4 июн. 2011 г.

ДОШКОЛЬНИКИ. Блок занятий " солнце"

Тема "Солнце - большая звезда"

Цель. Дать представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы.
Ход занятия
Начните занятие с вопроса: "Бывают ли солнечные лучи ночью?" Нет. Солнечные лучи можно сравнить с детьми Солнца (это сравнение часто делают сами ребята). "А что такое Солнце? Солнце - это большая-большая, просто огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас. Кто из детей наблюдал ночью на небе звезды? Солнце - это такая же звезда, как и другие, но она находится намного ближе других звезд к Земле, поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее. Вспом-ните рисунки с изображением дома-природы и обычного дома, с которыми вы познакомились на занятиях блока "Я и природа". С чем мы сравнивали свет солнца? (Со светом лампы.) Чтобы понять, почему со-лнечный свет доходит до нашей планеты, а свет других звезд - нет, еще раз прибегнем к сравнению Солнца с лампой, например настольной, и проведем наблюдение (можно вместо настольной лампы воспользоваться фонариком).
Наблюдение
Цель. Помочь детям понять, почему мы хорошо видим Солнце и плохо - другие звезды. Наблюдение нужно проводить в сумерки. Поставьте на
окне настольную лампу (фонарик). Пусть дети подойдут к ней как можно ближе. Возьмите какую-нибудь картинку или небольшой предмет (это могут быть даже линии, узоры на ладошке ребенка). Хорошо ли виден свет лампы? Хорошо ли видна картинка (предмет)? Теперь предложите им отойти в другой конец комнаты. Как теперь им видны свет и изображение на рисунке? Затем выйдите вместе с ребятами на улицу и постарайтесь постепенно отходить от окна с лампой. Чем дальше вы сможете отойти, тем более наглядным получится результат наблюдений. Дети наглядно убедятся, что при удалении от окна свет лампы становится все менее заметным, а различить элементы рисунка или очертания предмета становится все труднее (если, конечно, вблизи на улице нет других источников света). Можно найти такое расстояние, с которого свет будет практически незаметным (но для этого нужно отойти на очень большое расстояние).
Результаты наблюдения обсудите в группе. Еще раз вспомните, как исчезали лучи света при удалении от окна. Когда дети находились близко от лампы, они хорошо различали свет, могли видеть друг друга, рассматривать рисунок и т. д. А вот на улице все это сделать было уже труднее. Чем дальше вы удалялись от окна, тем слабее становился свет лампы. Это наблюдение помогает по-нять, почему солнечный свет доходит до нас, и мы хорошо видим Солнце, в то время как другие звезды мы можем наблюдать только ночью на фоне темного неба, а их свет не способен превратить ночь на Земле в день. Можно сказать, что Земля находится на таком же расстоянии от Солнца, как мы от настольной лампы, когда стоим рядом с ней. А остальные звезды находятся на таком же расстоянии от Земли, как мы - от настольной лампы, если на улице отойдем очень далеко от окна.
Обратите внимание детей на то, как вечером горят огоньки в окнах домов. Их сотни, все они светят, но, если мы выключим свет в своей комнате, мы ничего не увидим. Все огоньки в окнах будут для нас всего лишь светящимися точками. А для тех, в чьих квартирах они горят,- это яркие лампы, освещающие комнаты. Если мы в гостях у друзей смотрим на окно своей квартиры, наша люстра тоже превращается в маленькую точку, хотя мы точно знаем, что это большая яркая лампа

Тема "Солнце и планеты"
Цель. Познакомить со строением Солнечной системы.
Материал и оборудование. Глобус, рисунки с изображением планет Солнечной системы (желательно на каждого ребенка), пластилин разных цве-тов, картон, цветная бумага, фломастеры.
Перед занятием сделайте основу для макета Солнечной системы: на листе картона отметьте точку, в которой будет размещаться Солнце, и вокруг него концентрические круги разного цвета - орбиты, по которым движутся разные планеты. Из оранжевой бумаги вырежьте круг - Солнце, которое вы затем поместите в центре макета.
Ход занятия
Рассмотрите вместе с детьми глобус. Как называется наша планета? Земля. Но Земля - это не единственная планета в космосе, которая "дружит" с Солнцем. Земля - это одна из планет большой Солнечной семьи. Какие планеты вы знаете?
Предложите детям познакомиться и с другими планетами. Рассмотрите с ними рисунки с изображением Солнечной системы, назовите планеты, но не требуйте, чтобы дети сразу запомнили их названия. Обратите их внимание на то, что все планеты движутся вокруг Солнца по кругу - пусть каждый пальцем покажет на рисунке путь какой-нибудь планеты. Затем приступайте к созданию своего макета Солнечной системы. Расположитесь с основой макета так, чтобы каждый ребенок мог участвовать в работе - имел доступ к листу картона. Сначала разместите в центре макета оранжевый круг - Солнце. Затем раздайте детям пластилин разных цветов. Каждый ребенок (или небольшая группа - в зависимости от количества дошкольников) сделает свою планету. Цвет планеты должен соответствовать цвету ее орбиты. Например, Марс - красный, Земля - голубая (вспомните, что нашу планету часто называют голубой). Подскажите детям, какого размера должна быть их планета по сравнению с другими. Если сложно подобрать достаточное количество пластилина разных цветов, пометьте каждую планету кружочком цветной бумаги - опять же соответственно цвету орбиты. Итак, планеты готовы. Теперь нужно распределить их по орбитам. Пусть это сделают сами ребята, учитывая одинаковый цвет планет и их орбит. Размещая свою планету, ребенок должен сказать, как она называется (подсказывайте детям при необходимости). Затем обратите их внимание на то, что планеты находятся на разном расстоянии от Солнца. Найдите самую ближнюю (Меркурий) и самую дальнюю (маленький Плутон) от Солнца планеты. Особое внимание уделите расположению Земли. На какой планете будет больше света и тепла - на самой ближней к Солнцу или на самой дальней от него? Укажите, что слишком близко - очень горячо, слишком далеко - очень холодно.
Игра
Начертите на полу (или на асфальте) цветными мелками орбиты разных планет. Раздайте детям бумажные медали или короны с изображением планет (цвета планет и их орбит должны соответствовать тем, которые были на предыдущем занятии). В центре кругов стоит ребенок, изображающий Солнце. Предложите остальным детям-планетам занять свои места на орбитах. Если будут затруднения, еще раз вернитесь к рисунку из Атласа. Затем предложите детям разойтись в разные стороны и по сигналу воспитателя (например, светового сигнала фонариком или команды "Планеты - по местам!") построить модель Солнечной системы. Кто из планет быстрее займет свое место? Затем каждая планета должна сделать круг вокруг Солнца. При этом обратите внимание детей: чем ближе планета расположена к Солнцу, тем быстрее она пройдет по кругу. Земля проходит весь свой путь вокруг Солнца за год (от одного Нового года до другого). Чтобы наглядно показать это, возьмите большой календарь и по мере движения по кругу ребенка-Земли перелистывайте его страницы, называя месяцы. Таким образом, ребенок начнет двигаться в январе, а вернется на свое место в декабре.

Комментариев нет:

Отправить комментарий