20 дек. 2011 г.

Годовой отчет. Летнее чтение-2011


ОТЧЕТ
МУК «Централизованной системы детских библиотек им. А.С. Пушкина»
о работе по программе «Летнее чтение – 2011»

На протяжении многих лет МУК «ЦСДБ им. А.С. Пушкина» работает по программе летних чтений. В этом году она называлась «Летний литературно-творческий микс». Библиотекари предложили юным саровчанам с пользой и интересом провести свой досуг. Многообразие  форм летней библиотечной деятельности позволило привлечь и малышей, и подростков и отражало ключевые темы календаря.  Большое внимание было уделено краеведческой тематике (к 320-летию Саровского поселения).
Внутренняя и внешняя реклама  мероприятий программы:
- выступление на совещании начальников летних пришкольных лагерей;
- реклама программы летних чтений во время акции «Библиосумерки-2011»;
- распространение рекламных листовок;
- афиши с расписанием летних мероприятий в стенах библиотеки;
- рекламный стенд «Пульс твоей библиотеки: летняя жизнь»;
- индивидуальные пригласительные библеты;
- приглашение читателей по телефону;
- анонсы мероприятий  в СМИ ( официальные сайты, газеты, радио и телевидение  города, библиотечные блоги) .

Работа с организованными группами детей и подростков  велась по специально разработанному плану.  Тематика информационно-познавательных встреч разнообразна. 
1.Городские летние лагеря (пришкольные, дворовые, при  клубах по месту жительства, спортшколах).  
 В летний период с нами сотрудничали практически все школы города, детская юношеская спортивная школа «Саров» (секция хоккеистов), Детский юношеский центр «Икар»,  Центр социальной помощи семье и детям «Тёплый дом». Каждый отряд посещал библиотеку не менее двух раз за месяц.
В ходе библиотечных  встреч были затронуты темы экологии, Пушкиниана, история России, краеведение (перечень мероприятий – см. Приложение).
Большое внимание было уделено продвижению творчества писателей-земляков. С этой целью в разных структурных подразделениях библиотеки организовывались встречи с саровскими писателями И.Л.Егоровой и П.В.Тужилкиным. Всего прошло 5  встреч, на которых присутствовало около 200 человек.

2.Загородные базы отдыха.
    Чтобы  не прерывался систематический процесс чтения детей и подростков, детская библиотека более 30 лет комплектует передвижки для загородных детских оздоровительных лагерей.  Организовано стационарное обслуживание юных читателей и  педагогического коллектива на протяжении всех смен в трех детских оздоровительных лагерях.
Массовая работа велась по специальным планам, согласованным с администрацией  этих учреждений. В среднем детские библиотекари проводили 2-4 мероприятия ежедневно.
У педагогических сотрудников ДОЛ большим спросом пользуются методические подборки литературы, которые комплектуются в соответствии с тематикой смен.
       Работа в загородных детских оздоровительных лагерях показывает, что ребята с удовольствием проводят свободное время в библиотеке и ближе знакомятся с лучшими детскими произведениями.
Цифровые показатели по массовой работе
Год
Кол-во мероприятий
Кол-во обслуж.
Книговыдача

2011 год
Пришкольные лагеря
162
3776
4725
Загородные лагеря
319
8378
11294
Всего
481
12154
16019

2010 год
Пришкольные лагеря
225
5052
6330
Загородные лагеря
264
6691
7884
Всего
489
11743
14214

Индивидуальная и групповая работа с  неорганизованными читателями.

Летний литературно-творческий конкурс «Да здравствует эпистолярный жанр!»
В 2011 году к работе по программе «летних чтений» присоединились новые партнеры – Саровское отделение «Почты России».  Совместно с ними, с целью углубленного знакомства с эпистолярным жанром, был разработан литературно-творческий конкурс.
В ходе подготовки творческих работ ребята знакомились с историей российской почты, искали ответы на вопросы «Почтовой викторины», пробовали свои силы в освоении жанра и писали письма на одну из предложенных тем:
К 50-летию первого полета человека в космос:
  • Письмо на космическую орбиту (по мотивам познавательных книг о космосе)
  • Письмо от космического путешественника (по мотивам художественной фантастики)
К 320-летию Саровского поселения:
  • Письмо писателю-земляку или одному из его литературных героев ( по мотивам книг П.Тужилкина, И.Егоровой и др.)
  • С чего начинается Родина? (письмо-размышление далёкому другу о родном городе)
  • «Что такое ЛЕТО для меня? Это.....» письмо-размышление другу..
Большой интерес при работе по конкурсу вызвали у ребят интерактивные выставки «Под скрип пера », оформленные в каждом отделе библиотеки. Здесь участники знакомились  с письмами известных писателей(задание для подростков)  или искали  в книгах письма литературных  героев((задание для малышей). Выбрав одно понравившееся письмо, ребята переписывали  его пером в альбом.
Самые маленькие читатели участвовали в номинации «Открытка»  - придумывали  и оформляли  свою открытку другу или родным на одну из тем:
- с 50-летием начала космической эры
- 320 лет Сарову
В конкурсе приняли участие 120 человек. Отдельные работы-письма были представлены на региональный  этап конкурса «Лучший урок письма-2011», который организовала «Почта России». Шесть работ юных саровчан  стали победителями в разных номинациях.
Также отдельные письма читателей были опубликованы в городских газетах «Городской курьер» и «Саровская пустынь».

