Материалы научно-практической конференции городов системы ЗАТО
(г.Саров, 2008 год).
- Подготовила: главный библиотекарь МУК «ЦСДБ им.А.С.Пушкина»
- Чадаева Л.И.
- Осознание единства целей разных образовательных и культурных учреждений в области продвижения чтения и формирования информационной культуры личности ведёт к консолидации людей разных профессий, принадлежащих к сфере книжной культуры.
- Культура чтения, основы рациональной работы с книгой.
- Основы библиотечно-библиографических знаний;
- В нашей библиотеке эти цели также решаются через хорошо достигнутое взаимопонимание и координацию с учителями, организаторами внеклассной работы, классными руководителями школ города, воспитателями и руководителями детских садов, и другими педагогами учреждений дополнительного образования, т.е. благодаря полноценному использованию социокультурных возможностей городского образовательного пространства. Мы, библиотекари, не пытаемся заменить педагогов в их деятельности, но библиотечная работа является частью педагогического процесса и базируется на современных педагогических теориях и принципах.
Наши социальные партнёры в сфере образования
Департамент по делам молодёжи и спорта | |
Детская юношеская спортивная школа | Центр внешкольной работы |
Департамент образования | |
МОУ Средние общеобразовательные школы | Станция юных техников Станция юных натуралистов Дворец детского творчества |
Сотрудничество нашей библиотеки строится по следующим направлениям:
- с Муниципальными дошкольными образовательными учреждениями:
- Систематическая работа с группами детских садов по программам.
- Внестационарное обслуживание детей на базе детских садов.
- Выступления с докладами обзорами книг на родительских собраниях.
- Книжные выставки.
- Методическая и консультативная помощь руководителям детского чтения (педагогам и родителям).
Библиотека и школа
На базе школы:
- Выходы с беседами, обзорами в классы.
- Участие в общешкольных мероприятиях.
- Выступления с докладами на родительских собраниях.
- Распространение печатной рекламы и библиографической продукции для РДЧ и школы.
- На базе библиотеки:
- Систематическая работа с классами (группами продлённого дня) по ключевым направлениям образовательного и воспитательного процесса.
- Выставки в помощь образовательному процессу.
- Дни библиографии.
- Предметные недели.
- Проведение совместных мероприятий по разным направлениям образовательного процесса.
- Организация общегородских мероприятий в поддержку образовательного процесса (Привлечение организованных групп школьников из нескольких школ к участию в мероприятиях библиотеки)
- Семинары, совещания, конференции педагогов и библиотекарей школ города на базе МУК ЦСДБ.
- Исследовательская деятельность (анкетирование педагогов и подростков)
Библиотека и другие учреждения:
- Внестационарное обслуживание детей на базе детских оздоровительных лагерей «Берёзка», «Лесная поляна», «Гайдар».
- Творческая помощь в написании сценариев для мероприятий, проводимых совместно с ДМШ, ЦВР.
- Участие воспитанников учреждений дополнительного образования в мероприятиях библиотеки.
- Организация выставки работ воспитанников ДШИ, СЮТ, ДХШ на базе библиотеки.
- Оказание консультационной помощи руководителям детского чтения, подбор специализированной литературы педагогам и учащимся учреждений дополнительного образования
- Подробнее хочу остановиться на сотрудничестве библиотеки со средними школами города. Разрабатывая библиотечные циклы в помощь образовательному процессу строится по следующим критериям:
- Наличие в достаточном количестве информационных материалов (книги, журналы, аудио и видеоматериалы, съёмные электронные носители).
- Каждое мероприятие иллюстрирует книжная выставка.
- Включение в канву занятия блиц-заданий, а в циклы отдельных уроков, обучающих умениям и навыкам информационного поиска:
- работе со справочным аппаратом книги, энциклопедии,
- работе со словарём,
- решению поисковых задач с использованием каталогов и картотек,
- умению пользоваться различными видами библиографической продукции.
- Для оживления привычных форм массовой работы: беседы, обзора, викторины и др. библиотекари активно применяют методы литературной, ролевой или познавательно - развлекательной игры. Наряду с играми любовь детей заслужил метод театрализации. В рамках гуманистической парадигмы образования эти методы все решительнее завоевывают симпатии не только педагогов, но и библиотекарей.
- Во все библиотечные циклы включены уроки, обучающие умениям и навыкам информационного поиска.
