21 дек. 2011 г.

И снова о НеКонференции. Последние выводы.

Написала для журнала "Библиотечное дело" статью о  виртуальной НеКонференции. Точнее, расширила и дополнила  своими выводами-предложениями заметку "Обрывки размышлизмов по мотивам участия в виртуальной конференции". 
Знаю, что смотрю узко, как говорится, "со своей колокольни", и акцентируюсь только на том, что наболело или нарисовалось из моего личного опыта ( блоги). Но все-таки, буду благодарна за любые ваши мнения и комментарии. Публикую здесь еще до публикации в журнале с согласия С.Г.Матлиной.

НЕКОНФЕРЕНЦИЯ

Краткая историческая  хроника  столь нестандартного явления-события:

- июнь 2010 г. – пост «Как нам реорганизовать профессиональную тусовку?» в корпоративном блоге «Библиотеки на Урале».  Впервые (?) озвучены мысли о "неконференция" с "недокладами", "нерегламентом" и "неведущими".

- август 2010 – пост у «Мыши библиотечной» о 1 Уральской библиотечной НЕконференции 

- сентябрь, 2010 – второй  «Слёт юных Василис» в Екатеринбурге. Пока на областном уровне, пока не НеКонференция,  а  почти спонтанная встреча, но уже обсуждаются ведение и чтение библиотечных блогов.

- апрель, 2011 –  обсуждение  в блоге «Библио-S-путник».

 Проблемные вопросы по  блогостатистике и   официализации  библиотечных  блогов  достигли «точки кипения».  Принято единогласное решение библиоблогеров   России официально собраться, взвесить все за и против,  наметить  дальнейший путь.  По умолчанию местом встречи и столицей российского библиоблогерства  назначен Екатеринбург.
Гостеприимные е-бургские библиотеки в лице зам. директора по научной и инновационной деятельности   Свердловской областной библиотеки для детей и юношества М.В.Ивашиной  и зав.сектором Научной библиотеки Уральского Федерального университета им. Б.Н. Ельцина К.Ефимовой согласились взять на себя организацию и проведение официальной НеКонференции библиотечных блогеров.

- май 2011 – создана открытая группа «Неконференция библиотечных блогеров» в социальной сети «Фейсбук» (181 участник).

- ноябрь 2011 –  Кульминация: 1 Международная НеКонференция библиотечных блогеров.

Мне посчастливилось участвовать лишь виртуальной части конференции. Своими впечатлениями и возникшими по ходу мыслями хотелось бы поделиться.
Мой цитатник неКонференции.
Из одних и тех  же событий, докладов  и разговоров  каждый выбирает что-то своё, наиболее близкое ему, волнующее, провоцирующее на размышления и комментарии.

Еще находясь у истоков НеКонференции, мы (библиотечные блогеры) много рассуждали  о необходимости сделать её  нестандартным, креативным ироническим чудом в противовес набившим оскомину конференциям и круглым столам. Однако, официальная версия для  чиновников от культуры и людей, находящихся с блогингом «далеко на «ВЫ»  требовала «классических» серьезных рассуждений, глубоких мыслей и  последующей аналитики… Впрочем, разве одно другому мешает?  Библиоблогеры  и не такие дела  проворачивали, было бы желание, четкое видение цели и вера в себя.

Многие, ох многие ждали от НеКонференции готовых решений  всех проблем, этакого пережеванного и готового к употреблению блюда  «Библиотека в виртуальной среде».

Однако всё это придётся делать  сообща и вместе с тем индивидуально каждому, решившемуся вступить в «зону турбулентности»(фраза М.В.Ивашиной), где-то пользуясь рекомендациями опытных «поваров»,  следуя  их инструкциям, а где-то импровизируя, добавляя, в зависимости от ситуации и конкретных условий  свои «ингредиенты», пробуя на вкус то, что получилось. Придется ошибаться, падать и вставать вновь окрылёнными…

Попробую внести свои «пять копеек» в осмысление итогов  виртуального этапа НеКонференции.  Тем более, что некоторые идеи  давно сидели в голове на полубессознательном уровне, а фразы из отдельных докладов и    комментариев к ним  спровоцировали рецидив.

