14 июн. 2012 г.

Работа с семьей. Издательская деятельность библиотеки


Июнь - время анализа работы и написания статей )
Т.Плохотник, заместитель директора
МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина»,
г.Саров Нижегородской обл.

Продвижение методик читательского развития в родительскую среду.
Издательская деятельность — это одна из сторон библиотечной жизни, пусть и не ключевая. Дайджесты, монографии, информационные вестники и путеводители по фондам широко представлены научными, национальными и другими крупными библиотеками страны. Кто их адресаты? Представители различных наук? Ученые? Любители-букинисты? Все они конечно,тоже являются читателями.
Ну, а как насчет маленьких муниципальных библиотек, не обладающих редкими фондами, не имеющих в числе своих читателей профессоров и студентов? Их пользователи — обычные люди, к тому же часто из числа социальнонезащищенных. В какого рода издательской деятельности могли бы участвовать они?
Я не имею ввиду
методические пособия и сборники сценариев, адресованные коллегам. Что мы можем предложить читателям кроме перечней библиотечных книг, сборников работ участников библиотечных конкурсов?
Думается, мы могли бы оказать реальную помощь, раскрыв некоторые секреты своей профессии.
Расскажу об одном проекте, который был реализован в нашей детской библиотеке (МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина», г. Саров).
Как родилась идея
Всё началось с проблем, которые, как казалось изначально, не имеют точек соприкосновения.
Во-первых, краеведческая литература. Нельзя пожаловаться на её недостаток, НО! Слишком мало таких книг адаптированы для детей (я имею ввиду шрифт, иллюстрации, доступный текст). Писатели-краеведы всё-таки большей частью расчитывают на взрослую аудиторию. Что же касается художественных произведений земляков, адресованных детям, то их еще меньше. А если они есть, то, как правило, писатель не имеет средств для издания ярко иллюстрированной детской книжки, это дорогое удовольствие. Традиционные встречи ребят с авторами в данном случае мало спасают: дети хотят видеть книгу, если им говорят, что перед ними – Писатель.
Еще одна проблема — помощь семье. «Подскажите, как увлечь ребёнка чтением?» - с этой просьбой к нам часто обращаются родители. Но методические пособия по воспитанию вдумчивого читателя большей частью адресованы профессионалам, а мамам и папам они вряд ли будут понятны. Конечно, детский библиотекарь по профилю своей деятельности просто обязан знать психологию детского чтения, уметь применять на практике приемы читательского развития и грамотно объяснять родителям, как сделать встречу Книги и Ребёнка радостной. Только вот вопрос: много ли расскажешь за время индивидуальной консультации, когда у кафедры обслуживания стоит очередь? И как объяснишь, если нет под рукой пособия? На пальцах?
У нас появилась идея создать литературно-методическое пособие для семейного чтения на основе произведений писателя-земляка, которое хотя бы частично решит эти проблемы. Социальное партнерство библиотек с писателями, конечно, норма. Но реализация нашей задумки предполагала открытие совершенно новой грани сотрудничества — сотворчество, соавторство.
Как реализовывался проект
Работа началась с опроса педагогов, воспитателей и родителей – нужна ли им такая книга? Все они оставили свои подписи в поддержку проекта.
Затем последовал этап обсуждения идеи с автором – саровской поэтессой, бардом, членом Союза писателей России Ириной Егоровой. Мы вместе отбирали произведения – стихи, рассказы, сказки — что-то писали в ходе работы над проектом, что-то корректировали.
По нашей задумке, методические рекомендации были не менее важны, чем тексты. Отобрать простые и в то же время эффективные приемы развивающего чтения, апробировать занятия, применив эти приемы к работе с текстами нашего автора, проанализировать всю работу и рассказать о методиках понятным родителям языком — на всё это потребовалось время. Результатом стал методический аппарат книги, который мы назвали «Шпаргалка для родителей».
Как устраивать громкие и комментированные чтения, чем интересен синквейн, как вырастить «Дерево ассоциаций» - со всем этим заинтересованные взрослые могут познакомиться в отдельной статье и затем самостоятельно применить к другим произведениям. Или же просто начать читать с ребенком нашу книгу – те же методики, но в игровой форме разъясняет по ходу чтения сквозной персонаж – лисёнок Фенёк. Для детей это звучит как игра. Наш Фенёк — младший брат лисенка из книги Экзюпери «Маленький принц». Именно этому герою книга обязана своим названием - «Живность цвета огня».
Конечно, затеяв такое серьезное дело, как издание книги, мы очень волновались: какой резонанс она вызовет? Всё ли мы предусмотрели? Всё ли учли? За экспертной оценкой мы обратились к коллегам и друзьям. Консультантами по проекту стали:
- Кандидат педагогических наук, член российского общества психологов детского чтения, доцент кафедры института культуры Спб И.И.Тихомирова;
- специальный корреспондент ж. «Библиотечное дело» Г.М.Пальгуева (Нижний Новгород);
  • кандидат филологических наук, учитель-методист О.Ланская (Липецк).
Приведу здесь один отзыв:
«Почему эта книга так берет за душу? Потому что она о любви. О любви к природе, о любви ко всему, что окружает ребенка. Тайна её влияния в её синергетике. Здесь талант писателя соединен с талантом педагога и с мастерством читателя. И потому она действует на всю охватность души человека: разум, чувства, воображение, мечты. Она побуждает думать и переживать не только ребёнка, но и специалиста-библиотекаря.
И.И. Тихомирова»
Издание книги дело затратное. Безусловно, вся проведенная нами работа работа осталась бы не завершенной, если бы не спонсоры - Союз промышленников и предпринимателей Сарова, выделивший средства на издание 150 первых экземпляров (кстати, далеко не последнюю роль здесь сыграли собранные подписи горожан в поддержку нашей идеи). Тираж небольшой, но свою библиотеку и своих читателей мы смогли им обеспечить. «Политика малых дел» иногда действует эффективнее и целенаправленнее, чем громкие акции. Второе издание и еще + 500 экземпляров стало возможным благодаря выигранному гранту в 100 тысяч рублей (конкурс социальных проектов ГК РОСАТОМ, 2011 год).
Неожиданной и приятной стала для нас награда IV Международного конкурса детско-юношеской литературы им. А.Толстого: книга «Живность цвета огня» получила 2-й диплом в номинации «Православная книга».
Итак, издательский проект завершился успешно, его можно считать нашей удачей. Тем не менее, по сути он был всего лишь предисловием, подготовкой к самому главному: работе с Читателем, работе на Читателя.
Методическое пособие для семейного чтения «Живность цвета огня» легло в основу нового проекта - «Школы просвещенного родителя» на базе центральной детской библиотеки. Занятия в школе предполагают активные формы общения с родителями на тему чтения и раннего развития детей: не только и не столько лекции, сколько мастер-классы, творческие мастерские, живой диалог и постоянный мониторинг мнений.
Возможность сменить обстановку, почувствовать себя на месте маленького читателя, окунуться в особую эстетическую среду, где к чтению и книге располагает буквально всё оказалась очень привлекательной для потенциальных участников таких встреч.
Для воспитателей и педагогов города были проведены презентационные мероприятия, знакомящие с новой книгой и библиотечными методиками. Так что теперь они наши партнеры в продвижении проекта (кто-то проводит встречи для родителей самостоятельно, а кто-то обращается к нам). Представители учреждений культуры стали приглашенными педагогами нашей «Школы» — им тоже есть, что рассказать о своих методах раннего развития детей.
А подростки (ребята из инициативной молодежной группы «НОКАУТ»), пройдя определенную подготовку, периодически заменяют нас на занятиях с книгой для малышей, периодически внося свои креативные коррективы (чего стоят хотя бы импровизированные рэп-комментарии к развивающим методикам и стихийный конкурс на лучший эколого-краеведческий рэп). Надо признать, это был очень удачный ход: старшеклассники всегда были для младших ребят примером для подражания, так пусть они будут авторитетами и в вопросах чтения.
Отдельно хочется сказать об организации онлайн-заседания «Школы просвещенного родителя». Оно было задумано в целью донести нашу информацию как можно большему числу родителей, но, кроме того, мы решили попробовать формат вебинара в работе не только с коллегами, но и с читателями. Хотелось понять, насколько это трудоёмко, и будет ли вообще востребована такая форма работы.
Заручившись поддержкой администраций департамента дошкольного образования и детских садов, мы провели среди родителей анкетирование и получили следующие результаты:
  • Участвовало 100 респондентов;
  • На вопрос об актуальности виртуального собрания по вопросам детского чтения - 70% положительных ответов;
  • «Нужна ли библиотечная электронная информ-рассылка?» - 60% положительных ответов и 30 электронных адресов ,
  • Выяснили оптимальное время проведения виртуальной встречи. Большинство респондентов высказалось за субботнее утро, с 11 до 13 ч.
Мы пригласили поучаствовать в нашем собрании социальных партнеров — учреждения культуры города и православно-краеведческий центр.
Далее следовали мероприятия рекламного этапа. Информация распространялась в соцсетях, на улицах города. В детских садах к информированию родителей подключились воспитатели дошкольных учреждений, так что за день до начала собрания мы уже имели предварительное количество участников - около 60 человек. Эта цифра практически полностью совпадает с реальной. А теперь некоторые итоги.
Виртуальное собрание состоялось 31 марта, в 11 часов. Оно длилось чуть более часа.
Ключевой темой звучало привлечение детей к чтению, два библиотечных выступления прошли с элементами мастер-класса. Применение методик было показано на примерах из нашей книги «Живность цвета огня». Мы подробнее остановились на громком и комментированном чтении и на методике синквейна.
Было четыре спикера от социальных партнеров (две школы искусств, музыкальная школа, православный краеведческий центр), их выступления прошли в формате рекламы .
Нас несколько расстроил тот факт, что не все желающие смогли подключиться (это около тридцати человек, которые звонили нам и писали вплоть до начала собрания). Насколько мы поняли, не хватило технической грамотности или же просто были проблемы с интернетом.
Конечно, любую форму работы нужно апробировать несколько раз, отшлифовать её. Мы собираем мнение коллег и родителей о нашем мероприятии (запись виртуального собрания есть в открытом доступе в наших блогах «Живность цвета огня» и «Библио-S-путник», а также на сайте МУБиНТа.