- Периодичность – 1 раз в месяц.
- Многие классы начинают посещать библиотечные циклы в начальной школе и заканчивают в старших классах.
- В 2007 – 2008 учебном году библиотеку и её филиалы посещали 150 классов из 16 средних общеобразовательных школ города, что составляет примерно 6 классов на библиотекаря.
Библиотечные программы помогают учащимся в реализации принципа непрерывного школьного образования, дополнительного изучения школьных предметов, развивают интеллект и расширяют кругозор. Дети, организованно посещающие библиотечные мероприятия, становятся нашими лучшими читателями, активно посещающими библиотеку во внеурочное и каникулярное время, участвующими в библиотечных конкурсах, театрализованных праздниках не только в качестве зрителей. Многие из наших активных читателей являются добровольными помощниками (волонтёрами) в деле распространения рекламы, привлечения в библиотеку новых читателей.
- Пропаганда книги и чтения осуществляется не только на базе библиотеки, но также и во время выходов библиотекарей в школы города. Большой блок в информировании читателей занимают информационно-рекомендательные тематические обзоры, литературные часы по ведущим направлениям учебной и воспитательной деятельности.
- Цифровые показатели за последние годы отражены в таблице.
Год | 2005 | 2006 | 2007 |
|
|
|
|
Количество обслуженных читателей. | 4487 | 5740 | 7161 |
в 2005 году на каждого из сотрудников приходилось примерно 8 мероприятий, проведённых на базе школ города;
в 2006 году - 9,6 мероприятий;
в 2007 году – 10,3 мероприятий.
Мы считаем, что эта работа ведётся в нашей библиотеке систематично, хорошо налажена. Спрос на библиотечные мероприятия на базе школы постоянно растёт.
- В помощь школьному образованию библиотека традиционно проводит предметные недели, месячники, дни знаний, посвящённые разным школьным предметам.
- Цели предметных дней, недель, месячников:
- Оказание информационной поддержки учащимся,
- Расширение кругозора читателей в области естественных и гуманитарных наук, техники и искусства
- Вовлечение учащихся средних и старших классов в творческую деятельность.
- Повышение познавательной мотивации и самооценки даже у слабоуспевающих школьников.
С открытием специализированного здания детской библиотеки одной из важнейших задач является формирование детской библиотеки как информационного центра, способного на основе современных технологий дать пользователю необходимую информацию в удобной для него форме, способствовать развитию его информационной и читательской культуры.
В библиотеке и её филиалах каждому ребенку предоставлен свободный доступ ко всем имеющимся носителям информации, созданы все условия для формирования информационной культуры читателей. В читальных залах и на абонементах всех подразделений сформированы открытые территории деловой книги. Нормой среди читателей стали не только написание докладов и рефератов, но и выполнение домашнего задания в читальных залах всех подразделений библиотеки. Наша статистика фиксирует литературу, выданную по школьной программе.
Книговыдача художественной и отраслевой литературы
по школьной программе.
Филиал 1 | Филиал 2 | Филиал 4 | Отдел "Отрочество" | Отдел "Детство" | Отдел "Искусство" | Итого. | ||
2006 | 4200 | 7151 | 8305 | 11862 | 3224 | - | 34742 | 2006 |
2007 | 4038 | 7726 | 8194 | 11474 | 4564 | 315 | 36311 | 2007 |
2008 | 2008 |
- Возросший интерес к деловой (отраслевой) книге учитывается при комплектовании - фонд такой литературы стабильно растёт.
- В цивилизованных западных странах центральной для общеобразовательных учреждений и для всего общества является идея карьеры, всё общество помогает молодому человеку не только определиться в выборе профессии, но и состояться в ней. В наших российских условиях можно только мечтать о том, чтобы педагоги, психологи и администрация школ интегрировались в совместной помощи учащемуся в профессиональном и личностном самоопределении, в формировании у выпускников готовности к настоящему самоопределению.
- В связи с расширением возрастного диапазона наших читателей за счёт школьников 10 и 11 классов, библиотека начала работу по формированию культуры профессионального самоопределения. С этой целью в читальном зале «Мир интеллекта» открыта постоянно действующая выставка «Я выбираю будущее».
Выставка «Я выбираю будущее».
- Информация о современных профессиях
- Справочники для поступающих в средние и высшие учебные заведения
- Психология выбора профессии
- Журнал «Абитуриент»
- Картотека «Мир профессий».