Сначала   две провоцирующие   меня цитаты:
М. В. Ивашина в статье «Еще одна утопия?» , опубликованной в разделе «Сайты-блоги-социальные сети» задает вопрос:
«Могут ли блоги стать центрами общественной активности сначала у себя в библиотеках, затем в местных сообществах, и далее – в масштабах России? Могут ли активизировать «человеческий потенциал» библиотечного дела и без всякого указания властей различного уровня, объединившись, решать какие-то важные задачи?».
И у  меня нет здесь никаких возражений, лишь дополнение, которое считаю необходимым  озвучить. Очень надеясь, что Марина Вячеславовна имеет  в виду не только библиотекарей, но и читателей, потенциальных пользователей библиотек,  я отвечаю: «ДА».
Собственно, дальше в статье  и даются  аргументированные положительные  ответы-примеры. «Снизу», с подачи библиоблогеров, инициированы, организованы и проведены  вполне  реальные акции, всколыхнувшие общество в целом и имеющие серьезное значение для осмысления жизни и путей развития российских библиотек:
- Перепись библиотечных блогов (октябрь, 2010, инициатор – Л.Брюхова, блог «Миры библиотек),
-  Составлена  карта библиотечной блогосферы (март, 2011, инициатор - Никита Мельников из «ELIBCONSULT: электронная библиотека от проекта до реализации»),
- Общероссийский ЛИБМОБ Как пройти в библиотеку?»(май, 2011, инициатор – Т.Плохотник, блог «Библио-S-путник),
- Парад библиотечных блогов» (Лето 2011, инициатор – Е.Василькова, блог «2:0 в пользу читателей» )
По-моему, очень впечатляюще.
Но у меня есть свой «нулевой» вопрос, который, как мне кажется, должен предварять те, что указаны выше (конечно, если мы в блогодеятельности планируем не «вариться в собственном соку», а привлекать читателей-пользователей).
Прежде чем  я его озвучу, еще одна цитата:
Из комментария Галины Семёновны Ганзиковой (не блогера, но НАБЛЮДАТЕЛЯ И ЭКСПЕРТА в виртуальной жизни библиотек):
«Мы (библиотечные блогеры) крутимся вокруг самих себя. А нам бы надо задружить, завальсировать с создателями школьных блогов.  Для начала хотя бы с ними!
То, что имеется польза огромная лично для блогера, это я усвоила. А есть ли какая-то польза для библиотеки?»

