но и только. Если раньше, слушая рассказ о подвиге Александра Матросова, большинство  из нас  мечтали совершить нечто подобное, переживали, что сегодня «нет места подвигу, вот в войну — другое дело!..», то современные подростки, скорее всего, с недоумением пожмут плечами: «Рисковать жизнью ради других? Что я — ненормальный?!» (и будут по-своему  правы: разве не так учат их дома  родители???).
Думается, в современных условиях в вопросах патриотического воспитания нужно искать другие  подходы, время ура-патриотизма  прошло. И здесь наиболее эффективным может оказаться обращение к чувствам и эмоциям детей, о которых так много пишет И.И.Тихомирова. Предвижу негодование большинства коллег,  но все-таки позволю себе высказать свое глубокое убеждение: главная задача детского библиотекаря — не столько дать информацию (этим активно занимается школа), сколько смоделировать  ситуацию(обстановку), которая вызовет сильный эмоциональный резонанс, пробуждающий, в свою очередь, интерес к получению информации.  И здесь важно умело синтезировать наглядность, работу с книгой и другими информационными источниками, ведение диалога и пр.

Хочу поделиться нашим опытом работы по теме «Литературная вахта памяти: Великая Отечественная война». Этот период русской истории занимает значительное место в патриотическом воспитании.  Он наиболее близок к нам по времени, сохранилось достаточно много документальных источников, еще живы очевидцы.  Кроме того, это  пример величайшей победы русского народа не только в рамках нашей страны, но и в мировом масштабе. Но, опять же, встает вопрос: как рассказать о войне современным детям и подросткам? Рассказать так, чтобы они осознали цену этой Победы? Мы предположили, что наиболее эффективным будет показать судьбы обычных людей в годы войны,  и, проведя параллели с современностью, дать ребятам возможность хотя бы мысленно «встать на их место», пройти через определенные переживания.

Обсуждения художественных книг о войне
Наиболее сильный эмоциональный резонанс дают, как известно, художественные книги. На протяжении уже нескольких лет совместно с заведующей библиотекой городского лицея № 3 мы ведем программу библиотечных обсуждений книг в 5-9 классах. В программу включены и произведения о Великой Отечественной войне.
Надо сказать, что при выборе книг мы сознательно не брали ярко выраженные героические истории. Наша цель — натолкнуть подростков  на размышления о самом явлении «война»,  помочь им осмыслить, ЧТО она несет в жизнь любого человека.  Каждый год мы читаем художественные книги о войне и открываем ее страшные грани, будя в ребятах эмоциональный отклик —  боль, сострадание, осознание нашей причастности к тем событиям через истории своих семей в годы войны, проводим параллели с современной жизнью. 
В 6 классе берем  повесть А.Лиханова «Последние холода». Размышляем над вопросами и проблемами: «почему сытый голодному не товарищ? До чего может довести голод и можно ли понять и оправдать проступок по-настоящему голодного? Сиротство в годы войны и современное сиротство».  Вместе с ребятами ищем в тексте авторские цветовые и звуковые подсказки, помогающие «увидеть» события, описанные в книге, и почувствовать себя на месте героев (чего стоят такие фразы, как «шепот громче самого громкого крика», «жарко печет черное солнце», «желтое  покойницкое лицо с синеватой жилкой на лбу»). Очень интересными бывают письменные работы  детей (задание — изобразить эпизод, который произвел самое сильное впечатление, в звуке и цвете).
В 7 классе - книга  В.Богомолова «Иван».  Как-то в разговоре с коллегой не сошлись во мнениях о данном произведении. Для моей собеседницы эта книга — прежде всего история подвига и беспримерного героизма мальчика. А для меня — история детской судьбы, сломанной войной. Автор не описывает ужасов войны, но, от строчки к строчке (мы многое перечитываем в ходе обсуждения) вместе с ребятами ищем и улавливаем подтекст, который помогает нам осознать и прочувствовать все пережитое мальчиком. Почему «ИВАНОМ», а не «Ваней» называют его взрослые? Что они чувствуют, отправляя мальчика за линию фронта на задание, с которым не могут справиться сами?  Что делает мальчик в минуты отдыха? («возится» (играет) в землянке, как обычный ребенок). Как он меняется перед отправкой в тыл врага? Есть ли в книге описания сражений? (их практически нет). Что мы знаем о семье мальчика? (в тексте всего пара строк, но каких страшных - на его глазах расстреляли отца, на его руках погибла полуторогодовалая сестренка — даже для взрослой психики это сильнейший стресс, а что говорить о ребенке?). Что пришлось испытать Ивану в последние дни жизни? (зачитываем  из книги  строчки сухого официального  немецкого документа, которые  только усиливают эмоциональный эффект). И заключительный вопрос: так о чем же эта книга? Какие мысли и чувства вы переживали, закрывая последнюю страницу? Здесь всегда уместна бывает самоидентификация библиотекаря, его мысли от первого лица. Это ни в коем случае не «забивает» подростков, а вызывает ответный отклик – желание поделиться своими мыслями, а они не всегда совпадают с нашими. Мы  говорим подросткам  свое впечатление:  все-таки детям на войне не место, а если и нашлась там для них работа, то это большая беда для народа, и взрослые это понимают.  Но такова античеловечная сущность войны, она не щадит никого, и детям приходится взрослеть слишком рано.
Конечно, каждый волен интерпретировать книгу по-своему, мнения и выводы могут быть разными, но, обсуждая с подростками книги, мы, прежде всего, ставим цель «разбудить» вдумчивого читателя, а не навязать свою мораль.

