10 февр. 2011 г.

Классика в новом формате. Читаем Пушкина

Экранизация классической художественной литературы – одна из относительно новейших форм взаимосвязи разных видов искусств. Хорошая экранизация эстетически обогащает зрителя, уже знакомого с произведением литературы. У зрителя же, которому еще не довелось читать роман или повесть, она вызывает желание обратиться к первоисточнику. Экранизация немало дает для понимания творчества писателя в целом, его мирового значения в развитии литературного процесса.
Кроме того, с помощью таких средств, как крупный план, монтаж, музыка, талантливая актерская игра, кинематограф дает возможность увидеть и услышать выразительное слово писателя, т.е. переводит слово в зрительный и звуковой ряд, что создает эффект непосредственного присутствия.
Важным фактором, влияющим на привлечение подростков к чтению классической литературы, может оказаться грамотно выстроенный диалог библиотекаря с читателями в ходе просмотра экранизации того или иного произведения. Ключевым здесь являются как сравнение первоисточника с фильмом, так и идентификация мнения библиотекаря о фильме и книге, что всегда привлекает ребят, способствует их ответному раскрепощению, раскрытию (мы назвали эту форму работы комментированный видеопросмотр – по аналогии с методикой «чтения с остановками» О.Громовой).
С 2009 года в МУК «ЦСДБ им. А.С. Пушкина» г.Сарова началась реализация нового проекта - организация дискуссионного видеосалона «Классика на экране: Читаем. Смотрим. Обсуждаем».
Этапы реализации:
- формирование фонда лучших экранизаций русской классической литературы (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский и др.);
- разработка вариантов дискуссионных видеовстреч;
- информирование педагогов и воспитателей о новой форме библиотечных встреч, привлечение к участию в салоне.
Предлагаем ВАШЕМУ вниманию примерных ход дискуссий в рамках видеосалона по произведениям А.С.Пушкина
ПРЕДИСЛОВИЕ
Далеко не все педагоги берут в программу обязательного изучения повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка». А жаль. Это бесхитростное произведение с «игрушечной» по мнению А.Ахматовой развязкой, не отяжелено глубоким политическим или философским скрытым смыслом. В то же время, написанное рукой гениального мастера слова, оно наверняка показалось бы интересным подросткам и юношеству, могло бы послужить толчком к серьезному увлечению пушкинианой. Ведь эта повесть - о любви. А любовь всегда современна.
Дискуссию на тему первой любви, проведение сравнительных параллелей между 19 и 21 веком на примере повести Пушкина и мнения сегодняшних 14-16-летних молодых людей мы предлагаем развернуть в ходе просмотра эпизодов фильма «Барышня-крестьянка».
Предлагаемые материалы можно использовать как для разговора с подготовленными читателями, так и с теми, кто еще не читал повесть (в этом случае в качестве интригующего фактора можно до конца дискуссии не озвучивать название произведения и его автора. Если же по ходу дискуссии кто-то догадался, о каком произведении идет речь, можно вручить ему символический приз).
Примерное вступительное слово библиотекаря:
Каждое поколение «отцов» сетует на то, что молодежь нынче не та, что прежде, что уже другие у неё нравы и принципы. Так ли это? Можно долго спорить, у каждого свое мнение. Но давайте посмотрим на ту или иную грань юности, молодости со стороны. К примеру, любовь. Любовь и юность – понятия неразделимые. И это относится как к современным молодым, так и к тем, кто был молод 100, 200, 300 лет назад.
Конечно, каждый из нас, влюбляясь впервые, уверен, что подобных чувств не испытывал никто и никогда. В какой-то степени это так – ведь все мы очень разные, и история первой любви у каждого может быть своя – у кого-то несчастная, а у кого-то счастливая. Но все-таки у этой приметы юности есть черты, объединяющие людей абсолютно всех поколений:
  • Из многовекового жизненного опыта известно, что первая любовь запоминается на всю жизнь.
  • рано или поздно первая любовь обязательно случиться, никому еще не удалось ее избежать. Точно так же нельзя сказать «нет» весенней грозе или дождю, после которой обязательно появится солнце и небесная радуга.
  • Первая любовь всегда сопровождается яркими впечатлениями, красивыми образами, то есть романтикой, поэтому, наверно, и останется в памяти на всю жизнь. Так было, есть и будет всегда, во все времена, какими бы далекими и чужими они нам не казались.
Сегодня я предлагаю вам познакомиться (вспомнить, если аудитория подготовлена) с историей любви, произошедшей в 19 веке. Об этой истории написана повесть (возможно, кто-то из вас ее уже читал и по ходу нашего разговора догадается, о чем идет речь – этого человека ждет приз), а совсем недавно вышла ее экранизация. Читая эпизоды из этой повести, наблюдая за развитием взаимоотношений героев на экране и сравнивая их с собой, мы попробуем ответить на вопрос: насколько современна эта история?