Вопросы важные, но есть один нюанс, который меня смущает: почему же именно «со школьными библиотекарями?»... Ведь это – коллеги, единомышленники и пр. и пр….. Я совсем не против «задружиться», просто не вижу здесь проблемы, мы же «свои» люди, говорящие на одном языке…
 А не интересней ли задружиться с теми, кого мы хотим научить «нашему языку», кого мы хотим «приручить», для кого хотим стать важными и нужными??
На НеКонференции шел обмен  опытом о первых шагах в блогостроении. Рассуждали о социальных сетях и месте библиотек в них. Обсуждали этические вопросы и с беспокойством сверяли  градус блогерской деятельности с градусом НОРМАЛЬНОГО, КЛАССИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ, основы основ, нашей святыни…
А я   не на шутку "загрузилась"  своим «нулевым» вопросом, который, как мне кажется, срочно требует ответа и принятия действенных решений:
Знает ли  вообще народ (те самые «пользователи», реальные и потенциальные), что есть такое явление - блогинг, что есть такие люди - блоггеры? 
Только не возмущайтесь сразу, я в курсе, что даже центральные СМИ сейчас вовсю ссылаются на блоги. Однако не могу удержаться от вопроса коллегам-блогерам:  «А вы с людьми на эту тему говорили? Не со своим близким окружением единомышленников, а… чуть отойдя в сторонку, пробовали промониторить ситуацию?». Даже проведенный  на скорую руку  опрос  в фэйсбуке и наших блогах подтвердил  мои предположения: из 50 человек опрошенных (и в основном это продвинутые блогеры!) больше половины утверждают, что единицы(или никто) из их друзей и знакомых представляют, что такое блогосфера и читают блоги. 
А ведь, возможно, здесь кроется причина того, что  библиотечный блогинг считают не перспективным многие коллеги и руководители, что так мало у нас библиотечных блогов для читателей… И это несмотря на многофункциональность и эффективность данной виртуальной площадки.
Я  не просто так засомневалась. Я ПОПРОБОВАЛА. Примерный разговор с самыми разными людьми (друзьями,  коллегами , случайными собеседниками, школьниками, родителями, педагогами) о блогах:
- Блоги? - спрашивали меня.
- Да, я веду блоги, читаю их… Вы ведь тоже все это знаете и читаете???
- Ннну....
В общем, само «Блоги» слово слышали. Смутно сформулировать суть могут (ну, это веб-сайты, да?)..... ВСЁ. Дальше - НОЛЬ!!!  
Естественно, как ярый защитник и проповедник блогодеятельности,  начинаю открывать блоги, показывать,  что-то объяснять...  
 Въезжают в суть с большим трудом, и нехотя как-то: «Да ну, ерунда какая!». Печально? Да. Но ведь давно всем известно: «НЕ ИНТЕРЕСНО И НЕ НУЖНО», ПОКА НЕ  ПОНЯТНО!
В отчаянии показываю чудный видеоролик «Что такое блоги» (источник - http://www.youtube.com/watch?v=EGK6rjzn4t8), попутно что-то еще объясняю, активизируя  актерские и   ораторские способности… И тогда!!! уже появляется проблеск понимания и любопытства в глазах. Человек бросается читать блог (хитрая я, естественно, предлагаю  наш " рыжий жж" - http://v-pereplete.livejournal.com/ ). Человек  бродит по нему, читает коменты, потом идет по блогам наших  комментаторов  и... в конце концов говорит: "Я тоже хочу стать блогером!" или: «А можно я вот здесь прокомментирую??».
Я, вытирая мысленный пот со лба, праздную победу: еще один «Обращенный». Еще один «читатель и комментатор блога. Еще один потенциальный ведущий из числа наших  читателей…
Хотя, что это я всё о читателях. По-моему, привлечение коллег к  чтению и ведению библиотечных  блогов  не менее сложный процесс.  Реальная отдача  от обучающих программ  будет только тогда, когда обучение начинается  с заражения  «вирусом блогинга», а не с технических основ.
А потому, если мы хотим и дальше продвигать библиотечные блоги,  то прежде всего необходимо побеспокоиться о создании презентационных мероприятий для разных групп пользователей (детей и подростков, коллег-библиотекарей, педагогов,  родителей , чиновников… кого я еще забыла?). Их нужно сделать оригинально, полноценно, интерактивно: с дискуссиями и тренингами, с яркими видеоиллюстрациями… В общем, такие мероприятия должны быть… фееричными,  должны точно попадать в цель, не оставлять равнодушной аудиторию.  Нужно делать что-то ... эдакое (вирусные ролики, к примеру... этим хорошо бы делиться друг с другом и идти "в народ". На разные уровни. Ну что, коллеги-блогеры, по силам нам такая задача?
