29 дек. 2010 г.

Детская библиотека в системе информационной поддержки.

Материалы научно-практической конференции городов системы ЗАТО
 (г.Саров, 2008 год).
Подготовила: главный библиотекарь МУК «ЦСДБ им.А.С.Пушкина»
Чадаева Л.И.
Осознание единства целей разных образовательных и культурных учреждений в области продвижения чтения и формирования информационной культуры личности ведёт к консолидации людей разных профессий, принадлежащих к сфере книжной культуры.
Основные направления формирования информационной культуры в библиотеке:
  1. Культура чтения, основы рациональной работы с книгой.
  2. Основы библиотечно-библиографических знаний;
В нашей библиотеке эти цели также решаются через хорошо достигнутое взаимопонимание и координацию с учителями, организаторами внеклассной работы, классными руководителями школ города, воспитателями и руководителями детских садов, и другими педагогами учреждений дополнительного образования, т.е. благодаря полноценному использованию социокультурных возможностей городского образовательного пространства. Мы, библиотекари, не пытаемся заменить педагогов в их деятельности, но библиотечная работа является частью педагогического процесса и базируется на современных педагогических теориях и принципах.

Наши социальные партнёры в сфере образования

<><><><>
Департамент по делам молодёжи и спорта
Детская юношеская спортивная школа
Центр внешкольной работы

 

<><><><>
Департамент образования
МОУ
Средние общеобразовательные школы
Станция юных техников
Станция юных натуралистов
Дворец детского творчества

Сотрудничество нашей библиотеки строится по следующим направлениям:

с Муниципальными дошкольными образовательными учреждениями:
  • Систематическая работа с группами детских садов по программам.
  • Внестационарное обслуживание детей на базе детских садов.
  • Выступления с докладами обзорами книг на родительских собраниях.
  • Книжные выставки.
  • Методическая и консультативная помощь руководителям детского чтения (педагогам и родителям).
Библиотека и школа
На базе школы:
  • Выходы с беседами, обзорами в классы.
  • Участие в общешкольных мероприятиях.
  • Выступления с докладами на родительских собраниях.
  • Распространение печатной рекламы и библиографической продукции для РДЧ и школы.
На базе библиотеки:
  • Систематическая работа с классами (группами продлённого дня) по ключевым направлениям образовательного и воспитательного процесса.
  • Выставки в помощь образовательному процессу.
  • Дни библиографии.
  • Предметные недели.
  • Проведение совместных мероприятий по разным направлениям образовательного процесса.
  • Организация общегородских мероприятий в поддержку образовательного процесса (Привлечение организованных групп школьников из нескольких школ к участию в мероприятиях библиотеки)
  • Семинары, совещания, конференции педагогов и библиотекарей школ города на базе МУК ЦСДБ.
  • Исследовательская деятельность (анкетирование педагогов и подростков)
Библиотека и другие учреждения:
  • Внестационарное обслуживание детей на базе детских оздоровительных лагерей «Берёзка», «Лесная поляна», «Гайдар».
  • Творческая помощь в написании сценариев для мероприятий, проводимых совместно с ДМШ, ЦВР.
  • Участие воспитанников учреждений дополнительного образования в мероприятиях библиотеки.
  • Организация выставки работ воспитанников ДШИ, СЮТ, ДХШ на базе библиотеки.
  • Оказание консультационной помощи руководителям детского чтения, подбор специализированной литературы педагогам и учащимся учреждений дополнительного образования
Подробнее хочу остановиться на сотрудничестве библиотеки со средними школами города. Разрабатывая библиотечные циклы в помощь образовательному процессу строится по следующим критериям:
    • Наличие в достаточном количестве информационных материалов (книги, журналы, аудио и видеоматериалы, съёмные электронные носители).
    • Каждое мероприятие иллюстрирует книжная выставка.
    • Включение в канву занятия блиц-заданий, а в циклы отдельных уроков, обучающих умениям и навыкам информационного поиска:
    1. работе со справочным аппаратом книги, энциклопедии,
    2. работе со словарём,
    3. решению поисковых задач с использованием каталогов и картотек,
    4. умению пользоваться различными видами библиографической продукции.
    • Для оживления привычных форм массовой работы: беседы, обзора, викторины и др. библиотекари активно применяют методы литературной, ролевой или познавательно - развлекательной игры. Наряду с играми любовь детей заслужил метод театрализации. В рамках гуманистической парадигмы образования эти методы все решительнее завоевывают симпатии не только педагогов, но и библиотекарей.
    • Во все библиотечные циклы включены уроки, обучающие умениям и навыкам информационного поиска.
    • Периодичность – 1 раз в месяц.
    • Многие классы начинают посещать библиотечные циклы в начальной школе и заканчивают в старших классах.
В 2007 – 2008 учебном году библиотеку и её филиалы посещали 150 классов из 16 средних общеобразовательных школ города, что составляет примерно 6 классов на библиотекаря.
Библиотечные программы помогают учащимся в реализации принципа непрерывного школьного образования, дополнительного изучения школьных предметов, развивают интеллект и расширяют кругозор. Дети, организованно посещающие библиотечные мероприятия, становятся нашими лучшими читателями, активно посещающими библиотеку во внеурочное и каникулярное время, участвующими в библиотечных конкурсах, театрализованных праздниках не только в качестве зрителей. Многие из наших активных читателей являются добровольными помощниками (волонтёрами) в деле распространения рекламы, привлечения в библиотеку новых читателей.
Пропаганда книги и чтения осуществляется не только на базе библиотеки, но также и во время выходов библиотекарей в школы города. Большой блок в информировании читателей занимают информационно-рекомендательные тематические обзоры, литературные часы по ведущим направлениям учебной и воспитательной деятельности.
Цифровые показатели за последние годы отражены в таблице.

