13 июн. 2011 г.

Крамольные мысли о вечных ценностях, связанных с литературой

Нас, библиотекарей хлебом не корми, дай только порассуждать о  вечных ценностях в литературе.  Дескать, вот она какая – литература: почитаешь и станешь образцом нравственности, идеальным человеком , добрым, честным, справедливым, заботящимся «о ближних» и пр... 
Только что все эти рассуждения нам дадут? Зачем они?  
Если я правильно понимаю, теоретические выводы должны чем-то помочь в практике… Чем, например? 
Если речь идет о последующей формулировке «приманок» для потенциальных читателей (читать нужно, это выгодно, потому что…. И пр.),   то актуальна  ли  подобная  постановка вопроса?
Я бы поставила вопрос кардинально по-другому: «Вечные ценности литературы», а не «вечные ценности в литературе».
Мои сумбурные  обоснования (обрывки мыслей))):
1.    «Вечные ценности» - это что-то общепринятое, правда  же?  Ценности …э…  толпы?   А как же  ценность  личности с её  неповторимостью?    Какой лозунг вы  выбрали бы для себя: «Читай , чтобы быть не хуже других» или «Читай -  это сделает тебя лучшим среди всех»? 

2.    Чтение…. А ведь это процесс  очень личный. Чтение  требует уединения, изоляции.   Так почему же мы испуганно говорим о том, что, к примеру, интернет и соцсети разъединяют (хотя там именно общение приоритетно!), а  о чтении – что оно объединяет? …   Странно, правда?

3.    Опять же «вечные ценности». В разные времена и эпохи они всё-таки меняются.  А сейчас вообще очень  переломное время.

Последние примеры  из моей практики - обсуждение книг с подростками.  Спрашиваем, было ли что-то непонятно:
 «Чучело» Железникова.     Реплика ученика: «Я так и не понял, чего к ней все привязались. Не такая, как они? Ну и что? Это нормально. Кто как хочет, тот так и живет…» (весь класс поддерживает одноклассника) 
«Безумная Евдокия» Алексина: «А почему вы говорите, что Оля неправа? Она же всё правильно делала…»
«Дикая любовь» Ю.Короткова: «Не понимаю, за что вы осуждаете главного героя. Он что, должен был остаться с девочкой из детдома и пожертвовать перспективой уехать в Америку? А вы своему ребенку такой судьбы пожелали бы?».
У поколения Y  и Z «самость» - это норма, люди уже не ходят строем, не поют хором и пр. Хорошо это или плохо – другой вопрос. Но это факт.  Так учат жить и в школе учителя, и дома родители. Признайтесь честно,  ведь вы говорите своим детям: «Береги себя, думай о себе, какое тебе дело до того, как другие? Важно, как и что ТЫ…». Разве я не права?

4. Только не говорите про наше "безнравственное время, потерю ценностей" и пр.  Эгоизм, оказывается, изначально заложен природой, а вот альтруизм... чуть ли не патология, получается.  Недавно наткнулась на  книгу ученого Докинза, здесь писала о сути . У меня от этой книги был просто шок, как-то все с ног на голову... но ведь это научно обоснованно!

Так может быть, стоит сформулировать самоценность литературы для КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА, для ЛИЧНОСТИ ? Мне кажется, это в привлечении к чтению будет действовать эффективнее, чем попытка доказать «общественную значимость книги и чтения».
В чем, по-вашему, самоценность литературы для каждого из нас?

23 комментария:

  1. Веста,не знаю,как лучше похвалить за нестандартный подход к давно уже пережеванным истинам. Спасибо.Очень в тему тезис про ценность литературы для конкретного человека. Никому не нужны размытые фразы и общие слова. Юность хочет конкретики,которую мы должны найти.Самоценность литературы для меня:ощущать себя личностью с корнями. Если подумать,что-то ещ скажу,но навскидку вот так.

    ОтветитьУдалить
  2. ЧУМработница
    Вам спасибо, и еще какое - за ответ и за поддержку в целом, побаивалась пост выставлять). Буду очень благодарна, если что-то еще про самоценность литературы для Вас придумается.
    Сейчас в фэйсбуке Валентина Страхова прокомментировала тоже одобрительно, и ценное предложение выдвинула: пригласить к разговору писателей. У Вас, может быть, есть такие знакомые? Своих, саровских, я привлеку, а вот других... поискать надо)

    ОтветитьУдалить
  3. Веста,писатели-то есть,но что прискорбно,практически никто в сеть по-хорошему не ходит. Это если только привести,посадить к компьютеру и не отпускать,пока что-то не напишут:-)

    ОтветитьУдалить
  4. Угу... пойду искать тех, кто в сети))) В "моем мире" у нас в друзьях Сергей Георгиев есть, может, он что-то скажет)

    ОтветитьУдалить
  5. Вспомнилась песня из к/ф "Последний дюйм" по Джеймсу Олдриджу: "Какое мне дело, до всех до вас,а вам - до меня" Слова- ну просто гимн эгоизму, а мальчишка там не только сам не погиб, но и самолет и отца спас. Что-то у меня вильнулось не в тему? Пост хороший и вовсе не крамольный. Но в рассуждениях что -то ... не принимаю. Что-то как-то похоже, что ломимся в открытую дверь. ПО-моему, ценность литературы всегда была в САМО ... индивидуальном восприятиии. Вот вслух, конечно, высказывались "строем" в соответствии с моментом.

