Праздник "ЭТО РОДИНА МОЯ"
Лохмотова Галина Борисовна, старший воспитатель
Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками
Зал празднично украшен в русском народном стиле. Дети под музыку входят в зал цепочкой, взявшись за руки, у девочек в правой руке платочек. Посередине цепочки ребенок в русском народном костюме на расписном блюде несет каравай хлеба, останавливается посередине зала, идет с караваем к гостям.
Ребенок:
Дорогих гостей встречаемВсе: Поклонясь, отведать просим.
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим.
(Отдает каравай гостям, возвращается к детям).
Ребенок:
Вижу чудное приволье,Воспитатели исполняют песню «С чего начинается родина».
Вижу нивы и поля -
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы - исполины,
Вижу реки и моря -
Это русские картины,
Это - Родина моя!
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья -
Это русская сторонка,
Это - Родина моя!
Ребенок:
Россия, Россия - края дорогие!Дети исполняют «Родную песенку» слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
(Садятся на стульчики.)
Ведущая: Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней испокон веку жили отцы и деды наши; Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное, близкое; матерью мы зовем ее потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет от всех врагов. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.
Крепко любили свою родину русские люди, сложили о ней народные пословицы и поговорки.
Дети: «Родина любимая, что мать родимая». «На чужой сторонушке и весна не красна». «Человек без Родины, что соловей без песни».
Ведущая: Храбро защищал народ свою Родину от врагов, знал, что отстоять ее можно только, если «один за всех и все за одного».
Дети: «За народное дело бейся смело!». «Жить - Родине служить!». «Смелость города берет». «Братская любовь лучше каменных стен». «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит».
Ведущая: Да, «русский ни с мечом, ни с калачом не шутит». Врагов себе люди не искали, а друзьями дорожили. Берегли родную землю русские люди, воспевали ее красоту в песнях и сказаниях, с нежностью обращались к березоньке белой, рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, травушке шелковой.
Ребенок:
Береза моя, березонька,Дети исполняют хоровод «Ай, да березка».
Береза моя белая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки,
На тебе, березонька,
Листочки зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.
Ребенок:
Мы гордимся стариною,Ведущая: Так уж повелось на русской сторонке: удалого парня называли ясным соколом, красную девицу - лебедушкой.
Стала нам она родною
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа.
Русская народная игра «Сокол и лебедушка».
Дети стоят в кругу и поют:
«Вдоль по бережку лебедушка плывет,(Лебедушка идет по кругу, останавливается в центре. Выходит Сокол, идет по кругу.)
Выше бережка головушку несет.
Она крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает».
Дети:
Не летай, ясный сокол, высоко,Сокол (oбходит лебедушку):
Не маши да ты крылами широко:
Лебедь белая совсем недалеко.
Ты, лебедушка, лучше всех,Дети:
Ты, лебедушка, краше всех,
Я возьму тебя за белое крыло,
За собою уведу да далеко.
Ты ее, дружок, поймай,(Сокол ловит лебедушку, поймав, ведет ее по кругу за руку.)
А потом и забирай!
Дети: (поют)
Вдоль по шелковой, по травушке,(Кланяются.)
По зеленой, по муравушке,
Ведет Сокол Лебедушку,
Ведет белую головушку,
Да по чистому полюшку
Прямо к синему морюшку.
Дети все садятся на стульчики.
Чтение стихов о Родине.
Под русскую народную музыку входят две воспитательницы в русских костюмах.
Даниловна:
Стихи и песни услыхалиГавриловна:
И к вам в гости прибежали.
Где танцуют и поют,Даниловна: Правда, Гавриловна!
Там весело живут!
Правда, Даниловна?
Вместе: Здравствуйте, ребята! Мы - кумушки-потешницы, неразлучные подружки.
Даниловна: Я - кумушка Даниловна.
Гавриловна: Я - кумушка Гавриловна.
Вместе: Неразлучные подружки, мы живем в одной избушке.
Даниловна:
В лесочке, в лесочке избушка на кочкеГавриловна: Ограда кругом - пирожки с творогом. Нынче мы расскажем в лицах веселые небылицы.
Блинами обита, оладьями крыта.
Даниловна: Что Марфуша для Петра наварила, напекла: 92 блина, 2 корыта киселя, 50 пирогов - не нашла едоков.
Гавриловна:
Сел комарик на дубочек,Даниловна:
На еловый на пенечек,
Свесил ножки на песочек,
Сунул носик под листочек. Спрятался.
Ты, Гавриловна, загадку загадай.Гавриловна:
А ты, Олюшка, загадку разгадай (ребенку).
Кто над нами вверх ногамиРебенок: Муха!
Ходит не страшится,
Упасть не боится?
Гавриловна: Правильно! А может вы песню про муху знаете? Спойте, доставьте нам радость!