<><><><>
Год200520062007


Количество тематических обзоров на базе школы
(выходы в школы)


214



261



328

Количество обслуженных читателей.448757407161


в 2005 году на каждого из сотрудников приходилось примерно 8 мероприятий, проведённых на базе школ города;
в 2006 году - 9,6 мероприятий;
в 2007 году – 10,3 мероприятий.
Мы считаем, что эта работа ведётся в нашей библиотеке систематично, хорошо налажена. Спрос на библиотечные мероприятия на базе школы постоянно растёт.
 
В помощь школьному образованию библиотека традиционно проводит предметные недели, месячники, дни знаний, посвящённые разным школьным предметам.
Цели предметных дней, недель, месячников:
Оказание информационной поддержки учащимся,
Расширение кругозора читателей в области естественных и гуманитарных наук, техники и искусства
Вовлечение учащихся средних и старших классов в творческую деятельность.
Повышение познавательной мотивации и самооценки даже у слабоуспевающих школьников.
С открытием специализированного здания детской библиотеки одной из важнейших задач является формирование детской библиотеки как информационного центра, способного на основе современных технологий дать пользователю необходимую информацию в удобной для него форме, способствовать развитию его информационной и читательской культуры.
В библиотеке и её филиалах каждому ребенку предоставлен свободный доступ ко всем имеющимся носителям информации, созданы все условия для формирования информационной культуры читателей. В читальных залах и на абонементах всех подразделений сформированы открытые территории деловой книги. Нормой среди читателей стали не только написание докладов и рефератов, но и выполнение домашнего задания в читальных залах всех подразделений библиотеки. Наша статистика фиксирует литературу, выданную по школьной программе.
Книговыдача художественной и отраслевой литературы
по школьной программе.
<><><><>

Филиал 1
Филиал 2
Филиал 4
Отдел "Отрочество"
Отдел "Детство"
Отдел "Искусство"
Итого.

2006
4200
7151
8305
11862
3224
-
34742
2006
2007
4038
7726
8194
11474
4564
315
36311
2007
2008







2008

 
Возросший интерес к деловой (отраслевой) книге учитывается при комплектовании - фонд такой литературы стабильно растёт.

