библиотекарь зала электронной информации
Дальше, собственно, сам доклад :
Библиотека в виртуальной среде:
Библиотечные блоги как информационно-коммуникативная площадка
Коммуникативная функция считается стратегически важной в работе нашей библиотеки. Технологии веб 2.0, которые сейчас активно осваиваются различными учреждениями, значительно расширили возможности в этом направлении. Наряду с сайтами, стали появляться блоги, группы в социальных сетях, которые отличаются максимальной интерактивностью и мобильностью. Вот и мы решили попробовать создать площадку для общения не только в реале, но и в виртуале.
Работа по проекту «Библиотека в виртуальной среде» началась в апреле 2010 года.
Первый этап был посвящен изучению теоретических основ новых технологий, а так же возможностям и вариантам их применения в библиотеке. Мы проанализировали публикации в профессиональной печати и интернет-источниках, отыскали библиотечные блоги, познакомились с ними, изучили особенности… И пришли к выводу, что большинство блогов ориентировано на аудиторию коллег-библиотекарей. Они используются для обмена опытом и повышения квалификации.
Еще одно не самое приятное открытие: блогов детско-юношеских библиотек практически нет. Их можно буквально перечесть по пальцам. Так что воспользоваться чужим опытом у нас не получилось.
Мы изначально ставили совсем другую цель: создать виртуальную площадку для общения с читателями. Но в детской библиотеке возрастной охват аудитории очень широк. К нам ходят и дети, и подростки, и взрослые (руководители детского чтения). Каждый контингент пользователей требует особого подхода к подаче материалов и приемам общения.
С целью определения потенциальных читателей нашего блога мы провели анкетирование. Результаты вы видите на слайде.
Слайд 5
анкетирование «Ваш виртуальный мир»
респонденты: дети 10-18 лет
Когда вы начали пользоваться интернетом? - 12-13 лет
Что вы ищите в интернете? - музыка, фильмы, подготовка к урокам, общение в соцсетях
Читаете ли /ведете блоги? - нет
Учитывая анализ анкет, а также опираясь на мониторинг читательской среды в ходе работы на абонементах, мы решили сделать ставку на возрастную аудиторию «13+» и постараться сделать виртуальную библиотечную площадку интересной как для подростков, так и для взрослых.
Большое внимание было уделено:
· определению смыслового и речевого стиля ведения блога;
· определению имиджевой линии каждого из ведущих;
· обсуждению и разработке дизайна, прорисовке аватарок
· определению основной тематической направленности.
О том, как проводилась раскрутка блога, вы можете прочитать на слайде.
Слайд
Раскрутка блога :
- рассылка электронных писем коллегам из разных городов России;
- поиск читателей в интернет-пространстве;
- реклама в городских СМИ, печатная реклама на улицах города;
- индивидуальное информирование
Раскрутка активно шла в период с июля по ноябрь, она продолжается и сейчас – этот процесс должен идти непрерывно. Для успешности блога крайне важно поддерживать связь с читателями, не только регулярно писать посты и отвечать на комментарии, но и обязательно ответно комментировать других блоггеров. Услышанными хотят быть все.
Слайд -наша главная страничка
Блог МУК «ЦСДБ им. А.С. Пушкина» создан на сайте http://www.livejournal.com/ или «Живой журнал». Это самая популярная в России платформа, наиболее лёгкая в использовании как для самих блоггеров, так и для читателей.
Слайд - отзывы
Названием блога – «Живность цвета огня» - стала строчка из стихотворении саровской поэтессы, писательницы Ирины Егоровой. «Рыжий» цвет - выбран как символ оригинальности, нестандартности, творчества и душевной молодости.
Слайд — персонажи блога
Изначально блог ведут четыре человека, в том числе подросток 16 лет, читатель нашей библиотеки.
Характеристики персонажей продуманы, все герои очень разные, и каждая индивидуальность привлекает свою аудиторию читателей.
Изюминка блога — акцент на приеме «идентификации мнения блоггера-библиотекаря». Мы говорим от своего имени, высказываем свое мнение, спрашиваем мнение читателей. Наша цель здесь — сломать стереотипы, сформировать мнение о детском библиотекаре, как о человеке увлеченном, грамотном, любознательном, доброжелательном, уважающем собеседника-читателя и его мнение.
Все темы так или иначе касаются книг, чтения и позиционирования библиотеки. Некоторые посты имеют краеведческий уклон.