- Нередкими в практике нашей библиотеки стали профориентационные мероприятия, проводимые совместно с городским центром занятости.
- Работа в этом направлении находится в начальной стадии, она не стала ещё системной, но мы считаем, что она должна стать приоритетной для детских и юношеских библиотек.
- Немецкий философ конца 19 начала 20 века Георг Зиммель сказал: «Человек образованный тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».
В связи с этим одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки является работа по формированию основ библиотечно–библиографических знаний и навыков информационного поиска у пользователей.
- Библиографическое ориентирование - один из способов организации информационной среды в библиотеке. Алгоритмы, памятки, игровые моменты в оформлении каталогов, создают в сознании читателя поисковый образ документа, фонда библиотеки. Это попытка разработать библиографический дизайн библиотеки.
Алгоритмы: пути основных видов информационного поиска.
- Систематический каталог литературы для детей 8-10 лет оформлен в цвете. Цветные библиокубики - альтернатива Алфавитно-предметному указателю:
- Каждый кубик выкрашен в свой цвет
- На одной из граней кубика - цифровое обозначение и название раздела, на остальных гранях – видеоряд, раскрывающий темы раздела
- Цвет библиокубика совпадает с цветом разделителя в систематическом каталоге, что облегчает поиск книги на нужную тему.
- Для старших читателей
- С целью получения навыков пользования справочной литературой справочно-библиографический отдел разработал настольную игру «Страна Почемучляндия», которая помогает детям получить необходимые навыки в игровой форме.
- Отделом информационно-библиографической деятельности разработаны основные типы информационно-поисковых задач для читателей разного возраста и на практике отрабатываются алгоритмы их решения.
- При организации информационной среды библиотеки обращается внимание на различные формы библиографической продукции, в большей степени это информационные и рекомендательные списки. За 2007 год МУК «ЦСДБ им. А.С. Пушкина» было выпущено 21 информационно-рекомендательное пособие. Уже в 2008 году в центральной библиотеке и её филиалах было организовано 7 выставок рекомендательных пособий.
- Особой популярностью у наших читателей пользуются электронные рекомендательные списки и рекламно-информационные презентации, сделанные нашими библиотекарями:
- Электронный календарь «В благодарной памяти Отечества» (к Дню народного единства)
- Электронная реклама книг по Интернет «Гид в стране Паутиныча
- Электронный календарь «Свет материнской любви» ( к Дню матери)
- «Поэт точных наук» (к 125-летию Я.К.Перельмана)
- «Памятники природы- хранители истории» (о природных памятниках Сарова)
- Познавательная презентация «А вы знаете, что…» (интересные факты о жизни животных)
- Электронный рекомендательный список «История России в романах и рассказах».
- Активно в работе стали использоваться электронные викторины. Викторина, предложенная детям с экрана монитора, отличается своей яркостью, красочностью, звуковыми и анимационными эффектами, она привлекает внимание наших читателей и является хорошим средством, побуждающим к чтению научно-познавательных и художественных книг, формирующим познавательную мотивацию юных пользователей библиотеки.
- В 2007 году были созданы и апробированы следующие электронные викторины:
- викторина «Вперед, грамотей!» (к году Русского языка),
- викторина–знакомство «Русь летописная»,
- викторина-рекомендация « Юный искусствовед»,
- викторина-рекомендация« Лесные детективы» (ко Дню защиты животных),
- викторина-знакомство с Декларацией прав человека «Права литературных героев»,
- познавательная викторина «Как вы знаете компьютер»,
- викторина-путешествие «Тропинками родного края»
Учебное и деловое общение сегодня чаще происходит в режиме письменной речи (чтение и письмо) на электронном носителе. Новые базовые умения в настоящее время включают не только чтение, письмо, но и компьютерную грамотность. С открытием нового здания библиотеки в её структуре появился зал электронной информации, который даёт хорошие возможности для повышения компьютерной грамотности наших читателей.
Попробуем сравнить зал электронной информации с подобными залами в Финляндии. Там именно библиотека стала пунктом общественного доступа к Глобальной сети. Особое внимание здесь уделяется бесплатному обучению читателей пользованию Интернет. В каждой библиотеке существует специальная детская зона, где строго соблюдаются нормы пребывания юных читателей у компьютера.
