5 апр. 2012 г.

Мастер-класс "Блоговест - новое блюдо библиотечной кухни"


Дорогие коллеги-блогеры! Обращаюсь к вам с просьбой. Оцените, пожалуйста, критически: что можно поправить, добавить-убрать? Доступно ли? Буду очень благодарна.
Пытаюсь написать что-то вроде мастер-класса, на людей, которые совсем "не в теме". О технических моментах пока даже речи нет. Предварительно людям будет рассказано о сути дванольных технологий. Цель мастер-класса (или деловой игры??) - попытаться придумать идею блога для читателей, теоретическую "заготовку".


Тема моего мастер-класса - «Блоговест — новое блюдо библиотечной кухни». Мы вчера говорили, что блоги — это тоже дванольный инструмент, признак «Библиотеки 2.0».
            На самом деле, библиотечные блоги не так уж и новы. Уже почти три года, как блогосфера активно осваивается российскими библиотекарями.
            Тем не менее, сейчас такое время, когда очень заметны различия в уровне жизни и развития   людей,  общества,  стран... Та же ситуация происходит и в наших учреждениях. Какие-то библиотеки вышли на самый высокий уровень, убежали далеко вперед (и, заметьте, не всегда это крупные федеральные или региональные библиотеки, иногда это маленькие городские или районные, и даже сельские библиотеки), а какие-то отстали, остались «в прошлом». Я вижу здесь две ключевые причины:
-        во-первых, это техническое оснащение, финансирование.
До сих пор остаются библиотеки, в которых нет не то что выхода в интернет, но и компьютеров.
-        Во-вторых, это  кадры. Не случайно говорят, что «кадры решают всё». Очень часто за «звездностью» той или иной библиотеки стоят отдельные личности, которые толкают свое учреждение вверх и вперед.   И эта причина не менее важна, чем первая. В нашей нижегородской области есть такой пример — блог «Библиомания», созданный Ириной Огневой, методистом арзамасской ЦБС, хорошо раскручен и известен в стране. Тем не менее, технической базы для ведения блога поначалу практически не было. Это была инициатива сотрудника, многое делалось на домашнем компьютере, в нерабочее время.

            Думаю, не будет лишним вспомнить о сути понятия «Блог». Я предлагаю посмотреть видеоролик, где четко и ясно всё изложено. Но сразу хочу сказать: ролик переводной, его озвучивал молодой человек, говорит он очень быстро, чтобы успеть попасть под нужные картинки.
Показ видеоролика «Что такое блоги»
            Итак, сравнить с блогами можно личные дневники, которые наверняка вели многие из вас в юности. Они так же чем-то похожи на периодические издания, это такая... виртуальная пресса, лента новостей... здесь всё зависит от задач, которые ставит перед собой блогер.
            То есть БЛОГ, как и любой дванольный инструмент, это не цель, а средство. Не нужно создавать блог ради того, чтобы он был, для галочки. Он нужен для конкретного дела.
           
            Стоит  сказать несколько слов о  классификации библиотечных блогов, вернее,  о задачах, которые они решают, а так же об их целевых аудиториях. В каждом случае есть свои плюсы и минусы.
К примеру, блоги образовательные (обучающие) и информационные. Естественно, создавая такой блог важно понимать, на какую аудиторию он будет нацелен: КОГО БУДЕМ УЧИТЬ? КОГО БУДЕМ ИНФОРМИРОВАТЬ? О ЧЁМ?  Этот «жанр» блогов вполне сопоставим с нашими традиционными обзорами, информационными часами и беседами.
            Успешность такого блога будет определяться тем, насколько доступно и понятно вы объясняете (если вы решили чему-то учить) или насколько интересна и полезна данная информация выбранной вами аудитории (если вы решили информировать).
            Конечно, это далеко не все критерии и условия успешности. Нужна грамотная реклама, определенный мониторинг потребительской среды, продуманное оформление блога и удобный поиск в нём (эдакий «фантик», «одёжка», но она тоже важна!). Мы сейчас не будем останавливаться на этом. Главное — придумать суть.
Следует заметить, что у образовательных и информационных блогов обычно высокая посещаемость, а как недостаток — малое число комментариев.