В 8-9 классе  читаем книгу Б.Васильева «А зори здесь тихие» и размышляем на тему «женщина на войне», вместе осознаем бессмысленность и нелепость смерти некоторых героинь. Обсуждение сопровождается просмотром сюжетов из одноименного фильма — хорошая экранизация позволяет глубже переживать эмоции, вызванные художественным текстом.
 В 9-10 классе — громкое чтение рассказа В.Астафьева «Солдат и мать» с  обсуждением. Любая война несет матерям не сравнимые ни с чем страдания. Что может быть страшнее потери собственного ребенка? Но это маленькое произведение открывает читателю войну с совершенно незнакомой, шокирующей  стороны – оно о матери, сын которой стал предателем. И судит ее народ в деревне жестоко, забивает словами и насмешками, прохода не дает. А она смиренно несет свой крест, потому что понимает и признает  свою вину: слишком сильно любила, баловала единственное дитя, слишком многое прощала и не заметила, что вырастила чудовище, для которого нет ничего святого – ни матери, ни дома, ни людей.  Вот она, суровая правда войны. Война – это горе матерей, у которых смерть отобрала сыновей, но иногда именно смерть сына становилась избавлением для матери.
 Авторы выбранных нами книг  сами были участниками (или очевидцами) тех событий. В их произведениях показана правда войны без прикрас и необыкновенных героических подвигов. Она дается через призму взгляда ОБЫЧНОГО  человека, попавшего в  военную «мясорубку», но сумевшего выстоять и не сломаться. Наверно, поэтому такие книги позволяют найти больше точек соприкосновения прошлого и настоящего, сопоставить себя с людьми тех лет. Из характеров героев отдельных художественных произведений  мы вместе с подростками «складываем» общий ХАРАКТЕР  РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА, который, несмотря ни на что, способен удивлять и восхищать, а через это — пробуждать патриотические чувства.

Интерактивные выставки-инсталляции
Синтез наглядности  и грамотно выстроенного диалога  дает впечатляющие результаты. Умение ставить вопросы – это тот навык, которому мы сегодня уделяем много времени на методических учебах. Здесь важно избежать односложных ответов («да», «нет»). А раскрепощению ребят, созданию обстановки доверия в ходе разговора  хорошо помогает прием идентификации мнения библиотекаря.
В нашей библиотеке стали популярны у читателей тематические интерактивные выставки-инсталляции. Ребята активно включаются в работу еще в процессе  их разработки и оформления.
Выставочная зона «Собеседник»  занимает у нас целую комнату, здесь можно проводить занятия с группами читателей.  К 65-летию Победы мы оформили выставку-инсталляцию «Вечный огонь памяти». За основу взяли идею коллег,  опубликованную в одном из номеров журнала «Современная библиотека» за 2009 г.[3], доработали ее и создали  свою экспозицию, куда вошли книги,  семейные реликвии  читателей (фронтовые письма и дневники, награды, фотографии и документы, солдатские вещи), а также знаки-символы, связанные с понятием «война» (колючая проволока, капли крови, сломанная кукла, черный платок,  поминальная свеча, кусочек «блокадного» хлеба, символический вечный огонь, белые бумажные  журавлики и т. д.). Эпиграфами к разделам выставки стали стихи, сочиненные ребятами.
Диалог  у выставки построили на вопросах, нацеливающих на:
- сопоставление прошлого и настоящего,
- осознание  личной причастности каждого присутствующего к той войне,
- понимание сущности явления «война»,
- эмоциональный отклик современных детей.