Противоречия…
Из доклада А.О.Федорова (г.Чебоксары, зав. кафедрой библиотековедения и библиографии, Чувашский государственный институт культуры и искусств):
«Можно сказать, что при отсутствии коментариев веб-страница не является блогом в полном смысле этого слова. Как правило, каждый блог привлекает группу регулярных комментаторов… Они выступают как соавторы, поэтому окончательный «продукт» состоит из поста и комментариев, воспринимаемых вместе… Большинство посетителей блога  – «зрители публичной дискуссии…».
То есть Блог=блогер+комментаторы+ молчаливые «зрители»…
Да, в нашей блогерской тусовке разговоры о комментаторах и о количестве комментариев как показателе успешности блога заводились не однажды. Лично я как-то неуютно себя чувствую, если мои посты не комментируют…
Между тем, Л.Казаченкова (главный редактор ж. «Современная библиотека») в своем докладе «Гонки по зарубежной блогосфере», который прозвучал в рамках вебинара, отметила:
«Зарубежные библиотекари не переживают по поводу отсутствия комментариев. Редко где они есть, да и то обычно  не больше пяти».
Что это: тот самый «собственный, не имеющий аналогов  путь российских библиоблогов», или надуманная проблема? И как теперь быть? «Мы пойдем другим путём» или будем равняться на опыт зарубежных блогеров?
Такие разные библиотечные блоги…
И вот тут, наверное, стоит  сказать несколько слов о  классификации библиотечных блогов, вернее,  о задачах, которые они решают, а так же об их целевых аудиториях.
В докладе Е.Астапенко «Блог как образовательная среда» ( г.Усолье-Сибирское, Иркутская обл., блог «МетодистиК@») прочитала  явно наболевшую у автора мысль:
 «Главный недостаток образовательного блога – отсутствие комментариев (или их небольшое количество) при большом количестве просмотров».
 Я бы еще добавила: это недостаток не только образовательнох, но и информационных блогов. И, в некоторых случаях, методических.
 Действительно, контент не располагает к комментариям, поскольку читатель (пользователь библиотеки или библиотечный сотрудник) действует по цепочке: нашел нужную информацию - скопировал или сделал себе ссылку - применил в работе…  Комментарии  появляются только тогда, когда нужно что-то уточнить или если есть желание выразить автору блога благодарность за материал.
Так можно ли назвать недостатком отсутствие комментариев в таких блогах? Я не понаслышке знаю,  какие важные задачи  они решают, как велика их роль в привлечении реальных читателей или же в повышении профессиональной квалификации  сотрудников библиотек.
Начав вести блог «Библио-S-путник», я подразумевала его информационно-методическую направленность. Сначала ориентировалась на категорию библиотекарей,  использовала как площадку для саморефлексии, затем интуитивно вышла на работу в помощь педагогам дошкольных учреждений и школ. Ведь они – одна из основных категорий пользователей детских библиотек, мы работаем рука об руку.
Если честно, я сама была поражена  актуальностью, востребованностью  публикуемых  мной материалов.
Получилось найти никем не занятую нишу, что быстро отразилось на статистике: за лето 2011 года  ежедневная посещаемость блога «Библио-S-путник» подскочила с 20-30  до 250-450 человек в день.
Количество комментариев резко сократилось, зато периодически идут со всей страны благодарные отзывы о материалах, в основном «в личку».
Если говорить  о «реальных» читателях, то отмечу: новый вектор работы блога позволил наладить  официальные связи детской библиотеки и  департамета дошкольного образования  Сарова на уровне администраций. За неполные полгода уже трижды воспитатели ДОУ организованно приходили в библиотеку на семинары, в 2012 году запланирован совместный фестиваль детского творчества.  Новые грани сотрудничества намечаются и со школами:  в декабре 2011 презентация «Библио-S-путника» прошла для директоров ОУ.
Уверена, что подобные «информационные вакуумы», «свободные ниши» в  виртуальной среде еще остались. Нащупав их, библиотеки смогли бы выиграть немало очков в свою пользу. Надо просто внимательнее присмотреться к потребностям пользователей, прислушаться к ним.
