12 февр. 2015 г.

Странные акции нашего времени. Библионочь

Опубликовано: ж. Библиотечное дело. – 2012. - № 11.
  
Автор:
Плохотник Татьяна Михайловна заместитель директора МУК
 «ЦСДБ им. А.С. Пушкина» г.Саров Нижегородской обл.
   
«В ночь с 20 на 21 апреля 2012 года в России прошла «Библионочь» - масштабное сетевое событие общенационального уровня в поддержку социальной авторитетности литературы как исторически национального проекта России.
Свыше 750 организаций по всей стране откликнулись на призыв Консорциума. Среди них 315 библиотечных площадок, книжные магазины, музеи, фестивали. География проекта насчитывает свыше 100 населенных пунктов. Масштаб акции позволяет говорить о том, что проект – это новые решения и возможности включения в более широкие контексты. Это путь к новым формам кооперации и сетевых коммуникаций. Инструмент повышения градуса творческой конкуренции на территории и в сообществе. Инициатор акции – Илья Николаев, продюсер сетевых проектов Ассоциации менеджеров культуры (АМК)».
Информация взята с сайта Библионочь.ру (http://www.biblionoch.ru/ )

Нечаянно оглянувшись в бесконечной рабочей суете на библиотечные события последнего времени, невозможно не изумиться переменам. Можно ли было предположить  10 лет назад, что мы пойдём на улицы с флешмобами,  пустим в  « храм Книги, святая святых» брейкеров, рэперов и рокеров, станем всерьёз обсуждать работу по ночам и отречемся от лозунга «В библиотеке должна быть тишина!»? «Неужели это произошло в библиотеке?» - вслед за ведущими блога Ленинки  (http://leninka-ru.livejournal.com/) вопрошают многие.
Тон вопроса и мнения расходятся до полярности. Чего стоит хотя бы обсуждение в соцсетях первой Библионочи, состоявшейся в апреле 2012 года. Читаешь их, и волна изумления окатывает вновь: насколько же мы разные! Враги-друзья, оппоненты-единомышленники, люди, волею судьбы связанные одной профессией… Прямо-таки гражданская война библиотечного масштаба.
Справедливости ради надо отметить, что обе стороны по-своему правы. Позицию часто определяют личные качества: осторожность ( консерватизм?)  или рискованность (оправданная ли?). А еще  расстановка  жизненных приоритетов
. Вот лишь несколько цитат из обсуждения в социальной сети «Одноклассники»:
- «Идея Библионочи» - это идея нездоровых психически людей, бездельников, тех, у кого нет семьи!,
- кстати, никто не подумал, как будет оплачиваться этот бедлам? Работа-то во внерабочее время! Энтузиасточки вы мои, а как вам этот энтузиазм оплатят?»
-  а нам интересно, что вы всё про зарплату… пресытились уже этим брюзжанием
-Библионочь – отличная идея для создания положительного имиджа библиотеки
- детям, родителям, педагогам – им это надо! Так что мы – ЗА!».
Что ж… каждый выбирает для себя, к какому лагерю примкнуть.
По этому поводу добавлю только одно: не наша вина, что сегодня приходится на ходу осваивать пиар-технологии, основы рекламы и фандрайзенга, искать спонсоров и просить. Да, было время, когда мы считали всё это ниже своего достоинства, и перестраиваться очень сложно. Но это требования времени и здоровой конкуренции, непоколебимые прежде авторитеты ушли в прошлое. Так что, если хочешь жить — докажи, что ты  интересен и нужен.
Нельзя не отметить и тот факт, что сейчас идет время организационных аномалий: креативные идеи приходят «снизу» и реализуются безо всяких приказов в такие кратчайшие сроки, которые не всегда возможны и по указанию «сверху». К числу подобных идей относится и Библионочь.
Как всё новое и необычное, акция вызвала немало толков, сомнений и скепсиса:
Виктор Топоров, литературный критик: "...А для кого эта Библионочь? Для заведомых и заядлых "ботаников" и одиноких женщин - основной читательский контингент  именно таков. Одна беда: именно эти люди не любят, да и просто-напросто боятся разгуливать по ночам...".
Из твиттер-отзывов: "...Была на Библионочи. По ощущениям - словно у ботаника уехали родаки на дачу и он собрал дома друзер-рокеров..."
ТВ, 1-й канал: "...
Занятые всевозможными шоу и развлечениями, посетители библиотек про сами книги, похоже, забыли. Нетронутые, они так и остались стоять на полках".
МК: "...
А те? Кто в пятницу с 20 на 21 апреля  выбрал формуляр, форзац, каталог вместо клуба, телевизора, общепита? Те какой породы?»
Отзывы на сайте ж."Культура и общество" : "...Таки ломанулись и начали толкаться в дверях библиотек в эту ночь! Формат библиотеки, как культурного явления, на сегодняшний день умирает и скоро совсем умрет...
...Да уж – год готовились, так показали бы новые фонды на современных носителях информации, новые имена в литературе – достойные внимания и незамеченные массовым читателем, да мало ли еще чего можно за год-то придумать по сути дела, без посторонней развлекухи!" .
Ничего, Время всё расставит на свои места, ведь оно великий лекарь и учитель...

