28 дек. 2010 г.

Методдень. Приемы и методики читательского развития. Шпаргалка для родителей

Шпаргалка для взрослых.
Приемы и методики читательского развития

Читающий ребенок – заветная мечта большинства родителей. Только вот вопрос: что стоит за этим понятием? Сотни и тысячи прочитанных страниц? Чтение в ранге «любимого развлечения»? Все это обязательно придет, если ребенок научится вести диалог с писателем через книгу.
Настоящий Читатель не просто знает алфавит и умеет бегло перебирать слова. Он мысленным взором видит писателя, слышит его речь, представляет все, о чем тот «говорит», осмысляет собственное отношение к прочитанному. И делает выводы для себя, соглашаясь или не соглашаясь.
Настоящий Читатель – это человек, которому посчастливилось овладеть своеобразным видом общения. Он имеет немалые преимущества перед другими.
Во-первых, такие люди  могут наслаждаться элитным интеллектуальным досугом. Посмотрите внимательно на заядлых читателей, когда они находятся в нетерпеливом предвкушении вечера с книжкой в руках. Вы увидите на их лицах такое блаженство!
Во-вторых,  как правило, любой Читатель даст фору всем остальным в умении учиться, искать и находить нужную информацию, применять её в нужный момент. Ведь эффективное общение с книгой предполагает понимание, умение анализировать, делать выводы и логические умозаключения, запоминать…
Чаще всего Читатели рождаются в тех семьях, где общение с книгой становится совместным досугом ребенка и взрослого. Многие родители интуитивно нащупывают правильные пути, благодаря которым малыш увлекается чтением. Но дополнительные подсказки и советы специалистов по детскому чтению никогда не будут лишними.
Цель данной статьи: обзорно рассказать о некоторых приемах и методиках читательского развития; они  могут пригодиться заинтересованным взрослым (родителям, педагогам, воспитателям). Все эти приемы хорошо известны в библиотечном сообществе, а в нашей Городской детской библиотеке им. А.С.Пушкина  г.Сарова они апробированы и  активно применяются на практике, постоянно доказывая свою эффективность.

Громкое чтение.  
Громкое чтение дает возможность  слушателям и читающему посмаковать  вкус слова, услышать и прочувствовать его звучание. При кажущейся элементарности этого метода, здесь есть важные особенности, на которые следует обратить внимание.
Цель громкого чтения — научить активно слушать, чтобы расслышать и понять  прочитанное. Этот прием актуален и эффективен в любом возрасте — и в младшем, и подростковом. Большая ошибка думать, что после того, как ребенок начал читать бегло, можно прекратить чтение ему вслух.
Как организовать «громкое чтение»? Вот несколько правил:
-        Выбранное произведение должно  соответствовать возрасту слушателей.
-         Лучше, если это будет законченное произведение, а не отрывок (рассказ или маленькая повесть, которые можно прочитать и обсудить за ограниченное время.  Для дошкольников и первоклассников — не более 20-25 минут).
В то же время, чтение отрывка может иметь прогностический характер. Особенно для ребят постарше (отрывок прочитали -  что будет  дальше? -дочитай сам).
-        Не пренебрегайте вступительной беседой. Она должна заинтриговать ребенка, вызвать любопытство и настроить на позитивное отношение к последующему совместному чтению.
Вариант вступительной беседы перед громким чтением сказки «Последний динозавр» из нашей книги:
Умеешь ли ты, читатель, видеть необычное в обычном, в повседневном? Слышишь ли, о чем рассказывают нам некоторые окружающие вещи, предметы? Здесь надо иметь не только чуткий слух, но и чуткое сердце... Я хочу рассказать тебе одну историю. Думаю, многое в ней покажется тебе знакомым…
-        Текст должен  иметь актуальное для детей содержание, чтобы вызывать эмоциональное переживание, стремление поразмышлять.
-        Чтение текста должно быть выразительным, эмоциональным (это тот рычаг, благодаря которому во многом передается смысл произведения и будятся ответные эмоции слушателя).
-        Необходимо объяснять незнакомые новые слова.
-        Продуманные вопросы для обсуждения прочитанного, творческие задания помогут усилить восприятие и понимание текста.