Творческая мастерская "Мой ответ писателю-земляку"  работала в течение августа. Она была нацелена на продвижение детских  художественных произведений писателей-саровчан в читательскую среду, развитие детей через чтение и осмысление краеведческой художественной литературы.
Таких книг (краеведческой направленности, при этом адресованных малышам и  адаптированных для них не только по тексту, но и по оформлению - крупный шрифт, иллюстрации....)крайне мало в принципе, издаются они недостаточным тиражом, в школьные программы не включены. Так что прежде всего детская библиотека может стать  здесь связующей ниточкой между Писателем и Читателем.
            Встречи с писателями в стенах библиотеки, массовые  ознакомительные мероприятия в рамках занятий по программам с организованными классами у нас давно стали традиционными. Но  летом мы решили организовать углубленную  групповую работу с  неорганизованными читателями. 
Реклама мастерской прошла в городских газетах, в стенах библиотеки раздавались индивидуальные пригласительные билеты.
Встречи включали:
- громкие и комментированные чтения небольших сказок, рассказов писателей-саровчан
- обсуждение их с ребятами, построенное с учетом приемов и методик читательского развития (составление синквейна по прочитанному, описание впечатления в звуке и цвете)
- творческая мастерская читателя (поделки, рисунки, апликации письма героям и авторам...)
В роли чтецов   выступали подростки, участники инициативной молодежной группы НОКАУТ. Они же задавали ребятам вопросы по тексту, вели обсуждение. Библиотекари подключалисьпо мере необходимости ( канву обсуждений мы с подростками обговариваривали и репетировали заранее).
После чтения и обсуждения ,  библиотекарь обобщал выводы  и предлагал выполнить творческое задание.
Темы некоторых встреч творческой мастерской:
Первые три занятия посвящены   книге "Живность цвета огня"(авт.: И.Егорова).
- Громкое чтение с обсуждением сказки И.Егоровой  "Последний динозавр". Составление синквейна и письма динозавру. Поделка "Друг для динозавра - веселый динозаврик".
- Комментированное чтение сказки  И.Егоровой "Душа".  Творческие задания: "Какой я вижу Душу озера" (акварельный рисунок-бабочка, цвета подбирают дети на свое усмотрение). "Моя иллюстрация к сказке" - рисуем главных героев, описанный в тексте пейзаж...
- Громкое чтение сказки И.Егоровой "Главное желание". Аппликации и  общая газета на тему "Времена года.
Еще несколько встреч были посвящены творчеству П.В.Тужилкина и чтению его книги «Лето в Ключах».
Форма работы получилась  интересная.  Подростки имеют непререкаемый авторитет в глазах малышей. Это так естественно и правильно - когда за молодежью тянутся ребята помладше, подражают им, прислушиваясь к их авторитетному мнению.  И   совместное  чтение и обсуждение книг писателей-земляков  привлекло
В ходе подготовки к встречам  нокаутовцы буквально штудируют подобранные книги, изучают методики и приемы, отрабатывают выразительное чтение и чтение по ролям. И, что очень приятно - говорят, что им тоже интересно читать предложенные тексты.
На второе занятие  пришли 9 человек из 12, бывших в прошлый раз. И подружку привели))).  Наверно, можно сделать вывод, что большинству понравилось?  Если так пойдет дальше, можно будет говорить о летнем литературно-краеведческом клубе.

