Новое блюдо библиотечной кухни. Буктрейлер подан.
Сегодня, когда только и
разговоров, что о «клиповости мышления современных детей» и о том, что
«телевизор/компьютер/ гаджеты вытеснили старую добрую книгу», самое время взять на вооружение сильные стороны
визуальной культуры. То, что с её помощью можно неплохо
продвигать литературу, ни для кого уже не секрет. Признайтесь, кто из нас не ощутил массовый приток читателей после
выхода сериалов «Мастер и
Маргарита»(2005), «Шерлок Холмс»(2010, 2012), экранизаций произведений Умберто
Эко(1986) Пушкина (1995),
Толкиена(2001), Достоевского (2003),
Дэна Брауна(2003), Рыбакова(2004), Гоголя(2009)?
Хорошая экранизация эстетически
обогащает зрителя, уже знакомого с произведением литературы. У зрителя же,
которому еще не довелось читать роман или повесть, она вызывает желание
обратиться к первоисточнику. Кроме того, с помощью таких средств, как крупный
план, монтаж, музыка, талантливая актерская игра кинематограф переводит Слово в зрительный и
звуковой ряд, что создает эффект непосредственного присутствия.
Впрочем, библиотеки быстро поймали эту волну и стали активно проводить дискуссионные видеосалоны по
экранизациям книг. Такие встречи синтезируют несколько методик
работы. Как правило, они включают:
- громкое чтение,
-
просмотр с остановками (по аналогии с
методикой «чтения с остановками» О.Громовой),
-
элементы развивающего чтение
(методика И.Тихомировой),
-
прием идентификации мнения
библиотекаря (мы его применяем очень активно, и подростки ответно
раскрепощаются, делятся своим мнением и впечатлением).
И
вот новое поветрие в библиотечном мире,
новая многообещающая форма работы –
буктрейлер. В библиотечных блогах и соцсетях о ней заговорили не более полугода
назад (поправьте меня, если ошибаюсь).
Буктрейлер - аналог кинотрейлера. Это самый
верный способ представить книгу миру, приоткрыв сюжет и показав героев и самые
яркие фрагменты. Впервые изумив публику
в 2003 году на книжном фестивале в Лос-Анжелесе, он прошел путь от модного
мирового тренда до привычного рекламного хода западных книгоиздательств. В России же мода
на буктрейлеры только начинает расти, так что самое время подключаться нам,
профессиональным пиарщикам Книги и Чтения.
Конечно, большинству из нас придется сделать
решительный шаг вперед и освоить ряд технических моментов, но это вовсе не
значит, что нужно будет прыгать выше
головы. Поверьте, всё, чему необходимо научиться, доступно даже тем, кто с
техникой далеко на «Вы» (я как раз из таких).
Попробую описать свой
опыт создания буктрейлера. В принципе,
пошаговую инструкцию можно найти
на страничках Вики-Сибириады (блестящего проекта новосибирской областной
детской библиотеки) , я лишь буду дополнять её своими комментариями.
Минимальное техническое обеспечение. Вам потребуется:
- Компьютер
- Микрофон (если вы
предполагаете делать свою озвучку)
- Программы:
для звукозаписи (опять же, если вы хотите
сами озвучить буктрейлер),
для конвертирования
видеофайлов в формат avi,
если ваша видеоподборка в другом формате
(я использую Total Video Converter).
для нарезки и
склеивания фильмов. Здесь есть выбор, а
я пользуюсь простейшей, понятной для
«чайников» программой Windows Movie Maker .
Она входит в стандартный набор программ
практически любого компьютера и имеет очень
понятную встроенную
инструкцию внутри (см. фото 1.
инструкция - «Панель инструментов програмы»)
До всего вполне можно дойти самостоятельно, если
умеете читать (существуют специальные обучающие книги, интернет-обучалки). А
если рядом окажется человек, уже знакомый с этой программой и готовый вам её
показать — это просто идеальный вариант.
Насколько я знаю, школьники проходят
Movie Maker на уроках информатики в среднем звене, так что можно
попробовать обратиться к читателям или к собственным детям. Мне программу
показала коллега по работе, практически между делом, а дальше я училась уже
самостоятельно. Осваивается она легко.