 
В цивилизованных западных странах центральной для общеобразовательных учреждений и для всего общества является идея карьеры, всё общество помогает молодому человеку не только определиться в выборе профессии, но и состояться в ней. В наших российских условиях можно только мечтать о том, чтобы педагоги, психологи и администрация школ интегрировались в совместной помощи учащемуся в профессиональном и личностном самоопределении, в формировании у выпускников готовности к настоящему самоопределению.
В связи с расширением возрастного диапазона наших читателей за счёт школьников 10 и 11 классов, библиотека начала работу по формированию культуры профессионального самоопределения. С этой целью в читальном зале «Мир интеллекта» открыта постоянно действующая выставка «Я выбираю будущее».
Выставка «Я выбираю будущее».
  • Информация о современных профессиях
  • Справочники для поступающих в средние и высшие учебные заведения
  • Психология выбора профессии
  • Журнал «Абитуриент»
  • Картотека «Мир профессий».
Нередкими в практике нашей библиотеки стали профориентационные мероприятия, проводимые совместно с городским центром занятости.
Работа в этом направлении находится в начальной стадии, она не стала ещё системной, но мы считаем, что она должна стать приоритетной для детских и юношеских библиотек.
Немецкий философ конца 19 начала 20 века Георг Зиммель сказал: «Человек образованный тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».
В связи с этим одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки является работа по формированию основ библиотечно–библиографических знаний и навыков информационного поиска у пользователей.
Библиографическое ориентирование - один из способов организации информационной среды в библиотеке. Алгоритмы, памятки, игровые моменты в оформлении каталогов, создают в сознании читателя поисковый образ документа, фонда библиотеки. Это попытка разработать библиографический дизайн библиотеки.
Алгоритмы: пути основных видов информационного поиска.
Систематический каталог литературы для детей 8-10 лет оформлен в цвете. Цветные библиокубики - альтернатива Алфавитно-предметному указателю:
  • Каждый кубик выкрашен в свой цвет
  • На одной из граней кубика - цифровое обозначение и название раздела, на остальных гранях – видеоряд, раскрывающий темы раздела
  • Цвет библиокубика совпадает с цветом разделителя в систематическом каталоге, что облегчает поиск книги на нужную тему.
Для старших читателей
С целью получения навыков пользования справочной литературой справочно-библиографический отдел разработал настольную игру «Страна Почемучляндия», которая помогает детям получить необходимые навыки в игровой форме. 
 





Отделом информационно-библиографической деятельности разработаны основные типы информационно-поисковых задач для читателей разного возраста и на практике отрабатываются алгоритмы их решения.






При организации информационной среды библиотеки обращается внимание на различные формы библиографической продукции, в большей степени это информационные и рекомендательные списки. За 2007 год МУК «ЦСДБ им. А.С. Пушкина» было выпущено 21 информационно-рекомендательное пособие. Уже в 2008 году в центральной библиотеке и её филиалах было организовано 7 выставок рекомендательных пособий.





Особой популярностью у наших читателей пользуются электронные рекомендательные списки и рекламно-информационные презентации, сделанные нашими библиотекарями: 
 



  • Электронный календарь «В благодарной памяти Отечества» (к Дню народного единства)
  • Электронная реклама книг по Интернет «Гид в стране Паутиныча
  • Электронный календарь «Свет материнской любви» ( к Дню матери)
  • «Поэт точных наук» (к 125-летию Я.К.Перельмана)
  • «Памятники природы- хранители истории» (о природных памятниках Сарова)
  • Познавательная презентация «А вы знаете, что…» (интересные факты о жизни животных)
  • Электронный рекомендательный список «История России в романах и рассказах».
     
