ОТЧЕТ
МУК «Централизованной системы детских библиотек им. А.С. Пушкина»
о работе по программе «Летнее чтение – 2011»
На протяжении многих лет МУК «ЦСДБ им. А.С. Пушкина» работает по программе летних чтений. В этом году она называлась «Летний литературно-творческий микс». Библиотекари предложили юным саровчанам с пользой и интересом провести свой досуг. Многообразие форм летней библиотечной деятельности позволило привлечь и малышей, и подростков и отражало ключевые темы календаря. Большое внимание было уделено краеведческой тематике (к 320-летию Саровского поселения).
Внутренняя и внешняя реклама мероприятий программы:
- выступление на совещании начальников летних пришкольных лагерей;
- реклама программы летних чтений во время акции «Библиосумерки-2011»;
- распространение рекламных листовок;
- афиши с расписанием летних мероприятий в стенах библиотеки;
- рекламный стенд «Пульс твоей библиотеки: летняя жизнь»;
- индивидуальные пригласительные библеты;
- приглашение читателей по телефону;
- анонсы мероприятий в СМИ ( официальные сайты, газеты, радио и телевидение города, библиотечные блоги) .
Работа с организованными группами детей и подростков велась по специально разработанному плану. Тематика информационно-познавательных встреч разнообразна.
1.Городские летние лагеря (пришкольные, дворовые, при клубах по месту жительства, спортшколах).
В летний период с нами сотрудничали практически все школы города, детская юношеская спортивная школа «Саров» (секция хоккеистов), Детский юношеский центр «Икар», Центр социальной помощи семье и детям «Тёплый дом». Каждый отряд посещал библиотеку не менее двух раз за месяц.
В ходе библиотечных встреч были затронуты темы экологии, Пушкиниана, история России, краеведение (перечень мероприятий – см. Приложение).
Большое внимание было уделено продвижению творчества писателей-земляков. С этой целью в разных структурных подразделениях библиотеки организовывались встречи с саровскими писателями И.Л.Егоровой и П.В.Тужилкиным. Всего прошло 5 встреч, на которых присутствовало около 200 человек.
2.Загородные базы отдыха.
Чтобы не прерывался систематический процесс чтения детей и подростков, детская библиотека более 30 лет комплектует передвижки для загородных детских оздоровительных лагерей. Организовано стационарное обслуживание юных читателей и педагогического коллектива на протяжении всех смен в трех детских оздоровительных лагерях.
Массовая работа велась по специальным планам, согласованным с администрацией этих учреждений. В среднем детские библиотекари проводили 2-4 мероприятия ежедневно.
У педагогических сотрудников ДОЛ большим спросом пользуются методические подборки литературы, которые комплектуются в соответствии с тематикой смен.
Работа в загородных детских оздоровительных лагерях показывает, что ребята с удовольствием проводят свободное время в библиотеке и ближе знакомятся с лучшими детскими произведениями.
Цифровые показатели по массовой работе
Год | Кол-во мероприятий | Кол-во обслуж. | Книговыдача |
2011 год | Пришкольные лагеря | ||
162 | 3776 | 4725 | |
Загородные лагеря | |||
319 | 8378 | 11294 | |
Всего | 481 | 12154 | 16019 |
2010 год | Пришкольные лагеря | ||
225 | 5052 | 6330 | |
Загородные лагеря | |||
264 | 6691 | 7884 | |
Всего | 489 | 11743 | 14214 |
Индивидуальная и групповая работа с неорганизованными читателями.
Летний литературно-творческий конкурс «Да здравствует эпистолярный жанр!»
В 2011 году к работе по программе «летних чтений» присоединились новые партнеры – Саровское отделение «Почты России». Совместно с ними, с целью углубленного знакомства с эпистолярным жанром, был разработан литературно-творческий конкурс.
В ходе подготовки творческих работ ребята знакомились с историей российской почты, искали ответы на вопросы «Почтовой викторины», пробовали свои силы в освоении жанра и писали письма на одну из предложенных тем:
К 50-летию первого полета человека в космос:
- Письмо на космическую орбиту (по мотивам познавательных книг о космосе)
- Письмо от космического путешественника (по мотивам художественной фантастики)
К 320-летию Саровского поселения:
- Письмо писателю-земляку или одному из его литературных героев ( по мотивам книг П.Тужилкина, И.Егоровой и др.)
- С чего начинается Родина? (письмо-размышление далёкому другу о родном городе)
- «Что такое ЛЕТО для меня? Это.....» письмо-размышление другу..