В Movie Maker можно очень просто и быстро «сшивать» и «резать»
на кусочки ваши отснятые фото и видео,
или же сюжеты, картинки, скачанные из инета . Можно добавлять или убирать звук,
ставить красивые переходы, титры, накладывать различные видеоэффекты. К примеру, можно «состарить» фильм, ускорить
или замедлить эпизод .
В своей библиотеке мы взяли на вооружение эту
программу два года назад, делаем в ней
мультимедийный видеоряд для крупных
многоплановых мероприятий. Это очень облегчает работу того, кто сидит в
пруду за компьютером – не надо бесконечно сворачивать/разворачивать разные
презентации и прочие файлы, все они склеены в один клип, остается только периодически
нажимать «паузу». А прошлой зимой я уже
сама проводила мастер-класс для библиотекарей по работе в Movie Maker,
так что у нас в ней может работать каждый сотрудник.
Важно: Освоить
Movie Maker— это просто. Но так же просто всё забыть, если
периодически не закреплять навыки. Эту программу нужно сделать своим постоянным
рабочим инструментом, таким же, как Microsoft Word, в
котором большинство из нас набирает тексты.
Выбор книги(книг) для рекламы.
Здесь идей и мотиваций
может быть множество. Основой для
моего буктрейлера стало эпистолярное наследие 1812 года ( Год
Российской истории, 200-летие Отечественной войны и Бородинского сражения,
помните? ). Переписка людей, живших двести лет назад - это же как учебник истории, только в
первоисточнике, без редакции и цензуры. Субъективные мысли и
неповторимый стиль конкретной личности
придает текстам завораживающую
живость и оригинальность, это так интересно!
А учителя
как раз самозабвенно ищут литературно-исторические изюминки, способные
заинтересовать учеников; школьники,
получив домашние задания, массово
атакуют наши абонементы и выгребают всё,
что связано с Отечественной войной 1812 года... Честно сказать, добыча и тех и
других невелика: переиздание давно забытых книг, которые вдруг стали актуальными,
пока в процессе (или они только-только вышли в свет), когда еще до библиотек
дойдут. В виртуальном пространстве, к счастью, многие тексты представлены в
открытом доступе. Так что можно указать пользователям верный виртуальный маршрут к информации и
заодно украсить библиотечные мероприятия.
Итак, я
выбрала «Солдатскую переписку» Ивана Скобелева[1],
«Письма русского офицера» Федора Глинки[2] и личную переписку Марии Волковой[3]
с В. Ланской.
Создание сценария к буктрейлеру
По
сути, самая сложная задача при создании буктрейлера – написать
его сценарий, придумать сюжетную линию. С другой стороны, как раз эта работа
большинству из нас хорошо знакома: мы же пишем беседы/обзоры, разрабатываем
мероприятия и дополняем их музыкальной
или видеоподборкой, слайдами. С буктрейлером всё очень похоже, но, сделав
однажды, вы можете его использовать
многократно и с самыми разными целями (дополнять им мероприятие, крутить
в «информационном киоске» к определенным датам, использовать как мультимедийную
выставку в дополнение к выставке книжной, публиковать в соцсетях или на своем
сайте, в блоге в качестве веб-библиографии).
Создавая
сценарий, подумайте:
-
на
что бы вы хотели обратить внимание читателя/зрителя,
-
какие
иллюстрации или видеофрагменты могли бы подойти под вашу идею (может, есть
экранизации??),
-
озвучка: пойдет ли у вас видео под музыку?
Тогда её нужно подобрать заранее. Музыка должна гармонировать с информацией и
картинками, будить воображение зрителя/слушателя. Текст: он будет появляться на
слайдах, или вы предполагаете сделать аудиозапись?
Я
пошла довольно простым путем: создала
сначала текстовый вариант буктрейлера,
выстроив цитаты из писем так, чтобы прослеживалось развитие событий
войны. В остальном руководствовалась только "цепляющими" фразами, от
которых можно оттолкнуться и углубиться
в психологию, поговорить о конкретном человеке, примерить ситуацию на себя. И
сразу прикидывала, какие иллюстрации можно подобрать, кого задействовать для озвучки, какие вопросы
можно задать по тексту, чтобы
запараллелить прошлое и настоящее, чтобы зрителям-читателям
почувствовали сопричастность или, по крайней мере, захотели поспорить,
высказаться, сравнить.