Активно в работе стали использоваться электронные викторины. Викторина, предложенная детям с экрана монитора, отличается своей яркостью, красочностью, звуковыми и анимационными эффектами, она привлекает внимание наших читателей и является хорошим средством, побуждающим к чтению научно-познавательных и художественных книг, формирующим познавательную мотивацию юных пользователей библиотеки.
В 2007 году были созданы и апробированы следующие электронные викторины:
  • викторина «Вперед, грамотей!» (к году Русского языка),
  • викторина–знакомство «Русь летописная»,
  • викторина-рекомендация « Юный искусствовед»,
  • викторина-рекомендация« Лесные детективы» (ко Дню защиты животных),
  • викторина-знакомство с Декларацией прав человека «Права литературных героев»,
  • познавательная викторина «Как вы знаете компьютер»,
  • викторина-путешествие «Тропинками родного края»
Учебное и деловое общение сегодня чаще происходит в режиме письменной речи (чтение и письмо) на электронном носителе. Новые базовые умения в настоящее время включают не только чтение, письмо, но и компьютерную грамотность. С открытием нового здания библиотеки в её структуре появился зал электронной информации, который даёт хорошие возможности для повышения компьютерной грамотности наших читателей.
Попробуем сравнить зал электронной информации с подобными залами в Финляндии. Там именно библиотека стала пунктом общественного доступа к Глобальной сети. Особое внимание здесь уделяется бесплатному обучению читателей пользованию Интернет. В каждой библиотеке существует специальная детская зона, где строго соблюдаются нормы пребывания юных читателей у компьютера.
Да, библиотеки Финляндии ушли вперед по информационному обеспечению, по наличию единых корпоративных библиотечных систем, электронных каталогов. Но и у нас в России сейчас появились реальные шансы догнать зарубежных коллег. Первые шаги в этом направлении сделала и наша библиотека.
Возможности зала электронной информации МУК «ЦСДБ им. А.С.Пушкина»:
  1. Формирование навыков компьютерной грамотности с помощью развивающих игр и познавательных программ в помощь школьному образованию;
  2. Участие в конкурсах творческих работ.
  3. Пользование медиатекой.
  4. Набор и сохранение информации, взятой из книги, на съёмных электронных носителях;
  5. Работа с электронным каталогами для детей «Моя первая библиотека» и «Час книги»
  6. Доступ к современной справочно-правовой системе "Гарант"
  7. Повышение компьютерной грамотности сотрудников библиотеки
  8. Проводятся индивидуальные и групповые консультации по поиску информации в электронных ресурсах. Эта работа позволяет открыть перед читателями возможности поиска информации с использованием медиатеки библиотеки.
<><><><>
Год200520062007
Консультаций по электронным ресурсам

1595
кол.обсл.-1356


381
кол.обсл.- 1139


2359
кол.обсл. -3454
<><><><>
<><>

<><>
<>
Финляндия
Россия. Саров.
    • Обучение пользованию Интернет
    • Доступ к Интернет
    • Доступ к Электронным каталогам
    • Доступ к единым корпоративным библиотечным системам
    • Формирование навыков компьютерной грамотности с помощью развивающих игр и познавательных программ в помощь школьному образованию;
    • Участие в конкурсах творческих работ.
    • Индивидуальные и групповые консультации по поиску информации в электронных ресурсах
    • Повышение компьютерной грамотности сотрудников библиотеки
    • Пользование медиатекой.
    • Набор и сохранение информации, взятой из книги, на съёмных электронных носителях;
    • Работа с электронным каталогами для детей «Моя первая библиотека» и «Час книги»
    • Доступ к современной справочно-правовой системе "Гарант"

