В последние два года, бывая в командировках, постоянно слышу о том, что библиотеки сегодня должны самостоятельно определять стратегию дальнейшего развития, выбирать основную идею для позиционирования себя в обществе. Честно говоря, я вижу четыре основных пути:
1. Библиотека - информационный центр
2. Библиотека - досуговый центр
3. Библиотека - интеллектуальный центр или центр творческого развития ребенка
4. Библиотека - центр культурной и социальной коммуникации...
Может, есть еще варианты?
Кто окажется прав и выживет – покажет время. Сейчас, наверно, рано судить. Но, все-таки, дорогие коллеги, очень интересно узнать ВАШЕ мнение на этот счет. Вы выбрали для себя и своих библиотек свою «самость»? Каким путем идете?
У нас почти все начальники в погонах, им кажется, что с самоидентификацией у нас всё однозначно! Никаких тебе "основных путей" :))
ОтветитьУдалитьНо я думаю, что мы ближе к "центру культурной и социальной коммуникации". По факту. А не потому, что мы себе эту стратегию выбрали. К нам, действительно, многие приходят и пообщаться, и поделиться, и отдохнуть. Ощущаю себя полноценным социальным работником. Это нужная миссия. Но хотелось бы, чтобы библиотека и информационным центром была! Увы...
Когда-то у себя уже высказывалась по этому поводу: http://bibliovolna.blogspot.com/2010/02/blog-post_3849.html
ОтветитьУдалитьВидимо, время от времени у многих библиотекарей возникают раздумья о поисках своего места и путей-перепутьев...
Мы вопрос о стратегии дальнейшего развития обсуждали на коллективе. И анкетирование проводили - среди библиотекарей и среди детей-родителей. Надо было понять, что каждый ждет друг от друга))). Мы выбрали именно коммуникационную функцию как приоритетную, сейчас это громко позиционируем. А по поводу информцентра... к сожалению, этот лозунг, заявленный в 90-е годы, явно ведет в тупик. Мне так кажется. И причина не только в том. что оснащенность плохая. Дело ведь еще и в том, что мы, библиотекари, с техникой часто плохо дружим, читатели лучше многих из нас в сети разбираются))). Да и время такое - сегодня свой "информационный центр" почти у каждого дома на столе стоит.
ОтветитьУдалитьНу, тупик, может и не тупик... Хорошо бы, чтобы все функции совмещались...
ОтветитьУдалитьНо ваши слова вселили в меня с утра пораньше хорошее чувство: а то совсем мы в комплексах погрязли :(( Хотя где-то в глубине души всегда понимали, что пока мы нужны кому-то - надо "барахтаться" ! С любой оснащённостью!
Да,возможно я насчет тупика погорячилась))). Просто смотрю на ситуацию несколько субъективно, со стороны детской библиотеки. Для нас это точно тупик. О библиотеке, как об информцентре уже не говорят ни взрослые, ни дети. Хотят общения, творческого развития. В публичных, думаю, во многом такая же ситуация - люди идут в основном пообщаться и за легкой литературой. А вот серьезные научные библиотеки, где занимаются ученые, аспиранты, студенты - там да, прежде всего информация должна быть.
ОтветитьУдалитьА мы объединяем в себе все пункты,что вы перечислили. Наверное,это специфика школьной библиотеки,да еще и специфика школы - интернат,где дети находятся круглосуточно.
ОтветитьУдалитьВ целом и общем во всех библиотеках все перечисленные функции так или иначе присутствуют))). Я говорю о приоритете, который может реально ПОМОЧЬ нам в позиционировании. Собственно, из-за позиционирования мы и задумались всерьез над этим вопросом. Что толку кричать на всех углах об информцентре, если в ответ получаем негатив и презрительные усмешки? И ведь читатели правы - мы не соответствуем этому статусу.