И, кстати, вести подобные блоги могли бы многие библиотекари. С точки зрения творчества  и   оригинальности языка подачи материалов они не требуют особых усилий. Нужно лишь определенное чутье на начальном этапе  и умение искать информацию в дальнейшем. К таким блогам вполне применимы и понятия статистики, и разработка официального «Положения».
Совсем другое дело творческие блоги, нацеленные на диалог.  Если честно, я не считаю  их главной целью работу на «реальную» статистику(приход новых читателей, книговыдача, справки..). Их  задачи видятся мне так:
- они должны «цеплять» оригинальностью, заставлять остановиться, задуматься;
- работать на позитив в отношении к библиотекам, книгам и чтению;
-  разжигать желание литературного творчества и анализа… пусть пока и в жанре блогописания/комментирования.
И здесь не могу обойти вниманием статью Г. М. Пальгуевой «В чем сила?» (раздел «Трансформация чтения» виртуальной  НеКонференции). Цитирую:
«Я предлагаю вниманию блогеров короткое резюме своей статьи и вопрос: могут ли библиотекари-блогеры, используя власть над читателями блогов, реально повлиять на трансформацию чтения по одному, нескольким или по всем названным позициям:
  1. Техника овладения навыками чтения.
  2. Мотивация к чтению.
  3. Социальная статусность чтения
  4. Модели чтения. Свободное, творческое, досуговое, деловое….
  5. Ценность чтения (особенно художественной литературы).
  6. Психология основ чтения, читательского восприятия.
  7. Технологии продвижения чтения»
Не могу сама оценить, насколько у нас получается, но что-то близкое к варианту, предложенному Г.М.Пальгуевой, мы пытаемся претворить в своём «Рыжем жж» (блог «Живность цвета огня»). Конечно, «технику овладения навыками чтения» в блоге мы не отрабатываем, а  только предлагаем некоторые шпаргалки по такой технике, кто захочет – возьмет… Мы пытаемся создать мотив, заинтриговать, повысить статус чтения.
Вопросы психологии чтения тоже пробуем давать, но по-своему – через прием самоидентификации… Опять же, не мне судить, насколько всё это получается, но мы осознаем данные задачи как правильные и полезные в библиоблогинге, и пытаемся их решить.
У меня есть только одно «НО» к данной цитате. Это касается манипулирования. Мы изначально стремились к взаимовыгодному (библиотекарь-читатель) тренингу по экспромт-комментированию, по отработке письменной речи, по рекомендации и последующему обсуждению книг и близких библиотекам тем.
Я не знаю, как  воспримут моё признание коллеги,  но в «Рыжем блоге» «манипулирование» идет взаимно. Сколько раз я наблюдала, как заявленная мной или соблогером Марией Микийчук ( в виртуале Эйр) тема о какой-то книге, о литературном жанре, о чтении или об экранизации книг, перетекала в блог жж-друга и продолжала жизнь там…. Сколько раз я сама «шла по следам» наших жж-читателей и читала книги, которыми восхищались и упоминали они в своих постах или у нас в комментариях. Не однажды мы обращались к ним за экспертной оценкой  по вопросам, оказавшимся сложными для нас….
Думаю, творческий блог сопоставим с такой формой работы, как библиотечный клуб, только это клуб в виртуале. Здесь искрят уникальные диалоги единомышленников. И совсем не важно количество комментаторов-читателей, точнее, их просто не может быть много, иначе диалоги потеряют свою глубину.
 Такая эксклюзивная работа может получиться лишь при живом интересе  библиотекаря (когда работа находится в статусе хобби). Она вполне может  со временем привлечь немало «любопытствующих-зрителей», случайно зацепившихся за канву обсуждений взглядом, но не решающихся вступить в столь изящный диалог. Но к данным блогам никак невозможно применить понятия «статистические показатели» и «Положение». Так же, как невозможно заставить кого-то из сотрудников  их вести.
Подводя итог, хочу заметить, что на самом деле мой «Цитатник НеКонференции» намного больше представленного здесь. Я выбрала лишь некоторые моменты, показавшиеся мне проблемными. А сколько оригинальных идей по работе с читателями взято на заметку! Чего стоят проекты Е. Смутневой (работа в вики-среде), О.Алексеевой (виртуальные читательские дневники), Н.В.Семеновой (штрихи к портрету краеведческого блога) и многие, многие другие.