Конкурс творческих работ «Вдохновлённые стихами А.С. Пушкина» в зале электронной информации объединил две важнейших задачи: приобщение к вершинам русской поэзии, к ценностям эмоциональной, духовной культуры с одной стороны и повышение компьютерной грамотности, т.е. информационной культуры с другой.
Цели конкурса:
  • обучение и координация работы в приложении Microsoft Office Word;
  • привлечение интереса детей к поэзии;
  • развитие эстетического вкуса;
  • развитие фантазии и умения воплощать свой художественный замысел средствами информационных технологий;
В результате все участники конкурса
  • Перечитали и вспомнили стихи Пушкина
  • Приобрели навыки художественного оформления текста средствами приложения Microsoft Office Word
  • Воплотили свои фантазии в художественном оформлении (иллюстрировании) стихотворения поэта.
  • Стали участниками заключительного праздника (как правило проводится в каникулы).
Зал электронной информации расширил возможности библиотеки по формированию гражданско-правовой культуры наших читателей. С первых дней существования зала пользователям открыт доступ к современной полнотекстовой справочно-правовой системе "Гарант". В 2008 году к данной правовой системе зафиксировано около 200 обращений читателей разного возраста.
Открытие зала электронной информации привело к расширению спектра и повышению качества бесплатных библиотечно-информационных услуг. Самое главное – у наших читателей появилась возможность выполнения различных видов работ в электронном формате: дети-старшеклассники активно пользовались залом для написания докладов, экзаменационных рефератов, для составления электронных презентаций по разным школьным предметам.

  • Важнейшим показателем работы библиотеки являются книжные выставки.
<><><><>
Год200520062007
Количество книжных выставок373357370

  • В настоящее время задача книжных выставок заключается не только в раскрытии книжного фонда библиотеки, но и в приобщении пользователя к лучшей литературе, в пропаганде чтения. Все мы знаем, что в детское чтение пришла массовая культура, и нужно убрав с полок инфантильные эрзац-продукты, нивелирующие вкусы читателей под обывательский стереотип, предложить детям настоящую литературу, которая будет развивать и воспитывать его на примере вечных непреходящих ценностей.
Подробнее я хотела бы остановиться на конкурсных книжных выставках, которые мы устраиваем для детей среднего и старшего школьного возраста.
Показать их эффективность я хотела бы на примере выставки-конкурса «Тайна пиратских сокровищ».
Цели:
  • Через интерес читателей к приключенческой литературе побудить их к чтению научно – познавательной литературы.
  • Расширить кругозор читателей в области естественных и гуманитарных наук: географии, биологии, истории, литературы.
  • Максимально раскрыть фонд научно-познавательной литературы, познакомить читателей с лучшими научно-популярными изданиями (в т.ч. и периодическими) для детей по данным темам.
  • Показать круг практического применения знаний в области естественных и гуманитарных наук, полученных как на уроках в школе, так и в результате знакомства с книгами, представленными на выставке, что непременно ведёт к развитию познавательной мотивации пользователей библиотеки.
Принципы организации выставки:
  • Выставка является первым отборочным этапом конкурса, продолжение и завершение которого происходит на заключительной игре, (обычно проводимой в дни школьных каникул). Желающие попасть на заключительную интеллектуальную игру должны принять участие в выставке-конкурсе. Таким путём снимается проблема привлечения внимания детей к выставке.
  • Каждый, выполнивший задания и ответивший на вопросы выставки-конкурса, гарантированно становится участником заключительного праздника, он приводит на игру группу поддержки- таким путём библиотека решает проблему привлечения на мероприятие большой группы неорганизованных читателей подросткового возраста.
Важнейшая роль в повышении информационной грамотности пользователей библиотеки принадлежит регулярно проводимым Дням Информации, Неделям и декадам библиографии.
При проведении таких дней учитывается тема дня, недели, декады, определяемая приоритетными направлениями деятельности МУК ЦСДБ и задачами года. Дни, недели и декады информации - это комплекс мероприятий, обычно состоящих из организации выставок, проведения обзоров, кроссвордов с использованием периодических изданий, индивидуальных бесед с читателями, различных мероприятий.
Принцип организации дней информации:
  • ДИ – Это всегда комплекс мероприятий
  • При проведении ДИ учитываются сквозные темы недели, месяца, года.
  • Дифференцированный подход к читателям разных возрастных групп.
  • Работа как с массовыми, так и с индивидуальными читателями.
Приведу один пример.12 марта 2008 года во время Недели детской книги во всех структурных подразделениях ЦСДБ прошел День информации «Новые имена в детской литературе».
Пример одного дня информации
День информации «Новые имена в детской литературе».
  • 7 книжных выставок
  • Электронная презентация «Детские писатели новой волны».
  • Подготовлен рекомендательный список «Подросток глазами современных авторов»,
  • Библиорадиостраничка «О книгах проблемных, прекрасных и спорных».
  • Информационно-поисковые задачи по теме для индивидуальных пользователей библиотеки.
  • Проведено 5 массовых мероприятий по теме.
Традиционными формами массовой работы по формированию библиотечно-библиографических знаний у школьников являются библиотечные уроки и игры. Все они кроме теоретической части содержат и практическую составляющую, где пользователи имеют возможность отработать навыки информационного поиска, пользуясь книгой, энциклопедией, СБА.
<><><><>
Год200520062007
Библиотечно-библиографические уроки и игры

