7 окт. 2011 г.

Недетские вопросы об отношении к детскому творчеству в библиотеках

Я крайне редко дублирую  сюда посты из нашего "рыжего жж". Только когда важно и интересно сравнить мнения и впечатления профессионалов-библиотекарей и читателей.
Сегодня же даю ссылку на пост Эйр. Думаю, тема, затронутая ею, не может не тревожить родителей, библиотекарей и педагогов в равной степени. А если кого-то она не тревожит, то это странно и опасно. Опасно для детей, прежде всего.
О чём же пост??
     Одна из разновидностей "скользких" ситуаций  в детской библиотеке при общении с нашими читателями.  Ситуации, когда приходится ходить по лезвию ножа и мучительно искать выход:  что же ответить??? Как только вы их "приручили", как только они, дети, начали вам доверять -  ждите,  что на вас обвалится ВСЁ  ЭТО. Ну, и что же с этим делать? У вас есть решение?

11 комментариев:

  1. Приходилось и приходится ждать ответов, но никто не решается их давать в последнее время. Приходится также часто оценивать чужие тексты и рисунки. Если брать тексты, то это студенческие работы, эссе и рецензии, часто коряво написанные. Я предпочитаю публиковать их в закрытом учебном блоге, так как когда-то сама училась, и в том учреждении правила были жесткие: работы публиковались на сайте и были всем доступны. Думаю, ученические работы должны быть доступны только людям, которые друг друга знают: ученикам, педагогу. Ученикам нужен читатель (я даже иногда требую от учеников читать и комментировать друг друга), им надо понимать, что они пишут для кого-то.
    Но я общаюсь с людьми от 17 и старше. Взрослому человеку нужна аргументированная оценка.
    Но как быть с ребенком? И как быть, когда оценить просят стихи? Я бы сбежала, наверное. Но это неправильно: человек должен быть смелым. И ребенку, думаю, надо видеть взрослого смелого читателя, который готов с ним обсудить его литературные опыты или его проблемы, которые в этих опытах видны и, надеюсь, остраняются таким образом. Такой взрослый, сверстники - это среда единомышленников, соперников и т. п. Без такой среды невозможно развиваться, и она дает возможность высказаться и оценить себя.
    В общем, если судить по поведению студентов, им на пользу прямые аргументированные оценки. Думаю, и подростков, склонных к самоубийствам из-за плохо оцененных стихов, немного.

    ОтветитьУдалить
  2. Детей за творчество я бы только хвалила! "Молодец!" "Здорово!" "Классно!" Жизнь еще успеет покритиковать :)

    ОтветитьУдалить
  3. Эйр, сочувствую. Я сама была в таких ситуациях не один раз. Все мы разные и все мы талантливы по-своему. Но никогда не говорю, что автор неталантлив. Говорю: звучит хорошо, но надо доработать немного; рекомендую наших классиков поэзии, чтоб поучились "легкости слога" и т.д. Но всегда говорю: Молодцы!

    ОтветитьУдалить
  4. Марина, Вы ведете закрытый блог, где публикуете работы своих учеников? Я правильно поняла? То есть это творчество по заданию? Да, здесь без оценки просто нельзя.
    А как идет процесс с комментированием друг друга? Насколько активно и охотно студенты в этом участвуют?
    Я думала о подобной работе в блогах, хотела выходить на педагогов, предложить сотрудничество. Мне кажется, блоги очень хорошая развиваяющая среда.
    А с нашими детьми правда очень трудно бывает в таких ситуациях, и сбежать хочется:-)

    ОтветитьУдалить
  5. БиблиоМенеджер: Да, я тоже чаще именно так поступаю)) Язык не поворачивается сказать, что всё "не то и не так". Выкручиваюсь. Но Эйр достается чаще:-)

    ОтветитьУдалить
  6. Современная библиотека :
    Наверно, Вы правы. Ведь библиотека - это место, куда может прийти любой и каждый, с разными талантами и неталантами. Но всем им должно быть у нас тепло, уютно.