Готовый вариант «громкого чтения» показан в нашей книге на примере  сказки «Последний динозавр».

Комментированное чтение.
 Некоторые его элементы мы применили к сказке «ДУША».
Этот прием библиотекари и педагоги используют для того, чтобы показать детям, каким мог бы быть  диалог  читателей с автором. Некоторые правила и нюансы:
- Озвучивать текст может ребенок или взрослый. Комментировать - взрослый, который вы­ступает в роли квалифицированного читателя.
- Однако, если в ходе вашего комментария ребенок высказывает инте­ресные, мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цеп­ляться и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с вашей (субъектив­ной!) точкой зрения.
- Комментарий должен быть кратким и динамичным. Самая страшная для художественного текста ошибка взрослого - когда он «вязнет» в сво­их комментариях. Уходит эмоциональная реакция детей на текст - глав­ная ценность в этом возрасте. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эту эмоциональную реакцию, делает ее более яркой и эстетиче­ской.
- Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!
- Вы комментируете текст в том месте, где это действительно необхо­димо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что вы можете прерваться в любой момент, или прервать чтение ребенка, если читает он. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего можно использовать следующие способы:
а) повтор слова, словосочетания вслед за ребенком, за кото­рым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»;
б) включение воображения детей: «Представь себе...», «Увидел? Представил?» и др.
В нашей сказке речь идет о Душе  одного озера.  Мальчик Даня задает ей вопрос:
- Как ты думаешь, на кого ты похожа?
Прежде, чем продолжить чтение и озвучить ответ Души, можно спросить ребенка:
- А на твой взгляд, как могла бы выглядеть Душа озера?;
в) сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат: «Догадались почему?», «Почему имен­но...»

Пример комментария в нашей сказке: - Так вот почему грустит Душа озера!

 Постарайтесь избегать слов «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит!», «Остановись здесь!» и т.п.

- Комментарии к словарю текста – это отдельный разговор. Если возможно, лучше предлагать детям определить значение незнакомого слова, делая выводы  из контекста, а не торопиться обращаться сра­зу к толковому словарю, так как пауза в последнем случае может нару­шить целостное восприятие текста и эмоциональную реакцию.
- И последнее - о чувстве меры. Далеко не каждый текст требует под­робного комментария; разного по объему и глубине комментария могут требовать разные фрагменты одного текста.

Аналогии и ассоциации.
Аналогия – это сходство между предметами, явлениями или людьми по каким-либо признакам.
Ассоциация – это связь между какими-то явлениями, предметами, людьми, когда при упоминании одного возникает мысленный образ другого.
Если говорить о возрастных особенностях, то эмоциональный ряд детей младшего школьного возраста еще не устойчив, не вся гамма чувств им знакома, знакомство идет именно через знание-понимание. А потому очень важно проводить какие-то параллели, аналогии между прочитанным и реальным жизненным опытом ребенка, спрашивать об ассоциациях в связи с прочитанным.
Есть хорошая игра «Вырасти дерево ассоциаций».
В нашей книге мы её ввели в раздел «Круглый год». Сказочный герой – лисенок Фенёк, который сопровождает читателя, предлагает:
- Ну вот, мы вспомнили все времена года и  некоторые календарные праздники. А у тебя, читатель, есть самый-самый любимый праздник? Давай поиграем в игру: вырастим «Дерево ассоциаций», связанное с ним. Вот правила:
Ствол дерева – название праздника. Большие ветви – первые слова-ассоциации, связанные с ним. Отходящие от ветвей веточки – ассоциации уже к словам-ветвям… и так далее.
 Итак, суть игры: ствол дерева – название какого-то предмета или явления. Ветви, отходящие от ствола – ассоциации, которые возникают при  упоминании слова-«ствола». Отходящие от ветвей веточки – ассоциации уже к словам-ветвям и т.д.