Для подготовленных читателей: А поможет нам в этом повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» и эпизоды из фильма, снятого по этой книге.
Как вы знаете, повесть «Барышня-крестьянка» относится к циклу «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина».
По словам Пушкина, эта история была рассказана Белкину (под псевдонимом которого спрятался сам поэт) провинциальной барышней с инициалами К.И.Т.. Скорее всего так оно и было. Эти уездные барышни были отчаянными любительницами всяких романтических историй и с удовольствием пересказывали их благодарным слушателям.

Главная героиня истории – молодая девушка, почти ваша ровесница. Её зовут Лиза. Какая же она? Давайте посмотрим эпизод из фильма.


Видеосюжеты и примерные вопросы к ним:
1й видеосюжет: Утро Лизы Муромской.

video
Вопросы для обсуждения видеосюжета:

- Что вы можете сказать о Лизе, о её характере?

После обсуждения зачитать отрывок из повести:
Вот дополнение-разъяснение к вашим словам и просмотренному сюжету, которое можно найти в самой повести: «Она была единственное и следственно балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам, мисс Жаксон, сорокалетнюю чопорную девицу. .. За Лизой ходила Настя; она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня. Лиза очень любила ее, открывала ей все свои тайны, вместе с нею обдумывала все свои затеи…». Вот такой веселый озорной характер.

- Почему же в конце сюжета Лиза говорит Насте слова, которые совсем не вяжутся с ее характером: «Скучно Настя. Так скучно, что жить не хочется»?
Дополнительные вопросы:
- как вы думаете, как проходил день барышни в 19 веке?
- есть ли какие-то развлечения в деревне?
- с кем барышня могла общаться?

После обсуждения зачитать отрывок из повести:
Да, жизнь уездной барышни того времени не отличалась разнообразием, но отсутствие развлечений «Большого света» развивало в них иные качества, главными из которых можно назвать искренность, мечтательность и невероятное обаяние. Вот что пишет об этом автор истории: «Те из моих читателей, которые не живали в деревнях, не могут себе вообразить, что за прелесть эти уездные барышни! Воспитанные на чистом воздухе, в тени садовых яблонь, они знание света и жизни почерпают из книжек. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, неизвестные рассеянным нашим красавицам. Для барышни звон колокольчика есть уже приключение, поездка в ближний город полагается эпохою в жизни и посещение гостя оставляет долгое, иногда и вечное воспоминание».
Можно себе представить, сколько шуму может наделать в обществе уездных барышень приезд молодого человека их круга. Именно это и происходит в нашей истории.

Каков же главный герой?
Еще до знакомства Лиза о нем наслышана от подружек – таких же уездных барышень. Все они уже с ним знакомы и все от него без ума. По их рассказам Алексей Берестов - бледный, задумчивый, с какой-то роковой тайной… Носит на пальце перстень с изображением мертвой головы и, кажется, в кого-то влюблен. Но отцы Лизы и Алексея давно враждуют, друг к другу не ездят, так что она – единственная, кто его не видел. И вот Настя, девушка Лизы, идет на именины к знакомой в Тугилово – родовое имение Берестовых. Лиза, конечно же, с нетерпением ожидает свою наперстницу, чтобы расспросить о молодом барине.

2й видеосюжет: Рассказ Насти об Алексее Берестове.
video
- Что вы можете сказать об Алексее Берестове? Какой он, судя по рассказу Насти?
- Но до Лизы доходили совсем другие рассказы об Алексее. Как вы думаете, какой из этих образов – настоящий?
- Почему Алексей играет такую роль перед барышнями своего круга?

Примерные размышления-выводы библиотекаря:
У Вильяма Шекспира есть ставшая крылатой фраза: "...Весь мир - театр. Все женщины, мужчины в нем — актеры. .. и каждый в нем свою играет роль...». Алексей (да и не он один) старается соответствовать модному в его кругу стилю поведения, играет в «загадочность», и у него это неплохо получается, раз он заморочил голову всем барышням. Но настоящий он – в том образе, который увидела Настя.
- Мне показалось, что наши герои очень похожи друг на друга, а вы как считаете? Есть в их характерах что-то общее?
Естественно, Лиза заинтригована. А, зная ее характер, можно предположить, что она обязательно захочет познакомиться с Алексеем лично, чтобы выяснить, какой же он на самом деле, привлечь его внимание.
- Чтобы вы предприняли на ее месте? Как они могут познакомиться?
Примерные размышления-комментарии библиотекаря:
Вы сталкивались когда-нибудь с необходимостью и огромным желанием обратить на себя внимание лица противоположного пола? Не существует человека, который бы не попадал в подобную ситуацию. В Интернете на многих сайтах даже можно найти пошаговую стратегию поведения в этом случае! И вот некоторые советы:
  • Собирай информацию об этом человеке и его интересах, ненавязчиво и как бы между прочим интересуйся всем, что с ним связано.
  • Собрали достаточно информации? Тогда в бой! Тебе надо обязательно заговорить с ним. Ищи повод или создай его сам.
Первый пункт Лиза уже неплохо выполнила – вы заметили, как она вела себя, пока Настя рассказывала об Алексее? (равнодушный вид, расспросы как бы невзначай). А при её живости ума и бескрайнем любопытстве повод для встречи она найдет быстро.
Так и происходит – Лиза придумывает великолепный спектакль, сама его ставит и сама в нем играет. Вот что читаем мы в повести:
Со слов: «Как бы мне хотелось его видеть, - сказала Лиза…..» - до слов: «…и заслужила полное одобрение Насти».
3й видеосюжет Первая встреча Лизы и Алексея.