 Действительно, контент не располагает к комментариям, поскольку читатель (пользователь библиотеки или библиотечный сотрудник) действует по цепочке: нашел нужную информацию - скопировал или сделал себе ссылку - применил в работе…  Комментарии  появляются только тогда, когда нужно что-то уточнить или если есть желание выразить автору блога благодарность за материал.

            Примером такого информационно-обучающего блога может быть наш «Библио-S-путник». Начав его вести мы подразумевали информационно-методическую направленность. Сначала ориентировались на категорию библиотекарей,  использовали  как площадку для саморефлексии, затем интуитивно вышли на работу в помощь педагогам дошкольных учреждений и школ. Ведь они – одна из основных категорий пользователей детских библиотек, мы работаем рука об руку.
            Если честно, мы сами были удивлены  актуальности, востребованности  публикуемых в библиоспутнике  материалов. Получилось найти никем не занятую нишу, что быстро отразилось на статистике. Еще весной 2011 года число посетителей не превышало 30-50 человек в день. Сегодня  - это 700-800 человек.
            Количество комментариев резко сократилось, зато периодически идут со всей страны благодарные отзывы о материалах, в основном «в личку».
            Если говорить  о «реальных» читателях, то отмечу: новый вектор работы блога позволил наладить  официальные связи детской библиотеки и  департамета дошкольного образования  Сарова на уровне администраций. За полгода уже трижды воспитатели ДОУ организованно приходили в библиотеку на семинары, в январе 2012 года прошел совместный фестиваль детского творчества. 
            Подобные «информационные вакуумы», «свободные  тематические ниши» в  виртуальной среде еще остались. Нащупав их, библиотеки смогли бы выиграть немало очков в свою пользу. Надо просто внимательнее присмотреться к потребностям пользователей, прислушаться к ним.
            Вести подобные блоги могли бы многие библиотекари. С точки зрения творчества  и   оригинальности языка подачи материалов они не требуют особых усилий. Нужно лишь определенное чутье на начальном этапе  и умение искать информацию в дальнейшем. К таким блогам вполне применимы и понятия статистики, и разработка официального «Положения».
            Совсем другое дело творческие блоги, нацеленные на диалог.  Как пример можно привести наш блог «Живность цвета огня». Главная цель таких блогов — отнюдь не статистика. Их  задачи:
- «цеплять» оригинальностью, заставлять остановиться, задуматься;
- работать на позитив в отношении к библиотекам, книгам и чтению;
-  разжигать желание литературного творчества и анализа… пусть пока и в жанре блогописания/комментирования.
           
«Вопрос: могут ли библиотекари-блогеры, используя власть над читателями блогов, реально повлиять на трансформацию чтения по одному, нескольким или по всем названным позициям:
  1. Техника овладения навыками чтения.
  2. Мотивация к чтению.
  3. Социальная статусность чтения
  4. Модели чтения: свободное, творческое, досуговое, деловое….
  5. Ценность чтения,особенно художественной литературы
  6. Психология основ чтения, читательского восприятия.
  7. Технологии продвижения чтения»

