26 янв. 2011 г.

Проекты. Веб-консультация № 1 для участников городского конкурса библиотечных проектов

В своё время просто бесценные консультации по проектной деятельности для меня проводила Г.М.Пальгуева: коротко, просто  и очень понятно. Низкий её поклон за это, и пламенный привет))).
 Нашла одно её письмо, которое привожу здесь полностью:
Гранты, проекты и программы отличаются между собой адресацией. Гранты мы пишем, как правило, в адрес кого-то стороннего: грантовые фонды, коммерческие фирмы и общественные организации, администрация города, другие департаменты (соцзащита, например) и другие грантодатели, т.е. те кто объявляет, что они дают некоторую сумму на какое-то конкретное дело по профилю своих каких-то интересов. Как правило , у них бывают какие-то свои требования к составлению и оформлению грантов.
Проекты и программы пишем в основном для себя и своих учредителей, т.е. ОК. которые будут финансироваться исходя из текущего финансирования.
Грант и проект – это оперативное, решение одного вопроса (задачи) в обусловленное время. В данном случае издание книги. За какое время вы полагаете, вам удастся издать кн. Егоровой? Это и есть временные рамки проекта.
Можно оформить как проект и НДК, и к спонсору идти не только с письмом, но и с проектом. Он его читать не будет, но будет видеть, что все солидно, на научном уровне и вы не просто попрошайничаете, а действительно дело делаете. В качестве партнера в НДК выступает отдел образования. По крайней мере, составляется совместный приказ областных департаментов культуры и образования. И у вас «Проект НДК» может быть совместный. В смету расходов включите Карпенко с оплатой его приезда отделом образования.
Программа, это дело долгосрочное, направленное на развитие библиотеки, решение нескольких проблем, составляющих, как правило, целый комплекс. Например. Вы решили ввести штрихкодирование. В этом одном, казалось бы, намерении завязан целый комплекс перестройки в библиотеке: проверка фонда, новая расстановка для открытия ВСЕГО фонда, в связи с этим возможна перестройка помещений, перестановка стеллажей, перестройка критериев комплектования, да и работа с читателями может быть перестроена (больше информационной)
Это, повторяю, пример. Я вот думаю, по продолжительности своей, вторая идея (справочник персоналий) подходит под программу, хотя цель здесь вроде бы – локальная издание книги. Можно заложить под эту идею преобразование вашего краеведческого отдела, создать в перспективе программы …. информационно-краеведческий поисковый центр? Думаю, что многие сведения вам придется добывать путем дополнительных поисков, расспросов, для чего нужны будут добровольцы. Собранный материал не весь войдет в книгу, значит останется в отделе: как с ним дальше работать …
Еще раз об оформлении. По основным моментам (разделам) они похожи.
      1. Проблемная ситуация (проблема),
      2. Обоснование (ИДЕЯ),
      3. Цель,
      4. 3. Задачи,
      5. Значимость региональная и социальная,
      6. Участники (партнеры, спонсоры),
      7. Этапы реализации (календарные сроки , исполнители) ,
      8. Ожидаемые результаты и прогноз развития.
      9. Смета расходов.
В грантах еще может быть «техническое задание», но это делается уже тогда, когда грант утвердит грантодатель. В библиотечных проектах и программах добавляется еще два раздела: методическое и библиографическое обеспечение. Может быть еще этап подготовительный с описанием исследований, этап Основных (массовых, ) которых не должно быть много.
ВСЕ пишется очень коротко, без «общих» и «красивешных» слов.

Кое-что о проектах - в профессиональной периодике и интернете см. здесь:

 
О проектной деятельности
Как писать проект:
Справочник руководителя учреждения культуры. - 2003. - № 4. - С.21-26.
Справочник руководителя учреждения культуры. - 2009. - № 3. - С.36-48.
Библиотека в школе. - 2010. № 10. - С. 23-28.
Cовременная библиотека. - 2010. - № 7. - С. 8-23.
К планированию работы библиотек с детьми на 2009 год. - (НГОДБ,2008). - С. 5-9.

Материалы наших соседей-земляков: г. Арзамас:


Теоретические основы проектной деятельности библиотеки, методика проектирования:


Проектная деятельность в школьной библиотеке. Из опыта работы:

Практикум-тренинг «Проектная деятельность» :

Пример статьи-отчета, анализа проектной работы:

Подготовка презентации проекта, анализ культурно-массовых мероприятий:
Справочник руководителя учреждения культуры. - 2010. - № 6. - 59-65.
Справочник руководителя учреждения культуры. - 2010. - № 4. - С.13-17.

Корпоративные каталоги, поисковые системы:
Библиотека в школе. - 2009. - № 24. - С. 32-38.
Библиотека в школе. - 2010. № 3. - С. 13-16.

По WEB-2:0, блогам:
  1. Библиотека в школе. - 2010. - № 2. - ВЕСЬ!!!
  2. Библиотека в школе. - 2010. - № 21. - С.9-20.
  3. Библиотека в школе. - 2010. № 3. - С. 17-20.
  4. Библиотека в школе. - 2010. № 6. - С. 25-28
  5. Библиотека в школе. - 2010. № 8. - С. 18-20.
  6. Библиотека в школе. - 2010. № 3. - С. 17-20.
  7. Библиотека в школе. - 2010. № 10. - С. 17-20.
  8. Материалы интернет-конференции Свердловской областной детско-юношеской библиотеки, отдельные статьи
  9. Школьная библиотека. - 2009. - № 3. - с.54-60

4 комментария:

  1. Спасибо. На самом деле у меня была более развернутая и понятная консультация для библиотекарей - квинтэссенция практически всех источников указанных у тебя. Еще раз спасибо за оценку моих трудов на благо ...

    ОтветитьУдалить
  2. Я для своих приготовила еще рекомендации по планированию на 2009 г. - там тоже Вы много по проектной деятельности написали.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, очень интересно, всё в кучке. Пригодится. Сделала закладку.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо Вам). Буду очень рада, если пригодится, ведь одно общее дело делаем)))

    ОтветитьУдалить