    ОтветитьУдалить
  6. " У каждой эпохи свои подрастают леса" "Все течет, все изменяется" Что-то еще можно вспомнить в этом роде.. А почему же ценности - вечные? Вечность в чем? В теме: семья, мое Я, .. и тп , или в трактовке этих тем? А ценность литературы - в том, что она улавливает , фиксирует размышляет над этими изменениями трактовки "вечных" ценностей. Для меня самоценность в том, что заставляет искать ответ на вопрос Почему? Почему Я лучше чем Мы? Почему уехать в Америку и бросить лбюбимого человека лучше, чем бросить вызоа современному понятию, что уехать в Америку лучше?

    ОтветитьУдалить
  7. Я никакого противоречия не вижу. "Общественная значимость книги и чтения" в том и состоит, что делает лучше каждого конкретного человека. Ведь общество состоит из отдельных личностей.

    Мои личные мотивы, побуждающие меня читать, очень разнообразны: и узнать, и отдохнуть, и пережить, и насладиться....
    Но ценю более всего ту литературу, которая делает меня лучше. Была раздражена - успокоилась. Опустила руки, перестала бороться - воодушевилась книжным примером, нашла в себе силы идти по жизни дальше. Жалела себя - устыдилась, улыбнулась. Не знала, как поступить - нашла ответ. Ждала помощи - захотела сама помочь... и т. д.
    Не знаю, возможно, все это звучит слишком прямолинейно и назидательно, но у меня так. Книгами - спасаюсь! И читателей своих спасаю...

    ОтветитьУдалить
  8. izbachka
    Г.М., насчет "ломимся в открытую дверь": от формы постановки вопроса может сильно измениться ответ, Вы же знаете:-). Я пытаюсь найти "соблазны" для привлечения к чтению. Образно говоря, предлагаю попробовать "повернуться лицом к эгоисту", а не отрицать эгоизм,обвиняя его. Тем более, что эгоист в той или иной мере живет в каждом из нас. Я предлагаю, откинув общественные правила и общепринятые красивые слова о роли литературы, которые на автомате говорит любой библиотекарь, посмотреть на явление литературы, чтения, книг как на что-то, что мы ЛИЧНО уважаем. Почему когда-то литература появилась и живет до сих пор? Что в ней интересного для конкретного человека, а не для педагога и воспитателя?
    Но, даже при том, что я поднимаю избитый вопрос " поданый под новым соусом" , у меня, например, ответы совсем не те, что у Вас.
    Я совсем не отношу тематику к самоценности книги и литературы, в такой интерпретации вопроса мне это видится второстепенным. Важнее роль книги, как собеседника и способа развлечься, когда у меня проблемы с общением или окружением. Роль литературы, как личного психолога-консультанта (у других не спрошу - а у книги не постесняюсь). Это я грубо накидала, но суть ясна, наверно

    ОтветитьУдалить
  9. VolNa:
    Совсем не прямолинейно! Вот именно так, как и есть. Наверно, обобщенно обо всем, Вами перечисленном, можно сказать как о психотерапии.
    Единственное, фраза "ценю более всего ту литературу, которая делает меня лучше" кажется мне спорной в том плане, что понятие "стать лучше", так же как понятия доброты, справедливости и пр. - у каждого на них свой индивидуальный взгляд.

    ОтветитьУдалить
  10. Каков вопрос - таков ответ. Чего уж тут нового. Очень часто форма вопроса используется именно для того, чтобы получить "нужный" ответ. А когда ответ получается другой - удивляемся. Могу предположить, что вопрос по повести «Дикая любовь» Ю.Короткова, нес в себе скрытый осуждающий героя ответ... Впрочем, не буду углубляться, только соглашусь, что от ответа многое зависит. Непонятно почему вечные ценности - это ценности толпы? Т.е. принято толпой, культивируемое толпой, защищаемое толпой исповедуемое толпой??? А те же ценности для отдельного человека, кстати, входящего в эту же толпу - не являются ценностями?

    ОтветитьУдалить
  11. Толпа - феномен коварный. Под толпой понимается нечто негативное. Следовательно, то что ценно для толпы - это негативно? А если одиночка из толпы выскочит и отречется от этих ценностей - он - герой? Хоть и эгоист? Хммм!!! А что собственно в этом нового? Вся мировая художественная литература почти всегда повернута лицом к нему, она вся о нем, о человеке -эгоисте:неповторимой личности. Ну, правда еще и о ВЫБОРЕ! Между эгоизмом и ... много чем: альтруизмом, долгом, добродетельью и другими ... вечными ценностями.В чем же все-таки их вечность? А объединяет всетаки не само по себе чтение - читает действительно каждый по отдельности и не "толковища" в интернете, а, наверное, нае к этому отношение, вернеее совпадание отношений. Может, это и есть вечная ценность?