Очень сожалею, что не удалось побывать на «реальной» ЧАСТИ НеКонференции, а поэтому вряд ли смогу объективно и полноценно сформулировать варианты дальнейших шагов. По обсуждениям в  фэйсбуке поняла, что многих впечатлил опыт организации и систематизации работы  библиотек в социальных сетях, представленный В.Москалевым (Библиотека-читальня им. Тургенева, Москва). А  сама атмосфера  была настолько уникальна и насыщена, что большинство  реальных участников испытали состояние, близкое к «информационному инфаркту»… в отличие от тех, кто остался в виртуале и «информационно голодал» в это время. И все-таки попробую.
Куда идти дальше?
1.    Ориентированность на Читателя, работа с ним в блогах  кажется мне важнейшей задачей, которую следует сейчас решать библиоблогерам. Свои предложения я высказала выше. К сожалению,   энтузиазма по данному вопросу в блогерской среде, на мой взгляд, мало.
2.    Виртуальные представительства детских библиотек. Эта проблема во многом является продолжением предыдущей, поскольку я говорю прежде всего о работе «на Читателя». Тема достаточно узкая, касающаяся не всех. Прибавить еще неуклонное сокращение сети детских библиотек в целом по России, скандал   в главной детской библиотеке страны, многослойность и разношерстность читательской аудитории, каждая из которых требует индивидуального подхода… Наверно, здесь кроются причины столь малого количества блогов детских библиотек, а сайты и группы в соцсетях… многие из них не выдерживают никакой критики, требуют серьезной переработки.
3.    Остались открытыми вопросы об официализации библиотечных блогов и блогостатистике. Они взаимосвязаны,  имеют определенные  преимущества,  и в то же время риски, так что мнения блогеров разделились. Вопросы требуют серьезной проработки и понимания сути библиоблогинга «изнутри». Скоропалительные решения могут загубить на корню уникальное начинание… А НЕрешение – застопорить его развитие.
Мне близко предложение Е.Смутневой, высказанное в комментариях к посту в «Библио-S-путнике»: «Можно не определять "блог библиотеки", а выделить в статотчетах графу: работа с социальными медиа, там все считать, как это принято в среде медиа».
4.    Взаимоотношения  библиоблогеров с администрацией на самых разных уровнях. Еще одна острая проблема, которую срочно надо решать. Лично я с ней не знакома, поскольку  нам повезло:  директор  МУК «ЦСДБ им. А.С. Пушкина» г.Сарова Л.Н.Белякова  всячески поддерживает блогодеятельность и наши порой «бредовые» идеи. Чего стОит уже тот факт, что на «реальную» НеКонференцию она поехала лично, взяв в напарники заведующую отделом краеведческой литературы.
Но многие друзья-блогеры сетуют на непонимание со стороны руководства, и даже на запреты и упреки в «бестолковости» своей  работы.
Пора  забывать незаслуженные обиды (а кое-где и смирять  гордыню) и  садиться за стол переговоров, искать понятные, убедительные слова, подкрепляя их реальными, убедительными,  эффектными делами. Пусть  эта инициатива пойдет «снизу», от блогеров, если уж не получается по другому…
Я хочу сказать слово в защиту директоров и других представителей администрации: порой, увлекаясь  блоготворчеством,  владея знанием о его  грандиозных возможностях изнутри, упиваясь куражом своих виртуальных успехов и открытий, мы забываем об очень приземленных, но  таких безотлагательных заботах руководства. Ведь это они несут на своих плечах  ответственность за всё, что происходит в библиотеке… А «кто платит, тот и заказывает музыку». Так что мы нужны друг другу. И наша задача сейчас – посмотреть на себя глазами руководителей, сформулировать на их языке  и показать реальную выгоду для библиотек, протянуть руку и ввести в этот удивительный мир блогосферы… Неужели не осилим??
Может быть, на очередной НеКонференции блогеров стОит собраться не своим узким кругом, а пригласить руководителей библиотек, презентовать им нашу работу?
Возможно, получится пригласить директоров и чиновников от культуры (+ образования) к обсуждению темы блогодеятельности на страницах профессиональной прессы. Было бы неплохо «услышать»  их мнения, сомнения и надежды, связанные с виртуальной средой.



2 комментария:

  1. Остапенко исправьте на Астапенко. Спасибо за пост.

    ОтветитьУдалить