27 янв. 2011 г.

Проекты. Веб-консультация № 3. Гостевой пост от Г.М.Пальгуевой


Пишет Г.М.Пальгуева:
О проекте.
По житейски говоря, проект и программы нужны сегодня именно для того, чтобы добыть денюжки для того, чтобы хоть что-то улучшить в библиотеке. Если есть обалденная идея, особенно на уровне PR, и есть тот (держатель денюжек), кто поймет идею, или ее хорошо пролоббируют – могут дать и на основе кое-как оформленного проекта. Но у нас проблем очень много, иногда они не такие уж крупные и придумать для их решения какую-то сверхидею не всегда получается. В этом случае может сработать четко оформленный, конкретный, ясный, короткий, удобочитаемый для чиновника или того же держателя денежек проект.
Во всяком случае, учиться написанию проекта не вредно. Когда овладеешь техническими навыками, тогда будешь их щелкать как орехи, да и идеи для проекта будут приходить почти что сами. Все взаимосвязано.
Согласна, что в качестве проекта не стоит брать слишком общую цель: совершенствование морального облика – как, в каких единицах вы будете измерять, насколько усовершенствовался облик. Общее повышение зарплаты тоже не в нашей компетенции, а вот материальное стимулирование за работу в проекте – вполне логично. Не стоит брать во главу угла и стихийные бедствия или прохудившуюся крышу. Лучше эту крышу включить в цепочку решения других проблем. Каких? Вот с определением проблем у нас тоже напряженка.
Я в свое время объясняла своим библиотекарям буквально на пальцах, образно, на житейско-бытовых примерах как определить проблемную ситуацию, проблему, цель, задачи.
Например. Проблема – это противоречие между ситуацией и целью. Знаю ситуацию, но не знаю, как ее решить. На житейской матрице это выглядит так.
Шаг 1. Обозначение проблемной ситуации и проблемы.
Ситуация
Проблема
Цель
Задача

Скоро зима. холодно.
у меня нет пальто.
Чтобы решить эту ситуацию, нужно пальто купить. Это – цель
Но я не знаю, как это сделать.
Я не могу просто пойти и купить? Что-то мне мешает.
?

Купить пальто
Какие найти способы, чтобы купить пальто?



?
Шаг 2. SWOT-анализ.

Мои сильные стороны для решения проблемы. Внутренние и внешние
Слабые стороны: внутренние и внешние
Возможности: внутренние и внешние
Угрозы: внутренние и внешние.
У меня хорошая зарплата? (внут)
У моего мужа хорошая зарплата.(Внеш)
Обещали хорошую премию за квартал.(Внеш)
Мала зарплата.(внутр)
Много необходимых расходов. (внеш)
Не умею правильно распределять зарпл. (внутр)
Плохие магазины в округе (внеш)
Нет времени сходить в магазин.
Занять: у друзей, в банке (внеш)

Контролировать расходы. (внутр)
Поехать за покупкой во Францию.
Взять отпуск
У друзей у самих нет.
Банку не доверяю. (внутр)
Цены растут (внеш)
Легкомысленное отношение к деньгам (внут)
Франция далеко. (внеш)
Отпуск жалко (внутр)

Шаг 3. Сопоставить все позиции SWOT, выделить в каждой главные, наиболее решаемые и эффективные.
Сильные стороны
Слабые стороны
Возможности
Угрозы

У моего мужа хорошая зарплата.
Не умею правильно распределять зарплату.

Контролировать расходы.

Легкомысленное отношение к деньгам


Шаг 4. Выводы для постановки задачи.
При покупке пальто, я могу рассчитывать только на зарплату мужа. Но я не умею правильно распределять зарплату вследствие моего легкомысленного отношения к деньгам. Правда, у меня есть возможность, научиться контролировать расходы и накопить нужную сумму. Следовательно, моя задача: воспользоваться возможностью научиться контролировать расходы. Как? Сканировать все магазинные и про чеки и заносить в комп….
Шаг 5. «Контрольный выстрел» Вариант проекта.
Ситуация
Проблема
Цель
Задача.

Скоро зима. холодно.
у меня нет пальто.
Не умею правильно распределять зарплату. Легкомысленное отношение к деньгам



Купить пальто.
научиться контролировать расходы и накопить нужную сумму.
Сканировать все магазинные чеки и прочие расходы и заносить в комп.
Накопить нужную сумму к 1 декабря.


Как в любой схеме, в этой схеме можно найти множество провалов и неучтенных данных. Но, возможно, алгоритм действия более понятен, чем разные умные фразы типа: «разрыва в окружающей социальной системе, недающая последней правильно работать» Хотя эти слова очень правильные.
Попробуйте подставить вместо «пальто» действительные библиотечные проблемы и по этому алгоритму выстроить свой проект.

Комментариев нет:

Отправить комментарий