    ОтветитьУдалить
  12. Про то что на литературу надо смотреть как на то, что МЫ ЛИЧНО УВАЖАЕМ. с этим согласна полностью. Собственно без этого не было и самой литературы. На этом, кстати, основана и моя авторская программа "Чтение-дарение" Я дарю детям то, что ЛИЧНО Я уважаю.

    ОтветитьУдалить
  13. izbachka
    Вы же знаете нашу методику альтернативных мнений) в случае с книгой Короткова было то же самое - каждый взрослый убедительно доказывал свое)
    Про "толпу" специально загнула, простите за провокацию. Да, можно сказать мягче - общество, группа, коллектив. Есть законы общего жития, которые необходимо выполнять, принципы и правила, которых надо придерживаться. Но рефлексия-то должна быть? Самоанализ и самосоотношение с принципами и правилами этого общества? И свое слово, свой ответ на все эти правила.
    Сколько раз "общее" превращалось в итоге в "ничье"? Лучше пусть каждый ответит за себя, тогда (в общем и целом) порядка будет больше.

    ЗЫ: сын внезапно порадовал фразой: "все-таки здорово, что вам довелось жить в то время, когда все ходили строем и стояли на одних общепринятых принципах. Нам иногда так этого не хватает".
    Они до многого доходят своим умом.

    ОтветитьУдалить
  14. А Вы статью для БД по "чтению-дарению" не пишите? Мне кажется, она бы нужна

    ОтветитьУдалить
  15. В рыжем жж я перепостила этот пост, чтобы узнать мнение простых читателей. Если интересно, загляните, узнайте, что народ пишет:
    http://v-pereplete.livejournal.com/60748.html

    ОтветитьУдалить
  16. Ой,Веста,насмешила:-))) А мы,значит,не простые,да? А каменты у простых читателей похлеще,чем наши:-)

    ОтветитьУдалить
  17. ЧУМработница
    :-) Я всё время сомневаюсь, как их назвать, чтобы было понятно) Это ведь и правда совсем другая аудитория, не библиотекари. В то же время, они и не реальные читатели нашей библиотеки, а читатели рыжего блога.
    И я их обожаю))) Иногда их мысли, коменты меня восхищают и дают новые идеи для работы

    ОтветитьУдалить
  18. Я очень согласна с комментариями izbachka.
    В целом пост настолько сложный (не для моего восприятия - а тема), настолько глубоко меня волнующие вещи поднимаются, что я даже с ходу не смогу внятный комменатрий оставить. Возможно (если хватит сил и времени!) я попытаюсь у себя в журнале развить эту тему, потому что мне надо как следует подумать, понять, что я реально могу сказать здесь собственного, не повторяя общепринятые истины (если такое вообще есть!). Одним словом, попробую выделить время для свободных размышлений. Я и рада очень, что на меня сейчас навалилась работа с сайтом, но в то же время вот побочный эффект: я совершенно выпадаю из остальной жизни. И очень жаль терять возможности пообщаться на такие интересные темы.

    ОтветитьУдалить
  19. BiblioRomantic
    Жду твой пост. Может, разговор повернется совсем в другую сторону))) А чем разносторонней, чем больше взглядов и мнений - тем лучше для анализа)

    ОтветитьУдалить
  20. ...документы, принятые в Тюмени. Вот формулировки задач РБА: Мировоззренческой основой деятельности РБА явл гуманнистические ценности и принципы, в центре которых находится Человек как наивысшая ценность; Певоочередной задачей РБА явл. Обеспечить пропаганду Кодекса этики российского библиотекаря и его применение в библиотечной практике...
    Я, собственно, о гуманистических ценностях!!! Они же и есть вечные ценности и в жизни, и в литературе.

    ОтветитьУдалить
  21. Вы говорите о вечных гуманистических ценностях, которые в литературе, имея ввиду то, что описывается в книгах, если я правильно понимаю?
    А можно ли сказать, что литература сама по себе ЕСТЬ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ? Ведь главное для гуманизма – исходить из уже потенциально или актуально существующей человечности каждого че­ловека. Литература справляется с этим лучше многих людей, при этом к тому же сама является созданной человеком.

    ОтветитьУдалить
  22. А что это такое - САМА ПО СЕБЕ литература? Если это не то что описывается в ней? Или мы уже занимаемся казуистикой!!!?

    ОтветитьУдалить
  23. Читайте "Библиотечное дело" № 11 - тема номера -"Вечные ценности"
    Татьяна Филиппова

    ОтветитьУдалить