Инсценировка
«Сыграть» прочитанное в самодеятельном театре – это не только интересная для детей игра.  Именно инсценировка помогает младшим школьникам «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер, отработать некоторые правила лексики, грамматики, произношения.  Через инсценировку идет развитие  коммуникативных навыков (вербальных и невербальных), крайне необходимых в жизни.
 Инсценировка – это способ лучше понять замысел автора, характеры героев, встав на их место.
В нашей книге, в разделе «Школьные истории» есть небольшие  юмористические   рассказы.  Они  подойдут для домашнего театра. И очень может быть, что кто-то из ребят или родителей увидит в них себя со стороны.
 Хорошо, если роли будут исполнять не только дети, но и родители.  Это подарит семье бесценные минуты совместного творчества, обмена идеями – ведь нужно будет  обсудить сценарий, распределить роли, придумать костюмы и… сыграть вместе!

РАФТ
Предложите детям сыграть в РАФТ.  Это интересный и оригинальный способ рассказать (или написать) о прочитанном, который отчасти схож с инсценировкой.
Технология РАФТ определяет 4 параметра рассказа (или отзыва, сочинения):
Р – роль. Кто ты? От чьего имени рассказываешь?
А – аудитория. Для кого ты рассказываешь?
Ф – формат. В какой форме ты рассказываешь? (рассказ, сказка, эссе, анекдот, басня, диалог..)
Т – тема. О чем ты пишешь? Какова идея твоего рассказа?

Проще говоря, технология РАФТ одновременно позволяет поиграть в игру «Расскажи прочитанную историю от лица какого-то героя» (не забывай при этом, что каждый из них будет рассказывать по-своему)  и углубиться в литературоведческую специфику, уточняя особенности литературных  жанров и пробуя свои силы в них.

Синквейн –   короткое литературное произведение из 5 строк, характеризующее предмет (тему).
Наглядный пример: синквейн о герое этой книги – лисенке Феньке:
Фенёк
Чуткий, неравнодушный
Познает, спрашивает, удивляется
Ему интересен мир вокруг
Чудо-зверёк.
Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна очень эффективна  и проста в применении. Поверьте нашему опыту: составить синквейн может даже дошкольник.  При этом СИНКВЕЙН :                                                                                                                                                     - инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,
- средство творческого самовыражения,
- способ обогащения  словарного  запаса,
- подготовка к краткому пересказу,
-  ключик к основной идее  произведения,
-  и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый может почувствовать себя гением-творцом.

Синквейн может быть использован:                                                                                                                     - для интерпретации названия произведения                                                                                                            - для краткого пересказа произведения или какой-либо темы (урока)                                                                                - для характеристики персонажа, явления, события.

Можно не пугать малыша произношением и заучиванием столь сложного слова. Просто предложите ему  ответить на ваши вопросы и запишите  ответы.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА:
- 1 строчка (Кто? Что?) – существительное – одно ключевое слово, определяющее содержание(название произведения, имя героя).
- 2 строчка  (Какой? Какая? Какое?) – два прилагательных или причастия, характеризующих первую строчку.
- 3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме.
- 4 строчка – четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме или  её суть.
- 5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание  – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.
В одном из заданий к сказке «Последний динозавр» мы предлагаем читателям составить лингвистическую модель. По сути  это тот же синквейн. Разница лишь в четвертой строчке, где вместо ключевой фразы надо подобрать четыре слова, отвечающие на вопрос «как?» и связанные с образом героя.
  Вот  наш вариант  лингвистической модели о динозавре:
Динозавр
Древний, одинокий
Наблюдает, удивляется, грустит
Задумчиво, устало, печально, молчаливо
Мудрость.
Важно понимать, что у каждого читателя может получиться свой синквейн (лингвистическая модель), непохожий на то, что придумают другие. Здесь играет роль личное отношение к книжному герою - симпатичен он читателю или, напротив, неприятен.