Первая Всероссийская библионочь стала для нашей библиотеки  третьей (правда мы проводим её в формате Библиосумерок, соблюдая комендантский час для детей). Можно сказать, что мы в этом деле уже практически «мамонты», имеющие определенный запас опыта. Этап эйфории давно прошёл, методом проб и ошибок найдены определенные изюминки, накопились некоторые выводы.

«Нафига козе баян?» или «Зачем?»
Библионочь/Библиосумерки— это слишком нестандартное и сложное мероприятие, чтобы делать его, не представляя четкого ответа на вопрос: «Зачем?».
В 2010 году мы провели его спонтанно и можно сказать, по негласному приказу сверху «отметить Всероссийский день библиотек на город.... как?.. придумайте  что-нибудь!». Придумался вечер открытых дверей. Главная фишка-привлекалочка для горожан: «Мы работаем для вас еще три часа после закрытия!».
2011 год добавил  несколько важных элементов в расплывчатый до этого рисунок события и четкое понимание, что Библиосумерки — эффектная позитивная реклама на город.
2012 год открыл  глаза на то,  что Библиосумерки — это «оружие, убивающее нескольких зайцев»: к рекламе добавились  ощутимый прирост читателей и новые грани соцпартнерства. Новые хлопоты тоже не заставили себя ждать: впервые за три года мы столкнулись с проблемой «КАК РАЗВЕСТИ ВСЮ ЭТУ ТОЛПУ?!». Оказалось, что выражение «Библиотека не резиновая» имеет место быть и в нашем учреждении. Организационные моменты нужно просчитывать заранее, если мы не хотим допустить хаоса и желаем создать максимально комфортную среду для гостей.
Судя по обсуждениям в профессиональных группах соцсетей, многие ставят главной целью  акции одномоментное  привлечение новых читателей.
Думаю, что библионочь(или библиосумерки) - это орудие дальнего действия, а не сиюминутного. Странно и недальновидно ожидать притока читателей после одноразового мероприятия. Вернее, как раз легко записать толпу "залётных" читателей, случайно забредших в библиотеку в эту ночь, но где гарантия, что они еще вернутся? Большей частью это будут "мертвые души" с одним-единственным посещением. Любопытство к библиотеке нужно постоянно стимулировать, чтобы сделать этих читателей «живыми».

Когда проводить? К чему привязать?
Первая Всероссийская Библионочь готовилась почти год. Инициативная группа назначила «временем Икс» ночь с 20 на 21 апреля. Почему?
Лидер и продюсер акции Александра Вахрушева (Библиотека-читальня им. Тургенева, Москва) разъясняет:
«Дата принципиально выбиралась рядом с Международным днем книги и авторского права 23 апреля, чтобы в будущем этот проект стал Международным. Опять же, должен быть временной промежуток с Ночью в музеях, потому что аудитория идентична. Библионочь после Ночи в музеях может ресурсно провалиться, т.к. во многих регионах музейщики уже давно упрочили свои позиции и акция хорошо финансируется. Целевое финансирование закладывается заранее, а Библионочь только вылупляется. Я считаю, что дату переносить категорически нельзя. Вообще, чтобы двигаться дальше необходимо все таки довести до конца анализ и мониторинг прошедшей акции».
Что ж, всё выстроено очень логично. Но к анализу и мониторингу, который наверняка представят публике инициаторы, хочу добавить факты, которые желательно учесть:
Если говорить о детских библиотеках (кстати, одним из ключевых спецпроектов  в Библионочи  предусмотрено «Детское измерение»), то для нас  назначенное время  неудобно. На излёте только что пережитой «Недели детско-юношеской книги» и в преддверии Летних чтений, к которым уже вовсю идет подготовка, организация и проведение такого масштабного общероссийского события как Библионочь уже перебор. И дело не только в том, что это очень сложно физически (детские библиотекари еще и не такое выдюживали). Просто три глобальных акции подряд  сделать одинаково качественно, с изюминкой и энтузиазмом крайне сложно (здесь ведь и творчество, и работа с соцпартнерами, и необходимость в поиске спонсоров).  К тому же праздники, которые устраиваются  часто, быстро надоедают и становятся буднями.
Конечно, никто никого не неволит, решение о том, присоединяться к акции или нет, принимается на местах. Но очень жаль, когда желания не совпадают с возможностями. У нас желание есть, так что мы ищем альтернативные  варианты времени проведения, по крайней мере, для себя. Можно предложить:
- включить Библионочь/Библиосумерки  в Неделю детско-юношеской книги,
- присоединиться к акции «Ночь в музее», организовав библиотечную площадку,
- а мы в Сарове скорее всего оставим уже привычное для нас время – последняя декада  мая, который тоже богат поводами: Всероссийский день библиотек, день славянской письменности и культуры и открытие летних чтений, презентацию которых мы сделали в 2012 году именно на Библиосумерках.

