30 мая 2012 г.

Библиотечный квест. Наш вариант


В принципе, разъяснения понятия «квест» в интернете довольно много.  Мне приглянулся вот   этот и этот  материал.
Эту форму  активно используют и в интернет-играх, и в уличных играх. У нас в городе квесты активно проводит департамент молодежи и спорта.
Мы же стали применять это понятие к своим мероприятиям лишь с этого года, когда поняли, что схема построения библиотечных игр, так полюбившихся нам и нашим читателям, вполне отвечает названию «квест». Но по сути у нас всё началось раньше, в 2009 году.

Основные правила/условия  квеста:
- есть определенный сюжет игры
-есть задания/препятствия
- есть какая-то цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.
Обычно квесты – это командные игры-соревнования. И обычно в традиционном квесте перемежаются активные(спортивные) задания и интеллектуальные.

Конечно, мы несколько варьируем, изменяем правила под себя. Акцент на интеллектуальные задания, поиск – по книгам. Впрочем, активные моменты тоже вставляем, особенно для малышей. Но это чаще выражается в импровизированной театрализации, танцевальных па и т.п. 
Работа организуется так:
-сначала идет обсуждение идей в отделах, представители от каждого отдела (завы) собираются в инициативную группу, приносят разные предложения, обсуждают их и выносят общее решение.
-потом в каждом отделе на местах идет разработка-додумывание заданий, оформления и про. в соответствии с общей темой. Занят каждый пятачок библиотеки, холлы/ч.з/абонементы.....
-потом план/путеводный лист с каждого отдела сдается в методотдел, и составляется общая карта игры, редактируются нек.названия, делается общая городская реклама разных видов (в СМИ, в блоги, индивидуальные пригласительные билеты, в школы...).
-в этот раз приглашали соц.партнеров (представителей учреждений культуры). Это удобный и интересных ход. 

В основе всех наших квестов лежат интерактивные выставки-инсталляции, с которыми мы работаем. В начале игры всем участникам раздаются путевые листки (или «дорожные грамоты», или «карта сокровищ», или «зачетка по околовсяческим наукам»… в зависимости от темы игры). В конце путешествия всегда ждет какой-то сюрприз-награда (фотостудия, где можно сфоткаться в костюмах, поход в библиотечный подвал, грамоты, возможность взять домой книжку  из ч/з…).
 Да, и еще у нас игры не командные. Дело в том, что все наши библиоквесты проходят на неорганизованных читателях. Но в принципе, если договориться с классами, можно провести и командную игру (вот, кстати, на 1 сентября уже есть заявка повторить пиратские библиосумерки на параллель 5-х классов).
Библиотечный квест, как мне кажется, может иметь несколько   вариантов связки сюжета всей игры:
- конкретный герой книги,
- конкретная книга,
- определенный  автор,
- сквозная тема, по которой подбираются задания.

У нас прошло уже несколько  библиоквестов:
- «Наш Пушкин» (2009)
 - «По планетам с Маленьким принцем» (2010)
- «Вселенная школьных наук» (2011»)
- «Пиратские библиосумерки» (2012)

