28 апр. 2011 г.

Летопись "четвергов". 28.04.2011

Сегодня на повестке дня было два вопроса. Начну со второго, поскольку он животрепещущий)). Отчитались с нашим директором о поездке в Москву, о круглом столе на тему блогов. Директором Л.Н.Беляковой дана установка всему коллективу:
- блоги - важная и перспективная работа,  ( цитирую: "если кто-то еще не понял этого - приходите, объясню и докажу")
- блоги читать и комментировать
- если есть способности и желание, то писать (" это не всем дано, конечно, так что  по желанию. Но комментировать вы обязаны научиться!")
Обзор краеведческой периодики представила заведующая отделом краеведения Ольга Александровна Прошина.    После обзора провели модерацию, но несколько в другом ключе, не как обычно. Всегда после выступления   пускаем листочек и просим всех написать 1-3 ключевых слова - отзыва о том, что услышали.  Пишут примерно одно и то же. В этот раз попросили записать одну-две идеи (или статьи из обзора), которые впечатлили и будут взяты для использования в работе.
Ниже - примерный текст обзора, очень общий, без углубления в отдельные статьи.
Предлагаю поближе познакомиться с краеведческим газетами и журналами, которые поступают к нам в библиотеку.
«Юный краевед» - научно-популярный иллюстрированный журнал для детей среднего и старшего школьного возраста. В журнале известные историки, археологи, музейные работники помогают ребятам стать настоящими патриотами России, изучать родной край, открывать секреты краеведческой профессии. На его страницах публикуются работы многих юных краеведов-школьников. Издается совместно с Союзом краеведов России. Периодичность выхода - ежемесячно.
В этом году журналу исполняется пять лет. С первого выхода в свет журнал «Юный краевед» поступает к нам в библиотеку. Это настоящая кладовая лаборатория для юного исследователя своего края. В каждом номере печатаются исследовательские работы ребят. Да и для нас, библиотекарей, этот журнал очень полезен. Информация, имеющаяся в журнале, может интерпретироваться для многих направлений работы библиотек - краеведение, патриотизм, экология, художественная литература, эстетика .
Рубрики:
  1. Работы твоих сверстников.
  2. Отечественная война 1812 года.
  3. Лаборатория краеведа.
  4. Музейная педагогика.
  5. Изба-читальня краеведа.
  6. Геральдика. И т. д. см. журнал.
Например, в первом номере выпуска 2006 года в рубрике «Судьба краеведа» дан материал о Льве Владимировиче Дале — сыне известного филолога В.И.Даля. Личность Льва Владимировича представляет значительный интерес для историков не только с точки зрения связей отца. Его самостоятельная роль определяется вкладом в историю реставраций. Особый интерес для нашего края вызывает его деятельность в постройках: часовни женского монастыря и церкви Косьмы и Дамианы, Благовещенский собор, а также второй ярмарочный собор в Нижнем Новгороде.
Очень много информации о войне 1812 года. Эта информация понадобится к следующему году, вся страна будет отмечать 200-летие бородинского сражения. Буквально в каждом номере журнала эта тема освещена. Очень интересная информация о самых смешных, самых оригинальных памятниках представлена во всех номерах жарнала за 2008 год. Это можно применить в своей работе по эстетике, получится очень интересное занятие. Можно добавить информацию к занятию по экологии, т. к. много памятников, посвященных животным.
Очень хорошо раскрыта тема геральдики и т. д.
Последний номер, который поступил в отдел посвящён космосу.....
В журнале «Юный краевед» печатают лучшие исследовательские работы детей, в отличии от следующего журнала, который поступает к нам в библиотеку с 2009 года.
«Краеведческий альманах». Журнал, дающий научную основу нашей краеведческой деятельности, я считаю его очень полезным для библиотечных краеведов. Это научно-методический журнал, приложение к «Юному краеведу». Адресован учителям, музейным работникам, библиотекарям и всем, кто интересуется краеведением, музейной педагогикой, занимается исследовательской и туристско-краеведческой работой с детьми и взрослыми.
Цель данного журнала — обеспечить взаимообогащение краеведческих направлений исследовательской работы с детьми и взрослыми, помочь обмениваться опытом краеведческой работы, рассказать о краеведческих программах школьной и внешкольной работы с детьми. Представить краеведение как сложную многоаспектную мировоззренческую систему становления человека во времени и пространстве. На страницах журнала в рубриках:
  • Естественно-научное краеведение;
  • Образование и краеведение;
  • Творческая лаборатория;
  • Интерактивное краеведение;
  • Кладовая педагогического опыта;
  • Традиции народной культуры;
  • Музейная педагогика.
представлены работы ученых, историков.
От номера к номеру рассматриваются группы методологических вопросов из различных областей знаний: педагогики и методики преподавания, социальной географии и этнологии, истории и социологии, этики и психологии, объединяющим началом которых является краеведение, как область знания, обеспечивающая трансляцию коллективного адаптационного опыта, на определенной фазе исторического бытия, на определенной территории.
Другими словами это своего рода учебник по краеведению для взрослых. В основном здесь дают уроки квалифицированные педагоги-профессора по вышеназванным областям знаний. В №1-2009 год в статье кандидата пед. Наук Озерова А.Г. «формирование экологической культуры личности в процессе исследовательской, туристско-краеведческой деятельности учащихся» говорится. Что проблема формирования экологической культуры учащегося складывается не только за счет передачи биологических, географических, экологических и иных знаний, но и развития духовно-нравственных качеств личности. Главная педагогическая задача состоит в организации процесса познания окружающего мира, в том числе изучение самого себя и установлении гуманистических взаимоотношений с окружающим природным и социальным миром.
Также это площадка по обмену опытом в исследовательской работе с детьми по краеведению. Например, в номере 3 за 2010 год опубликована статья педагога-организатора С-П городского Дворца творчества юных, отличника народного просвещения РФ Н.П. Верещагиной «Библиотеки Петербурга — юным краеведам города».
В практической части издания журнал предлагает читателям наиболее эффективные формы включения краеведения в систему ценностей и смыслов культурной и духовной жизни современного общества, в практику библиотечной и музейной работы, в учебно-воспитательную практику современного образования. №4 — 2009 «Игра — не пустая забава» музейный работник объясняет эффективность и варианты игровых элементов в краеведческом просвещении детей.
Настоящее издание обеспечивает взаимообогащение краеведческих направлений исследовательской работы с детьми и взрослыми в различных областях человеческой деятельности, стала своего рода методическим советом педагогов-краеведов России, где происходит обмен опытом, сопоставление и корректировка краеведческих программ внешкольной работы с детьми, координация деятельности образовательных коллективов и другая методическая работа.