            Что-то близкое к варианту, предложенному Г.М.Пальгуевой, мы пытаемся претворить в своём «Рыжем жж» (блог «Живность цвета огня»). Конечно, «технику овладения навыками чтения» в блоге мы не отрабатываем, а  только предлагаем некоторые шпаргалки по такой технике, кто захочет – возьмет… Но мы пытаемся создать мотив, заинтриговать, повысить статус чтения, работаем на имидж и проводим в этом блоге достаточно много виртуальных исследований, как говорится, «мониторим» читательскую среду.
            Вопросы психологии чтения тоже пробуем давать, но по-своему – через прием самоидентификации… Опять же, не мне судить, насколько всё это получается, но мы осознаем данные задачи как правильные и полезные в библиоблогинге, и пытаемся их решить.
            У меня есть только одно «НО» к данной цитате. Это касается манипулирования. Мы изначально стремились к взаимовыгодному (библиотекарь-читатель) тренингу по экспромт-комментированию, по отработке письменной речи, по рекомендации и последующему обсуждению книг и близких библиотекам тем.
            Я не знаю, как вы воспримете моё признание,  но в «Рыжем блоге» «манипулирование» идет взаимно. Сколько раз мы наблюдали, как заявленная ведущими нашего блога  тема о какой-то книге, о литературном жанре, о чтении или об экранизации книг, перетекала в блог жж-друзей и продолжала жизнь там…. Сколько раз мы сами «шли по следам» наших жж-читателей и читали книги, которыми восхищались и упоминали они в своих постах или у нас в комментариях. Не однажды мы обращались к ним за экспертной оценкой  по вопросам, оказавшимся сложными для нас…. Так что блоги работают не только на читателей, но и всегда решают задачи профессионального роста и обучения, в том числе и у наших читателей.
            Творческий блог сопоставим с такими  формами работы, как деловая игра, обсуждение книг или — в более общем виде -  библиотечный клуб, только это клуб в виртуале. Здесь искрят уникальные диалоги единомышленников. И совсем не важно количество комментаторов-читателей, точнее, их просто не может быть много, иначе диалоги потеряют свою глубину.
 Такая эксклюзивная работа может получиться лишь при живом интересе  библиотекаря (когда работа находится в статусе хобби). Она вполне может  со временем привлечь немало «любопытствующих-зрителей», случайно зацепившихся за канву обсуждений взглядом, но не решающихся вступить в столь изящный диалог. Это может быть изящный, оригинально поданный обмен мнениями о прочитанном, или литературное творчество (библиотекаря или читателей, или совместное). Это могут быть литературные игры, которые «зачинает» библиотекарь. К примеру, ведущие блога предлагают  в комментариях осветить ту или иную тему от лица  литературного героя... или постоянный ведущий блога — это какой-то литературный персонаж, естественно, все реплики, посты, комментарии, оформление — всё будет стилизовано под этого героя (ведь у многих детских библиотек есть свой главный литературный герой — хозяин этого книжкиного дома, так и здесь). Но к данным блогам никак невозможно применить понятия «статистические показатели». Так же, как невозможно заставить кого-то из сотрудников  их вести. Здесь нужна творческая жилка, определенный талант. Но именно такие блоги бывают самыми яркими и интересными.

Я не случайно говорю о классификации блогов и привожу примеры. Я предлагаю сейчас вам попробовать создать некую «рыбу», заготовку» для будущего блога, который будет работать на читателей и пользователей вашей библиотеки.
Понятно, что может получиться не всё, что для тех, кто никогда не читал блогов и мало работает в интернете здесь много непонятностей и страха. Но попробуйте забыть на время это страшное слово «БЛОГ» и представьте, что вы просто разрабатываете идею для нового мероприятия или библиотечного цикла. Поверьте. По сути это очень близко.
Вы будете работать в командах, недаром говорят, что «одна голова хорошо, а две лучше». Совместными усилиями можно сдвинуть горы и реализовать самые неосуществимые проекты.
 Итак, ваши задачи:
-              Мысленно вспомните и проанализируйте свою читательскую аудиторию: тех, с кем вам постоянно приходится общаться на абонементах и в читальных залах или тех, которых вам хотелось бы привлечь.  Какие проблемы у них есть? Чем вы могли бы помочь? Чем  их можно зацепить, заинтриговать?
-              Определитесь, на кого конкретно будет работать контент (наполняемость) вашего блога. Не надо пытаться объять необъятное, чтобы угодить всем. Какой основной контингент детских библиотек? (ответы: дети, подростки, родители, педагоги-воспитатели). Сразу подумайте: имеет ли смысл делать блог для малышей? С какого возраста дети становятся пользователями интернета?
И, как детские библиотекари, вы, конечно, понимаете, что виртуальный разговор с подростком, с родителями или с педагогами и воспитателями должен строиться по-разному, здесь действует тот же принцип, что и в реале.
-              Взвесьте свои силы и определитесь с «жанром» своего предполагаемого блога: творческий? Информационный? Обучающий? Может быть, вы предложите свои варианты.
-              Продумайте основные рубрики будущего блога: какие ключевые темы вы будете освещать? Какие рубрики вы хотели бы ввести?
-              Кто будет вести ваш блог? Один человек? Группа библиотекарей? Библиотекари и социальные партнеры? Библиотекари и читатели? (к примеру, в нашем блоге «Живность цвета огня» читатели-подростки являются соавторами).
-              Ведущие будут вести диалог с читателями блога под своими собственными именами, или же вы придумаете некий образ,  скрытый за аватаркой, придумаете вымышленное имя. Конечно, и в образе и в имени должен быть скрыт какой-то смысл.
-              Попробуйте сформулировать первый  приветственный пост — это что-то вроде аннотации, прочитав которую, случайный виртуальный читатель сразу поймёт, КТО, О ЧЁМ И ЗАЧЕМ ведет этот блог.