- Как вы думаете, придет Лиза на следующую встречу? Почему?
(она уже влюбилась в Алексея, или причина в чем-то другом? Чего она боится? Или она на что-то надеется?)
- А как бы поступили вы на ее месте?
Кстати, здесь уместно снова упомянуть советы из Интернета - «пошаговую стратегию» привлечения к себе внимания. Вот что там рекомендуют:
  • После первого разговора обязательно должен быть второй, иначе все затухнет в самом начале. Не бойся и не стесняйся, но и не навязывайся чрезмерно. Здоровайся с ним, задавай общие вопросы, веди беседу в дружеском тоне.
  • Веди себя естественно, но вежливо и корректно.
Такое ощущение, что барышня из 19 века внимательно прочитала все наставления Интернета и четко следует инструкциям. Конечно, она играет роль крестьянки, но любая игра требует от нас искренности. Чувства, которые мы демонстрируем, играя какую-то роль, должны быть настоящими. Лиза – виртуозная актриса, она блестяще исполняет свою роль, а молодой Берестов становится не только восхищенным зрителем, но и соучастником, вернее, полу-участником спектакля.
Читаем: «Не прошло и двух месяцев, а мой Алексей был уже влюблен без памяти,… до слов:… к тому же самолюбие ее было втайне подстрекаемо темной, романтическою надеждою увидеть наконец тугиловского помещика у ног прилучинского кузнеца».
4й видеосюжет Любовь пришла.
Но важное происшествие чуть было не переменило их взаимных отношений (кратко рассказать). И вот Берестовы едут в гости к Муромским.

- Как выйдет из этого затруднительного положения Лиза? Что бы вы сделали на ее месте?

5й видеосюжет Берестовы в гостях у Муромских.
- Вот такой спектакль. А сколько же здесь актеров?
(и Лиза, и Алексей «играют», оба они создают выбранный образ, но у Лизы, конечно же, большое преимущество – только она знает сценарий полностью)
Повесть Пушкина «Барышня-крестьянка» некоторые критики обвиняли в чрезмерной маскарадности и карнавальности. Действительно, театрального здесь много – взять хотя бы каскад карнавальных превращений Лизы в крестьянку Акулину, Акулины – в Бетси, а кроме этого - попытки Алексея сыграть свои роли – загадочного молодого человека и своего же приказчика (при первой встрече с Акулиной).
Неизвестно, чем бы закончился весь этот спектакль, если бы не неожиданное решение родителей наших героев.

6й видеосюжет Развязка.
- Как вы думаете, если бы Лиза и Алексей познакомились в обычной обстановке, они бы полюбили друг друга?
Примерные размышления-выводы библиотекаря:
Летне-осенняя история любви наших героев – не что иное, как процесс обретения ими самостоятельности и величия, возвышения над собою и над обстоятельствами. Лиза и Алексей активно вмешались в свою судьбу, и им повезло (но так происходит далеко не всегда!).
Нелишне было бы напомнить, как сам Пушкин относился к судьбе, что о ней думал. В 1826 году в одном из его писем Вяземскому читаем: «Судьба не перестает со мной проказить… Представь ее себе огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит ее на цепь? Не ты, не я, никто». Т.Е судьба – не расписание поездов, которое при желании можно найти, прочесть, подобрать себе нужное. Впрочем, человек не освобождается от возможности и даже необходимости выбора, и наши герои этим активно воспользовались.
«Славная выдумка» Лизы, ее превращение в Акулину переносит ее и молодого Берестова из мира общественных условностей и семейной вражды в рощу, где утрачиваются законы их среды. Их любовь зарождается и крепнет в свободном мире природы, что очищает чувства героев от всего наносного, раскрывает истинные их человеческие сущности.

История первой любви у каждого своя, но и 100, и 200, и 1000 лет назад первая любовь оставляет в памяти людей яркие воспоминания, ощущение невероятного, чудесного открытия, требует принятия важных решений. И интуитивно, из поколения в поколение, чтобы привлечь чье-то внимание мы идем тем же путем, что и наши дедушки и бабушки. Но полюбить кого-то, и сделать так, чтобы и вас полюбили – это еще не все. Гораздо сложнее эту любовь сохранить на долгие года.
Я желаю вам, чтобы ваши решения и поступки всегда были единственно верными, а любовь – обязательно взаимной.
Разработала зам.директора по методико-инновационной работе
Плохотник Т.М.

3 комментария:

  1. "И што я в тебя такой влюбленный?"

    ОтветитьУдалить
  2. Пригодится???? Я очень рада))) Не получилось остальные видеосюжеты опубликовать, очень большие. У наших всегда были проблемы с нарезкой.

    ОтветитьУдалить
  3. Эх, красиво! Прелесть! Очень понравилось

    ОтветитьУдалить