77
кол.обсл.-1558


64
кол.обсл.- 1334


89
кол.обсл.-1889

Дни информации, недели и декады библиографии - это комплекс разных мероприятий, но основной акцент в эти дни мы делаем на индивидуальной работе с читателями, т.к. считаем дифференцированный подход и практическое закрепление навыков информационного поиска основой успеха в формировании библиотечно-библиографических знаний.
<><><><>
Год200520062007
Индивидуальные и групповые библиографические консультации

1781
кол.обсл.-3234


1407
кол.обсл.- 2212


2929
кол.обсл.-5009
Одним из основных направлений по социализации юношества является деятельность библиотеки по формированию речевой культуры пользователей. 2007 год был объявлен Годом русского языка. Это было продиктовано временем и связано с общим ростом интереса к русскому языку как языку-посреднику во взаимосотрудничестве народов СНГ и в связи с укреплением позиции России в современном мире.
Популяризация русского языка - одно из важных направлений в деятельности библиотеки. Этой теме было посвящено много мероприятий разных по форме и содержанию:
Картотека «Великий и могучий».
Игры, КВНы.
Беседы о культуре речи, об истории русского языка, русской письменности.
Выставки-викторины, выставки-кроссворды
Электронные презентации
Клуб любителей русского языка.
День чтения






Начал свою работу Клуб русского языка «Грамотное поколение» для читателей 8-11 классов.





Клуб ставит своей целью не только повышение грамотности, обобщение и систематизацию знаний по орфографии и пунктуации русского языка, но и раскрытие красоты и богатства русского слова на примерах произведений русских писателей-классиков, популяризацию данного предмета через книги по занимательной лингвистике признанных и молодых писателей: Льва Успенского, Эдуарда Вартаньяна, Генриетты Граник, Татьяны Рик и других.