Как проводить?

В обсуждениях Библионочи-2012 есть немало упреков в том, что библиотеки превращаются в массовиков-затейников: песни, пляски, мастер-классы «умелые ручки»… а где же здесь Книга, которая должна стоять во главе угла?
Выскажу по этому поводу  две прямо противоположные мысли.
Библиотека – открытый институт? Центр коммуникаций? Обслуживающее учреждение, в конце концов?
Приведу, возможно, грубый пример. Всем нам нравятся супермаркеты, где можно найти ВСЁ, а не только, допустим продукты или бытовую химию. Это удобно. Так почему бы и библиотеке не организовывать на своих площадках  встречи с представителями самых разных культурных направлений, почему не давать возможность для творческой реализации и даже обучения в формате мастер-классов? Этакий культурный супермаркет… разве плохо?
Другое дело, что гонясь за новыми шокирующими способами привлечения читателей очень важно  просчитать результаты на несколько ходов вперед.  Разовая победа не решит наших проблем, слепое подражание  «Ночи в музее» со временем сведет на нет интерес публики. Одними «шоу» тут не обойдешься.  Должна быть в Библионочи чисто библиотечная июминка, Книга и Чтение должны красной нитью проходить через всё мероприятие, образовывая его стержень.  Как это сделать? Множество оригинальных  вариантов истинно литературной Библионочи уже представлено в соцсетях. Можно воспользоваться идеями коллег или придумать что-то своё.

А нас услышали?
Безусловно, все мы ждали резонанса, и для первого раза он даже превзошел все ожидания. Не решусь приводить точные цифры, но информация прошла во многих российских СМИ, а  Google  по запросу «Библионочь» выдает 664 тысячи ссылок. Тем не менее, работы по раскрутке акции предстоит еще много, и особенно важно донести информацию до руководителей различного уровня. Приведу пример, который лично меня несколько расстроил.
Совершенно случайно вышла на блог губернатора  Нижегородской области В.П. Шанцева и  его пост о том, как  он  попробовал себя в роли диджея, будучи в гостях у «Русского радио». Ну, как тут было удержаться! Я, конечно, спросила об отношении  Валерия Павлиновича к  таким акциям, как «Ночь в музее» и Библионочь, согласился бы он прийти к нам на Библиосумерки-2013»? Цитирую ответ:
«Про "Ночь музеев" не просто слышал. По моему поручению региональное министерство культуры участвовало в организации таких мероприятий. Про "Библионочь", признаться, слышу впервые, что-то новенькое. Вижу, ночной формат культурного времяпрепровождения становится традиционным. Перспективы, думаю, у него есть, прежде всего, потому, что он привлекателен для молодежи. Вообще, популярность таких мероприятий в который раз убеждает меня в том, что, каким бы стремительным не был прогресс, никакие компьютеры или интернет не заменят ни печатную книгу, ни поход в музей.
Я и сам люблю читать, и не с айпада, а настоящую, живую книгу. О своих предпочтениях писал здесь -
http://shantsevvp.livejournal.com/2011/09/22.
В "Библионочи" принял бы участие с большим интересом. Только предупредите заранее
» (источник:   
Как говорится, без комментариев.