Да, библиотеки Финляндии ушли вперед по информационному обеспечению, по наличию единых корпоративных библиотечных систем, электронных каталогов. Но и у нас в России сейчас появились реальные шансы догнать зарубежных коллег. Первые шаги в этом направлении сделала и наша библиотека.
Возможности зала электронной информации МУК «ЦСДБ им. А.С.Пушкина»:
- Формирование навыков компьютерной грамотности с помощью развивающих игр и познавательных программ в помощь школьному образованию;
- Участие в конкурсах творческих работ.
- Пользование медиатекой.
- Набор и сохранение информации, взятой из книги, на съёмных электронных носителях;
- Работа с электронным каталогами для детей «Моя первая библиотека» и «Час книги»
- Доступ к современной справочно-правовой системе "Гарант"
- Повышение компьютерной грамотности сотрудников библиотеки
- Проводятся индивидуальные и групповые консультации по поиску информации в электронных ресурсах. Эта работа позволяет открыть перед читателями возможности поиска информации с использованием медиатеки библиотеки.
Год | 2005 | 2006 | 2007 |
Консультаций по электронным ресурсам |
|
|
|
Финляндия | Россия. Саров. |
|
|
- Конкурс творческих работ «Вдохновлённые стихами А.С. Пушкина» в зале электронной информации объединил две важнейших задачи: приобщение к вершинам русской поэзии, к ценностям эмоциональной, духовной культуры с одной стороны и повышение компьютерной грамотности, т.е. информационной культуры с другой.
Цели конкурса:
- обучение и координация работы в приложении Microsoft Office Word;
- привлечение интереса детей к поэзии;
- развитие эстетического вкуса;
- развитие фантазии и умения воплощать свой художественный замысел средствами информационных технологий;
- В результате все участники конкурса
- Перечитали и вспомнили стихи Пушкина
- Приобрели навыки художественного оформления текста средствами приложения Microsoft Office Word
- Воплотили свои фантазии в художественном оформлении (иллюстрировании) стихотворения поэта.
- Стали участниками заключительного праздника (как правило проводится в каникулы).
Зал электронной информации расширил возможности библиотеки по формированию гражданско-правовой культуры наших читателей. С первых дней существования зала пользователям открыт доступ к современной полнотекстовой справочно-правовой системе "Гарант". В 2008 году к данной правовой системе зафиксировано около 200 обращений читателей разного возраста.
Открытие зала электронной информации привело к расширению спектра и повышению качества бесплатных библиотечно-информационных услуг. Самое главное – у наших читателей появилась возможность выполнения различных видов работ в электронном формате: дети-старшеклассники активно пользовались залом для написания докладов, экзаменационных рефератов, для составления электронных презентаций по разным школьным предметам.
- Важнейшим показателем работы библиотеки являются книжные выставки.
Год | 2005 | 2006 | 2007 |
Количество книжных выставок | 373 | 357 | 370 |
- В настоящее время задача книжных выставок заключается не только в раскрытии книжного фонда библиотеки, но и в приобщении пользователя к лучшей литературе, в пропаганде чтения. Все мы знаем, что в детское чтение пришла массовая культура, и нужно убрав с полок инфантильные эрзац-продукты, нивелирующие вкусы читателей под обывательский стереотип, предложить детям настоящую литературу, которая будет развивать и воспитывать его на примере вечных непреходящих ценностей.
- Подробнее я хотела бы остановиться на конкурсных книжных выставках, которые мы устраиваем для детей среднего и старшего школьного возраста.
- Показать их эффективность я хотела бы на примере выставки-конкурса «Тайна пиратских сокровищ».
- Цели:
- Через интерес читателей к приключенческой литературе побудить их к чтению научно – познавательной литературы.
- Расширить кругозор читателей в области естественных и гуманитарных наук: географии, биологии, истории, литературы.
- Максимально раскрыть фонд научно-познавательной литературы, познакомить читателей с лучшими научно-популярными изданиями (в т.ч. и периодическими) для детей по данным темам.
- Показать круг практического применения знаний в области естественных и гуманитарных наук, полученных как на уроках в школе, так и в результате знакомства с книгами, представленными на выставке, что непременно ведёт к развитию познавательной мотивации пользователей библиотеки.