Приведу примеры  некоторых вопросов нашего разговора. Они универсальны, подходят для диалога с ребятами любого возраста, от дошкольников до старших подростков:
- Вы играете/играли в войну? Как вы это делаете?
- Кому-нибудь из вас снилась война?  Мне – да ( как правило, в  группе  всегда есть несколько человек, кому снилась война).  Что вам снилось? Как вы думаете, почему мы , люди, не знающие войну, иногда видим ее во сне? (это подсознательная память, передающаяся из поколения в поколение)
- Что такое «фронт»? Как вы думаете, что самое страшное на фронте?
- Что такое «тыл»? Что нужно солдату, чтобы он хорошо воевал? Как вы думаете, где было страшнее: на фронте или в тылу?
- Что страшнее: самому погибнуть или потерять самого близкого тебе человека? Проведение параллелей с современностью: «У вас когда-нибудь болели очень тяжело близкие родственники? Что вы чувствовали? А что чувствует ваша мама, когда болеете вы?» и т.п.
- У кого-нибудь из вас родственники участвовали в той войне? Расскажите о них.
  Созданию эмоционального ряда способствовало музыкальное сопровождение (мы остановились на песне А.Розенбаума «А может, не было войны?», музыке М.Таривердиева «Воспоминание», звуках метронома).
Наблюдая за реакцией читателей в ходе работы с выставкой, можем сказать, что своей цели мы достигли – равнодушным не уходил никто. Запомнились слова одного дошкольника, по-детски наивные и немного корявые, но очень точно отразившие его эмоции: «Какая плакательная комната! А ведь мой прадедушка тоже на войне погиб…». И даже самые шумные подростки по ходу разговора затихали и  становились серьезнее, с удивлением приходя после недолгого спора к выводу, что не могут решить, где же все-таки страшнее – на фронте или в тылу.
Закончить мне хотелось бы стихотворением Леонида Филатова (правда, с небольшой интерпретацией под тему статьи), которое как нельзя лучше отражает нашу мысль о современном подходе в разговоре с   детьми и подростками о войне: в его основе  должно лежать проведение параллелей с их собственной жизнью, осознание сопричастности к тем давним событиям.  :
           - Вот вы говорите, что слезы людские — вода?
-                   Да.
-                    Все катаклизмы проходят для вас без следа?
-                   Да.
-                   Хатынь, Холокоста, Мамаев курган для вас  — лабуда?
-                   Да.
-                   И вам наплевать, если где-то горят города?
-                   Да.
-                   А совесть, скажите, тревожит ли вас иногда?
-                   Да...
-                   Но вам удается ее усмирить без труда?
-                   Да.
-                   А если разрушили созданный вами семейный очаг?
-                   Так...
-                   Жестоко расправились с членами вашей семьи?
-                   И?
-                   И вам самому продырявили пулею грудь?
-                   Жуть!
-                   Неужто бы вы и тогда мне ответили «да?
-                   Нет!
-                   А вы говорите, что слезы людские вода?
-                   Нет...
-                   Все катаклизмы проходят для вас без следа?
-                   Нет!
-                   Так , значит, вас что-то тревожит еще иногда?
-                   Да! Да! Да!
22.06.2010, Т.М.Плохотник



[1]   В.Скитневский. В Победу можно только верить. Разговор у книжной полки сельской библиотеки // Библиотечное дело. - 2010. - № 7. - С.6 — 8.
[2]         Фонд «Общественное мнение», руководитель проекта «Новое поколение» - д-р социологических наук Л.Паутова, блог проекта: www.fomgeneration.wordpess.com

[3]         М.М.Сапоненко. Игра со смыслом и цветом. Письмо-размышление о выставках// ж. "Современная библиотека". - 2009. - № 1.

Комментариев нет:

Отправить комментарий