9 февр. 2011 г.

Летопись "четвергов". Информационная культура и её воспитание в библиотеке

Эту консультацию проводила год назад. Публикую здесь, чтобы текст не затерялся. К тому же, вдруг кому-то пригодится. Но мнения по вопросу могут быть разные, у нас было много несогласных на тот момент.


Тема воспитания информационной культуры и грамотности в библиотеке одна из самых актуальных. Мы много работаем по этому направлению. Главное наше достижение – это то, что работа систематизирована. В рамках практически каждого тематического цикла ведутся библиотечные уроки, мы проводим комплексные мероприятия в течение года – дни информации, недели и декады библиографии. В последние два года мы быстро освоили новые информационные технологии и применяем их, создавая виртуальные информационно-библиографические пособия.
Но сейчас приходит время несколько поменять подходы к этой работе, это становится веянием времени. Объясню почему.
При организации любой работы важно четко представлять, о чем идет речь. Значит, надо определиться с самим понятием: «Информационная культура и грамотность». Что мы подразумеваем под этим, выстраивая свою работу? Какие навыки стремимся выработать в читателях? И в принципе: какими навыками должен обладать человек информационно грамотный? (ответы сотрудников библиотеки)
Справка:
По материалам сб. «Информационная культура» (серия «Деятельность кл. руководителя»): понятие «информационная культура» включает очень многие составляющие:
- культуру поиска информации: где искать? Как искать?
- культуру чтения и восприятия информации, т.е. владение разными способами чтения, способностью сравнивать и оценивать информацию из разных источников;
- умение перерабатывать большие массивы информации (анализ и синтез информации, создание нового знания).
- достаточно высокий уровень коммуникативных навыков (готовность воспринимать чужие точки зрения, способность четко и доказательно излагать результаты собственной деятельности, в том числе с учетом уровня подготовленности аудитории).

Думаю, не ошибусь, если скажу, что в детских библиотеках нашей области большее внимание уделяется именно поиску информации. По крайней мере, в нашей библиотеке (МУК «ЦСДБ им. А.С. Пушкина» г.Сарова) это действительно так. Единственное, чего мы пока не делали – не обучали детей навыкам работы на компьютере и поиску в Интернете. Но на то есть уважительная причина – выход в Интернет появился совсем недавно и не на всех рабочих местах, читателям такая услуга в нашей библиотеке пока не предоставлялась совсем. Но это произойдет очень скоро, а значит встанет и необходимость УЧИТЬ поиску информации в сети (значит, необходимо срочно овладевать этими навыками самим).

Тем не менее, обучение навыкам работы с текстом, развитие критического мышления у детей и подростков не менее важно, чем сам поиск. И актуально это было всегда. Но сейчас актуальность этой темы выросла очень сильно, это направление даже стало преобладать над обучением поиску.

Изменилась жизненная ситуация, идет быстрое развитие информационных технологий, что в результате приводит к перестройке процессов поиска, к сокращению времени и упрощению этого поиска. Это подтвердило и наше городское исследование: библиотека как центр информации (т.е. место, где эту информацию можно быстро и гарантированно найти) называется читателями все реже. Потому что через Интернет по ключевому слову можно найти все, что интересует. И, чем старше читатель, тем реже он приходит в библиотеку за информацией (не здесь ли кроется проблема привлечения подростков в библиотеки?).Упрощается и библиотечный поиск – по электронному каталогу он также идет по ключевому слову.
Электронная информационно-поисковая система способна отвечать на запросы спустя несколько секунд, а скорость предоставления информации и возможность получить ее в удаленном доступе ценится пользователями (и нами в том числе!) больше всего. Более того, при необходимости многие электронные каталоги и поисковые системы предоставляют возможность распечатать список нужных книг с указанием глав, параграфов или страниц. Таким образом, сегодня время тратится в основном только на содержательную работу с текстом, на проникновение в идеи текстов, на их осмысление.

Конечно, библиотека в области образовательной деятельности – это учреждение вспомогательное. Главные навыки работы с текстом должны бы закладываться в школе. Но анализ педагогических журналов (в частности, газеты издательского дома «1 сентября» – «Литература», «Библиотека в школе») показывает серьезные противоречия в организации образовательного процесса. Ситуация с преподаванием литературы в школе просто катастрофическая, это признают сами педагоги. Я приведу выдержки лишь из двух статей – ж. «Библиотека в школе». - 2010. - № 1.
1. Статья О.Громовой «Изучать или любить?» (с.4-7):
«...Из тех же «Требований к уровню подготовки выпускников» следует, что литературоведческие знания и умения у современного ученика должны явно преобладать над умением вчитываться в текст как в просто хорошую книгу. Из семнадцати позиций в «Требованиях» только три можно отнести к собственноумению прочитать и осмыслить текст... Тем не менее, в числе других - требования «уметь... выражать свое отношение к прочитанному... участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою...». Авторы стандарта, похоже, постарались включить в него максимум требований при минимуме часов...».