Для меня юбилейные даты 2012 года - не столько праздник, сколько повод что-то узнать,
сделать зарубку на память. А память лучше цепляет нетривиальное. Взгляд под
нестандартным углом. Акцент на ужасах
войны и субъективных, иногда шокирующих мыслях очевидцев, а не на
ура-патриотизме кажется мне более
эффективным в работе с современными подростками(это наш контингент).
У каждого из нас может
получиться свой вариант такой подборки цитат.
Важно: Буктрейлер — это прежде
всего РЕКЛАМА. Она должна шокировать,
увлекать видеорядом и спецэффектами, неожиданными решениями. И при этом быть
ОЧЕНЬ КРАТКОЙ (эффектный минимализм). В идеале — 1,5-3 минуты(можно и меньше).
У меня получилось чуть больше шести минут. Оправдываюсь тем, что в буктрейлере
представлено три книги, а не одна.
Материалы
для видеоряда. Озвучка.
Сканируем
иллюстрации из книг или находим
подходящие по смыслу картинки в
интернете. Знатоки при необходимости без
труда обработают фото в фотошопе или в онлайн-сервисах. Добавляем своё видео или находим что-то подходящее по
тематике в сети (помним об авторском
праве и о формате avi).
Для своего буктрейлера я ничего сама не
фотографировала, не снимала:
-
накачала картинки и портреты авторов писем (в
интернете они шли без указания автора),
-
сделала нарезку эпизодов из
нескольких тематических познавательных клипов и зарубежного сериала
«Война и мир» 2007 года(модный, узнаваемый молодым поколением фильм). Для этого скачала фильмы и видеоролики из
интернета-загнала в программу Movie Maker (вкладка «Импорт
видеофайлов-выбрать видео-ОК)-перетащила на панель раскадровки-вырезала лишние
кадры-наложила спецэффекты (вкладка «Просмотр видеоэффектов-выбрать нужный
эффект-навести на него курсор, нажав левую клавишу мыши и не отпуская её
перетащить на видео в панели раскадровки)
-
Добавила
несколько слайдов : создала их в формате электронной презентации и
сохранила как картинки на компьютере (открыть слайд
в режиме «просмотр во весь экран»-клавиша «Print Screen SysRq” на клавиатуре
компьютера-открыть программу paint-правка-вставить- «сохранить как»), а потом закачала в программу Movie Maker (вкладка импорт изображений).
-
Часть текста, своего рода эпиграф,
предполагалась на слайдах. Внимание! В Movie Maker есть ограничение по количеству букв и слов, да и
в принципе читать с экрана большой текст сложно, так что всё должно быть
предельно кратко. И просчитайте, сколько секунд должен слайд висеть на экране,
чтобы зрители успели прочитать.
-
убрала
оригинальный звук в видеофайлах (выделить
нужный файл на панели раскадровки, щелкнув по нему мышью-в верхней панели
вкладка «клип»-аудио-выключить) ,
-
выстроила
подобранный видеоряд по смыслу заготовленного текста, наложила свой звук [4]. . Цитаты из писем
озвучивали сотрудники библиотеки , запись шла на фоне музыки. Мне показались
подходящими минусовка романса «Генералам 1812 года» на стихи М.Цветаевой,
музыка из фильма «Дневник памяти» и лирическая музыка, которую я нашла при
запросе «патриотическая» (авторство указано не было).
-
Добавила спецэффекты, в
последних слайдах указала все необходимые данные (использованные материалы,
авторы) и сохранила готовый фильм на своем компьютере.
Новый библиотечный многоразовый и многовариантный
продукт готов.