Клуб любителей русского языка организован для тех, кто интересуется вопросами языка и хочет получить новые языковые знания.
Основными принципами работы клуба являются:
  • Принцип добровольности
  • Принцип равноправия
  • Принцип индивидуального подхода
  • Принцип систематичности
  • Принцип опережающего обучения
  • Принцип развивающего обучения
  • Принцип развития активности и самостоятельности
  • Принцип занимательности
Занятия клуба продолжались до конца учебного года. Итог полугодовой работы некоторых активных членов клуба - лингвистический и литературный анализ одного из стихотворений Пушкина.
В 2007 – 2008 учебном году информационно-библиографический отдел провёл социологический опрос « Информация. Библиотека. Читатель» с целью изучения уровня информационно-потребительского поведения пользователей библиотеки среднего и старшего школьного возраста.
Исследование проходило в форме анкеты закрытого типа во всех подразделениях библиотеки.
На вопросы анкеты ответили 156 человек.
1. Что значит для тебя библиотека?
-канал получения необходимой литературы и
Информации - 90%
- центр досуга, общения с людьми – 29%
90% респондентов ответили, что библиотека для них канал получения необходимой литературы и информации , 29 % воспринимают библиотеку как центр досуга, общения с людьми.
2.В поиске нужной книги и информации используешь ли ты?
- книжные выставки ДА НЕТ - 60%
- систематический каталог ДА НЕТ - 31%
- рекомендательные списки и указатели ДА НЕТ - 47%
- информацию на стендах ДА НЕТ - 55%
- рекомендации библиотекаря ДА НЕТ - 87 %
- самому посмотреть книги на полках ДА НЕТ - 87%
- совет друга 24%_-
- радио, телевидение 2%
-компьютер 12%
Систематический каталог, несмотря на его сложность, используют 31% читателей.
47% наших читателей обращают внимание на рекомендательные списки и указатели при выборе книг – а 34% не знают что такое рекомендательная библиография.
Зона свободного выбора литературы используется читателями активно- 87%
К советам и рекомендациям сотрудников библиотеки при выборе книги прислушались 87 % анкетированных детей. И это говорит о высоком профессиональном уровне библиотекарей и умении найти подход к ребенку.
В период переходного возраста ребенок прислушивается к советам своих сверстников (24%) Учитывая этот факт, в библиотеке часто оформляются выставки-рекомендации «Прочитал сам - посоветуй другу», «Кто он, современный герой?» которые пользуются у читателей-подростков большой популярностью.
Анкета показала, что лишь 12% респондентов используют Интернет в поиске нужной информации.
3. Выбирая книгу, обращаешь ли ты внимание на
аннотацию, вступительную статью.
ДА - 73%
НЕТ- 26%
Третий вопрос анкеты был посвящен умению читателей использовать аннотацию при выборе книги вступительную статью. Анализ вопроса показал (73%), что читателям хорошо известна структура книги, а 26% не читают аннотацию и вступительную статью в книге.
4. При подготовке к урокам посещаешь ли ты?
- читальный зал - 88%
- зал электронной информации- 13%
При подготовке к урокам читатели активно посещают читальный зал (88%), так как зал электронной информации только набирает обороты в своей работе, поэтому только 13% воспользовались услугами зала (набор текста доклада, работа над рефератом, электронной презентацией, нахождение необходимой информации на электронных носителях).
5. Умеешь ты ориентироваться в каталогах и справочной литературе?
- да, я умею79%
- у меня часто возникают трудности в нахождении нужной информации-19%
Пятый вопрос анкеты показал, что 79% умеют пользоваться каталогами и справочной литературой, а 19% испытывают трудности в нахождении нужной информации.
В каком источнике ты находишь нужную информацию?
- справочная литература- 99%
- научно-познавательная литература - 97%
- художественная литература - 68%
- публикации из периодики- 15%
Для нахождения необходимой информации 99% респондентов используют справочную литературу, 97% -научно-познавательную, 15% обращаются к периодике и 68% получают нужные знания при чтении художественной литературы(вопрос№6 анкеты).

 
7. Как ты считаешь, нужны ли для тебя занятия по библиотечно- библиографическим знаниям ?
(умение пользоваться каталогами, справочной литературой, книжным фондом)
НЕТ- 10%
ДА - 58%
НЕ знаю - 26%
При ответе на седьмой вопрос анкеты «Как ты считаешь, нужны ли для тебя занятия по библиотечно-библиографическим знаниям» 58% ответили утвердительно, 26% затрудняются ответить, только 10% ответили ,что им такие занятия не нужны.
Анализ анкеты « Информация. Библиотека. Читатель» позволил выявить удовлетворительный уровень информационно – библиографической грамотности пользователей библиотеки, и позволил наметить приоритетные направления по воспитанию информационной культуры пользователей библиотеки.