«Хроники краеведа» – это проект журнала «Библиотека». Издание осуществляется при активном содействии Союза краеведов России. Поэтому часть материалов посвящена теории и практике краеведческой работы в целом. Издаваться начал с 2006 года, выходит 6 раза в год. Наша библиотека выписывает его с 2008 г.
Журнал знакомит с известными краеведами прошлого и настоящего, методиками краеведческой работы в библиотеках, школах, клубах, историей городов и посёлков, монастырей России, рассказывает об обрядах, традициях, народных промыслах, публикует нормативные библиотечные материалы. Большая часть материалов в журнале – это опыт краеведческой деятельности библиотек России, который обобщен в публикациях наших коллег из Российской национальной библиотеки: Н. М. Балацкой, А. Н. Масловой, А. Раздорского, Е. Трубиной.
Здесь также публикуются интервью с ведущими специалистами, журнал знакомит свою аудиторию с историей и назревшими проблемами краеведения, предоставляет необходимую информацию о всероссийских краеведческих конференциях и семинарах.
В № 1 за 2009 г. в рубрике «Святыни Отечества» опубликована статья Е. Ковенковой «Мир, смиренье и покой» об истории старинного города Макарьевска Костромской области и Макариево-Унженского монастыря.
А. Краско в статье «Откуда есть я, откуда я родом?» в разделе «Методические рекомендации» помогает сделать первые шаги в генеалогическом исследовании и восстановить свою родословную.
В. Шудегова в «Творческой мастерской» в статье «Вольная песнь бесермянина» о самобытной культуре древнего народа, проживающего на севере Удмуртии.
В рубрике «Великие мастера художественного слова» представляет интерес Гоголевский месяцеслов, а в «Литературном ракурсе» – статья московского краеведа А. Минкина «Садовое кольцо – Вампилову и Чехову. До востребования».
Рубрика «Земляки» представляет материал Л. Перегудовой о Бенкендорфах, владельцах дворянских усадеб на Тамбовщине.
Статья московского краеведа А. Полянского «Град на семи холмах» посвящена заповедному месту бывшей Московской губернии – древнему городу Боровску, представляющему собой город-музей под открытым небом, где до сих пор живет много старообрядцев, куда была сослана боярыня Морозова, пострадавшая за свою веру.
Раздел «Народные промыслы» предлагает читателям сценарий О. Неклюдовой «Судьба скопинской керамики».
С журналом можно познакомиться в краеведческом отделе.