Моя Вообразилия
Оттолкнувшись от истории,  прочитанной в книге,  и даже от отдельных строчек или  слов, можно отправиться с ребенком в страну Вообразилию.  Вот некоторые примеры вопросов-заданий:
- встретив незнакомое слово, объясните его малышу, а затем предложите самому придумать (рассказать или нарисовать), что  за «зверь» скрывается, например, за таким чудо-словом, как «крокозябра», «карамбурог», «хливчикарка» и т.п. (вы можете придумать слова сами).
Мы используем этот прием в задании к рассказу «Байконур и левитация».

Задание «наоборот»: покажите картинку с изображением несуществующего зверя и спросите, как бы он мог называться.
- прочитав стихотворение  о маме, спросите:  какой мамин смех наощупь? А по цвету?
- можно обсудить с ребенком, как отличаются по цвету и звуку разные эпизоды одного и того же рассказа, или какого цвета наше настроение после прочтения книжки.
-  бывает, что фантазия автора, какой-то придуманный  образ не всегда понятны детям. Здесь можно  предложить ребенку вместе пофантазировать и нарисовать портрет столь загадочного персонажа.

  Именно так поступает в нашей книге  лисёнок Фенёк: он предлагает  читателю описать, как может выглядеть Душа озера.

Искусство хороших вопросов.
 Овладеть им не так просто, как кажется на первый взгляд.   К любому художественному тексту можно придумать множество вопросов... А можно найти  один, ключевой вопрос, вокруг которого, как по спирали, будет раскручиваться всё произведение. Он потянет за собой цепь ясных, убедительных ходов. И покажет — как на ладони — суть всего произведения.
У хороших вопросов много общего с символическим образом: они неисчерпаемы, в них скрывается бесчисленное множество ответов, оттенков поворотов мысли. На них нельзя ответить однозначно «да» или «нет».
Конечно, нет одного варианта вопроса на все произведения. Но несколько универсальных примеров мы можем предложить:
        - Почему произошла описанная ситуация?
        - Почему каждый из героев ведет себя так,  а не иначе?
        - Что хотел сказать нам автор этим произведением?
        - Как ты относишься к происходящему (описываемому) в книге?
Такие вопросы помогают налаживать диалог между произведением и читателями. Они заставляют думать. Они провоцируют споры, рождают читательское вдохновение, задевают за живое.
Право на  собственное  читательское мнение.
Это важно. Каждая книга имеет тысячи интерпретаций благодаря читателям. Ведь все мы разные, а потому по-разному относимся к прочитанному, испытываем разные эмоции во время чтения, делаем разные выводы. Это надо понимать и принимать.
 Разговор с ребенком о книге не должен быть назидательным. Можно помочь малышу раскрыть всю глубину текста, но выводы предоставьте делать ему самому. И отнеситесь к этим выводам с уважением.
Т.М.Плохотник,
заместитель директора Городской детской библиотеки

7 комментариев:

  1. Библио-S-путник.
    Сетевой. Информативный.
    Зажигает. Творит. Объединяет.
    Не даст сбиться с дороги.
    Друг.

    ОтветитьУдалить
  2. :- ))))))))))))))
    Ага, рекомендации в практическом применении)

    ОтветитьУдалить
  3. Здорово! Молодец. Тоже занимаюсь с детьми творческим чтением. Так что ждем с натерпеньем книгу. Где можно будет приобрести книгу и когда. Надо, как раньше записываться в очередь.

    ОтветитьУдалить
  4. Как только издадимся - сразу проанонсирую. Планируем, что в конце января будет все готово)))

    ОтветитьУдалить
  5. Я с успехом использовала ваш материал при подготовке устной консультации по громкому чтению для своих библиотекарей. Консультация получилась интересной и даже самые пассивные загорелись попробовать. Спасибо большое

    ОтветитьУдалить
  6. Материал нужный и полезный, буду применять. Огромное спасибо!

    ОтветитьУдалить