Попробовала найти в интернете отзывы читателей, которые  посетили Библионочь-2012. Их мало. А ведь они для нас важны. Все восторги и впечатления - в библиотечных группах, то есть вероятнее всего, остались никем больше незамеченными. Мне кажется, с этим надо что-то делать. Например, можно организовать опрос на городском сайте, или в блоге для читателей. Мы попробовали сделать  такие опросы в своих блогах «Библио-S-путник» и «Живность цвета огня», ответов набралось немного, но, думаю, картина более или менее точная:
Опрос «Библионочь?!»
Начало формы
Это что за зверь такой?! Никогда не слышал(а) -  9,52%
Слышал(а). Отличная идея. Любопытно было бы сходить  - 19,05%
Слышал(а). Полный бред.Зачем устраивать в библиотеке балаган?  - 9,52 %
Друзья/знакомые/ ходили. Понравилось  - 9,52%
Друзья/знакомые/ ходили.НЕ понравилось  - 0 %
Ходил(а) и с удовольствием пойду еще  - 47, 62%
Ходил(а). Совсем не впечатлило  - 4,76 %
Конец формы


Но опросы отличаются  безликостью, разве можно их сравнить с  полными, субъективными размышлениями,  в которых видно человека, личность! Случайно попавшийся на глаза пост в блоге одной мамы из Подмосковья, написанный по мотивам и под впечатлением от  ночевки в библиотеке,  трогает до слёз и убеждает: ВСЁ ЭТО  НЕ  ЗРЯ!.  Делюсь им с вами: «….Несколько дней назад Туська грустно сказала мне: “Знаешь, мама, в отличие от всех остальных, мне не нравится читать”. И я хорошо ее понимаю - мне тоже не очень-то нравилось довольно долго. Пускай. Главное, чтобы ей нравилось видеть книжки: а на полках, в чьих-то или своих руках - не так уж важно. Пускай видит людей, которые едут из другого города, чтобы прийти  в библиотеку потусить, а уезжают с редкой книгой в рюкзаке и обещанием вернуться через две недели, чтобы взять другую…».

В заключении – еще несколько наших  выводов и идей, пойманных за три года «библиосумерничества», вдруг кому-то пригодятся:
 1.     Уже факт, что акция "Библиосумерки" (или, проще говоря, вечер семейного отдыха) - очень востребованная форма библиотечной работы. Доказано динамикой:
2010 год- 70 человек участников
2011 год - 200 человек
2011 год - более 500 человек. Около 40 человек записались вновь.

2. Флешмоб перед началом акции Библиосумерки/библионочь тоже крайне актуален как рекламная акция. В 2011 году мы начинали с Либмоба, ушли 30 человек, пришли 70. В 2012 году - ушли 20, пришли 65. Кроме того, в этот раз за полчаса до начала на аллее перед входом в ЦБ мы начали собирать участников еще одного флешмоба - вышли с воздушными шариками, которые должны были унести в небо плакат "Я люблю библиотеку". Так что к приходу старших флешмобовцев, которые раздавали на улицах города пригласительные билеты, у библиотеки их уже ждали около 60 человек с шариками.

3.Изюминками акции "Библиосумерки-2012" стали:
- Тематическая направленность. Мы выбрали пиратско-морскую тематику, поскольку литературные хулиганы любимы детьми, всё можно ярко и зрелищно оформить (банданы, тельняшки), легко придумать творческие мастер-классы (изготовление пиратских флагов, повязок, шляп...), есть много книг и стихов на морскую и пиратскую тематику. Видели бы вы, сколько народу (и детей, и родителей) пришло в костюмах пиратов!

4. В 2012 году Библиосумерки  были задуманы еще и как мероприятие-презентация ВСЕХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ города. Участвовали все - музыкальная школа, две школы искусств, художественная школа, театр кукол "Кузнечик", театр и Дом Молодежи дали костюмы, взрослая библиотека отпустила к нам свою «штатную»  Бабу Ягу, которая великолепно сыграла роль охранника входа в библиотечный трюм (он же трюм с сокровищами, он же библиотечный подвал, где располагается книгохранение).

5. Убедились на собственном опыте: экскурсии в книгохранение  вызывают потрясающий  интерес читателей, очередь стояла вплоть до закрытия библиотеки, многие ходили по 3 раза).  

6. Библиотечные квесты - очень эффективная, живая, интерактивная и любимая детьми форма работы, которая великолепно подходит под формат Библионочи.




Комментариев нет:

Отправить комментарий