Русская народная песня «Как у наших у ворот».
Ребенок:
Балалайка заиграла,Дети исполняют частушки.
И пустились ноги в пляс.
Мы веселые частушки
Пропоем для вас сейчас.
Гавриловна: Нам не устоять, Даниловна!
Даниловна: Ой, не устоять, Гавриловна!
Пляшут с детьми. Дети садятся.
Даниловна: Ребята, а вы любите русские народные сказки? Расскажи, Гавриловна!
Гавриловна:
Нет ты, Даниловна!Даниловна: Ну, значит, тебе водить, тебе и сказку говорить.
- Нет, ты, Гавриловна! Давай посчитаемся.
- Ахи, ахи, ахи, ох!
Маша сеяла горох!
Уродился он густой,
Я пошла, а ты постой. (Собирается уйти.)
Гавриловна: Расскажу я вам, ребята, да не сказку, а стих, и даже не расскажу, а станцую, и не станцую, а сыграю, и вовсе не я, а ребята сами.
Ребенок:
В нашем оркестре всего понемножку:(Дети исполняют на народных музыкальных инструментах русскую народную песню).
Звенит треугольник, запели гармошки.
В нашем оркестре всего понемножку:
И даже играют тарелки и ложки.
В нашем оркестре всего понемножку:
Помогут оркестру и наши ладошки.
Ребенок:
Веселил нас много разДети исполняют «Танец с платочками» (парный).
Русский танец перепляс.
Сколько удали, задора,
Сколько радости для нас!
Ведущая:
Глубоки у нас моря,Дети исполняют песню «То березка, то рябина» слова Прищелъца, музыка Д. Кабалевского.
Широки у нас поля,
Изобильная, родная,
Славься, русская земля!
Занятие "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ"
авт:
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов и рек; названия народных промыслов; воспитывать любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства.
Материалы: Изображения гербов и флагов, кроссворд, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне.
Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.
– Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)– Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”? (Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)Воспитатель: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?
Стихотворение:
(Жить – Родине служить. Родина поучает – Родина выручает. Кто за Родину горой, тот истинный герой и т. д.)– Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. А теперь подойдем к карте.
– Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. И вот сегодня я предлагаю вам путешествие по России.
– Ребята, а на чем можно путешествовать? (На самолете, автобусе и т.д.)Воспитатель: Я предлагаю вам путешествие на поезде. Отправляемся. Занимаем места в вагоне.
(Звучит музыка “Паровоз”.)Воспитатель: Станция называется “Государственная”– Назовите столицу России. (Москва.)– А кто расскажет стихотворение о Москве?
Стихотворение:
Стихотворение:
Стихотворение:
(Прослушивание отрывка гимна.)Воспитатель: Мы отправляемся дальше.
Станция называется “Лесная”Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Физкультминутка:
– А наше путешествие продолжается. Занимаем места в вагонах. Поехали.
Воспитатель: Станция называется “Географическая”– Здесь нам надо решить кроссворд. По написанному слову догадайтесь, о чем пойдет речь. Какое слово, прочитайте. (Слово РЕКА.)
– Правильно. Реки России – могучие, полноводные реки, несут свои воды в моря и океаны. Слушайте мою первую подсказку.
1. Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинных парков, прекрасных фонтанов, великолепных дворцов и еще в этом городе есть разводные мосты. (НЕВА)
2. Название этой реки созвучно, одинаково с названием столицы нашей Родины. Это? (МОСКВА)
3. Эта река названа женским именем. (ЛЕНА)
Воспитатель: Молодцы! Кроссворд наш отгадан. А какие еще реки вы знаете? (Обь, Ока, Енисей, Амур, Ангара, Иртыш.)– Еще в нашей стране очень много городов. Какие города вы знаете? (Казань, Владивосток и т.д.) Правильно. Названия городов и рек – это географические названия. Поэтому эта станция называется “Географическая”
– Ну, а нам пора ехать дальше. Наш поезд отправляется. Все заняли места? Поехали.
Мы приехали на станцию “Историческая”
– А теперь мы приехали на станцию “Праздничная”.
– Ребята, какой праздник наш народ будет отмечать в мае? (День Победы.)
– Да, ребята, День Победы – великий, важный праздник всего нашего народа. В этом году мы отмечаем 65 годовщину победы. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, за нас с вами. Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, кто еще жив. Этому празднику мы посвятили нашу выставку рисунков. (Показ выставки.) А вечером в этот день в небе нашей огромной Родины прозвучат залпы праздничного салюта. И об этом мы сейчас споем песню
“Салют Победы”. (Дети исполняют песню и речевку.)
“Если дружба велика – будет Родина крепка”Вот и закончилось наше путешествие по России. О многом мы вспомнили, многое узнали.
Стихотворение:
Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов и рек; названия народных промыслов; воспитывать любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства.