Конечно, то, что у вас получится, будет лишь «заготовкой», которая требует шлифовки, обсуждения, корректировки. Но давайте попробуем сделать этот первый шаг.




12 комментариев:

  1. Веста, мне понравилось, все четко, по полочкам. Замечание- в словах "не то, что интернета" не хватает запятой. Это мелочь.
    От себя лично хочу сказать, что веду блог что бы восполнить работу методистов. Можно сказать, что методической службы нет вообще,т.к. компьютером вообще пользоваться не умеют.

    ОтветитьУдалить
  2. Валентина Николаевна, спасибо большое за комментарий. Да, писала бегом, это срочно. Очень важно сейчас проверить, как воспринимается смысл, а ошибки вычистим.

    ОтветитьУдалить
  3. А что, очень даже хорошо! Вот, что касается "манипулирования": негативно окрашенное слово, может лучше взаимовлияние? "Еще весной 2001 года число посетителей не превышало 30-50 человек в день" - ошибка в годе? И я бы к ключевым причинам добавила основную: кризис системы управления (на всех уровнях причём и во всех сферах), но это мой сдвиг, так что не настаиваю:)

    ОтветитьУдалить
  4. Ой, да, очепятка в годе))) Мы как раз вчера думали, оставлять или нет слово "манипулирование". Мнения разошлись, но всё-таки, наверно, оставим. Во-первых, это ведь из цитаты, а во-вторых... может быть и не лишним будет задеть библиотекарей этим словом. Я вижу здесь некий повод к размышлению и возможность взглянуть на себя со стороны - ведь до сих пор некоторые считают, что правы только они, что слушать нужно только их, и читательское мнение не воспринимают.
    Сколько раз я встречала фразы: "Я для них писала, старалась, а они (дети, подростки) даже не потрудились прочитать", или "Да что они понимают! Только ерунду какую-то читают!"
    Спасибо большое за комментарий)

    ОтветитьУдалить
  5. Теоретическая основа, конечно, нужна. Но скажу честно. Подобного рода теорию я слышала еще в 2008 году, а блог создала в 2010 - видите разницу? Только решительность и конкретные действия приводят к результату. Наша сотрудница, ранее не занимавшаяся блого- и сайто-строением однажды ночью (24 марта этого года) создала сайт своей библиотеки - филиала. Уже успела разместить там нужную информацию, постепенно развивается. Вот такого рода желание и действие очень уважаю. Да, директор ей уже пообещала доплату за его ведение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна полностью:-) И тем не менее методисты и администрация продолжает учить, устраивать мастер-классы... М.б., они как раз затем и нужны, чтобы заронить вирус желания, который в последствии приведет к действию тех, кто на такое действие способен?

      Удалить
    2. Тань, да, для этого мы и нужны))) Всё на собственном примере показываем и учим, учим, учим. Наши продвинутые коллеги от души радуются, когда оказывается, что они в чем-то больше знают, чем мы - методисты))))

      Удалить
  6. Мне кажется, что при обдумывании "рыбы" блога надо еще учитывать интересы самого библиотекаря. появится заинтересованность, эффективность может оказаться выше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересы библиотекаря как человека, или как профессионала? В принципе, в любом деле чувствуется стиль и вкусы того человека, который этим делом занят

      Удалить
    2. Да, Ирин, причем у каждого могут быть свои, отличные от других интересы!
      Тань, стиль и вкус каждого блогера настолько чувствуются, что у меня такое впечатление, что я их знаю лично. Кстати, именно сейчас появилась идея насчет этого, наверное, следующий пост посвящу этому каверзному вопросу))))

      Удалить
    3. А что, это идея. Буду ждать пост)

      Удалить
    4. Интересы и библиотекаря, и человека

      Удалить