ОтветитьУдалитьА школьные - это, конечно, разговор особый. Ведь у вас прежде всего - учебные фонды, обеспечение учебниками, быстрый поиск информации к уроку? Этого ждут от вас и педагоги, и ученики. В то же время читательская жажда общения берет свое - и вот они у вас на всех переменках))). Дети сами подсказывают нам верное направление, порой бессознательно. А в интернате, наверно,очень востребована еще и.. домашняя, семейная теплота библиотекаря. То, чего очень недостает в данный момент в силу жизненных обстоятельств
Процитирую: "...А школьные - это, конечно, разговор особый. Ведь у вас прежде всего - учебные фонды, обеспечение учебниками, быстрый поиск информации к уроку? Этого ждут от вас и педагоги, и ученики..." - Вот в этом как раз сильное заблуждение, способное привести к полному развалу школьного библиотечного дела. Библиотека школы - это не просто библиотека, где можно получить учебную или др.книгу - это ВАЖНАЯ составляющая УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, где качество знаний школьников - основа работы всех взрослых участников педпроцесса, к коим относятся и библиотекари школы. Насколько задействован в нем библиотекарь - настолько он и собственно библиотека востребованы и поддерживаются директором, учителями, родителями учащихся. Школа меняется сегодня кардинально - проекты, исследования, которые требуют новых условий для САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ работы детей в информационно-насыщенной среде (предположим, что аккумулируется библиотекой школы), в том числе, по созданию ими собственных ресурсов (дванольные дети! дванольные учителя, дванольные библиотеки). Не просто так с проекте Стандарта произнесено: "информационно-библиотечный центр". Давайте думать над тем, где там место дванольного библиотекаря в борьбе за это самое качество знаний школьников?!
ОтветитьУдалитьМожет, и заблуждаюсь - я ведь не знаю ситуацию изнутри, сужу на основании поверхностных разговоров с нашими школьными библиотекарями))
ОтветитьУдалитьНасчет места дванольного библиотекаря (школьного, я поняла?): мне кажется, что наши об этом пока и близко не задумываются, поскольку в большинстве случаев виртуальную среду еще даже не начали осваивать - базы нет. Но, действительно, пора и задуматься, кто знает, что будет завтра.
Библиотека как важная составляющая учебного процесса... Может, наша основная роль здесь - обучение поиску и работе с информацией? Насколько я поняла, сейчас учителя загнаны в жесткие рамки времени и программы - их задача дать определенный материал. Но, чтобы его усвоить, ученик должен владеть навыками информграмотности - сейчас это не столько поиск, сколько умение анализировать и синтезировать, создавая на основе источников что-то свое.
А мне грустно, что библиотеки вынуждены выживать.
ОтветитьУдалитьГрустно, да... Но библиотекари - народ живучий и творческий. Чем хуже становится, тем больше у них идей появляется. Как говорится: не дождетесь! :-)
ОтветитьУдалитьА мне понравился Прогноз развития библиотек -
ОтветитьУдалить// Библиотека в школе – Первое сентября. – 2008. – №2 (206), 16-31 января. – С. 10-11.
Исходя из таких прогнозов и нужно выстраивать стратегию дальнейшего нашего существования.
Веста права, что библиотекари народ живучий... и далее по тексту. А слова "не дождетесь!" уже давно наш девиз. Боюсь, только "добьют" и мытьем и катаньем!...
ОтветитьУдалитьИ права, по моему мнению, в том, что как коммуникационный центр на данный момент он важнее, выполняя одновременно и остальные функции. На примере последних занятий с Медколледжем (а в школе это 10-11 классы)могу сказать, что дети отчаянно нуждаются в том, чтобы с ними говорили на равных
Приятно узнать, что мы единомышленники))) Сегодня общения не хватает и взрослым, и детям. Уверена, что во взрослой библиотеке самой активной группой могут стать пенсионеры: им отчаянно не хватает внимания, дети выросли и разъехались, или заняты своими личными проблемами... А многие пенсионеры еще фору молодым датут, и в творчестве, и в оптимизме. Вон какие они у нас выставки организовали - любо-дорого посмотреть!
ОтветитьУдалитьВремя такое - все в какой-то сумасшедшей погоне за чем-то. А остановиться, вглядеться друг в друга, услышать человека и понять его мысли - всё недосуг. Кроме того, это и трудно - слушать другого, а не себя. Самое время библиотекам здесь подключиться, хороший вариант для выживания)
Елена, спасибо за ссылку, заинтересовали!
ОтветитьУдалитьКак-то я пропустила этот Ваш коммент, только сейчас его увидела)