Большой интерес при работе по конкурсу вызвали у ребят интерактивные выставки «Под скрип пера », оформленные в каждом отделе библиотеки. Здесь участники знакомились с письмами известных писателей(задание для подростков) или искали в книгах письма литературных героев((задание для малышей). Выбрав одно понравившееся письмо, ребята переписывали его пером в альбом.
Самые маленькие читатели участвовали в номинации «Открытка» - придумывали и оформляли свою открытку другу или родным на одну из тем:
- с 50-летием начала космической эры
- 320 лет Сарову
В конкурсе приняли участие 120 человек. Отдельные работы-письма были представлены на региональный этап конкурса «Лучший урок письма-2011», который организовала «Почта России». Шесть работ юных саровчан стали победителями в разных номинациях.
Также отдельные письма читателей были опубликованы в городских газетах «Городской курьер» и «Саровская пустынь».
Творческая мастерская "Мой ответ писателю-земляку" работала в течение августа. Она была нацелена на продвижение детских художественных произведений писателей-саровчан в читательскую среду, развитие детей через чтение и осмысление краеведческой художественной литературы.
Таких книг (краеведческой направленности, при этом адресованных малышам и адаптированных для них не только по тексту, но и по оформлению - крупный шрифт, иллюстрации....)крайне мало в принципе, издаются они недостаточным тиражом, в школьные программы не включены. Так что прежде всего детская библиотека может стать здесь связующей ниточкой между Писателем и Читателем.
Встречи с писателями в стенах библиотеки, массовые ознакомительные мероприятия в рамках занятий по программам с организованными классами у нас давно стали традиционными. Но летом мы решили организовать углубленную групповую работу с неорганизованными читателями.
Реклама мастерской прошла в городских газетах, в стенах библиотеки раздавались индивидуальные пригласительные билеты.
- громкие и комментированные чтения небольших сказок, рассказов писателей-саровчан
- обсуждение их с ребятами, построенное с учетом приемов и методик читательского развития (составление синквейна по прочитанному, описание впечатления в звуке и цвете)
- творческая мастерская читателя (поделки, рисунки, апликации письма героям и авторам...)
В роли чтецов выступали подростки, участники инициативной молодежной группы НОКАУТ. Они же задавали ребятам вопросы по тексту, вели обсуждение. Библиотекари подключалисьпо мере необходимости ( канву обсуждений мы с подростками обговариваривали и репетировали заранее).
После чтения и обсуждения , библиотекарь обобщал выводы и предлагал выполнить творческое задание.
Темы некоторых встреч творческой мастерской:
Первые три занятия посвящены книге "Живность цвета огня"(авт.: И.Егорова).
- Громкое чтение с обсуждением сказки И.Егоровой "Последний динозавр". Составление синквейна и письма динозавру. Поделка "Друг для динозавра - веселый динозаврик".
- Комментированное чтение сказки И.Егоровой "Душа". Творческие задания: "Какой я вижу Душу озера" (акварельный рисунок-бабочка, цвета подбирают дети на свое усмотрение). "Моя иллюстрация к сказке" - рисуем главных героев, описанный в тексте пейзаж...
- Громкое чтение сказки И.Егоровой "Главное желание". Аппликации и общая газета на тему "Времена года.
Еще несколько встреч были посвящены творчеству П.В.Тужилкина и чтению его книги «Лето в Ключах».
Форма работы получилась интересная. Подростки имеют непререкаемый авторитет в глазах малышей. Это так естественно и правильно - когда за молодежью тянутся ребята помладше, подражают им, прислушиваясь к их авторитетному мнению. И совместное чтение и обсуждение книг писателей-земляков привлекло
В ходе подготовки к встречам нокаутовцы буквально штудируют подобранные книги, изучают методики и приемы, отрабатывают выразительное чтение и чтение по ролям. И, что очень приятно - говорят, что им тоже интересно читать предложенные тексты.
На второе занятие пришли 9 человек из 12, бывших в прошлый раз. И подружку привели))). Наверно, можно сделать вывод, что большинству понравилось? Если так пойдет дальше, можно будет говорить о летнем литературно-краеведческом клубе.
Летняя БиблиоВидеоСтудия ( BVC)
В течение месяца (с 10.07 по 10.08.2011) в библиотеке работала БиблиоВидеоСтудия. Встречи проходили 2-3 раза в неделю.