Создание буктрейлеров
— это одно из направлений работы в рамках
нашего нового проекта - БиблиоВидеоСтудии
(BVC). Пока осваиваем всё сами, в дальнейшем планируем
привлекать читателей. Думаю, подростки без
труда освоят технические аспекты. Ребят вполне можно привлекать для
озвучки (мы это уже делаем), для создания картинок к клипу (здесь могут внести
свой вклад и малыши, рисуя что-то, и
ребята постарше, увлекающиеся фотографией).
Придумать сценарий — это
сложнее. Если при библиотеке нет
клуба, группы активистов, которая занималась бы подобным творчеством, такую работу можно разбивать на этапы (кто-то
озвучивает, кто-то монтирует, кто-то картинки рисует). Создавая свой
буктрейлер, я предполагала, что, познакомив с ним ребят на библиотечной
встрече, предложу им поработать с текстами писем (или каких-то других кратких
литературных произведений по теме) и сделать
свою выборку цитат (это станет «рыбой», основой будующего
буктрейлера). Надо пробовать, и всё
получится.
[1] Иван Скобелев - герой Отечественной войны 1812 года. Прошел
путь от простого солдата до генерала. Характерными особенностями произведений
Скобелева, которые в силу его малограмотности подвергались исправлению со
стороны его друга Н.И. Греча , были оригинальная форма изложения, простота и
правдивость.
[2] русский поэт, публицист, прозаик, офицер,
участник декабристских обществ. В 1812 г. поступил в
армию адъютантом к Милорадовичу и находился в
походе до конца 1814 г. Участвовал в
боях при Тарутине, Малом Ярославце, Вязьме, Дорогобуже, при Баутцене.
[3] Мария Александровна Волкова (1786-1859) - выпускница
Смольного института, московская великосветская дама. Ее письма к петербургской
подруге и родственнице Варваре Александровне Ланской занимают видное место в
отечественной эпистолярной литературе. Письма Волковой были в руках
Льва Толстого, когда он задумал роман "Война
и мир", и послужили ему материалом для изучения людей 1812 года. В ранних
редакциях романа письма Марии Болконской к Жюли Карагиной почти дословно
повторяют письма Волковой к Ланской.
[4] В ВикиСибириаде на страничке
«Вебинар «Буктрейлер – современный способ продвижения книг» есть разъяснение по авторскому праву:
«…перечитали все что могли по этому вопросу , связывались с юристом из
Новосибирского российского авторского общества. И получили ответ, что если
видео которое используется частично, только видеоряд и удаляется звук , то мы
не нарушаем авторские права»
Добрый день!Вы создавали буктрейлер в программе В Movie Maker. Скажите пожалуйста,цитаты из писем, которые озвучивали сотрудники библиотеки- их записывали в какой-то другой программе и потом уже вставляли в ролик? Я где- то читала, что в программе Movie Maker существует одна звуковая дорожка, и поэтому нельзя одновременно наложить музыку и текст. И ещё вопрос- возможно ли это сделать в программе киностудия Windows Live? Буду признательна за ответ!
ОтветитьУдалитьАлла, добрый день! Да, звук мы записывали отдельно, программ для звукозаписи много, их можно бесплатно скачать в интернете.Я даже не назову, в какой писали мы, не помню. В Movie Maker закачивали два раза - сначала наложили цитаты, сохранили, закачали получившийся ролик, наложили музыку и опять сохранили. Качество, конечно, теряется, но что поделаешь :-) Для нас даже тот результат, что получился, был сверхсобытием.
УдалитьНасчет Windows Live я, к сожалению, ничего сказать не могу, ни разу не работала в этой программе. Сейчас делаю ролики в сони вегас (Sony Vegas). Там намного больше возможностей, вообще, хорошая программа, и видео, и звук - можно клеить несколько дорожек сразу, качество на выходе лучше. Её можно скачать в интернете, и есть много бесплатных видеоуроков.
Удачи Вам в создании видео. Это всё вполне реально освоить, только сначала кажется, что сложно. На самом деле, это очень интересно, и это затягивает :-)
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьДобрый день! Пишу диплом по отечественным буктрейлерам. К сожалению, столкнулась с проблемой нехватки информации об истории возникновения и классификации (или видов) буктрейлеров. Если кто-то обладает какой либо-информацией или сможет поделиться ссылками, буду очень признательна.
ОтветитьУдалить