7 июл. 2012 г.

Воспитателям ДОУ. Развивающие методики


В одном из постов  мы уже говорили о таком приеме, как синквейн.  Сегодня предлагаем вашему вниманию идею проекта работы с синквейном в ДОУ.

По материалам статьи «Синквейны в детском саду // Ребенок в детском саду. – 2012. - № 2. – С. 25-27.

Автор проекта – О.В.Савчук , учитель-логопед БГОУ ЦРР детский сад № 2333 и дошкольного отделения БГОУ СОШ № 1902 (Москва)

Синквейн (от фр. «Пять») – это белый стих, состоящий из пяти строк и написанный по определенному алгоритму.
1-я строчка – одно имя существительное, обозначающее тему
2-я строчка – два имени прилагательных(причастия), описывающих тему
3-я строчка – три глаголаописывающих действия в рамках темы
4-я строчка – фраза из 4-х и более слов, выражающая отношение к теме
5-я строчка – одно слово, являющееся синонимом темы или ассоциацией.
Составление синквейнов – хороший развивающий  и закрепляющий тему прием, который вполне можно применять в детском саду  в ходе чтения книг или других обучающих занятий.
Проект «Синквейны в детском саду. Расскажи синквейн».
Цели и задачи:
-Научить детей составлять синквейны и рассказывать их,
-активизировать словарь,
-развивать ассоциативное мышление и образную память,
-побуждать детей давать интервью, не стесняясь записи на видеокамеру,
-учить внимательно рассматривать предметы,
- совершенствовать графомоторные навыки,
-мотивировать детей делать поделки  к синквейнам.
Реализация проекта
Знакомство с понятием «Синквейн». Рисунок предмета. Обучение составлению синквейна.
Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут создавать синквейны – стихи, состоящие из пяти строк. Тема для написания такого стихотворения может быть любая, например…... (море).
Каждому ребенку дается лист бумаги А4 (внизу на листе в столбик написаны цифры 1-5)., предлагает начертить в центре листа цветным карандашом рамку и нарисовать в ней предмет по теме. Затем задаются вопросы, относящиеся к изображению, и записываются цветным карандашом справа от цифр ответы детей.
- Назови рисунок.
- Море
- Море какое?
-……
- Что делает море?
-…..
- Что еще можно сказать о море?
-,,,,
- О чем ты думаешь, глядя на рисунок?
Когда дошкольники научатся составлять синквейны, воспитатель зачитывает сразу несколько получившихся стихотворений всем детям и показывает картинки. Дети слушают и выражают свои эмоции (аплодисменты??)
Пример синквейнов, составленных детьми:
Тема «Фрукты»
1.   Яблоко
2.   Сочное, сладкое
3.   Созревает, падает, прячется.
4.   Я нашла яблоко под яблоней.
5.   Мячик.

1.   Яблочко
2.   Круглое, ароматное
3.   Висит, созревает, падает
4.   В мое яблочко забрался червяк
5.   Дача

Тема «Деревья»
1.   Дуб
2.   Большой, толстый
3.   Шелестит, желтеет, скидывает.
4.   Мой дуб скидывает желуди
5.   Дерево
1.   Ель
2.   Зеленая, пушистая
3.   Растет, украшает, радует
4.   Ель приходит к нам на праздник
5.   Колючка

Тема «Транспорт»
1.   Машина
2.   Легковая, скоростная
3.   Разгоняется, едет, тормозит
4.   Моя машина участвует в гонках
5.   Колокольчик

Записывать синквейн может как воспитатель, так и сам ребенок, если уже умеет писать.
Чтение синквейнов наизусть. Интервью. Запись на видеокамеру
Для создания фильма «Расскажи синквейн» детям необходимо выучить наизусть свои стихотворения (по выбору) и дать воспитателю интервью, которое будет записано на видеокамеру.
Ребенок тут же просматривает отснятый материал, обсуждает со взрослым, и, если ему не нравится, делает новый дубль. Поэтому страх и неловкость перед камерой быстро преодолеваются.
Изготовление поделок
Важный этап проекта – изготовление поделок для участия в выставке-конкурсе. Под руководством воспитателя дети могут делать поделки в самых разных жанрах (аппликация, оригами, лепка…). К каждой поделке составляется синквейн. Часть поделок может стать домашним заданием и быть дополнена фотографиями совместной семейной работы «Как я это делала».
Оформление папок с синквейнами. Выставка-конкурс фотографий, рисунков и поделок с синквейнами в группе.

Монтаж фильма «Я пишу синквейн»

Проведение детско-родительского досуга. Награждение победителей конкурса.

Анализ проведенной работы, составление отчета и аналитических статей, освещение реализации проекта в СМИ и интернете.

Просветительская работа на семинарах-практикумах для родителей и педагогов

Комментариев нет:

Отправить комментарий