25 дек. 2011 г.

Годовой отчет. 2011. Обучение и повышение квалификации кадров. Дни информации для РДЧ


Обучение и повышение квалификации кадров
Повышение компьютерной грамотности и знакомство с технологиями веб 2.0 шло в режиме тренингов и практических занятий. Сегодня, чтобы соответствовать званию «современной библиотеки» и потребностям читателей, необходимо постоянное просвещение библиотечных сотрудников в данных вопросах на местах. Важен и нужен личный пример и поддержка руководителей.
В апреле прошло практическое занятие: «Обучение работе в программе  Windows Movie Maker».
Обучено две группы (заведующие отделами), всего 9 человек.
В этой программе удобно делать клипы  и презентации, которые часто становятся яркими иллюстрациями к библиотечным встречам. 
После вводной теоретической части и пошаговой инструкции, участники занятия самостоятельно делали клипы по теме «50 лет со дня первого полёта в космос" исходя из своих рабочих потребностей и возрастных групп, с которыми работают (темы: история воздухоплавания, космические корабли, жизнь на космической орбите, красота космоса, солнечная система, русские – в космосе…). Подборка фото/видео/аудио-материалов была предварительно подготовлена методическим отделом.
Дальнейшее обучение на местах по предложенной инструкции проводили сами заведующие отделами.

Методдни по освоению технологий веб 2.0 проводились регулярно. Заметно, что аудитория  библиотекарей-слушателей делится на три группы:
- уже грамотные пользователи (мы все это уже знаем и понимаем)
- заинтересовавшиеся, но пока мало что понимающие: этой группы много вопросов, и не только технических, но и психологического плана (не могу понять, зачем аватарки ? и т.п.)
-  те, кто пока не перестроился, кто ближе к отрицанию освоения виртуальной среды. Здесь много утверждающего негатива (все уходят в интернет и перестают общаться; это занимает слишком много времени и т.п.). 
Первое знакомство (ввод в тему) прошло в январе 2011, в форме диалога, с вопросами-тренингами. Вот некоторые примеры таких вопросов:
- Википедия...слышали? Что это? Знаете, как строятся вики-ресурсы?
-  В нашем жж-блоге  (
http://v-pereplete.livejournal.com/)  вы видели вот такую панель слева. Знаете, что это такое? Тэги, или... да, ключевые слова. Зачем они читателям? ... Попробуйте подобрать слова-тэги к этому посту, к электронному тексту данной книги...
- Как вы думаете, нужно ли библиотекарям выходить в виртуальную среду? Зачем?
-Библиотечный блог. Попробуйте сформулировать варианты и адресность такой формы работы для своего отдела (отдел «Краеведение», отдел искусств, отдел «Детство», отдел «Отрочество», филиал библиотеки…).
- Блоги нашей библиотеки «Живность цвета огня» и «Библио-S-путник». Кому они могут быть интересны? Определите их адресность (так же, как определяете адресность книги на абонементе)
- В городе почти нет блогеров (их всего около 30 человек, половина - студенты и бывшие жители, разъехавшиеся по стране). Как нам привлечь горожан к чтению наших блогов?
В заключении данной встречи была применена технология модерации "круглый стол": каждый должен был дать ключевое слово, которое, как он считает, максимально соответствует теме методдня, впечатлению от прослушанного (из ответов: Актуально, продуманно, с учетом аудитории, доступно, интересно, занятно, новые методы работы, информативно, необходимо; 
страшно, но актуально;   это реальность, её надо принять).
В дальнейшем в течение года тема веб 2.0 звучала на методических днях трижды:
- информация о веб-консультациях и информационных подборках в блоге «Библио-S-путник» (март 2011);
- отчет о командировке в РГДБ на совещание директоров, освещение темы «Детские библиотеки в виртуальной среде» (апрель, 2011);
- отчет о «неКонференции библиотечных блоггеров» (ноябрь, 2011).
В дальнейшем планируется организация цикла занятий по практическому освоению виртуальных веб 2.0-ных сервисов и вики-среды.
Другие темы методических дней, проведенных в 2011 году:
- «Эффективные педагогические приемы и методики развивающего вдумчивого чтения» (мастер-класс учителя-новатора, заслуженного учителя России, победителя конкурса «Учитель года» по Нижегородской обл. А.В.Елисова);
- Проектная деятельность библиотек. Этапы разработки, оформления и презентации проекта (информация на методдне для участников городского конкурса библиотечных проектов; цикл веб-консультаций в блоге «Библио-S-путник);
- Мастер-классы библиотекарей: презентации авторских проектов, представленных на городской конкурс;
- Обзор профессиональной периодики:
цикл методдней по публикациям ведущих библиотечных специалистов страны С.Г.Матлиной, И.И.Тихомировой, В.А.Бородиной;
обзоры библиотечных журналов в помощь планированию работы в течение года (цикл занятий).