- Принципы организации выставки:
- Выставка является первым отборочным этапом конкурса, продолжение и завершение которого происходит на заключительной игре, (обычно проводимой в дни школьных каникул). Желающие попасть на заключительную интеллектуальную игру должны принять участие в выставке-конкурсе. Таким путём снимается проблема привлечения внимания детей к выставке.
- Каждый, выполнивший задания и ответивший на вопросы выставки-конкурса, гарантированно становится участником заключительного праздника, он приводит на игру группу поддержки- таким путём библиотека решает проблему привлечения на мероприятие большой группы неорганизованных читателей подросткового возраста.
- Важнейшая роль в повышении информационной грамотности пользователей библиотеки принадлежит регулярно проводимым Дням Информации, Неделям и декадам библиографии.
- При проведении таких дней учитывается тема дня, недели, декады, определяемая приоритетными направлениями деятельности МУК ЦСДБ и задачами года. Дни, недели и декады информации - это комплекс мероприятий, обычно состоящих из организации выставок, проведения обзоров, кроссвордов с использованием периодических изданий, индивидуальных бесед с читателями, различных мероприятий.
- Принцип организации дней информации:
- ДИ – Это всегда комплекс мероприятий
- При проведении ДИ учитываются сквозные темы недели, месяца, года.
- Дифференцированный подход к читателям разных возрастных групп.
- Работа как с массовыми, так и с индивидуальными читателями.
- Приведу один пример.12 марта 2008 года во время Недели детской книги во всех структурных подразделениях ЦСДБ прошел День информации «Новые имена в детской литературе».
Пример одного дня информации
- День информации «Новые имена в детской литературе».
- 7 книжных выставок
- Электронная презентация «Детские писатели новой волны».
- Подготовлен рекомендательный список «Подросток глазами современных авторов»,
- Библиорадиостраничка «О книгах проблемных, прекрасных и спорных».
- Информационно-поисковые задачи по теме для индивидуальных пользователей библиотеки.
- Проведено 5 массовых мероприятий по теме.
Традиционными формами массовой работы по формированию библиотечно-библиографических знаний у школьников являются библиотечные уроки и игры. Все они кроме теоретической части содержат и практическую составляющую, где пользователи имеют возможность отработать навыки информационного поиска, пользуясь книгой, энциклопедией, СБА.
Год | 2005 | 2006 | 2007 |
Библиотечно-библиографические уроки и игры |
|
|
|
Дни информации, недели и декады библиографии - это комплекс разных мероприятий, но основной акцент в эти дни мы делаем на индивидуальной работе с читателями, т.к. считаем дифференцированный подход и практическое закрепление навыков информационного поиска основой успеха в формировании библиотечно-библиографических знаний.
Год | 2005 | 2006 | 2007 |
Индивидуальные и групповые библиографические консультации |
|
|
|
- Одним из основных направлений по социализации юношества является деятельность библиотеки по формированию речевой культуры пользователей. 2007 год был объявлен Годом русского языка. Это было продиктовано временем и связано с общим ростом интереса к русскому языку как языку-посреднику во взаимосотрудничестве народов СНГ и в связи с укреплением позиции России в современном мире.
- Популяризация русского языка - одно из важных направлений в деятельности библиотеки. Этой теме было посвящено много мероприятий разных по форме и содержанию:
- Картотека «Великий и могучий».
- Игры, КВНы.
- Беседы о культуре речи, об истории русского языка, русской письменности.
- Выставки-викторины, выставки-кроссворды
- Электронные презентации
- Клуб любителей русского языка.
- День чтения
- Начал свою работу Клуб русского языка «Грамотное поколение» для читателей 8-11 классов.
- Клуб ставит своей целью не только повышение грамотности, обобщение и систематизацию знаний по орфографии и пунктуации русского языка, но и раскрытие красоты и богатства русского слова на примерах произведений русских писателей-классиков, популяризацию данного предмета через книги по занимательной лингвистике признанных и молодых писателей: Льва Успенского, Эдуарда Вартаньяна, Генриетты Граник, Татьяны Рик и других.
- Клуб любителей русского языка организован для тех, кто интересуется вопросами языка и хочет получить новые языковые знания.
- Основными принципами работы клуба являются:
- Принцип добровольности
- Принцип равноправия
- Принцип индивидуального подхода
- Принцип систематичности
- Принцип опережающего обучения
- Принцип развивающего обучения
- Принцип развития активности и самостоятельности
- Принцип занимательности
- Занятия клуба продолжались до конца учебного года. Итог полугодовой работы некоторых активных членов клуба - лингвистический и литературный анализ одного из стихотворений Пушкина.