Материалы: Изображения гербов и флагов, кроссворд, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне.
Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.
Ход занятия
Воспитатель: На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)– Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)– Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”? (Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)Воспитатель: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?
Стихотворение:
Великую землю,Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их.
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем
(Жить – Родине служить. Родина поучает – Родина выручает. Кто за Родину горой, тот истинный герой и т. д.)– Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. А теперь подойдем к карте.
– Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. И вот сегодня я предлагаю вам путешествие по России.
– Ребята, а на чем можно путешествовать? (На самолете, автобусе и т.д.)Воспитатель: Я предлагаю вам путешествие на поезде. Отправляемся. Занимаем места в вагоне.
(Звучит музыка “Паровоз”.)Воспитатель: Станция называется “Государственная”– Назовите столицу России. (Москва.)– А кто расскажет стихотворение о Москве?
Стихотворение:
Москва – это Красная площадь,Воспитатель: Президентом нашей страны является…? (Д. А. Медведев.)– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)– Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)– Молодцы! А кто расскажет стихотворение о флаге?
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя
Стихотворение:
Белый цвет – березка,Воспитатель: А сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России.)– Кто знает стихотворение про герб?
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет
Стихотворение:
У России величавойВоспитатель: А что же такое гимн? (Гимн это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т.д.)– Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России.
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(Прослушивание отрывка гимна.)Воспитатель: Мы отправляемся дальше.
Станция называется “Лесная”Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Нам в дождь и в знойВоспитатель: Правильно! Это дерево. Из чего состоит дерево? (Корни, ствол, ветки, листья.)– Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи! Какие деревья нашей страны вам знакомы? (Береза, дуб и т.д.)– Но в лесу растут не только деревья. Что еще нам дает лес? (Ягоды, грибы.)– Какие ягоды можно собирать в лесах России? (Черника, брусника, клюква и т.д.)– А какие грибы вы знаете? (Подосиновик, сыроежки и т.д.)– Но бывают и ядовитые, опасные грибы. Кто знает, что это за грибы? (Мухомор, поганка.)– Еще в наших лесах живут птицы, животные. Каких животных вы знаете? (Медведь, лиса и т.д.)– А каких птиц вы знаете? (Дятел, скворец и т.д.)– А теперь встаньте врассыпную, мы с вами поиграем.
Поможет друг,
Зеленый и хороший
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево.)
Физкультминутка:
Руки подняли и покачалиВоспитатель: Лес – это наше богатство. Давайте беречь природу.
Это – березы в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки согнули назад
– А наше путешествие продолжается. Занимаем места в вагонах. Поехали.
Воспитатель: Станция называется “Географическая”– Здесь нам надо решить кроссворд. По написанному слову догадайтесь, о чем пойдет речь. Какое слово, прочитайте. (Слово РЕКА.)
– Правильно. Реки России – могучие, полноводные реки, несут свои воды в моря и океаны. Слушайте мою первую подсказку.
1. Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинных парков, прекрасных фонтанов, великолепных дворцов и еще в этом городе есть разводные мосты. (НЕВА)
2. Название этой реки созвучно, одинаково с названием столицы нашей Родины. Это? (МОСКВА)
3. Эта река названа женским именем. (ЛЕНА)
Воспитатель: Молодцы! Кроссворд наш отгадан. А какие еще реки вы знаете? (Обь, Ока, Енисей, Амур, Ангара, Иртыш.)– Еще в нашей стране очень много городов. Какие города вы знаете? (Казань, Владивосток и т.д.) Правильно. Названия городов и рек – это географические названия. Поэтому эта станция называется “Географическая”
– Ну, а нам пора ехать дальше. Наш поезд отправляется. Все заняли места? Поехали.
Мы приехали на станцию “Историческая”
Славилась Россия чудо – мастерами,Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
- Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)
– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
– Следующая загадка. - Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель.)
Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите какая красота. - Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.) - Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.) - Добрый мастер сделал сказку,
Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки –
Деревянные игрушки. (Богородская игрушка.)
– А теперь мы приехали на станцию “Праздничная”.
– Ребята, какой праздник наш народ будет отмечать в мае? (День Победы.)
– Да, ребята, День Победы – великий, важный праздник всего нашего народа. В этом году мы отмечаем 65 годовщину победы. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, за нас с вами. Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, кто еще жив. Этому празднику мы посвятили нашу выставку рисунков. (Показ выставки.) А вечером в этот день в небе нашей огромной Родины прозвучат залпы праздничного салюта. И об этом мы сейчас споем песню
“Салют Победы”. (Дети исполняют песню и речевку.)
“Если дружба велика – будет Родина крепка”Вот и закончилось наше путешествие по России. О многом мы вспомнили, многое узнали.
Стихотворение:
Ткач Ирина Алексеевна |
Спасибо. очень хорошее занятие
ОтветитьУдалить