Пишет Г.М.Пальгуева:
О проекте.
По житейски говоря, проект и программы нужны сегодня именно для того, чтобы добыть денюжки для того, чтобы хоть что-то улучшить в библиотеке. Если есть обалденная идея, особенно на уровне PR, и есть тот (держатель денюжек), кто поймет идею, или ее хорошо пролоббируют – могут дать и на основе кое-как оформленного проекта. Но у нас проблем очень много, иногда они не такие уж крупные и придумать для их решения какую-то сверхидею не всегда получается. В этом случае может сработать четко оформленный, конкретный, ясный, короткий, удобочитаемый для чиновника или того же держателя денежек проект.
- Во всяком случае, учиться написанию проекта не вредно. Когда овладеешь техническими навыками, тогда будешь их щелкать как орехи, да и идеи для проекта будут приходить почти что сами. Все взаимосвязано.
Согласна, что в качестве проекта не стоит брать слишком общую цель: совершенствование морального облика – как, в каких единицах вы будете измерять, насколько усовершенствовался облик. Общее повышение зарплаты тоже не в нашей компетенции, а вот материальное стимулирование за работу в проекте – вполне логично. Не стоит брать во главу угла и стихийные бедствия или прохудившуюся крышу. Лучше эту крышу включить в цепочку решения других проблем. Каких? Вот с определением проблем у нас тоже напряженка.
- Я в свое время объясняла своим библиотекарям буквально на пальцах, образно, на житейско-бытовых примерах как определить проблемную ситуацию, проблему, цель, задачи.
Например. Проблема – это противоречие между ситуацией и целью. Знаю ситуацию, но не знаю, как ее решить. На житейской матрице это выглядит так.
Шаг 1. Обозначение проблемной ситуации и проблемы.
Ситуация | Проблема | Цель | Задача |
у меня нет пальто. Чтобы решить эту ситуацию, нужно пальто купить. Это – цель | Но я не знаю, как это сделать. Я не могу просто пойти и купить? Что-то мне мешает. ? | Купить пальто | Какие найти способы, чтобы купить пальто? ? |
- Шаг 2. SWOT-анализ.
Мои сильные стороны для решения проблемы. Внутренние и внешние | Слабые стороны: внутренние и внешние | Возможности: внутренние и внешние | Угрозы: внутренние и внешние. |
У меня хорошая зарплата? (внут) У моего мужа хорошая зарплата.(Внеш) Обещали хорошую премию за квартал.(Внеш) | Мала зарплата.(внутр) Много необходимых расходов. (внеш) Не умею правильно распределять зарпл. (внутр) Плохие магазины в округе (внеш) Нет времени сходить в магазин. | Занять: у друзей, в банке (внеш) Контролировать расходы. (внутр) Поехать за покупкой во Францию. Взять отпуск | У друзей у самих нет. Банку не доверяю. (внутр) Цены растут (внеш) Легкомысленное отношение к деньгам (внут) Франция далеко. (внеш) Отпуск жалко (внутр) |
Шаг 3. Сопоставить все позиции SWOT, выделить в каждой главные, наиболее решаемые и эффективные.
Сильные стороны | Слабые стороны | Возможности | Угрозы |
У моего мужа хорошая зарплата. | Не умею правильно распределять зарплату. | Контролировать расходы. | Легкомысленное отношение к деньгам |
Шаг 4. Выводы для постановки задачи.
При покупке пальто, я могу рассчитывать только на зарплату мужа. Но я не умею правильно распределять зарплату вследствие моего легкомысленного отношения к деньгам. Правда, у меня есть возможность, научиться контролировать расходы и накопить нужную сумму. Следовательно, моя задача: воспользоваться возможностью научиться контролировать расходы. Как? Сканировать все магазинные и про чеки и заносить в комп….
Шаг 5. «Контрольный выстрел» Вариант проекта.
Ситуация | Проблема | Цель | Задача. |
у меня нет пальто. | Не умею правильно распределять зарплату. Легкомысленное отношение к деньгам | Купить пальто. | научиться контролировать расходы и накопить нужную сумму. Сканировать все магазинные чеки и прочие расходы и заносить в комп. Накопить нужную сумму к 1 декабря. |
Как в любой схеме, в этой схеме можно найти множество провалов и неучтенных данных. Но, возможно, алгоритм действия более понятен, чем разные умные фразы типа: «разрыва в окружающей социальной системе, недающая последней правильно работать» Хотя эти слова очень правильные.
Попробуйте подставить вместо «пальто» действительные библиотечные проблемы и по этому алгоритму выстроить свой проект.
Комментариев нет:
Отправить комментарий