- В 2007 – 2008 учебном году информационно-библиографический отдел провёл социологический опрос « Информация. Библиотека. Читатель» с целью изучения уровня информационно-потребительского поведения пользователей библиотеки среднего и старшего школьного возраста.
- Исследование проходило в форме анкеты закрытого типа во всех подразделениях библиотеки.
- На вопросы анкеты ответили 156 человек.
- 1. Что значит для тебя библиотека?
- -канал получения необходимой литературы и
- Информации - 90%
- - центр досуга, общения с людьми – 29%
- 90% респондентов ответили, что библиотека для них канал получения необходимой литературы и информации , 29 % воспринимают библиотеку как центр досуга, общения с людьми.
- 2.В поиске нужной книги и информации используешь ли ты?
- - книжные выставки ДА НЕТ - 60%
- - систематический каталог ДА НЕТ - 31%
- - рекомендательные списки и указатели ДА НЕТ - 47%
- - информацию на стендах ДА НЕТ - 55%
- - рекомендации библиотекаря ДА НЕТ - 87 %
- - самому посмотреть книги на полках ДА НЕТ - 87%
- - совет друга 24%_-
- - радио, телевидение 2%
- -компьютер 12%
- Систематический каталог, несмотря на его сложность, используют 31% читателей.
- 47% наших читателей обращают внимание на рекомендательные списки и указатели при выборе книг – а 34% не знают что такое рекомендательная библиография.
- Зона свободного выбора литературы используется читателями активно- 87%
- К советам и рекомендациям сотрудников библиотеки при выборе книги прислушались 87 % анкетированных детей. И это говорит о высоком профессиональном уровне библиотекарей и умении найти подход к ребенку.
- В период переходного возраста ребенок прислушивается к советам своих сверстников (24%) Учитывая этот факт, в библиотеке часто оформляются выставки-рекомендации «Прочитал сам - посоветуй другу», «Кто он, современный герой?» которые пользуются у читателей-подростков большой популярностью.
- Анкета показала, что лишь 12% респондентов используют Интернет в поиске нужной информации.
- 3. Выбирая книгу, обращаешь ли ты внимание на
- аннотацию, вступительную статью.
- ДА - 73%
- НЕТ- 26%
- Третий вопрос анкеты был посвящен умению читателей использовать аннотацию при выборе книги вступительную статью. Анализ вопроса показал (73%), что читателям хорошо известна структура книги, а 26% не читают аннотацию и вступительную статью в книге.
- 4. При подготовке к урокам посещаешь ли ты?
- - читальный зал - 88%
- - зал электронной информации- 13%
- При подготовке к урокам читатели активно посещают читальный зал (88%), так как зал электронной информации только набирает обороты в своей работе, поэтому только 13% воспользовались услугами зала (набор текста доклада, работа над рефератом, электронной презентацией, нахождение необходимой информации на электронных носителях).
- 5. Умеешь ты ориентироваться в каталогах и справочной литературе?
- - да, я умею79%
- - у меня часто возникают трудности в нахождении нужной информации-19%
- Пятый вопрос анкеты показал, что 79% умеют пользоваться каталогами и справочной литературой, а 19% испытывают трудности в нахождении нужной информации.
- В каком источнике ты находишь нужную информацию?
- - справочная литература- 99%
- - научно-познавательная литература - 97%
- - художественная литература - 68%
- - публикации из периодики- 15%
- Для нахождения необходимой информации 99% респондентов используют справочную литературу, 97% -научно-познавательную, 15% обращаются к периодике и 68% получают нужные знания при чтении художественной литературы(вопрос№6 анкеты).
- 7. Как ты считаешь, нужны ли для тебя занятия по библиотечно- библиографическим знаниям ?
- (умение пользоваться каталогами, справочной литературой, книжным фондом)
- НЕТ- 10%
- ДА - 58%
НЕ знаю - 26% - При ответе на седьмой вопрос анкеты «Как ты считаешь, нужны ли для тебя занятия по библиотечно-библиографическим знаниям» 58% ответили утвердительно, 26% затрудняются ответить, только 10% ответили ,что им такие занятия не нужны.
