19 мар. 2011 г.

Приёмы и методики работы с книгой


Игры на сообразительность, развитие памяти, мышления.
Использование на занятиях всевозможных познавательно-развивающих игр, викторин позволяет ребятам немного отвлечься, но в то же время не отойти от темы занятия, очень хорошо и продуктивно закрепить изученный материал.
«Скажи иначе» - эта игра подразумевает замену основных, доступных, общепризнанных понятий по какому-либо вопросу иными.
Здесь можно фантазировать сколько угодно. Можно поработать с заголовком произведения (предложить ребятам придумать иное название), со всем текстом (назови поступок героя другими словами — зло, добро, забота и т. д.) Например, говоря с детьми о культурном, правильном общении с людьми, мы используем данную игру. Детям нужно подобрать к словам из первого столбика более ласковые, приятные замены из второго, соединяя их линиями (завуалированное понятие «синонимия», можно аналогично поработать с терминами «антонимия, омонимия» и т. д.):
Неряха — неаккуратный
Драчун - задиристый
Грубиян — неласковый
Глупый — несмышлёный
Врун - фантазёр
Трусливый - робкий
Замкнутый — стеснительный.
Благодаря игре «Что сначала, что потом», можно закрепить сюжет любого прочитанного произведения, этапы мероприятия (занятия, урока и т. д.), интересно строить работу над текстом, пересказывать. Например:
Чтобы вспомнить всё, что просил старик у золотой рыбки в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, воспользуемся этим приёмом(на магнитной доске иллюстрации к произведению + числа от 1 до 6). От школьников требуется правильно назвать желания старухи — одно за другим, прикрепляя к ним соответствующие цифры в порядке исполнения желаний старухи(1 — новое корыто, 2 — новая изба, 3 — старуха-дворянка, 4 — старуха-царица, 5 — старуха-морская владычица(не исполненное желание старухи обговаривается с детьми), 6 — старуха и разбитое корыто(вывод, итог).
«Дополни слово»(можно использовать вместо физкультминутки) - ведущий называет часть слова и бросает мяч. Участник ловит мяч и дополняет слово(например, кни-га). Используя эту методику, можно закреплять имена главных героев книги, названия изученных произведений, новые понятия, изученные слова и т. д.
«Сокращение рассказа» - библиотекарь зачитывает короткий рассказ. Участникам игры надо передать содержание рассказа сжато, используя лишь 2-3 предложения.
«Неоконченный рассказ» - библиотекарь зачитывает начало рассказа, дети придумывают его продолжение.
«Заглавие к рассказу» - библиотекарь зачитывает небольшой рассказ. Участники игры должны подобрать к нему как можно больше заглавий, отражающих содержание рассказа. Заглавия могут быть разнообразными, но отражающими суть текста.

1 комментарий:

  1. О! Веста, я тоже собираю приемы работы. У меня тоже накопились, пожалуй сделаю пост и добавлю ссылку на ваш. Можно?

    ОтветитьУдалить