18 янв. 2011 г.

Годовой отчет. Летнее чтение-2010

 

ОТЧЕТ
МУК «Централизованной системы детских библиотек им. А.С. Пушкина»
о работе по программе «Летнее чтение – 2010»

Основные задачи работы библиотеки в летний период:
- Создание оптимальных условий для творческой и познавательной деятельности детей в библиотеке летом. - Интенсификация использования библиотечного фонда нетрадиционных носителей и новых технологий.
- Расширение партнерских связей с учреждениями города.
Финансовая поддержка: Администрация г.Сарова.
Социальные партнеры:
  • Пришкольные лагеря,
  • Комплексный центр социального обслуживания населения (КЦСОН),
  • Государственное учреждение Центр социальной помощи семьи детям г.Сарова «Теплый дом»,
  • Ледовый дворец,
  • Детская юношеская спортивная школа,
  • клубы по месту жительства,
  • детские оздоровительные загородные базы отдыха (ДОЛ «Березка», «Гайдар», «Лесная поляна»),
  • СМИ (городское радио, газеты).
  • ГИБДД Сарова.
Информационно-рекламная деятельность
Важное место в работе этого направления библиотека уделяла информационно-рекламной деятельности, которая шла в следующих направлениях:
1.Предварительное индивидуальное информирование прошло в ходе акции «Вечер открытых дверей» (26.05.2010).
2. Печатная реклама – план мероприятий библиотеки в летний период – в конце мая распространяется в учреждениях Департамента культуры, Департамента образования, Департамента по делам молодежи и спорта.
3.СМИ: ежемесячная информация на радио; статья «У книг не бывает каникул» (в газете «Городской курьер»), еженедельная информация в раздел «Культпросвет» (сайт «Колючий Саров»).
4.Индивидуальное информирование: индивидуальные пригласительные билеты на отдельные мероприятия, устная реклама, информация в библиотечном блоге «Живность цвета огня».
Ключевые темы лета-2010
Ключевые темы лета были достаточно сложны и далеки от простого развлечения. Каждая тема предполагала комплекс мероприятий, которые учитывали и массовую, и групповую, и индивидуальную работу с читателями.
Для индивидуального и группового творчества в рамках летних литературных конкурсов в читальных были созданы зоны «творческих мастерских». В компьютерном зале подготовлена подборка интернет-материалов и мультимедийных ресурсов для желающих оформить работы в виртуальном формате.
1. К толерантности — через знание.
Здесь акцент был сделан на аспекте культурной толерантности, т.е. утверждение принципа культурного плюрализма, взаимоуважения разных народов. Формы работы:
Литературный творческий конкурс для ребят 1-4 классов «Сказки со всего света». За основу взяты авторские сказки русских, французских, немецких и английских писателей. В конкурсе приняли участие более 70 детей.
Литературные беседы, видеосалоны (в том числе и в летних лагерях отдыха). Это групповые и массовые мероприятия. Читателям предлагалось познакомиться с экранизациями известных сказок народов мира («Приключения Незнайки», «Приключения Чипполино», «Красная шапочка», «Золушка», «Алиса в стране чудес» и др). Следующим этапом работы были творческие тренинг-мастерские.
Творческие тренинг-мастерские «Наша сказочная стенгазета». Групповая форма работы, которая стала продолжением видеосалонов и индивидуального чтения книг по рекомендательным спискам. Это не только возможность творческого самовыражения, рефлексии на прочитанное, но и развитие навыков работы в группе, т. е. навыков толерантного общения в ходе совместной деятельности.
виртуальная туристическая фирма «По странам и континентам» в зале электронной информации (5-8 кл.). Каждый компьютер содержал подборку фото- видео- и аудиоматериалов по определенной стране, в том числе и по России. При выборе стран мы руководствовались мнением ребят – предварительно был проведен опрос «О какой стране я хочу узнать». Акцент делался на эстетическую направленность – песни, музыка, танцы, фильмы разных стран. Виртуальные материалы дополняли книжные мини-выставки у каждого компьютера. Данная новая форма работы актуальна и вызывает интерес у ребят, но требует доработки в плане интерактивности и контроля рефлексии на полученную информацию.
интерактивная выставка «Шерше ля…FRANCE» в холле центральной библиотеки. Здесь были представлены книги, журналы, иллюстрации по теме «Франция», мультимедийная презентация. После знакомства с материалами ребятам предлагалось выполнить различные задания (кроссворд, составление французско-русского словарика, игра «дерево ассоциаций» и др.).