20 комментариев:

  1. Поэтом можешь ты не быть,но комментатором - обязан:-))

    ОтветитьУдалить
  2. Хех)))) Получается, что так)
    Мне кажется, такая установка, пусть и спущенная сверху, у нас сейчас нужна. Во-первых, "свои" даже в наши блоги ходят очень редко, я не говорю о других блогах здесь вообще " что-то слышали краем уха на методдне", а что - сами не поняли. Так что огромный массив опыта, идей, методик "проплывает мимо". Можно, конечно, просто читать, но ведь в коментах рефлексия лучше идет, мысли оттачиваются.
    Во-вторых, мы заявили, что продвигаем коммуникативную функцию, делаем ставку на общение. Значит, прежде всего должны научиться общаться, вести диалог не только в реале, но и в виртуале, раз уж сюда вышли, а то что за дела - с детей требуем,с родителей - а сами отмалчиваться будем?!
    Воот... впрочем, это, конечно, прописные истины))

    ОтветитьУдалить
  3. Интересно будет спустя какое-то время узнать, как выполняется наказ директора :)

    ОтветитьУдалить
  4. Предлагаю завести журнал,в котором будут отмечать,когда и сколько оставил каментов. Причем,надо установить дневную норму и план:-))И ежели что,наказывать рублем:-))

    ОтветитьУдалить
  5. Ага, я уже тетрадочку завела, расчертила, пронумеровала.... шучу))))))

    Постараемся без перегибов. На самом деле, проблема непонимания в среде рядовых сотрудников - такая же актуальная, как и непонимание начальства. Так что блоггеры меж двух огней, кто первым попадёт...
    А как вы у себя этот вопрос решаете? У вас ведь много сотрудников? В блоги выходят, читают? Или это блогосфера - приоритет избранных?

    ОтветитьУдалить
  6. Вот, может, кому и штуки, а я так просто завидую со страшной силой такой директиве сверху! Видимо, многие полагают, что Москва - центр всего, так вот нет, центр всего - Урал, или во всяком случае то, что после Нижнего начинается! Москва, в смысле развития, скоро станет отсталым провинциальным сельским двором.

    Веста, от всей души рада за вас! :)))))
    А насчёт того, как выполняется указание директора я бы и правда на вашем месте провела со временем исследование :)))))

    ОтветитьУдалить
  7. Кот, BiblioRomantic - мне самой интересно, будет ли толк. И дело не столько в нежелании, сколько в перезагруженности, приходится расставлять приоритеты - или обслуживание живого читателя - или виртуальное общение.
    А меня ведь тоже обязали - контролировать и оказывать консультационную помощь)

    ОтветитьУдалить
  8. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  9. Марина пишет...