    ОтветитьУдалить
  7. Не оригинален. Только хвалю. Потом говорю, если тебе интересно, то, случись мне писать/рисовать об этом, я бы вот так сделал. Кстати ещё, если тебе интересно и пригодится в будущем, то ЖЫ-ШЫ всегда пишется (как неудивительно это нам) с буквой И. Правда, здорово? Давай неси следующее стихотворение/рисунок. Я буду его с нетерпением ждать

    ОтветитьУдалить
  8. Веста, да, это закрытый блог, точнее, зайти на него может любой, если знает адрес, но материалы блога не ищутся поисковыми машинами. За работы в рамках семинара оценки не ставятся, только "зачтено" или "не зачтено", но оценивание не исчезает. Чтобы студенты друг друга комментировали, приходится делать это частью задания, сам факт наличия комментария. Большинство комментариев никак ни тему, ни стиль не оценивают, люди ограничиваются словами "классно!", "интересно", "спасибо". Только я пишу развернутые комментарии, и уже на них ответы пишет автор. Повторюсь, это учебные работы студентов, но поскольку задание предполагает, что жанрами текстов будут эссе или рецензия, это порой попытки написать художественный текст.
    Если человеку в 17-20 лет не говорить о его ошибках прямо, он не развивается.

    ОтветитьУдалить
  9. БиблиоМенеджер, и, представляете, у меня это чудо класса с 4ого случается. ) Словно у меня физиономия располагающая или голос приятный, что ли. ))) В общем, вокруг всё время вились какие-то дети, потом подростки, потом снова дети-подростки, которые обязательно совали что-нибудь на одобрение - знали, что я говорю правду.
    А я и правда говорю правду. В посте я не обозначила, что я говорю сама - простор для ответов, но на самом деле я всегда говорю честно, хотя и в шуточном ключе. Мол, это так задумано, что руки героя всегда обвиваются вокруг талии героини? А ничего, что они в таком положении у тебя по комнате ходят, пока разговаривают? Ты сама представь себе эту картинку, здорово, правда?
    Или смотрю долгим немигающим взглядом, потом хватаюсь за голову и, глядя смеющимся взглядом, уточняю: "Я знаю, что подарить тебе на день рождения: словарик правописания. Давай договоримся: я ради тебя поверну Землю, а ты ради меня выучишь, где запятые ставятся! Согласен?"
    Ребёнок смеётся. Но ребёнок понял. Когда он дома садится писать, он заносит руку, чтобы написать о руке-талии - и начинает снова смеяться. И не пишет. Вместо этого думает, как можно иначе.
    Мне недавно один мальчик сказал, что ушёл из рэп-тусовки, потому что там все друг друга хвалят - и никто не говорит друг другу правду. Ну, простите, когда меня просят прослушать песню, а там ударение не так проставлено, я честно скажу, что всё чудесно до этого вот момента, а после этого хоть диск выбрасывай. Не говорить правду нельзя. В конце концов, ни разу не встречала совсем уж клинических случаев, чтобы отбирать у человека все пишуще-рисующие предметы и бумагу. Всегда есть возможность развить до предела.

    ОтветитьУдалить
  10. В то же время, сколько себя помню, меня всегда комментировали и критиковали совершенно... глупо. Вот другого слова не подберёшь. Я всегда жду какой-то адской критики, как меня родители приучили (они всегда очень жёстко меня критиковали - даже за неточные обороты), а в результате люди, которые считают себя эстетами, смотрят на мои произведения, читают их, видят в них что-то совершенно отличное от того, что я туда вложила (причём очевидные же идеи вложила - не, надо было найти что-то эдакое), критикуют меня за эти идеи, которые они сами придумали и вложили, потом пишут, что меня захвалили просто (ммм, КТО? Меня уже лет триста хвалят раз в сто лет), так что мне надо совершенствовать стиль, я сама это увижу со временем.
    Апогея эта критика, я думаю, достигла, когда мне сказали, что одну из моих книг, Кельвереда, не стали читать, потому что "в ней не видно тебя, Маша". Я уважаю человека, который сказал это, но мне прямо страшновато стало от того, как этот человек меня тогда видит: ведь я полностью списала с себя одного из двух главных героев, полностью и досконально - мои реакции, моя мимика, моя жизнь.
    Критики мне попадаются плохие, правда. Я всё время жду, что они скажут что-то дельное. А они говорят что-то мутное. Так что критиком тоже нужно уметь быть. Имхо.

    ОтветитьУдалить
  11. comte-monte, у Кинга есть замечательная и моя любимая "Как писать книги", где есть целая графа о том, что надо писать грамотно. Мне её иногда просто цитировать хочется, настолько она разумна и точна.

    ОтветитьУдалить