В целом по теме « К толерантности – через знание»: 109 мероприятий\ 2 632 обсл.\ 3 408 книговыдача.
2. Твоя безопасность — в твоих руках.
В основе данной работы – пропаганда безопасной жизнедеятельности. Были затронуты темы здорового образа жизни
(спорт, здоровое питание, целительные силы природы), профилактика вредных привычек, безопасное поведение на дорогах. Формы работы:
конкурс творческих работ для подростков по теме ПДД «Светофорские заморочки» . Всего участников – 65 человек. Заключительный праздник был подготовлен силами самих ребят, которые выполнили стенгазеты, электронные презентации и видеоролики по теме «История ПДД», «Обучающие сказки о дорожном движении». Почетным гостем праздника стали представители ГИБДД, которые вручили призы победителям.
массовые мероприятия с организованными группами в пришкольных и загородных лагерях:
- беседа-диалог «На краю пропасти»
- Час откровенного разговора «Ловушка для подростков»
- познавательная встреча «Секреты здоровья»
- Час взаимного информирования «Если хочешь быть здоров»
- Блиц-игра «Я и мое здоровье»
- Тематический час «Формула здоровья»
- Час знакомства «Здоровье дарит природа»
Электронные презентации по теме демонстрировались в течение всего лета в компьютерном зале, а также на компьютерах отделов обслуживания центральной библиотеки. В ходе знакомства с этими информационными ресурсами с подростками проводились беседы.
- электронный дайджест «По следу дымящейся сигареты»
- электронная выставка «Ты у себя один»
- электронная презентация-призыв «Скажи наркотикам НЕТ!»
- электронная антиреклама «ФУ- фаст-фуд!»
Выставочная деятельность:
- информ-выставка «Знай, чтобы не оступиться»
- выставка-размышление «Фаст-фуд: ЗА и ПРОТИВ»
- выставка-викторина «Путешествие по планете Здоровье»
- выставка-знакомство «Мир здоровых привычек».
В целом по теме «Твоя безопасность — в твоих руках» : 149 мероприятий\987 человек обслужено\1070 книговыдача.
Работа с организованными группами детей и подростков велась по специально разработанному плану. Тематика информационно-познавательных встреч разнообразна. Мероприятия строились с использованием приемов и методик, эффективно воздействующих на развитие коммуникативных навыков, навыков вдумчивого чтения.
1.Городские летние лагеря (пришкольные, дворовые, при клубах по месту жительства, спортшколах).
В летний период с нами сотрудничали практически все школы города, детская юношеская спортивная школа «Саров» (секция хоккеистов), Детский юношеский центр «Икар» (секции лыжников, пловцов, акробатов и др.). Каждый отряд посещал библиотеку не менее двух раз за месяц.
К Международному дню защиты детей и к открытию Летних чтений Центральная детская библиотека им. А.С. Пушкина подготовила городской праздник «Лето со Сказкой». Мероприятие прошло в два этапа, чтобы его смогли посетить все желающие. В ходе праздника шло знакомство с летним литературным конкурсом для ребят 1-4 классов, раздавались рекламные буклеты.
В ходе библиотечных встреч были затронуты темы:
- экология: час познания «Памятники природы Сарова», экологическая игра «В гостях у природы», «Эти забавные животные»,беседа-презентация «Здоровья дарят комнатные растения», эко-путешествие «Мир природы Сахарнова», «Мы идем по зоопарку», «Что растет и кто живет в нашем краю?» и др.
- пушкиниана: «Детство Пушкина», игра-викторина «Знатоки сказочного Лукоморья», заочное путешествие «Болдино – родина пушкинских сказок», встреча-размышление «Учимся мудрости у Сказки» и др.
- историко-патриотические встречи: городской праздник «Пишем книгу Памяти» (презентация творческих работ детей), урок мужества «Шли земляки дорогами войны», дискуссионный видеосалон «Дети и война» (по книге Катаева «Сын полка»), беседа-игра «Гордые символы России», часы посвящения «Детство, опаленное войной», «Жизнь, отданная за Родину» и др.
- беседы по страницам художественных книг: «Книги в кругу читателей», «Вот оно какое, наше лето», «Друзья из Простоквашино», «Разноцветная семейка Эдуарда Успенского», «Здравствуй, Гарри Поттер» и др.
Динамика контрольных показателей деятельности МУК «ЦСДБ им. А.С. Пушкина» с городскими летними лагерями:
Кол-во массовых мероприятий
Кол-во обслуженных
2009 г.
2010г.
2009г.
2010 г.