Дни информации для руководителей детского чтения
В 2011 году продолжилось сотрудничество с методическим объединением школьных библиотекарей. По просьбе коллег на базе центральной детской библиотеки им. А.С. Пушкина подготовлены и проведены:
1. Методический семинар «Организация работы в рамках НДК-2011»(февраль 2011);
-2. Методическая консультация «Проектная деятельность библиотек» (апрель, 2011);
3. День информации по теме «Новые технологии в работе школьных и детских библиотек» (в рамках месячника школьных библиотекарей). Освещены темы:
- Обучающие блоги "Медиатека школы", "Дванольный библиотекарь".
-  Обзор некоторых блогов школьных библиотекарей ("
Чумотека", "Миры библиотек". "Копилка Библиотика", "Разговорчики в библиотеке", Корпоративные блоги "Миры школьных библиотек Новоуральска", "Миры школьных библиотек Тольятти").
- Библиотечные вебинары и возможности участия в них;
- Знакомство с идеей проекта ВикиСибириада "ДЕТИ ПИШУТ ИСТОРИЮ". - Подробнее - об  он-лайн-обучении в виртуальном мастер-классе "Электронный читательский дневник".
- к планированию-2012:
           - Представлен материал, собранный в блоге «Библио-
S-путник». 

В 2011 году на качественно новый уровень вышло социальное партнерство с департаментом дошкольного образования. Завязались связи на уровне администрации, что позволило систематизировать и расширить совместную деятельность.
В июне 2011 года в центральной библиотеке прошел День методиста дошкольного учреждения «Детская библиотека и детский сад: новые грани взаимодействия», в котором так же приняли участие педагоги православной гимназии.
Программа включала:
1. Видеопрезентацию «Работа библиотеки с семьей. Идеи взаимодействия семьи, библиотеки и детского сада».
Мы вышли с предложением новых форм работы: родительских собраний в библиотеке, "школы просвещенного родителя" - занятий-мастер-классов по приемам и методикам развивающего чтения.
2.Мастер-класс по работе с книгой Е.Хлыстовой «Легко ли быть хорошим?» (Саров, православная гимназия).
3. Презентацию литературно-методического пособия для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Живность цвета огня»  (совместный издательский проект члена Союз  писателей И.Егоровой и детской библиотеки им. А.С.Пушкина, Саров).
4.Представление новых информационно-справочных услуг детской библиотеки им. А.С.Пушкина:
- передвижная полка методической литературы для сотрудников дошкольных учреждений,
-ресурсы библиотечного блога  «Библио-S-путник» в помощь воспитателям детских садов.
Несмотря на   то, что потребности различных детских садов разные,  проведенная модерация показала, что представленная  информация актуальна и востребована. В ходе встречи  наметились три перспективных грани сотрудничества дошкольных образовательных учреждений  и детской библиотеки им. А.С.Пушкина.
Из отзывов методистов дошкольных учреждений:
"Очень сильно заинтересовала книга "Живность цвета огня"
"Знакома с вашими блогами. Пользуюсь. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество"
"Хотелось бы сотрудничать по проекту передвижной метод. полки"
"Очень полезная информация - про блоги"
"Предложение:найдите, пожалуйста, возможность постоянно информировать д/сады и родителей о ваших мероприятиях"
"Книга Е.Хлыстовой - замечательная! Стихи имеют большой воспитательный эффект. Очень хочется купить книгу!"
"Видеоролик к сказке о динозавре из книги Егоровой очень тронул"
"Отличные идеи по работе с родителями! Готовы сотрудничать!"
"С блогом познакомилась. Не останавливайтесь! Нам это нужно! Совет: материал систематизировать".

В ноябре 2011 года прошло еще одно совместное мероприятие – День воспитателей и музыкальных работников ДОУ. Встреча была посвящена обсуждению фестиваля творчества дошкольников «Саровский калейдоскоп» (конкурс чтецов, песенное, танцевальное и актерское творчество), который планируется провести в 2012 году.
Представлены материалы к конкурсу, опубликованные в блоге «Библио-S-путник». С презентацией своего творчества выступили саровские детские писатели и поэты.

3 комментария:

  1. О, только сейчас увидела - что-то вы там про нас рассказывали!? :) Где можно почитать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люба, вот, к сожалению, текст представить не могу. Я не всегда пишу консультации, многое же в голове :-) Брала Ваши блоги сознательно - для школьных библиотекарей это хороший пример. Рассказывала о структуре, наполняемости, как найти. Сравнивала с другими вариантами ведения школьных библиотечных блогов. У нас пока нет блогеров-школьных библиотекарей.

      Удалить
  2. Хорошая, качественная и нужная работа! вот что у вас хорошо, так это система работы + возможность (компьютерный зал). Дальнейших успехов!

    ОтветитьУдалить