Несколько слов об одной из игр .
В рамках празднования 200-летнего юбилея А.С.Пушкина, имя которого носит наша библиотека, мы решили в один из дней НДК устроить тематическую игру-путешествие. В каждом отделе были разработаны и оформлены игровые выставки-инсталляции. Дети, знакомясь с ними,  открывали для себя творчество Пушкина и пушкинскую эпоху с разных углов зрения:
- через музыку
- через театрализацию и творческие мастерские
- через ролевые игры и проведение аналогий с жизнью и мировой литературой.
Все задания старались сделать нестандартными, чтобы задевало за живое детей и подростков, вызывало их интерес. Так называемое «проникновение в эпоху», попытка найти точки соприкосновения 19 и 21 веков. Сейчас уже многие проводят подобные встречи, а тогда мы попробовали это впервые, у себя, по крайней мере.
Игра начиналась в холле, где всем присутствующим объяснялись условия игры-путешествия, выдавались «подорожные грамоты путешественника».  В этой «грамоте» ставились баллы за выполненные задания. Кроме того, здесь же мы предлагали детям высказать свое мнение об игре (рефлексия, которую мы потом проанализировали и с большой радостью обнаружили огромное количество восторженных откликов и ТРЕБОВАНИЙ делать такие игры как можно чаще). 
У каждой выставки сначала давалась  интересная информация о пушкинской эпохе: -основные занятия барышень 19 века,
-кто и почему стрелялся на дуэли,
-по каким правилам писали письма в 19 веке,
-о чем разговаривали в девичьих комнатах пушкинских времен,
-кто в позапрошлом веке мог организовать у себя дома салон ….
Потом  шли практические игровые задания (2-3 варианта для каждой площадки, с учетом разных возрастов и разной усидчивости читателей). Ребятам предлагалось отгадать, например:
- что обозначает то или иное движение веером в руках дамы,
-вспомнить героев Пушкина, которые в кого-то переодевались,
-вызвать соперника на дуэль, составив письмо в стиле пушкинского времени,
-переписать пером в «Альбом девушки 19 века» какое-нибудь пушкинское стихотворение, -примерить сарафан барышни-крестьянки  или костюм пушкинского героя и т д.  и т.п.
Примерная занятость на каждой площадке (информация+задание) – 15–20 минут. Впрочем, если кто-то хотел остаться и сделать несколько заданий, мы не прогонялиJ
Тем, кто выполнил задание, Смотритель площадки ставил свою печать в «дорожной грамоте» и отправлял дальше.
Был предусмотрен сюрприз-презент для тех, кто прошел все станции – они могли сфотографироваться на память в костюме барышни или кавалера 19 века. Дети остались очень довольны таким подарком и потом в течение месяца бегали в библиотеку, чтобы скинуть себе фотки на флешки/диски.


Примеры библиоквестов (материал взят из блога Библиопазлы):


БИБЛИО КВЕСТЫ.

Эту форму активно используют и в интернет-играх, и в уличных играх.

Основные правила/условия квеста: 
- есть определенный сюжет игры
- есть задания/препятствия
- есть какая-то цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия. 

Обычно квесты – это командные игры-соревнования. И обычно в традиционном квесте перемежаются активные (спортивные) задания и интеллектуальные. 
Примеры библио квестов
Хоррор-квест «После заката: сумерки в библиотеке» 
Библио квест «Новогоднее путешествие по странам и континентам» 
Литературный квест: цели, этапы подготовки, итоги проведения. 
Сити-квест «Из прошлого в будущее» Центральной городской библиотеки им. К.Т.Хлебникова г. Кунгура. 
Общегородской библиотечный квест под названием «Для тех, кто слишком много знает» 
«Путешествие Кролика-Книголюба» по ночной библиотеке сеть корпоративных библиотек Санкт-Петербурга
Квест для юных любителей истории «Книжный шкаф, полный времени (Хасавьюрт) 
Библиотечный квест «Ночь в городе N» 
«Инфо-квест» Киевская ЦБС
Библиотечный квест г.Херсон
Библиотечный КВЕСТ «Дорогами Катанова» г. Абакан
Квест-ориентирование «С книгой по Эжве» (литературная игра для молодежи) 

14 комментариев:

  1. Спасибо большое! Очень интересный опыт.

    А ЛитКВЕСТ по одной книге или по одному литературному герою у вас в библиотеке проводились? Поделитесь, пожалуйста, ценным опытом, если да:-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По "Маленькому принцу", но это был не совсем чистый квест. Это ссылка на анализ той работы: http://vpereplete.blogspot.com/2011/01/2010_15.html К квесту относилась вот эта часть, хотя площадки работали по одной в день, и это были полноценные встречи, 40-минутные:
      Малыши (1-4 кл.) путешествовали «По планетам с Маленьким принцем». Это три совершенно разные по наполняемости встречи,три станции, объединенные общей идеей:
      - планета Синема: её ведущая, Алиса Селезнева, предложила детям найти друзей для Маленького принца в Галактике Мультфильмов, снятых по книгам;
      - на второй планете Звездочет рассказал ребятам о созвездиях и предложил «зажечь» на небе путеводные звезды для всех странствующих в космосе путешественников. Так у нас появились звездочки «Улыбка», «Дружба», «Надежда», «Мечта» и др.;
      - а на планете самого Маленького принца ребята еще раз перелистали страницы полюбившейся книги, многое узнали о жизни автора, вспомнили главные законы дружбы и полюбовались закатами (довольно сложное развивающее занятие, с синквейнами и др.приемами развивающего чтения)....
      Старших ребят (5-10 кл.) мы пригласили принять участие:
      - в литературно-музыкальной слайд-презентации «Откуда я родом?» (по биографии Экзюпери. Соведущим был Лис из сказки (голос за кадром, а на слайде картинка-лисенок Фенек, они такие милые). Лис рассказывал о своем друге, отвечал на вопросы зрителей, задавал им свои вопросы, связанные с текстом. Здорово получилось, интригующе, хотя сама по себе форма слайд-презентации элементарна.
      - в интерактивной выставке «Шерше ля…France» (цель её – познакомить подростков с Родиной писателя).
      Впрочем, малыши на эти мероприятия тоже бегали.

      Так же, как в квесте, мы раздавали путеводные листки в начале игры, после посещения каждого мероприятия делали отметку. А в день закрытия НДК-2010 мы подвели итоги, пригласили и наградили ребят, которые прошли все эти мероприятия.

      Удалить
  2. Хорошо было бы почитать сценарии всех ваших мероприятий по "Маленькому принцу" в комплексе. Вы не издавали подобнойго сборника?
    Прочитала по ссылке "Работа с книгой "Маленький принц". НДК-2010". Интересный материал. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы сделали диск, где собрали все материалы. К сожалению, поделиться всеми материалами не могу, только своими:
      - Сценарий развивающего занятия для начальных классов вы уже видели (он вышел в ж."Книжки, нотки.." 2010-№6),
      в последнем посте опубликовала еще:
      - обсуждение книги с ребятами 5-6 классов,
      - текст слайда-презентации "Откуда я родом?" (я, кстати, всё перепутала, голос за кадром - Маленького принца, а не лисенка)
      - презентацию интерактивной выставки "Шерше ля...France"

      Удалить
    2. Спасибо! Будем погружаться в волшебную сказочную среду:-)

      Удалить
  3. Шикарно! Интересно, необычно, разнообразно. Отличный опыт! Спасибо:)

    ОтветитьУдалить
  4. Мы попробовали хоррор-квест для подростков. Понравилось и нам, и им! http://www.anivalib.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=225:-q-q&catid=8:newss&Itemid=1

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, для хоррор вписывается в библионочь просто идеально)

      Удалить
  5. Девочки милые, с восторгом прочла о ваших "Пиратских сумерках"А Вы не могли бы поделиться сценарием?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так ведь сценария как такового и не было. Просто была озвучена тематика, и каждый отдел у себя устраивал что-то в соответствии с темой. Кажется, никто и не писал ничего на чистовики.Могу сказать то, что помню:
      - в подвале-трюме сидел старый пират-капитан, он читал детям при свете цветных лампочек морские сказки Пляцковского.
      - в старшем отделе: 1) озвучивали морские цитаты из кн."Остров сокровищ", 2) писали "книгу странствий" (это просто альбом, куда ребятам и взрослым предлагалось записать небольшие рассказы-отзывы о своих путешествиях), 3)узнавали историю "Веселого роджера" и мастерили пиратский флаг
      - на младшем отделе: 1)мастерили пиратские шапки,2)разгадывали пиратский кроссворд (выставка-кроссворд) 3)пиратское караоке (песни о море и о пиратах) 3)читали на камеру стихи о море

      Удалить
    2. Спасибо большое.у меня уже что-то прояснилось.Идеи есть, буду развивать дальше.Ещё раз спасибо, удачи вам

      Удалить