По полученным отзывам можно сказать следующее:
-        есть неоднозначные мнения по манере подачи материала (лекция,мастер-класс,рекламный ролик учреждения);
-        поступили предложения ещё больше «оживить» и разнообразить виртуальные встречи не только слайдами, но и видеороликами;
-        хотелось бы большей активности в чате;
-        цифровые показатели виртуальной встречи: 59 подключений, 70% - саровчане, из них 20 % - папы.
Несколько слов об отзывах родителей. В чате они  тоже есть, но в основном это краткие слова благодарности. Думаю, родительская аудитория пока еще не вошла во вкус такого общения, некоторые откровенно стесняются оставлять комментарии даже в виртуале (что уж говорить о реальных собраниях, где разговорить взрослых бывает практически невозможно). А в реале во время проведения онлайн-встречи вместе с нами в зале была и группа родителей, которых мы попросили оценить информацию и форму работы со стороны. Их мнение:
-        формат вебинара — это что-то новое, далеко не всем еще известное, а потому однозначно вызывает  любопытство большинства, не говоря уже о том, что многим при современном ритме жизни онлайн-встречи просто удобны;
-        представленная информация была настолько нова и неожиданна, что практически перевернула все представления родителей о том, как надо растить Читателя.  Из разговора после собрания, папа шестиклассницы: «Многое взял для себя на заметку, даже страшно, сколько ошибок мы сделали, насильно усаживая дочку за книгу. И про углубление в текст, про его понимание... Мы-то всегда контролировали по количеству прочитанных страниц! В голову не приходило поговорить о книге, обсудить её..»
 
В общем, всегда есть пути к совершенству и развитию, было бы только желание по ним идти.

Комментариев нет:

Отправить комментарий