    Здравствуйте, коллеги. Я-школьный библиотекарь и образование у меня не библиотечное - педагогическое, но мы все трудимся на одной ниве - культуры и просвещения. Что касается блогов, то и в школах сейчас настойчиво рекомендуется и приветствуется работа педагогов в блогах. Правда, у нас в школе блог только у одного педагога, да у меня (только в начальной стадии). Моё личное мнение, блоги- дело полезное и хорошее. Ваш блог, уважаемая хозяйка очень помог мне в проведении Недели Детской Книги. За что Вам просто очень огромное спасибо!

    ОтветитьУдалить
  10. "блоги читать и комментировать" - это хорошо. А в какое время - рабочее или как, не сказали?

    ОтветитьУдалить
  11. Марина, рада Вас видеть у себя, спасибо за теплые слова. Сходила к вам, подписалась в читатели. Уверена, что мы будем взаимополезны))

    ОтветитьУдалить
  12. Ирина, мы определили - по часу в неделю люди должны этим заниматься в рабочее время (самих блоггеров не касается, естественно, творческий процесс по закону подлости активизируется по ночам))).
    На самом деле, даже при большой загруженности час выкроить можно, все зависит от собственной организации труда. Очень надеюсь, что люди "втянутся", ведь блоги - это "заразно" в хорошем смысле. Только что разговаривала с двумя коллегами, из тех, кто хоть изредка, но заходит - одна в библиоспутник (школьный библиотекарь), другая - в основном в жж. Первая как-то удивленно (не поняла почему) сказала, что "так интересно, полезного много", а вторая: "и как вы все эти темы для обсуждения выуживаете? вроде бы все просто, интересно, но сама бы не догадалась об этом поговорить". Очень надеюсь, что заинересуются. Здесь ведь те же общие законы привлечения к чтению действуют - только через интерес придут.

    ОтветитьУдалить
  13. Директор - молодец!
    Постараюсь развивать ситуацию в этом же направлении :)

    ОтветитьУдалить
  14. Библи:-)тека , удачи))))
    Катя, что будем дальше делать с либмобом (организационно-информационные моменты)? Где-то 15-20 мая - еще один пост - со списком присоединившихся к акции??

    ОтветитьУдалить
  15. Здравствуйте!Прочитала все (люблю читать комментарии, т.е. взгляд со стороны). Приятно, что все понимают, что это все таки когда-то надо делать.

    ОтветитьУдалить
  16. У нас блогов нет и, скорее всего, что не будет при сегодняшнем руководстве, а сайт в зачаточном состоянии... Но мне очень понравилась ваша практика после "четвергов" пускать листочек с ответами! Глядишь, слушать будут! А то сейчас (как на всей Руси - или всё, или ничего) или спят на ходу, или крик до небес, если задели за живое! Только боюсь, меня же за подобное предложение и "съедят"

    ОтветитьУдалить
  17. Я после занятий (по любым темам) пробовала разные способы - анкеты, листочки, баллы и т.д. В определенный момент результат свелся к одному - что все проходило на высоком уровне, интересно, полезно, применимо. Те, кому действительно было полезно - применяют в работе. Большая часть же - "а Васька слушает да ест". Поэтому бросила я это дело...

    ОтветитьУдалить
  18. Думаю, что всё постоянное приедается всегда, а для встряски иногда очень даже полезно!

    ОтветитьУдалить
  19. МВ, мы никому не расскажем)))
    давно хотела спросить: а почему Вы не заводите блог??? По-моему, очень даже хорошо получилось бы

    ОтветитьУдалить
  20. Ирина, вот чтобы не сводили все к одному (как здорово и актуально и т.п.) я в этот раз просила зафиксировать идеи, которые впечатлили, понравились, которые будут реализованы. По крайней мере, люди их "проговорили" для себя еще раз. Но вообще - да, наверно, модерацию лучше проводить не всегда, а периодически и неожиданно

    ОтветитьУдалить