Цикл заметок для газеты "Голос Сарова". Ч. 1
Авторы: Т.М. Плохотник, С.В. Александрова
Как заставить ребенка полюбить
книги? Как сделать чтение его любимым занятием? Как вырастить настоящего
читателя, вдумчивого, понимающего всю глубину авторской мысли?
Нам, детским библиотекарям очень часто задают такие вопросы родители.
К
сожалению, готового рецепта, подходящего абсолютно всем, не существует. В воспитании Читателя самое
главное — индивидуальный подход.
И
все-таки некоторые основные правила, которых стоит придерживаться
родителям, мы попробуем сформулировать.
Им будет посвящен цикл заметок, подготовленных сотрудниками центральной
городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина.
Самуил Маршак говорил, что есть талант
писателя, а есть талант читателя. Он спрятан в каждом из нас, только его надо суметь открыть. Такие открытия совершаются в детстве, и здесь
большая ответственность ложится на плечи родителей.
Такое чудо-явление, как «Читатель»
рождается в возрасте от 1 года до 3-х лет. Это стартовый возраст, потому
что в нем дети начинают говорить. И еще в этом возрасте они усваивают, что, одним и тем
же словом называют реальный предмет и нарисованный, или написанный.
Всё это имеет прямое отношение к процессу
чтения.
Очень важно: книга должна
соответствовать возрасту ребенка, иначе вам не удастся его заинтересовать. Хотя, если вы не заставляете
слушать текст книжки, а просто рассматриваете картинки, понятные малышу, можно
воспользоваться и книжками для более старшего возраста.
Лучшая подготовка к самостоятельному чтению в этот
период:
- разглядывание
картинок (очень важно!!!ребенок пока в большей степени читает по картинкам!
Рассказывайте малышу картинки! )
- такие
действия, как звукоподражание и имитирование (идет закрепление
прочитанного)
-и
конечно же, чтение вслух (идет развитие навыков слухового восприятия)
Есть такое понятие, как
«рабочая память», действующая в процессе чтения. У
малыша 1-2 лет её еще почти нет. До двух лет для детей как правило
самоценна каждая страничка книги, они еще не связывают их друг с другом. Так
что луше, если это будут книжки, где на каждой страничке — короткий стишок +
картинка (предмет) .
Многие родители спрашивают, какими должны быть иллюстрации в детских
книжках - высокохудожественными или примитивными. Здесь важно одно: картинка
должна быть четкой, яркой, без лишних деталей, то есть малыш должен, взглянув
на неё, понять, что это (или кто это).
Как стимулировать интерес к чтению у малышей этого
возраста? Вот основные советы :
- сравнивать нарисованные в
книжках предметы с реальными
- рассказывать по картинке в книжке
больше, чем читать текст, отыскивать с малышом знакомые предметы на картинке
- от названий картинок постепенно переходить к
пересказу историй, изображенных на них
- поощрять заканчивать стихотворные строчки по
памяти
- сопровождать чтение элементами театрализации
с использованием кукол, теневых игрушек, перчаточных игрушек.
Возможно, что ребенок ни в какую не усаживается читать с мамой. Не надо
заставлять и форсировать события. Можно пока просто показать малышу книгу,
положить рядом, предложить полистать, открыть и обратить внимание на
некоторые картинки (смотри! вот зайчик!). Очень может быть, что до
определенного времени это будет единственный способ его общения с книгой.
Если ребенка заинтересует картинка, можно
попробовать зафиксировать его внимание на отдельных деталях: «Смотри, какие у
него ушки! Он куда-то бежит...интересно, от кого?». Постепенно вы начнете
вместе пересказывать картинки.
Как только вы убедитесь, что ребенок понимает ваши объяснения по
картинкам, пришло время читать простые сказки. Дети очень любят
произведения, содержащие повторы (Три медведя, репка, колобок, теремок). Через
какое-то время после начала знакомства с книжкой, ребенок будет «помогать» вам
читать её, повторяя текст в тех местах, где это есть.
Еще один интересный способ привлечения к книге —
показать, что книжка не просто предмет, который куплен в магазине, а результат
вашего совместного взаимодействия, игры. Предложите малышу вместе с вами
сочинить текст (если он уже умеет говорить) и стать главным героем новой книги.
Тема может быть любая, но обязательно связанная с ежедневными занятиями
ребенка. Если у него существует какая-то проблема (к примеру, он не хочет
ходить в садик, или боится идти гулять на детскую площадку, отказывается пить
молоко...) то книжка поможет и ему и вам.
Или вариант книжки-самоделки про семью.
Она может иметь контуры домика, а можно использовать
обычный фотоальбом. На каждой страничке можно поместить фотографии
родственников, любимцев малыша и сделать подписи к ним. А на последней
страничке разместить общую семейную фотографию.
К двум годам ребенок
освоил многое, что находится вокруг него. Теперь ему хочется всему дать название.
Вместе с узнаванием слов, малыш может захотеть их изменить, трансформировать
(это чем-то напоминает Винни Пуха с его ворчалками, пыхтелками, сопелками...).
Возраст
от года до 3-х лет называют «стиховым». Дети предпочитают стихи прозе, любят
динамичный веселый ритм. Так что дополнение пением, танцами – каким-то
действием очень подойдет.
У детей этого
возраста есть стремление «изобличать» небылицы и перевертыши,
перепутанницы. Это воспринимается как забава, шутка, а потому мотивирует чтение
и очень хорошо стимулирует умственные силы ребенка. Предложите малышу почитать
«Перепутанницу» Чуковского....
После 2,5 лет малыш
открывает самого себя. Вряд ли в этом возрасте вы сможете заставить его читать
книжку, которая ему чем-то не понравилась. Зато он бесконечно будет просить вас
почитать любимое произведение. Часто литературными любимцами оказываются
чумазики, плаксы, неряхи, растеряши: дело в том, что ребенку отрадно
сравнивать их с собой и чувствовать себя лучше их. Способность идентифицировать
себя с литературными персонажами — это приобретение трехлеток.
Настоящий скачок в
развитии Читателя — когда он обнаруживает, что страницы в книге связаны между
собой по смыслу, а картинки и слова складываются в сказку.
В этом же возрасте — 3 года — чаще всего появляются
различия в читательских предпочтениях мальчиков и девочек.
В возрасте 3-х лет начинаем акцентировать внимание на нравственности, обсуждать и размышлять нравственные вопросы . Малыш уже может не только пересказать сюжет, но и сделать вывод: «Хорошо ли поступают друзья мухи-цокотухи? Кого автор называет храбрым, смелым?».
Дети делятся на три категории: ребенок-зритель(таких сейчас все больше и больше), ребенок-слушатель и ребенок-деятель. Для гармоничного развития малыша необходимо развивать все три направления этих навыков. По сути, чтение вслух с рассматриванием картинок и разыгрыванием сюжетов прочитанного (или последующая «мастерилка» по прочитанному) как раз и создают гармонию в восприятии.
С 4-х-летнего возраста наступает период творческого воспроизведения бытия (ролевые игры, рисование, лепка, пение…). И здесь надо всячески содействовать развитию фантазии ребенка. С некоторыми приемами и методиками развития читательской фантазии мы познакомим вас в следующих заметках.
Здравствуйте, Веста! Интересный и полезный материал!
ОтветитьУдалитьСпасибо!
Удалить