2. Статья С.Волкова «Урок литературы — смерть чтению?» (с.8-12). Автор очень образно говорит о той роли, которую сегодня приходится играть учителям-словесникам на уроках:
«Мавр делает свое дело ежедневно, с сентября по май. Мавру положено душить — любя, страдая, но душить — вот он и душит. Перекрывает кислород интереса, умерщвляет живую плоть книги, препарирует бесчувственным ланцетом ее труп и, заставляя читателя-подростка быть зрителем в этом анатомическом театре, отбивает желание читать...». И еще, уже серьезно:»Одной из самых серьезных проблем, разводящих сегодня урок литературы и чтение, становится проблема понимания. Понимания детьми — текста. Понимания нами (взрослыми, педагогами) — того же текста. Понимания нами — детей и того, чего они сами не понимают... Парадокс, но сегодняшний урок литературы, каким его видит система образованияя, способен обходиться без чтения книг — даже программных».

Именно отсюда во многом вытекают проблемы детского нечтения. Возникает вопрос: «Где могут помочь учителю, зажатому школьной программой почти до невозможности дышать, родителям, не знающим, что делать с не читающим ребенком, и детям, которые всего-то хотят, чтобы было интересно и понятно?» Конечно, в библиотеке, поскольку именно здесь главной задачей является приохотить ребенка к чтению, зародить интерес. И мы знаем, КАК научить читать и подать сложный материал интересно и просто. И самое главное – как научить понимать текст.

Думается, сегодня на библиотечных уроках по воспитанию информационной культуры нужно уделять больше внимания знакомству со способами чтения, методами сжатия (анализа) прочитанной информации (ведь практически все школьные задания предусматривают это, а методика детям не дается!). Развитие навыков работы с текстом должно предусматривать:
- во-первых, знакомство с алгоритмом действий,
- во-вторых, упражнения на развитие критического мышления (это основа общекультурного развития любого человека – основа толерантного сознания, развитых навыков общения).
Кстати, наши коллеги на Урале достаточно давно поняли актуальность данной темы и работают именно в этом направлении. Мы убедились в этом, проанализировав методические сборники и книги сотрудников библиотек Челябинской области (г.Озерск), Свердловской областной детско-юношеской библиотеки. Так что у нас нет необходимости начинать все «с нуля».

5 комментариев:

  1. марина Валерьевна15 февраля 2011 г., 22:48

    Очень правильно и грамотно! Понимаю, что здесь не весь текст "четверга", но о чем спорили - не уяснила: о самих методах обучения? Зная хоть немного ваш умный и интересный коллектив, - у вас вряд ли возникли споры надо ли вообще это делать. Споры о возможных путях возможны

    ОтветитьУдалить
  2. Марина Валерьевна,спасибо за комментарий! Особенно приятно, что ВЫ ПЕРВЫЙ КОММЕНТАТОР ИЗ САРОВА))) Теперь пояснения по Вашим вопросам:
    - я ставила задачу показать актуальное направление в воспитании информационной культуры, обосновать его. На тот момент мы по-другому расставляли приоритеты, обучая прежде всего поиску информации, а не навыкам работы с ней. Приоритетность и сейчас не всем ясна. Дело в том, что технологии развиваются очень быстро, иногда люди просто не успевают перестроиться. Кроме того, во многих библиотеках плачевная ситуация с компьютеризацией, и людям кажется, что быстрый поиск по ключевому слову - это далекое фантастическое будущее. У нас есть компьютеры, интернет, но, опять же, пока нет возможности поиска по нашей библиотечной электронной базе данных, но очень скоро будет.
    Да, в посте - далеко не всё, что было сказано, здесь вступление и обоснование. Потом был мастер-класс - новое занятие по информационной грамотности. В течение прошлого года мы его проводили неоднократно в разных школах. В следующем посте постараюсь дать разработку

    ОтветитьУдалить
  3. Марина Валерьевна16 февраля 2011 г., 22:35

    Боже, девочки, как вы интересно живете! А вот эта фраза "Кроме того, во многих библиотеках плачевная ситуация с компьютеризацией" прочувствована на собственной шкуре, увы! Спасибо, если опубликуете разработку, очень интересно будет прочесть!

    ОтветитьУдалить
  4. Когда-то опубликовал пост на тему "Чтение, блоги и информационная культура молодёжи" http://rusla-yrr.blogspot.com/2009/12/blog-post_15.html Может быть Вам пригодится? В блоге по тегу "Информационная культура" можно найти и еще кое-что. И милости прошу на портал РШБА www.rusla.ru Всего Вам наилучшего!

    ОтветитьУдалить
  5. Ой, спасибо огромное, конечно, пригодится! Пойду поизучаю ВАШ блог)))

    ОтветитьУдалить