- Анализ анкеты « Информация. Библиотека. Читатель» позволил выявить удовлетворительный уровень информационно – библиографической грамотности пользователей библиотеки, и позволил наметить приоритетные направления по воспитанию информационной культуры пользователей библиотеки.
- Пути повышения информационно – библиографической грамотности пользователей библиотеки:
- Во всех структурных подразделениях в зоне каталогов разместить алгоритмы поиска информации в каталоге или подготовить памятку «Информационные ресурсы в библиотеке»;
- Совершенствовать в работе электронные технологии (электронные презентации с рекомендациями книг, электронные каталоги «Час книги», «Моя первая библиотека»);
- Сотрудникам читальных залов активизировать работу с периодикой (выставка одного журнала, выставка интересной статьи, настольно-познавательные игры по периодике, библиообзоры и библиоигры с использованием материалов периодических изданий, праздники, посвященные периодике и др.)
- Обучение библиотечно-библиографическим знаниям построить не с позиции библиотекаря, пытающегося объяснить читателю как устроена информационная служба библиотеки, а с позиции пользователя, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в своей учебной деятельности.
Говоря о воспитании информационной культуры личности, нельзя не упомянуть о разночтениях, мешающих взаимопониманию в среде специалистов в сфере книжной культуры. В печати мы можем встретить различие в трактовках таких базовых понятий, как «чтение», «культура чтения», «информационная культура». И если мы решаем задачу воспитания культуры чтения у пользователей библиотеки, то какую модель следует выбрать: западную или российскую? Если мы закладываем западную модель (техника чтения плюс понимание – равно функциональная грамотность) то ставим своей целью приобретение умения извлечения информации из печатного текста для бытовых, учебных и производственных нужд, что будет являться основой для успешного получения образования. Другими словами говоря, западная модель чтения - залог информационной и функциональной грамотности человека.
Российская модель чтения нацелена на формирование не просто информационно культурной личности, но и гуманного, творческого, интеллигентного человека с высокими гражданскими устремлениями, одним словом, социализированной личности.
В своей работе мы не подменяем одну модель чтения другой, а стараемся использовать положительные стороны обеих моделей так, чтобы не забывая о традиционных ценностях, без которых общество перестанет существовать, формировать у наших пользователей ценности информационного мышления, которые помогут нам развиваться по пути прогресса.
- Сегодня нужно думать о том, как сделать детскую библиотеку значимым социальным институтом, авторитетным учреждением для каждого пользователя, поэтому необходимо провести комплекс мероприятий, способствующих позиционированию детской библиотеки как информационного центра.
- Важную роль в стратегии библиотеки играет её географическое положение В нашем случае центральная библиотека расположена в спальном районе с четырьмя средними общеобразовательными школами и несколькими специализированными учреждениями дополнительного образования. Мы уже почувствовали появление новых групп читателей: от дошкольников раннего возраста до студентов и даже пенсионеров. В связи с этим мы должны изучить потребности новых читательских групп и формировать фонд с учётом этих потребностей. Особое внимание уделить юношеству как новой читательской группе и начать создание банка информации к послешкольному образованию
- В связи с тем, что не все дети имеют равные возможности в пользовании ресурсами библиотек (пользователи с ограниченными возможностями, или живущие на значительном удалении от библиотеки) необходимо думать о расширении форм обслуживания читателей:
- Библиотека должна иметь свой сайт.
- Сервисная доставка книг детям с ограниченными возможностями.
- Задачей библиотек в наше время является приобщение читателей к лучшей литературе. Ценность чтения русской классики и лучших познавательных книг следует комментировать и раскрывать читателям в новой современной форме:
- Новые формы выставок, названия выставок, привлекающие своей необычностью (например, провокационные названия выставок)
- Создавать рекомендательные пособия для детей разных возрастов с использованием современных методик и на различных носителях. Привлечение внимания к книге с помощью электронных библиографических пособий. Привнесение интерактивности в электронную библиографию.
- Общение с читателями с помощью мультимедийного интерактивного сайта.
- Расширение сотрудничества библиотеки с образовательными учреждениями:
- Выработка стратегии совместной исследовательской деятельности по изучению информационных потребностей детей школьного возраста.
- Координация между библиотеками и школами в создании и распространении информационных продуктов для детей и специалистов, работающих с ними.
Комментариев нет:
Отправить комментарий