Слайд
Новая библиотечная услуга
В блоге мы ввели новую библиотечную услугу. «Верхний» пост используется для продления книг онлай. Достаточно оставить здесь комментарий со своими данными. Эти комментарии скрываются.
Слайд — (скрин) пример рекламного поста
В блоге постоянно дается информация рекламного плана о предстоящих мероприятиях, делаются «отчётные» посты». Иногда в онлайне библиотекари и читатели обсуждают плюсы и минусы прошедших мероприятий, варианты социального партнерства.
Слайд - (скрин) пример поста-опроса
Блоги удобны для проведения опросов и анкетирований. Мы проводили опросы:
- «Вы и соцсети» (59 респондентов)
- «Зачем вы ходите в интернет?» (81 респондент)
- «Официальный и неофициальный стиль письма» (34 респондента)
Слайд — (скрин) пример экспертного поста
Находкой блога стало привлечение читателей к экспертной оценке отдельных произведений писателей-земляков.
Удачной практикой стал эксперимент и с интернет-голосованием в блоге по конкурсу, посвященному Неделе детской и юношеской книги. Мы считаем, что виртуальные конкурсы – это одно из перспективных направлений.
Слайд-скрин статистики по возрасту
На сегодняшний день целевая аудитория блога значительно расширилась: «12 +». Распределение по возрастным группам достаточно равномерное (см. приложение – статистический отчет). У нас около 100 постоянных подписчиков-читателей, и мы считаем эту цифру оптимальной для выполнения коммуникативной функции, ведь невозможно полноценно уделять внимание каждому в огромной толпе.
Слайд-скрин статистики по регионам
Мы имеем сложившийся круг читателей из России и зарубежья. Около 35% аудитории — это жители Нижегородской области.
Читателей блога-горожан пока немного, в Сарове практически нет блоггеров. Кроме того, процент реальных пользователей по отношению к общему количеству жителей очень высок, и мы не видим необходимости уводить их из реала в виртуал.
Слайд — (скрин) посты читателей
В то же время блоги — очень хорошая развивающая среда. Здесь отрабатываются навыки письменной речи, навыки общения и экспромт-формулировки мыслей при написании комментариев. Поэтому задача, которую мы сейчас решаем - привлечение подростков к ведению блога. Это кропотливая индивидуальная работа, не рассчитанная на массовость. Но она и самая глубокая, дающая максимальные результаты как в читательском развитии, так и в творческой самореализации детей.
За лето у нас появилось еще три постоянных ведущих блога, это школьники 9-10 классов.
Слайд (некоторые статистич.показатели)
На наш взгляд, блог «ЖИВНОСТЬ ЦВЕТА ОГНЯ» можно с полной уверенностью назвать виртуальным клубом любителей чтения и библиотек. Думаем, нам удалось реализовать свою главную цель: создать еще одну площадку для общения библиотекарей и читателей. В блоге почти нет не откомментированных постов, часто завязываются живые беседы, споры и обсуждения, где бывает до 20-35 комментариев. И это говорит об успешности проекта.
Слайд — (скрин) наши группы
С удовольствием посмотрела ролик и прочитала доклад. Полный скрин:-))
ОтветитьУдалитьЗнаю, как сложно привлечь к чтению библиотечного блога подростков и тем более вести его, вам это удалось. Молодцы!!!
ОтветитьУдалитьЧумработница, Библи:-)тека - спасибо!
ОтветитьУдалитьНа ролик вышла как-то случайно, но до чего ж он хорош... лучше не скажешь, очень все наглядно. На Лидере решили его показать чуть ли не в последний момент - на случай, если не все еще четко представляют, о чем пойдет речь. Не прогадали. Ситуация удручающая. Разрыв между библиотеками и библиотекарями очень большой из-за уровня знакомства с инетом и 2.0-ными технологиями. Думаю, для многих мы как буд-то говорили на иностранном языке.(((
Подростки))))))))))))))))))))))))))))
ОтветитьУдалитьЕсли честно, для меня участие подростков в ведении блога - главная победа года работы блога. И плевать на статистику, которая немного упала из-за прихода "незнакомых" ведущих. Дети реализуются, пусть и единицы из них, но как же для это важно! Зто те дети, которые очень талантливы, глубоки, но прячутся в своей скорлупе, стесняются где-то.