215

225 (+10)

5019

5052 (+33)

2.Загородные базы отдыха.
Чтобы не прерывался систематический процесс чтения детей и подростков детская библиотека более 30 лет комплектует передвижки для загородных детских оздоровительных лагерей. Организовано стационарное обслуживание детей и подростков, педагогического коллектива на протяжении всех смен в трех детских оздоровительных лагерях.
Массовая работа велась по специальным планам, согласованным с администрацией этих учреждений.
ДОЛ «Березка» ( июнь-август): заочное путешествие «Саров – России милый уголок», час информации «Вода Сарова», познавательная игра «Путешествие с Синдбадом», игра для знатоков пиратского дела «На абордаж!», брейн-ринг «Мудрые науки без назидания и скуки» и др.
ДОЛ «Гайдар» ( июнь--август): литературный портрет «Гайдар и его команда», беседа-игра «Этическая грамматика», тест-беседа «Человек среди людей», экологический КВН «Мир вокруг нас», видеосалоны «Сказки со всего света», час знакомства «Молодежные субкультуры», конкурсная программа «Академия вежливых наук», творческая мастерская «Сказки из бумаги мастерим мы сами» и др.
ДОЛ «Лесная поляна» (июль-август): правовой калейдоскоп «Детям – о правах», правовая игра-тренинг «Я – ребенок, я – человек», игра-викторина «Тайны пиратских сокровищ», познавательная игра «А дети читают, а дети мечтают», эрудит-шоу «Умники и умницы», беседа-портрет «Подвиг веры: Серафим Саровский» и др.
Работа в загородных детских оздоровительных лагерях показывает, что ребята с удовольствием проводят свободное время в библиотеке и ближе знакомятся с лучшими детскими произведениями.
  1. Динамика контрольных показателей МУК «ЦСДБ им. А.С. Пушкина» по работе с детьми в загородных детских оздоровительных лагерях
Кол-во массовых мероприятий
Кол-во обслуженных
2009 г.
2010г.
2009г.
2010 г.

272

264 (- 8)

7193

6691 (- 502)
Понижение цифровых показателей по сравнению с прошлым годом вызвано уменьшением количества детей, отдыхавших в загородных лагерях в 2010 году.
Динамика цифровых показателей МУК «ЦСДБ им. А.С. Пушкина» по массовой работе в пришкольных и загородных лагерях:
Кол-во бесед
Кол-во обслуженных
книговыдача
2009
2010
+\-
2009
2010
+\-
2009
2010
+\-
484
489
+ 5
12 192
11 743
- 449
17 428
14 214
- 3 214

Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы:
- Учитывая опыт прошлого года и достаточно высокую активность подростков, было принято решение проводить не один, а два литературно-творческих конкурса летом для разных возрастных групп. Тематика так же была разделена. Соответственно, подведение итогов конкурсов также состоялось дважды. В целом количество участников конкурсов остается примерно одинаковым на протяжении трех лет.
- Цифровые показатели (посещаемость, книговыдача) в 2010 году имеют отрицательную динамику по сравнению с 2009 годом. Это вызвано рядом объективных причин:
- перепрофилированием одного из загородных лагерей в спортивный, в связи с чем уменьшилось число детей, отдыхающих в лагере;
- аномальными погодными условиями, из-за которых детей вывозили за пределы города.

4 комментария:

  1. Сколько библиотек в «Централизованной системе детских библиотек им. А.С. Пушкина»?

    ОтветитьУдалить
  2. Центральная библиотека и три филиала. Саров - не относится ни к одному из районов нижегородской области, и не имеет своего района. Насколько я знаю, с 2011 года, с переводом нас в статус казенного учреждения, заодно поменяется название. Мы станем просто Центральной городской детской библиотекой.

    ОтветитьУдалить
  3. Будет интересно узнать, как это быть казенным учреждением. У нас в Новосибирской обл. не будет ни одной казенной библиотеки. Министерство решает бюджет или автономия.

    ОтветитьУдалить
  4. О_о... Мне искренне жаль ваши библиотеки. Особенно автономные (

    ОтветитьУдалить