Летняя БиблиоВидеоСтудия  ( BVC)
В течение месяца (с 10.07 по 10.08.2011) в библиотеке работала БиблиоВидеоСтудия.  Встречи проходили 2-3 раза в неделю.
В работе  BVC принимали участие неорганизованные читатели (подростки и  ребята помладше), а также  библиотекари. Это очень увлекательная,  комбинированная форма работы, которая начиналась с обсуждения идеи библиотечного фильма, совместного написания сценария,  отбора реквизитов, чтения необходимой литературы, репетиций, озвучки и всего прочего, что связано с видеосъемками.  Но  самое главное, эта работа позволила объединить поколения, объединить малышей и подростков, библиотекарей и читателей. 
            В работе БиблиоВидеоСтудии приняли участие 10 человек.  В итоге был создан  фильм о библиотеке и о молодежной волонтерской группе НОКАУТ в жанре   психологического триллера. Так  его увидели  участники студии.
            Помимо работы над фильмом,  в один из дней летних каникул участники провели презентационную встречу-тренинг  BVC для всех желающих, где рассказали о нюансах участия в съемках, о том, что им давалось труднее или легче во время работы. На встрече была дана реклама будущего «продукта» - показан  презентационный промо-ролик о фильме.
 В заключении все желающие смогли попробовать свои силы перед камерой: ребята давали экспромт-интервью, озвучивали различных персонажей. Всего на встрече присутствовало 25 человек (неорганизованные читатели).
            Сам фильм впервые был показан на библиотечной школе «Лидер» (для библиотечных специалистов), а презентация для ребят-читателей состоялась в дни осенних школьных каникул.

О некоторых мероприятиях  и акциях в рамках «летнего чтения-2011»

В День России (12.06.2011) в городском парке культуры и отдыха работала библиотечная площадка, организованная участниками группы НОКАУТ.  Горожанам предлагалось:
- ответить на вопросы викторины «Великие Россияне»,
- высказать свое мнение по теме "За что вы любите Россию",
- прочитать вслух стихи о Родине или спеть гимн,
- правильно раскрасить российский триколор.
В работе библиотечной площадки приняло участие 180 человек.

День города(25.06.2011).  Библиотечная площадка в городском парке культуры и отдыха (организаторы –  молодежная группа НОКАУТ) включала следующие игры и задания:
- викторину «Что ты знаешь о Сарове?»,
- фотопазлы «Улицы города»,
- мастерскую юного художника"подари городу краски" (задание: раскрасить чёрно-белый рисунок колокольни - символ города),
Кроме того, в рамках библиотечной площадки прошли:
- акция «Скажи своё слово о Сарове»
- награждение победителей конкурса рисунков "Город моего детства". Ребята-победители получили в награду книги саровских писателей Павла Тужилкина и Ирины Егоровой с личным автографом авторов.


Отдельной темой стала фотоакция "Улыбнись своему городу!"
 на фоне плаката с видами Сарова. Фотографии для коллажа сделали нокаутовцы во время своих прогулок по городу, а благодаря Департаменту культуры и искусства  плакат-баннер  напечатали  в типографии.
            В работе библиотечной площадки приняло участие около 200 человек.

В День семьи, любви и верности (8.07.2011) для детей и родителей  были приготовлены игровые выставки на абонементах и в читальных залах, а так же литературно-музыкальная композиция, в которой приняли участие юные пианисты и певцы. Праздник посетили 12 саровских семей.

День открытых дверей «По книжному морю под парусом лета» посетили около 100 читателей самого разного возраста – от дошкольников до молодежи. Подростки наравне с библиотекарями организовывали в этот день культурный досуг читателей: участники волонтерской группы НОКАУТ приготовили для малышей игровые литературные  задания и викторины (игру «Литературные классики», интерактивную выставку «Опыты и эксперименты», виртуальное путешествие «По странам и континентам»  и др.) .
Важным событием стало в этот день посещение библиотеки губернатором Нижегородской области В.П.Шанцевым, который много общался с юными читателями.

4 комментария:

  1. Какие же вы молодцы!Приятно видеть такую масштабную работу. А еще учиться у вас приятно и в виртуале, и в реале:)

    ОтветитьУдалить
  2. Оксана, спасибо большое:-) А нам приятно слышать такие отзывы о нашей работе)))

    ОтветитьУдалить
  3. Веста, присоединяюсь к umnicе - действительно очень интересно, познавательно, для себя узнала новые формы работы, почерпнула идеи, спасибо. Заинтриговала выставка "Под скрип пера" и творческая мастерская "Открытка", покажите, что плучилось?!

    ОтветитьУдалить
  4. БиблиоМенеджер, спасибо. Я сделала отдельный пост с фотографиями, см. здесь: http://vpereplete.blogspot.com/2011/12/blog-post_23.html

    ОтветитьУдалить