В работе BVC принимали участие неорганизованные читатели (подростки и ребята помладше), а также библиотекари. Это очень увлекательная, комбинированная форма работы, которая начиналась с обсуждения идеи библиотечного фильма, совместного написания сценария, отбора реквизитов, чтения необходимой литературы, репетиций, озвучки и всего прочего, что связано с видеосъемками. Но самое главное, эта работа позволила объединить поколения, объединить малышей и подростков, библиотекарей и читателей.
В работе БиблиоВидеоСтудии приняли участие 10 человек. В итоге был создан фильм о библиотеке и о молодежной волонтерской группе НОКАУТ в жанре психологического триллера. Так его увидели участники студии.
Помимо работы над фильмом, в один из дней летних каникул участники провели презентационную встречу-тренинг BVC для всех желающих, где рассказали о нюансах участия в съемках, о том, что им давалось труднее или легче во время работы. На встрече была дана реклама будущего «продукта» - показан презентационный промо-ролик о фильме.
В заключении все желающие смогли попробовать свои силы перед камерой: ребята давали экспромт-интервью, озвучивали различных персонажей. Всего на встрече присутствовало 25 человек (неорганизованные читатели).
Сам фильм впервые был показан на библиотечной школе «Лидер» (для библиотечных специалистов), а презентация для ребят-читателей состоялась в дни осенних школьных каникул.
О некоторых мероприятиях и акциях в рамках «летнего чтения-2011»
В День России (12.06.2011) в городском парке культуры и отдыха работала библиотечная площадка, организованная участниками группы НОКАУТ. Горожанам предлагалось:
- ответить на вопросы викторины «Великие Россияне»,
- высказать свое мнение по теме "За что вы любите Россию",
- прочитать вслух стихи о Родине или спеть гимн,
- правильно раскрасить российский триколор.
В работе библиотечной площадки приняло участие 180 человек.
День города(25.06.2011). Библиотечная площадка в городском парке культуры и отдыха (организаторы – молодежная группа НОКАУТ) включала следующие игры и задания:
- викторину «Что ты знаешь о Сарове?»,
- фотопазлы «Улицы города»,
- мастерскую юного художника"подари городу краски" (задание: раскрасить чёрно-белый рисунок колокольни - символ города),
Кроме того, в рамках библиотечной площадки прошли:
- акция «Скажи своё слово о Сарове»
- награждение победителей конкурса рисунков "Город моего детства". Ребята-победители получили в награду книги саровских писателей Павла Тужилкина и Ирины Егоровой с личным автографом авторов.
Отдельной темой стала фотоакция "Улыбнись своему городу!"
на фоне плаката с видами Сарова. Фотографии для коллажа сделали нокаутовцы во время своих прогулок по городу, а благодаря Департаменту культуры и искусства плакат-баннер напечатали в типографии.
на фоне плаката с видами Сарова. Фотографии для коллажа сделали нокаутовцы во время своих прогулок по городу, а благодаря Департаменту культуры и искусства плакат-баннер напечатали в типографии.
В работе библиотечной площадки приняло участие около 200 человек.
В День семьи, любви и верности (8.07.2011) для детей и родителей были приготовлены игровые выставки на абонементах и в читальных залах, а так же литературно-музыкальная композиция, в которой приняли участие юные пианисты и певцы. Праздник посетили 12 саровских семей.
День открытых дверей «По книжному морю под парусом лета» посетили около 100 читателей самого разного возраста – от дошкольников до молодежи. Подростки наравне с библиотекарями организовывали в этот день культурный досуг читателей: участники волонтерской группы НОКАУТ приготовили для малышей игровые литературные задания и викторины (игру «Литературные классики», интерактивную выставку «Опыты и эксперименты», виртуальное путешествие «По странам и континентам» и др.) .
Важным событием стало в этот день посещение библиотеки губернатором Нижегородской области В.П.Шанцевым, который много общался с юными читателями.
Какие же вы молодцы!Приятно видеть такую масштабную работу. А еще учиться у вас приятно и в виртуале, и в реале:)
ОтветитьУдалитьОксана, спасибо большое:-) А нам приятно слышать такие отзывы о нашей работе)))
ОтветитьУдалитьВеста, присоединяюсь к umnicе - действительно очень интересно, познавательно, для себя узнала новые формы работы, почерпнула идеи, спасибо. Заинтриговала выставка "Под скрип пера" и творческая мастерская "Открытка", покажите, что плучилось?!
ОтветитьУдалитьБиблиоМенеджер, спасибо. Я сделала отдельный пост с фотографиями, см. здесь: http://vpereplete.blogspot.com/2011/12/blog-post_23.html
ОтветитьУдалить