24 нояб. 2011 г.

Обрывки размышлизмов по мотивам виртуальной неКонференции

Сколько бы мы ни говорили изначально, что наша неКонференция должна стать нестандартным, креативным  ироническим чудом  в противовес  набившим оскомину конференциям и круглым  столам, все-таки чиновники от культуры (да и  некоторые коллеги-блоггери, думаю) ждут  серьезных рассуждений, глубоких мыслей, аналитики и готовый путей решения своих проблем и задач. Да, без этого  нельзя…
      Поэтому прошу прощения у всех, кого покоробит   примитивизм , сумбурность и наивно-надуманное(???надуманное? или все-таки нет???)  кликушество  некоторых  моих мыслей и призывов. Они закрались в мою  голову не так давно, спокойно варились до поры до времени…однако фразы из  некоторых виртуальных докладов  и комментариев спровоцировали рецидив.
      Данное нечто (не решаюсь назвать ни докладом, ни статьей) я пишу,еле-еле успевая схватить за хвост мысли (знаете, по-блоггерски :  пробегает мимо  мысль – хватай ручку, карандаш, клавиатуру - и пиши… а то убежит))). Каюсь, совсем не «вылизываю» фразы. ..Но я просто лопну, если не поделюсь тем, что  надумалось.
     Сначала   две провоцирующие   меня цитаты:
1.М.В.Ивашина в статье «Еще одна утопия?» задает вопрос: «Могут ли блоги стать центрами общественной активности сначала у себя в библиотеках, затем в местных сообществах, и далее – в масштабах России? Могут ли активизировать «человеческий потенциал» библиотечного дела и без всякого указания властей различного уровня, объединившись, решать какие-то важные задачи?».
     Дальше в статье есть аргументированные ответы-примеры. И у меня нет никаких возражений. Очень надеясь, что Марина Вячеславовна имеет ввидуне только библиотекарей, но и читателей, я готова подписаться под каждым словом.  Но у меня есть свой «нулевой» вопрос, который, как мне кажется, должен предворять те, что указаны выше (конечно, если мы в блогодеятельности планируем не «вариться в собственном соку», а привлекать читателей-пользователей). 
     Прежде чем озвучу свой вопрос, еще одна цитата:
2. Из комментария Галины Семёновны Ганзиковой: «Мы крутимся вокруг самих себя(авт: готова поставить здесь тысячу «лайков»). А нам бы надо задружить, завальсировать с создателями школьных блогов. Для начала хотя бы с ними!  (авт :но…почему же  именно с ними?... Ведь это – коллеги, единомышленники и пр. и пр….. Я не против «задружиться», просто не вижу здесь проблемы, мы же «свои» люди, говорящие на одном языке… А не интересней ли задружиться с теми, кого мы хотим научить нашему «языку», кого мы хотим «приручить», для кого хотим стать важными и нужными??))
   То, что имеется польза огромная лично для блогера, это я усвоила. А есть ли какая-то польза для библиотеки
 Библиотекари, коллеги! Я,может быть чрезмерно прямолинейно рассуждаю, но блогерам нужно определиться, обязательно это сделать: для себя они работают или на библиотеку? (авт: Согласна! Еще как согласна!)

     Мы здесь делимся опытом о первых шагах в блогостроении. Рассуждаем о социальных сетях  и месте библиотек в них. Обсуждаем этические вопросы и с беспокойством сверяем  градус блоггерской деятельности с градусом НОРМАЛЬНОГО, КЛАССИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ, основы основ, нашей святыни…
Но… Вот честно, в последнее время  я не на шутку "загрузилась" - а знает ли  вообще народ (те самые «пользователи», реальные и потенциальные), что есть такое явление - блогинг, что есть такие люди - блоггеры?  Только не возмущайтесь сразу, я в курсе, что даже  центральные СМИ сейчас  вовсю  ссылаются  на блоги. … А вы с людьми на эту тему говорили?  Не со  своим близким окружением единомышленников, а… чуть отойдя в сторонку, пробовали промониторить ситуацию?
Не здесь ли кроется причина того, что так мало у нас библиотечных блогов для читателей? Что это направление считают не перспективным?
Я ведь не просто так засомневаласьЯ  ПОПРОБОВАЛА.  Примерный разговор с самыми разными людьми (друзьями,   даже коллегами (!!), случайными собеседниками, школьниками, родителями, педагогами)  о блогах:
- Блоги? - спрашивали меня.
- Да, я веду блоги, читаю их… Вы ведь тоже все это знаете и читаете???
- Ннну....
      Короче. Слово слышали. Смутно сформулировать суть могут (ну, это веб-сайты, да?)..... ВСЁ. Дальше - НОЛЬ!!!  (Может быть, это сказывается специфика маленького провинциального горока?  Может, у вас все по-другому??)
      Естественно, как ярый защитник и проповедник блогодеятельности,  открываю блоги, показываю, начинаю что-то объяснять...   Въезжают в суть с большим трудом, и нехотя как-то: «Чтой-то такое? Здесь ничего не понятно!»…(( (а, ну, правильно! пока непонятно - оно ведь и неинтересно! ).
     В отчаянии показываю 
ВОТ ЭТОТ ЧУДНЫЙ ВИДЕОРОЛИК    И тогда!!! уже появляется проблеск понимания и любопытства  в глазах.
     Человек бросается читать блог (хитрая я, естественно, предлагаю снова наш " рыжий жж"))), он бродит по «Живности», читает коменты, потом идет  по  блогам наших  комментаторов   и... в конце концов говорит: "Я тоже хочу стать блоггером!"  или: «А можно я вот здесь прокомментирую??».
Я, вытирая мысленный пот со лба, праздную победу: «Еще один «Обращенный». Еще один «читатель и комментатор блога». Еще один потенциальный ведущий из числа читателей .
 Если честно, я не считаю главной задачей творческого блога типа нашей «Живности цвета огня»  «реальный приход»  пользователей в библиотеку, выдачу энного количества справок и прочих цифровых показателей.  Его задача – разжигать желание литературного творчества и анализа… пусть пока и в жанре блогописания/комментирования)))
     Не могу обойти вниманием статью Г.М.Пальгуевой «В чем сила?» (раздел «Трансформация чтения»). Надеюсь, что поняла все мысли автора правильно… а вообще, когда сидела читала эту статью, то постоянно кивала головой, соглашаясь))).
     Не могу сама оценить, насколько у нас получается, но что-то близкое  к варианту, предложенному Галиной Михайловной, мы пытаемся претворить в «рыжем жж».  Конечно, «технику овладения навыками чтения» в блоге  мы не отрабатываем.. только предлагаем некоторые шпаргалки по такой технике, кто захочет – возьмет…
   