 
Пути повышения информационно – библиографической грамотности пользователей библиотеки:
Во всех структурных подразделениях в зоне каталогов разместить алгоритмы поиска информации в каталоге или подготовить памятку «Информационные ресурсы в библиотеке»;
Совершенствовать в работе электронные технологии (электронные презентации с рекомендациями книг, электронные каталоги «Час книги», «Моя первая библиотека»);
Сотрудникам читальных залов активизировать работу с периодикой (выставка одного журнала, выставка интересной статьи, настольно-познавательные игры по периодике, библиообзоры и библиоигры с использованием материалов периодических изданий, праздники, посвященные периодике и др.)
Обучение библиотечно-библиографическим знаниям построить не с позиции библиотекаря, пытающегося объяснить читателю как устроена информационная служба библиотеки, а с позиции пользователя, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в своей учебной деятельности.

Говоря о воспитании информационной культуры личности, нельзя не упомянуть о разночтениях, мешающих взаимопониманию в среде специалистов в сфере книжной культуры. В печати мы можем встретить различие в трактовках таких базовых понятий, как «чтение», «культура чтения», «информационная культура». И если мы решаем задачу воспитания культуры чтения у пользователей библиотеки, то какую модель следует выбрать: западную или российскую? Если мы закладываем западную модель (техника чтения плюс понимание – равно функциональная грамотность) то ставим своей целью приобретение умения извлечения информации из печатного текста для бытовых, учебных и производственных нужд, что будет являться основой для успешного получения образования. Другими словами говоря, западная модель чтения - залог информационной и функциональной грамотности человека.
Российская модель чтения нацелена на формирование не просто информационно культурной личности, но и гуманного, творческого, интеллигентного человека с высокими гражданскими устремлениями, одним словом, социализированной личности.
В своей работе мы не подменяем одну модель чтения другой, а стараемся использовать положительные стороны обеих моделей так, чтобы не забывая о традиционных ценностях, без которых общество перестанет существовать, формировать у наших пользователей ценности информационного мышления, которые помогут нам развиваться по пути прогресса.
Сегодня нужно думать о том, как сделать детскую библиотеку значимым социальным институтом, авторитетным учреждением для каждого пользователя, поэтому необходимо провести комплекс мероприятий, способствующих позиционированию детской библиотеки как информационного центра.
  1. Важную роль в стратегии библиотеки играет её географическое положение В нашем случае центральная библиотека расположена в спальном районе с четырьмя средними общеобразовательными школами и несколькими специализированными учреждениями дополнительного образования. Мы уже почувствовали появление новых групп читателей: от дошкольников раннего возраста до студентов и даже пенсионеров. В связи с этим мы должны изучить потребности новых читательских групп и формировать фонд с учётом этих потребностей. Особое внимание уделить юношеству как новой читательской группе и начать создание банка информации к послешкольному образованию
  1. В связи с тем, что не все дети имеют равные возможности в пользовании ресурсами библиотек (пользователи с ограниченными возможностями, или живущие на значительном удалении от библиотеки) необходимо думать о расширении форм обслуживания читателей:
    • Библиотека должна иметь свой сайт.
    • Сервисная доставка книг детям с ограниченными возможностями.
  2. Задачей библиотек в наше время является приобщение читателей к лучшей литературе. Ценность чтения русской классики и лучших познавательных книг следует комментировать и раскрывать читателям в новой современной форме:
  • Новые формы выставок, названия выставок, привлекающие своей необычностью (например, провокационные названия выставок)
  • Создавать рекомендательные пособия для детей разных возрастов с использованием современных методик и на различных носителях. Привлечение внимания к книге с помощью электронных библиографических пособий. Привнесение интерактивности в электронную библиографию.
  • Общение с читателями с помощью мультимедийного интерактивного сайта.
  1. Расширение сотрудничества библиотеки с образовательными учреждениями:
  • Выработка стратегии совместной исследовательской деятельности по изучению информационных потребностей детей школьного возраста.
  • Координация между библиотеками и школами в создании и распространении информационных продуктов для детей и специалистов, работающих с ними.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий