31 мая 2012 г.

О вебинарах замолвите слово...

Написала статью для ж."Библиотечное дело". Как обычно, выставляю  до публикации здесь, чтобы узнать мнение друзей-блогеров, коллег.

 Татьяна Плохотник,
заместитель директора МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина»,
Г.Саров Нижегородской обл.
О вебинарах замолвите слово..
Ох уж эти интернет-технологии. С ними только и успевай усваивать новые понятия, осваивать новые формы... Виртуальная жизнь намного стремительнее, чем реальная, все развивается и угасает в несколько раз быстрее. Если для реала двухгодовалый реализованный проект — это нечто «совсем свеженькое», только что внедренная инновация, то в инете наверняка пожмут виртуальными плечами: «Это же всем известная форма работы...».
Не решусь сказать, какое «летоисчисление» стоит принимать сегодня за наиболее верное. Многие библиотеки живут в двух параллельных мирах и ломают головы над тем, чтобы эти миры пересекались как можно чаще. Виртуальное общение должно приносить реальную пользу, иначе зачем вообще мы вышли в интернет?
Хочу поделиться некоторыми мыслями о такой «точке пересечения» и одновременно относительно новой форме работы, как вебинары.
В библиотечном мире (+ в других учреждениях культуры и образования) интерес к ним идет по нарастающей. Чтобы не быть голословной, приведу статистику, любезно предоставленную Международной академией бизнеса и новых технологий (МУБиНТ, г. Ярославль), на чьей платформе проводят виртуальные встречи многие библиотеки:
C мая 2010 г. по 10 мая 2012 г. проведено 75 вебинаров (100%):
Распределение по годам:
2010 – 5 (6%)
2011 – 41 (54 %)
2012 (за 4 месяца!!!) – 29 (38%)

Распределение по тематике:
Библиотечные – 92%, не библиотечные – 8%

И дело не в моде, а в реальной выгоде, но об этом чуть позже. Я знаю коллег, для которых участие в вебинарах уже около года «норма», такое же будничное событие, как чтение профессиональной периодики или методический день. Тем не менее для большинства библиотекарей само слово «вебинар» звучит ново и пугающе от того, что они даже если слышали его, совершенно не представляют, КАК всё это можно организовать и провести.

Оглядываясь назад, в октябрь, 2011. Первый блин... комом?

Я, к сожалению, начала знакомство с вебинарами не с теории, а сразу с практики: пришло электронное письмо от коллег из Озёрской ЦСДШБ, предложение рассказать о работе — и через неделю я уже спикер (докладчик) вебинара. Осталась очень неудовлетворенной. На публичных выступлениях, как говорится, «собаку съела», но выступление виртуальное.... это нечто другое, требующее определенного подхода и морального настроя.
В вебинаре нет живых глаз слушателей, за которые держишься, как за путеводную ниточку. Ощущение вакуума, пустоты и глухоты — это первые мои впечатления, и я была не готова к ним. Думаю, если бы сначала побыла в роли слушателя, посмотрела на всё со стороны то смогла бы учесть многие моменты.
Хорошо, что сегодня соцсети позволяют очень быстро свериться мыслями, услышать советы и ответы на свои вопросы. Приведу здесь комментарий Юлии Владимировны Соколовой1 на мою реплику, оставленную в соцсетях после того вебинара:
«...На самом деле через пару вебинаров привыкаешь и не видишь, НО ОЩУЩАЕШЬ энергетику присутствующих в эфире слушателей. Хоть и нет живых глаз, но есть есть нечто, какое-то присутствие живых людей в сети. Это приходит с опытом. Как преподаватель, я столкнулась с этим пару лет назад при активном чтении веб-лекций. Сначала- отторжение "это невозможно, читать лекции в бездушный экран!".. а потом начинаешь чувсвтовать аудиторию в сети. Наверное, это- новое средство общения через ноосферу, которое мы только начинаем открывать.. Организация вебинара — это как выпуск программы ТВ. Здесь много факторов — от актуальности темы до компетенций выступающего. Причем от выступающего требуется не только знание предмета, но и умение выступать в эфире, причем в ПРЯМОМ ЭФИРЕ! Согласитесь, это непросто. Ну, а то, что остается за кадром — работа сценариста и «выпускающего эфира»... это пока творческий поиск и бесконечная работа с заказчиками, докладчиками, участниками. Мы в начале пути, совершенствование — ежедневно! Но согласитесь, это еще один перспективный вид общения...».

Спустя полгода. Черновые заметки участника (а так же спикера и организатора-сценариста) вебинаров
Заметки действительно черновые, сугубо личный взгляд, основанный на сугубо личном опыте. А для рекомендаций к действию нужно бы обобщение опыта и мнений разных людей. Но, как говорится, чем богаты...
1.Если библиотеки и проводят вебинары, то как правило для профобучения и повышения квалификации сотрудников. В самом названии заложен этот смысл, и другого определения, кроме как «веб-конференция, онлайн-семинар, лекция» вы не найдёте. Думается, перспектива применения этой формы работы гораздо шире и, самое главное, применима к работе и общению с читателями. Почему бы, к примеру, не провести в режиме вебинара «виртуальное родительское собрание»2 или «онлайн-презентацию учреждений культуры»?
2.Душа болит за детские библиотеки. Нас всё меньше и меньше. К тому же часто не умеем так о себе рассказать, чтобы услышали и зауважали, приняли наконец-то всерьез (есть чему поучиться у школьных библиотек!). Так что вебинары как форму работы надо брать на вооружение. Это реальная возможность не только решить текущие рабочие задачи, но и удивить соцпартнеров, спонсоров, руководство, общественность (кого я еще забыла?) креативностью . Придется, конечно, хорошенько поломать голову над сценарием и организацией, чтобы все прошло гладко и с пользой для вас и для других. Иначе «Удивить» может превратиться в «насмешить». А пока мы (детские библиотеки) и в вебинарах на последнем месте:
Библиотечные вебинары, статистика МУБиНТ:
Система Ирбис – 41%
Разные вебинары библиотековедческого характера - 28%
Школьная тематика, РШБА – 12%
Вопросы детских библиотек - 8%
3.Название вебинара, реклама в реале и в виртуале — всё это далеко не второстепенные факторы. Непродуманное название может оттолкнуть (оставить равнодушным ) потенциального участника или же не оправдать ожиданий тех, кто пришёл на онлайн-встречу. Пренебрежение к рекламе может закончиться тем, что даже самым «вкусным» мероприятием, идеально выстроенным и проведенным, никто не придет полакомиться, и вы будете вещать в пустоту.
4.Пожалуй, идеальный вариант, когда вебинар одновременно транслируется и в реал и в виртуал. Живые глаза участников, сидящих в зале, будут поддерживать вас в ходе выступлений. Их мнение, взгляд со стороны помогут проанализировать состоявшееся событие, когда все закончится.
5.Форма подачи докладов... чем украсить.... как удерживать внимание виртуальных зрителей-слушателей? ? Здесь надо искать оптимальные ходы для каждого конкретного случая (вебинара). Многовариантность.
6.Наличие чата позволяет следить не только за ходом мысли выступающего, но и за мыслями слушателей, которые появляются по ходу выступления. Кроме того, можно высказаться и самому, задать вопросы как докладчику, так и слушателям.
7. Обсуждение лучше всего проводить каждого доклада, а не оставлять на конец вебинара.
8.В ходе вебинара стоит включать мимолётные опросы по отдельным вопросам докладов. Это взбадривает слушателей, позволяет закрепить внимание и получить рефлексию.
9.Организовать и провести вебинар, где есть приглашенные спикеры, на порядок сложнее, чем когда «все свои». Здесь нет стопроцентного знания сценария, поскольку тексты выступающих коллег знаешь лишь приблизительно. К тому же надо быть готовым решать вопросы регламента и состыковки времени репетиций. С другой стороны, однозначно «игра стоит свеч».

Поясню эти заметки на конкретном примере. 26 апреля 2012 года наша библиотека при технической поддержке МУБиНТа (http://www.mubint.ru/ ) провела вебинар, адресованный коллегам-библиотекарям, а так же педагогам и воспитателям. Запись мероприятия доступна на сайте МУБиНТа по адресу: http://connect.mubint.ru/p26932617/
В первоначальной версии название звучало так: «Детская библиотека 21 века: саровский вариант». Мы хотели сделать вебинар-презентацию своей библиотеки, рассказав о наиболее ярких проектах последних пяти лет, тем более, что и повод был – 55-летний юбилей учреждения, 5 лет жизни в новом здании. Но потом к самопрезентации прибавились еще две цели:
- провести учебу для своего коллектива,
- организовать на своей базе методдень для всех библиотекарей, педагогов и воспитателей города.
Согласитесь, решение одним мероприятием сразу трех этих целей – более сильный пиар-ход.
От названия осталась только первая часть («Детская библиотека 21 века»), ничего лучшего не придумалось. Надо было срочно что-то давать для пресс-релиза, но что? Фразы типа "инновации в библиотеке", "новые технологии", "библиотека 2.0" уже на зубах навязли.  А это название очень общее и, как казалось, не кричащее (21 век уже двенадцать лет на дворе, т.е. это реалии, а не громкая фраза дня).  
Однако позже, обсуждая вебинар с друзьями, узнала, что некоторые из них исходя из названия ожидали бОльшего (обсуждений-поисков-выводов), чем просто презентации проектов.
Что ж, мы приняли это к сведению. Для того, чтобы не вызывать роптаний о «претензии на оригинальность и крутость», пожалуй, следовало бы добавить предлог и написать так: "Детская библиотека в 21 веке". Тогда формат презентаций проектов вписался бы безупречно.
Тем не менее, презентация тоже может проходить в разных вариантах. Мы выбрали "печу-кучу"3. Этот формат нравится не всем и не всем понятен.
Думаю, здесь еще долго будут идти споры, и , скорее всего, они к общему знаменателю не приведут, у людей разные вкусы и разные задачи. Разговоры методистов, ученых - одни, они готовы к диалогу, размышлениям,  раскручиванию идейных зацепок, т.е. рефлексии.  Практики на местах, рядовые библиотекари предпочитают увидеть и услышать готовую идею, чтобы взять и реализовать её у себя, многим из них все споры-разговоры покажутся « ненужной водой". .. Впрочем, дело даже не в этом, рефлексия ведь может идти и в уме, пока человек слушает докладчика. Было бы в речи то ценное зерно, которое можно вычленить и применить на деле. Но я считаю, что для вебинаров формат печи-кучи оптимален: в виртуале лучше всего работает краткость и при этом емкость мысли, поскольку удерживать внимание виртуальных слушателей долго трудно. И не стоит считать краткий формат простым. Как показывает практика проведения наших конференций, очень немногие из нас умеют уложиться в выделенный регламент. Смысл и ценность хорошего проекта  от краткости изложения не теряется, а вот "растекание мыслью по древу" может сильно испортить впечатление, вплоть до потери смысла. 
На нашем вебинаре прозвучали следующие доклады:
-«Классика в новом формате: инновационные формы работы с творчеством А.С.Пушкина» ( МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина», Саров);
-Неделя сказок братье Гримм в РГДБ (Малахова Н.Г., психолог отдела педагогики и психологии детского чтения, РГДБ);
-«Виртуальные выставки и другие интернет-проекты для читателей свердловской областной детско-юношеской библиотеки» (АфанасьеваО.Г., зам. ииректора Свердловской областной детско-юношеской библиотеки;
- «ВикиСибириада – инновационный проект Новосибирской областной детской библиотеки им. Горького ( Смутнева Е.Г., зам. директора Новосибирской областной детской библиотеки им. Горького);
-«Буктрейлер: новое блюдо библиотечной кухни» (МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина», Саров);
-«Наша БиблиоВидеоСтудия» (МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина», Саров);
- «Проект издания методического пособия для семейного чтения на основе произведений писателя-земляка» (МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина», Саров);
- «Опыт организации и проведения виртуального родительского собрания «Растим читателя вместе» ( МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина», Саров).
 
Сейчас очень часто встречаются негативные высказывания, что, дескать «библиотекари ушли в виртуал, а о реальных читателях и обычной книге забыли». На нашем вебинаре почти все представленные проекты были связаны с новыми технологиями. НО! Все они так густо  были замешаны на книге и чтении (мало того, именно работа с книгой в этих проектах основная) что не заметить это было бы странным. После вебинара мы в зале, с «реальными» участниками, обсуждали варианты работы с викиСибириадой, к примеру. Все однозначно говорили об огромной углубленной работе с краеведческой литературой, которая лежит в её основе. Поднять детей на такое творчество и одновременно обучение работе с веб-сервисами ох как не просто! А в Сибири это сделали, смогли.
Не многие библиотеки обладают необходимыми ресурсами, чтобы создать интерактивную виртуальную выставку. И вот вам на блюдечке готовые выставки свердловской ОДЮБ. Имея в фонде такие же книги несложно придумать свое мероприятие, украсив его виртуальной привлекалочкой от коллег.
Всем понятно, что проблему нечтения одна библиотека не решит. Всё идет от семьи, с семьёй надо дружить, родителей надо обучать, они нуждаются в нашей помощи. . И здесь мы предлагали наши проекты – книга со «Шпаргалкой для родителей», виртуальное собрание «Школа просвещенного родителя»...
Материалы выложены, схема проектов и перспектива их развития показана - бери и делай по аналогии на своём материале или пользуйся готовым… Но воспользуется ли кто-нибудь? Применит ли у себя? Очень хочется, чтобы наш опыт оказался полезен другим.
В заключении несколько общих выводов по вебинару «Детская библиотека 21 века».
Что получилось:
-Вебинар получился практически международным: участвовали представители России и Украины, 42 точки подключения и по примерным подсчетам около 150 участников.
-В Сарове вебинар прошел и как городское мероприятие: в зале центральной детской библиотеки им. Пушкина присутствовало около 60 человек (представители разных библиотек, педагоги, воспитатели ДОУ).
нас получилось объединить библиотеки не по параллели, а по вертикали: спикерами вебинара стали представители одной федеральной (РГДБ, Москва), двух областных (Екатеринбург, Новосибирск) и одной муниципальной (Саров) библиотек.
Что не получилось:
-Не получилось привлечь специалистов смежных профессий. Мы вели переговоры с заслуженным учителем России, педагогом-новатором, победителем конкурса «Учитель года-2011» по Нижегородской области, историком А.В.Елисовым (у него очень интересные авторские методики, которые пригодились бы в работе библиотекарям). Но Андрей Владимирович не смог к нам присоединиться из-за большой занятости.
Мне кажется, на конференциях специалисты смежных профессий хоть и бывают, но всегда выглядят как-то оторванно. И мы так же себя ведем: "у нас свои задачи, у вас свои"... А надо объединяться, задумывать совместные проекты тут же, в ходе конференций и вебинаров.
астораживает отсутствие вопросов к нашим докладам. Здесь может быть несколько причин, и какая из них истинная, остается только догадываться (темы неинтересны? реализация таких проектов слишком трудоемка, чтобы за них браться? всё было так чётко и понятно изложено, что вопросов не возникло???).

В любом случае, вопрос о том «быть или не быть» вебинарам в нашей жизни уже не стоит. Однозначно БЫТЬ!
Что касается платформы и способов проведения вебинара – здесь тоже есть много предложений от разных организаций. Бесплатный вариант – организовать вебинар через скайп или через бесплатную платформу, многие так и поступают. Но ведь все дело еще и в качестве и в тех запросах, которые вы предъявляете к содержанию, сценарию и мельтимедиа-наполнению вебинара. Ни скайп, ни бесплатное ПО не обеспечат «полного комплекта»: и презентацию, и видео, и чат, и опросы и еще массу приложений одновременно.. А главное - профессиональное техническое обеспечение позволяет создавать полный цикл мероприятия-вебинара с регистрацией, встраиванием в дистанционные курсы, хранить записи вебинаров, адреса участников и делать цивилизованные рассылки. Как в издательском деле важен главный и выпускающий редактор, так и в вебинаре нужен профессионал - "постановщик", который сможет понять ваши запросы и предложить под них программные возможности вебинара. По итогам вебинара можно делать анализ посещений, активности и ответов участников на вопросы (а можно и не делать, что часто встречается при разовых вебинарах). То есть полностью вести виртуальный учебный класс.


1Соколова Юлия Владимировна — директор Центра электронного обучения по программам ДПО, директор Информационно-библиотечного центра, зав.кафедрой библиотечно-информационной деятельности Академии МУБиНТ, организатор вебинаров, кандидат педагогических наук
231.03.2012 МКУК «ЦГДБ им. А.С.Пушкина» г.Саров провела виртуальное родительское собрание «Школа просвещенного родителя: растим читателя вместе». Посмотреть мероприятие в записи можно на портале МУБиНТ: http://connect.mubint.ru/p21782175/
3 Печа-куча – на презентацию проекта (идеи) отводится 6 минут 40 секунд и не более 20 слайдов. Мы несколько отошли от канона – дали докладчикам по 10-15 минут, количество слайдов каждый определял сам. 

32 комментария:

  1. Веста, прочитала все внимательно. Системно, толково, молодчина! По поводу вопросов. Мне кажется, это "родимые пятна капитализма". Не привыкли у нас вопросы задавать. Привыкли долго вещать, молча слушать,а потом, может быть,после выступления спросить у автора интересующее. И, мне кажется, изживём:-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ЧУМработница, спасибо за комментарий! Мне важно услышать мнение со стороны.
      Может, и так... но к другим вопросы были. Потому-то я и задумалась, в чем тут дело. К тому же народ, участвующий в вебинарах не из стеснительных))), молчать не будут, если что.

      Удалить
  2. Татьяна, прочитала с интересом. Из своего вебинарного опыта (небольшого ему еще года не исполнилось) скажу, что очень много на вебинаре зависит от ведущего. Он приглашает спикеров и задает круг проблемных вопросов. Ему нужно уметь представить докладчика и направлять аудиторию в чате, подталкивать, разъяснять, докладчик не всегда видит чат при выступлении. Тогда и вопросы будут к выступающему. В общем, тоже самое, что и в реале, но сложнее в квадрате.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. То, что сложнее - согласна! Хотя, возможно, это потому, что мы только начали пробовать вебинары. Освоим, всё поймём - и сложности уйдут.
      P.S. Кстати, посмотрела вебинар по ИКТ. Просто отлично всё прошло. Очень интересно, по делу. Молодцы

      Удалить
  3. Татьяна, было ли у Вашей практике проведения вебинаров технические сбои, когда одновременно пропадало видеоизображение спикера, презентация и звук? Как бы Вы посоветовали поступить в этом случае?

    Как Вы считаете, каков должен быть порядок действий организатора при приглашении спикера для участия в вебинаре? Получив согласие от коллеги, обращались ли Вы к его руководству, чтобы поставить в известность о проведении вебинара и получить согласие администрации на участие специалиста в нем?

    Что является для Вас решающим при выборе спикеров вебинара: владение темой, опыт, умение говорить публично и т.д.? Общаетесь ли Вы предварительно с коллегами по телефону или скайпу, договариваясь о выступлении, уточняя детали?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1.У нас технических сбоев не было (тьфу-тьфу). Ноя мы этого очень боялись, конечно. Вообще, с внедрением всех этих новых технологий я уже не раз убедилась, "человеческий фактор" и "технический фактор" имеют место быть в равной степени (в том смысле, что ошибки и сбои машины выдают отнюдь не меньше людей). Ну, а что тут поделаешь.... Когда все участники только в режиме онлайн - это еще ничего. Досадно будет, конечно, но все поймут. А мы отчаянно рисковали, позвали людей еще и в зал. Но мы людям еще перед началом всё объяснили, сказали, что эксперимент, что все может быть и т.п.
      2.Порядок действий... Ну, наверное, сначала нужно смоделировать вебинар теоретически, и подбирать спикеров исходя из своей задумки. Сейчас связываться можно самыми разными способами - телефон, электронка, соцсети.... Я связывалась через соцсети с конкретными людьми, напрямую. Что касается выхода на руководство предполагаемого спикера, то здесь это не всегда, наверное, требуется. Иногда люди сами решают все с директором у себя на местах, иногда - просят написать письмо или дают телефон, чтобы связались мы.
      3. Мне кажется, что все-таки важнее всего знание темы. Хотя опыт и реальных и виртуальных встреч уже неоднократно доказывал, что неуменее говорить на публику минимум наполовину уничтожит возможный успех.Как говориться, "в человеке всё должно быть прекрасно..." )))

      Удалить
    2. С точки зрения руководителя и администратора, как бы Вы сами отнеслись к ситуации, когда Ваш подчиненный дает согласие на участие в веб-конференции в роли спикера. Вы узнаете об этом постфактум, просматривая запись веб-конференции. Хорошо, если выступление Вас радует... А если с точностью до наоборот?

      Удалить
    3. Конечно, я считаю, что руководитель должен быть в курсе. Это и для самих выступающих лучше - к чему лишняя ответственность, если они не до конца уверены в правильности своего шага? Да и руководству неприятно будет узнать, что кто-то прыгнул через его голову.
      Я ответила на Ваш вопрос, ориентируясь сугубо на нашу ситуацию:
      - во-первых, люди, к которым мы обращались с просьбой стать спикерами, это замы директоров и завы отделов, т.е. некоторые вопросы могут решать самостоятельно.Во-вторых, мы обращались к ним с конкретной просьбой выступить по темам и проектам, которые они ведут, которые сами организовали и уже успешно апробировали, т.е.руководство в курсе этой работы, доверяет её руководителю и только "за"её более широкое распространение,рекламу.

      У меня самой так часто бывает, что сообщаю директору об участии в каком-либо вебинаре или об очередной написанной статье чуть ли не задним числом или в будничном разговоре при вопросе " что у тебя на сегодня?". Некоторые моменты уже идут на доверии именно потому, что я их веду, и вводить человека в курс дела слишком долго, да и ни к чему. Это мой участок работы, я за него отвечаю. Но есть и моменты, когда только через директора, к примеру, когда поступает приглашение приехать и выступить где-то.

      Удалить
    4. Да, наверное многое здесь зависит от взаимоотношений директора и подчиненного. И вот еще подумала: а часто ли обращаются с просьбой где-то выступить к людям, еще зарекомендовавшим себя в работе?

      Удалить
    5. Я не совсем поняла Ваш последний вопрос. Подозреваю, что там пропушено какое-то слово или несколько слов.

      Меня интересовал вопрос приглашении спикера с нескольких сторон. Иногда специалисту, на которого вышел организатор вебинара напрямую в соцсетях, бывает сложно оценить свою компетенцию. И не всегда хватает мудрости обратиться за консультацией к более опытным коллегам. Вебинар - профессиональное мероприятие. Согласитесь, спикеры выступают не только в роли профессионала - "дядя Федор, сам по себе мальчик", а ещё и представляют свои библиотеки, их опыт.

      Поэтому, думаю, что во избежание возможных недоразумений с точки зрения этики служебных отношений, надежнее организатору вебинара заручиться согласием первого руководителя или зама.

      Чисто теоретически, примеряю ситуацю "на себя". Скорость Интернета в нашей библиотеке не позволит нам ни смотреть вебинар он-лайн, ни выступать в роли спикера. Но я не пойму ни своих коллег, ни коллег-организаторов вебинара, если приглашение кого-то из моих сотрудников будет проходить за моей спиной. И сама, несмотря на свой 30-летний опыт работы в библиотеке, не решусь принять приглашение, без согласия директора ЦГБ. Мне кажется это не совсем корректным. Как руководитель я отвечаю за качество выступления спикера и за репутацию библиотеки.

      Может быть, я чересчур категорична. Не настаиваю, что права на все 100:-)

      Удалить
    6. Да, я пропустила "не" :-) Я имела ввиду, что с предложениями о выступлениях где-то, или с просьбой провести мастер-класс обращаются в основном к людям, которые уже зарекомендовали себя и в своей библиотеке и в библиотечном сообществе, которые уже ездили и выступали не однажды. И часто приглашенные специалисты - это представители администрации библиотеки.
      Совсем не считаю, что Вы чересчур категоричны.Это правильная позиция. По-моему именно так и должен рассуждать нормальный, болеющий душой за дело и имя библиотеки руководитель.

      Удалить
  4. Очень хочу услышать ответы на вопросы "Медведя", поскольку меня это насущно интересует. Очень согласна с "Котом" о значимости ведущего. Вероятно, поэтому невзлюбила "печу-кучу" (или я что-то не поняла в этой форме) Понятно, что в виртуале трудно удержать внимание, когда много "воды" и мысль "растекается". Как будто в реале это проще? Но в реале, если уж люди пришли в зал, они хоть зевают от скуки, хоть спят, хоть разговаривают " о своем девичьем", но не уходят - неудобно. А на вебинаре - запросто отключаются. У меня иногда впечатление от вебинаров такое, что в новые сосуды налили старое кислое вино: те же самоотчеты, перечисления проведенных мероприятий ... только произнесенные скороговоркой, поскольку время ограничено. Поэтому я за обсуждения каждого вопроса и это - роль ведущего.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Заступлюсь за формат печа-куча - он возник как форма краткого изложения своей мысли, представления проекта. Именно для того, чтобы была возможность в больших по объему мероприятиях оставить время для вопросов. А вебинары (если их не путать с веб-конференциями, где представляются сообщения докладчиков) - должны содержать опросники, небольшие задания - тут уж не отключишься!

      Удалить
    2. Хотим как лучше - получается как всегда

      Удалить
    3. Г.М., но ведь вебинары - это ноу-хау только в техническом смысле, так что естественно, что вы видите и слышите "все то же, что и было" - конференции, семинары и пр., но только в онлайне. Люди-то не изменились, давно на каждом углу говорят, что анализировать умеют очень немногие. Так же, как и с книгой бумажной/электронной в вебинарах/реальных встречах есть недостатки и преимущества(вот глаз живых нет, время сильно ограничено, возможны технические сбои - это недостатки). Просто народ осваивает эти возможности коммуникации и пробует их приспособить как можно лучше, использовать эффективнее. На мой взгляд чат в вебинаре - это очень интересная и полезная для понимания вещь. Очень часто чат делает всё, что надо вместо ведущего.
      Насчет "вина" - оно совершенно точно старое, но далеко не всегда кислое.М.б., Вам просто еще не попадались интересные вебинары? Мне вот этот очень понравился: http://connect.mubint.ru/p94404485
      ЗЫ. Если честно, я ничего не имею против и обсуждений, и более долгих выступлений. Если организована лекция, или мастер-класс, творческая встреча с кем-о, так этого вообще не избежать, здесь краткость ни к чему. Но у нас была совсем другая задумка, я уже это объясняла. А вообще, мне даже странно, что Вы так категорично против печи-кучи, синквейны-то Вы любите? Понимаете, что это талантливо-кратко изложенная мысль? Так почему печу-кучу называете "скороговоркой"?

      Удалить
    4. izbachka

      Самоотчеты и скороговорка, и правда, страшное дело.

      Удалить
  5. Веста
    В вебинаре по ИКТ, как и в каждом мероприятии, были свои плюсы и минусы. Я думаю, надо говорить и о проблемах в организации веб-конференций, чтобы избежать ошибок в будущем.
    Анализировать умеют очень немногие – это так. Рассказывать и анализировать свой опыт сложнее, чем опыт других коллег. Взгляд изнутри – обзор 360 градусов. Определить угол обзора и ту часть твоего опыта, которая будет более всего интересна/полезна слушателям, непросто.
    Организатор веб=конференции может облегчить спикеру задачу, обозначив проблему и круг вопросов, ответы на которые хотел бы услышать в выступлении в первую очередь.
    Для ответов на вопросы в чате нужна хорошая реакция. Не у всех и не всегда получается.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, роль и действия организатора-ведущего надо как следует прорабатывать (это я себе зарубку на будущее делаю)).
      Возвращаясь к нашему вебинару. Если быть до конца честными,должна признаться, что роль ведущего мы ограничили сознательно в этот раз, по этическим соображениям. Мы пригласили библиотеки федерального и областного уровня, кто знает, как могли бы отреагировать люди ( у нас уже были не совсем приятные претенденты, когда нам намекали, что надо знать свое место). Но все отреагировали хорошо, охотно согласились выступить. Только вот от РГДБ мы ждали другого выступления - я обращалась к Наде Потмальниковой с просьбой провести небольшой мастер-класс, показать людям свои методики, которые применяются при работе в студиях. Я подумала, что от головной детской библиотеки страны хорошо бы увидеть что-то обучающее, методическое. И в чате эти же ожидания прозвучали. Но Надя не смогла (или не решилась, она написала, что есть в библиотеке более достойные люди, и она посоветуется с ними). Так и получилось, что у нас в результате был рассказ о неделе сказок бр.Гримм.
      Еще одна проблема организаторов-ведущих - это получить хотя бы тезисы выступлений спикеров, я не говорю уже о полных текстах. Хорошо если спикеры откликнуться на просьбу, но могут и проигнорировать. Можно, конечно, и устно обрисовать свою просьбу,но не факт, что спикер выступит именно в том ключе, который вы от него ждете, так что предварительное знакомство с текстом выступления очень помогло бы. Мы получили тезисы - от одного спикера, (плюс свои выступления, конечно, знали), еще один спикер оправдал наши ожидания, и выступление третьего спикера кардинально отличалось от того, что мы хотели и ждали (и по теме, и по форме подачи). То, что мы не будем ничего комментировать - это тоже мы решили для себя заранее, побоявшись показаться некорректными. М.б., это и неправильно, но на первый раз наше решение было таким.

      Удалить
    2. Интересно!!! Следуя вашей логике получается, что комментировать - это значит: критиковать, ругать, оскорблять да и просто не соглашаться - что там еще из набора некорректности??? Но, ведь комментируя можно и похвалить, и уточнить, и вычленить из доклада наиболее интересные и значимые на взгляд ведущего моменты, может быть сформулировать по этим моментам вопрос для аудитории для обсуждения онлайн и офлайн, обратить внимание слушателей на связь или созвучие в разных выступлениях,или подчеркнуть, что это только одна или несколько граней обсуждаемой проблемы, дать необходимую ссылку дополняющую выступление... Разве все это некорректно??? Все эти комментарии ведущий может наметить для себя имея заранее текст выступлений. Но - высший пилотаж ведущего, когда такие комментарии он может делать, что называется "с листа" прямо после выступления. И тогда нет нужды получать заранее тексты, иначе это смахивает на цензурирование. Модест Корф в воспоминаниях о Лицее писал, что они в большей степени учились в процессе общения, обсуждений, когда "происходит ТРЕНИЕ УМОВ" Вот такого ТРЕНИЯ УМОВ на наших семинарах/вебинарах, конференция и не происходит. И потому что не умеем анализировать и потому что слишком сильна в нас самоцензура.

      Удалить
    3. Самоцензура, конечно, обусловлена цензурой начальства. Это к вопросу о том, нужно ли ставить в известность о выступлении на вебинаре начальство. Не буду утверждать, что не надо. Когда в выступлении речь идет о работе и материалах библиотеки - надо. Когда выступление сосредоточено на более широких проблемных вопросах, где требуется ЛИЧНОЕ мнение выступающего - разрешение на это начальства мне кажется необязательно. Хотя посоветоваться, конечно, можно. И еще о ТРЕНИИ УМОВ. Если ведущий не мотивирует или даже не спровоцирует такое ТРЕНИЕ, конечно, обсуждения не получится. Кто-то - один или двое - продемонстрирует свое умение анализировать, сделает хороший доклад, проявит себя, но резонанс и эффект от даже такого умного выступления будет гораздо меньший, если бы произошло "заражение" темой мыслью в ходе обсуждения и трения умов.

      Удалить
  6. Тань, про ваш вебинар ты уже все очень хорошо изложила. Вы - молодцы. Больше ничего объяснять не надо. Но мы перешли по моему к более широкому обсуждению этого вопроса, чтбы учиться, улучшать и углублять. технически мы все усвоим очень быстро.Это не проблема. Хотя мне, например, трудновато следить одновременно за чатом и слушать, что гооворят спикеры. Про печакучу - пусть это будет мой личный скелет и таракан. Отличие п/к от синквейна, мне кажется в том, что в пяти строчках синквейна - свернут СМЫСЛ. Если его развернуть... получится огромная "куча" информации. В 20 кадрах п/к чаще всего ТОЛЬКО информация, которую сколько не разворачивай, останется все той же. Впрочем, согласна, возможно мне не попадались. Но я не против самой по себе п/к, я ЗА то, чтобы в ней (в содержании) был СМЫСЛ. По твоей ссылке еще не ходила. Схожу - напишу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, думаю, мы в результате об одном и том же говорим: надо УМЕТЬ рассказывать о своей работе, презентовать её и анализировать. Надо учиться делать это грамотно. А как это будет изложено по временным рамкам не суть важно.

      В вебинаре по ИКТ мне очень понравилось выступление Ю.В.Соколовой. По-моему, очень толково и интересно, тем более, что это взгляд с другой стороны баррикад - от технического организатора.

      Удалить
  7. Да, только что посмотрела. Понравилось. Очень расширило и систематизировало мои представления о вебинаре выступление Соколовой. Отослала ссылку на наш сайт. Но все мои ворчалки остались в силе, особенно после выступления Фомина. Все что он рассказал, можно самим увидеть на их сайте. А вот: зачем они это делали, как делали, что получилось и не получилось???? Выступление Новых в этом смысле более эффективное. Она все-таки немножко систематизировала и обобщала. Хотя по сути - все это мы уже тоже делаем. И мне понравилась мысль Иры Огневой, что может быть, оставить виртуального читателя виртуальным и не гнаться так уж обязательно за тем, чтобы он пришел в б-ку реально? Одно другому не мешает, но и там и там все будет решать наш профессионализм.

    ОтветитьУдалить
  8. Профессионалами не рождаются:-)
    Если честного резонанса не услышишь, рискуешь остановиться в своём проф. развитии, пребывая в счастливом неведении и благодушии.

    На заседании Конференции РБА в Вологде в 2009 году И.Г.Матвеева - зав.секцией по истории библиотек РБА- преподала мне Урок. Я рассказывала о работе библиотеке-музея. Слушали заинтересованно. А после аплодисментов Ирина Германовна прокомментировала моё выступление: проблем не увидела, а пора отчетов, вроде как миновала:-) Дальше-больше, блеснула чувством юмора: " Я бы начала Ваше выступление тем, чем Вы его закончили: что самый частый вопрос, с которым обращаются придя к вам школьники: "Кто такой Николай Блинов?".

    Честно говоря, я даже и мяукнуть не успела, как Татьяна Евгеньевна Коробкина - директор московской Библиотеки-читальни имени И.С.Тургенева и заведующая отделом мемориальной работы Тургеневки Елена Вячеславлвна Николаева встали на мою защиту. Но урок И.Г.Матвеевой запомнился самым чудесным образом. Вспомнинаю о нём с улыбкой и с благодарностью.

    Поэтому, если мы будем говорить только о том, что на вебинаре по ИКТ: "Просто отлично всё прошло. Очень интересно, по делу. Молодцы",вряд ли это пойдет на пользу делу.

    ОтветитьУдалить
  9. Да, да!!! Именно это я и имела в виду: профессионалами становятся, когда шлифуют свое мастерство об острый наждак. Мне в свое время похожий урок преподала Наталья Владимировна Бубекина. Да и Татьяна Евгеньевна Коробкина тоже, хотя и заочно. Я с ней поспорила на страницах БД, но на самом деле многое из ее статьи для себя "усекла" Вот почему я всегда за всяческие свободные обсуждения. Что касается вебинаров вообще и того, что я посмотрела в Вологодской научке. Вот смотрите! Выступление Фомина могло бы "прокатить" если бы он выступал, скажем, перед какими-то пенсионерами, которые знают что вроде бы есть какой-то интернет, но что и как там происходит - не совсем понимают. Вот для них такое обзорное знакомство с сайтом и блогом - самый раз. А на данном вебинаре собрались продвинутые люди, которые сами сосздают и работают с сайтами и блогами. С ними нужно обсуждать: чем отличается один продукт (сайт, блог и тд) от другого, за счет чего и как это сделано какие трудности неожиданности возникли, как их устранили и тд... Тоесть я хочу сказать, что элементарно любой выступающий, где бы он не выступал, должен учитывать что за аудитория его будет слушать... Но!!! Как я понимаю в интернете и в частности на наших вебинарах, видимо, собираются участники самые разные??? как это учесть?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Г.М., мне кажется, это должен быть взаимный процесс. Т.е. должна иметься в наличии чёткая программа вебинара с расшифровкой, может быть, общими тезисами выступлений. А аудитория должна иметь возможность задать какие-то вопросы потенциальным устроителям. Очень удобно для этого, к примеру, создавать события на Фейсбуке. Я вот просто с удовольствием наблюдаю, как те, кто освоили эту несложную технологию, рассылают приглашения, потом собирают полученные материалы на тех же страницах событий.
      Ну, или какие-то ещё аналогичные варианты.

      Офф. Набросала черновичок по поводу сайта. Ещё подумаю над ним до завтра, и вам перешлю :-).

      Удалить
  10. Тань, а ты дополни свою статью в БД анализом вот этого, состоявшегося на твоем блоге обсуждения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Михайловна, я отправила С.Г. и ссылку на комментарии, и свой вариант их вплетения в уже готовую статью. Пусть она сама посмотрит и решит, как лучше их дать )

      Удалить
  11. izbachka: Я всё никак не могла дойти до обсуждения, тему прочла, но только сейчас осознала, что хотелось главным образом сказать. Но после вас уже нечего добавить :).
    Меня - то ли, как бывшего педагога, то ли, как неисправимого романтика, в меньшей степени сейчас волнуют форматы и умелость или неумелость спикеров, - это наживное, опытом и немного теорией.
    А вот когда под соусом ноу-хау сознательно преподносится продукт не совсем качественный - вот это плохо. Это я к последнему выступлению вологодского вебинара. И вся надежда у меня тут только на то, что кроме нас (тех, кто тут обсуждает) этого почти никто не заметил. Если начальству той библиотеки ИКТ нравится в рамках должности виртуального библиотекаря на там уровне, на котором его исполняет Д. Фомин, начальство, скорее всего, так и будет пребывать в состоянии собственных дел, не отвлекаясь на "мелочи". А мне почему-то кажется, с большой вероятностью, что с начальством там именно такая ситуация - не могут / не хотят вникнуть в то, что виртуальный библиотекарь - зверь неведомый, его надо растить и холить, и исследовать.
    А по содержанию, мне кажется, это был просто плохой дубляж выступления Ю. Максименко в вебинаре на НеКнфе.

    Резюме, к чему я всё это: нужна широка просветительская и даже просто теоретическая работа с населением и библиотекарями - о том, что такое вебинар и с чем его едят.
    Простите, если вдруг повторилась, но об этом тут, вроде, не говорили...

    Тане: вы молодцы, наша библиотека с восхищением смотрела ваш вебинар. В любом случае, для нас было очень много нового.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маш, спасибо за отзыв:-) Приятно слышать такое мнение от вашей известной и уважаемой библиотеки.

      Удалить
  12. ПОДПИСОВЫВАЮСЬ под каждым словом BiblioRomantic! Умелость спикеров - дело наживное.Это правда! Хотя ... я вот тридцать лет учусь сама и учу других этому делу (и даже рада, что есть 3-4 человека, называющих меня Гуру) ... Но в массе своей библиотекари очень медленно движутся к пониманию того, как надо анализировать и говорить...выступать... позиционировать себя... Согласна, что надо просвещать население... Но, ведь ... выступит перед населением такое "чудо" как Фомин и население побежит от библиотеки еще дальше... Поскольку под лежачий камень вода не течет... мы молодцы, что всем этим занимаемся. Особенно молодцы молодежь: Татьяна, Ира, ты, большинство блогеров...

    ОтветитьУдалить
  13. Анонимный10 июня 2013 г., 15:24

    На сайте www.webinarmarket.ru очень много материала по проведению вебинаров. Я сама учитель. Посетила ряд бесплатных вебинаров Школы Ведущих вебинары и начала проводить свои. Очень помогло. Знаю, что сейчас там выдают даже государственные удостоверения и сертификаты. Но это если кому нужны. Есть курсы для начинающих почти бесплатные. Раньше вообще курс был совершенно бесплатный. Сейчас какая-то символическая плата.http://webinarmarket.ru/schkola/programm/

    ОтветитьУдалить