 Мы пытаемся создать мотив, заинтриговать, повысить статус чтения. Мы надеемся, что у нас в блоге идет обоюдовыгодный (библиотекарь-читатель) тренинг по экспромт-комментированию, по отработке письменной речи.  Я не знаю, как вы это воспримите, но у нас «манипулирование» идет взаимно. Сколько раз я наблюдала, как заявленная мной или Эйр тема о какой-то книге, или о чтении, или об экранизации книг, перетекала в блог жж-друга и продолжала жизнь там…. Сколько раз я «шла по следам» наших жж-читателей и читала книги, которыми восхищались и упоминали они в своих постах или у нас в комментах.….
     Вопросы психологии чтения пытаемся давать, но по-своему – через прием самоидентификации… Опять же, не мне судить, насколько всё это получается, но мы осознаем данные задачи как правильные и полезные в библиоблогинге, и пытаемся их решить.

       Вот такой сумбур навеялся… В  заключении хочу  задать вам два вопроса:
1. Кто из вас может более-менее достоверно сказать, какой процент ваших знакомых  и отдаленно знакомых людей  на приличном уровне (а не на уровне мычания: ну..э...это..как бы..). знает и понимает, что такое блогосфера?

2. Как  вы считаете: : блогинг, посты - ЭТО ОСОБЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР??? НЕТ??
     Мне интересно ваше мнениею Дело в том, что в результате нескольких своих импровизированных уроков-знакомств с блогами, я  постоянно слышала от "учеников", что сначала "жанр блогинга был им совсем непонятен, а потом они разобрались и... «это так здорово!".     


5 комментариев:

  1. Веста,каждый раз удивляюсь,как Вы умеете проанализировать ситуацию. Я урывками читала неконференцию. Много интересного. Отвечу на вопросы.
    1)Очень сложно "обратить в свою веру",но можно. Бить в одну точку и быть терпеливым. Буквально так,как Вы описываете. Открываешь,демонстрируешь,увлекаешь. Я помню,что когда писала даже лично про кого-то и просила "ты хоть на себя посмотри зайди",человек отвечал,дескать,спасибо,как-нибудь зайду (в смысле,не зайду,конечно). Яркий пример того,как блогер создал блог и моментально привлек свою аудиторию - ИрЭн,замдиректора школы-интерната. Дневник замдИРА Но тут надо учесть момент,что ИрЭн пользуется огромным авторитетом и любовью и среди коллег,и среди учеников.
    2)Жанр блогинга. Да,считаю,что есть. До блога я пробовала себя и в поэзии,и в прозе. Но здесь-другая территория,другие законы,которые надо соблюдать,чтобы ваши опусы читали.Самое интересное,что каждый раз для меня как экзамен - Что получится и получится ли. Вот у Весты получается,поэтому читаю до конца и хочу писать подробные каменты.

    ОтветитьУдалить
  2. Татьяна, причина, что блоги не используются для работы с читателями, конечно, другая :)
    Собираетесь ли вы реально присутствовать на Неконференции?

    Про блогинг как жанр уже много пишут и даже книги в этом жанре выходят :)

    ОтветитьУдалить
  3. ЧУМработница, спасибо за большой, обстоятельный комментарий. И за оценку)
    Вот я и думаю, что все дело в том, что "сложно".
    2. Ну, раз большинство *осторожно оглядываюсь* считают блогинг жанром... пора прописывать его особенности)))

    ОтветитьУдалить
  4. Елена, я, к сожалению, не еду точно. Никак не отойду от болезни.
    От нас едут директор - Любовь Николаевна, и зав.отдела краеведения - Ольга Александровна Прошина. Я её специально нацеливаю на Ваш мастер-класс.
    Они совсем, даже близко не блогеры, но, думаю, им будет полезно)

    ОтветитьУдалить
  5. Очень жаль, была бы рада встрече.

    ОтветитьУдалить