28 авг. 2013 г.

Конституция. Детям о Праве

Как рассказать детям 10-11 лет о Конституции и Правах человека? 
Необходимо адаптировать материал, ввести игровые формы. 

Фонд детской библиотеки им. А.С. Пушкина пополнился адаптированной литературой, которая поможет педагогам в решении этой нелегкой задачи - книги серии "Детям о праве" Павла Астахова, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.   Книги можно взять на абонементах отделов обслуживания (контактные телефоны 9-17-38, 9-17-40)   Предлагаем вниманию педагогов и библиотекарей  методическую разработку по данной серии книг. Разработка подготовлена Красноярской краевой детской библиотекой, отделом методического обеспечения и инновационной деятельности. 
Источник, скачать разработку на свой компьютер - ЗДЕСЬ
Дополнительные полезные интернет-ресурсы по теме: 
 Детский правовой сайт
Права и дети в Интернете
Правозащита XXI век: защита прав детей
Сказки о правах для малышей и их родителей
Сборник правил по безопасному поведению школьников
Уполномоченный по правам ребенка по Нижегородской области

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С РАЗРАБОТКОЙ - см. под катом
Биография автора серии П.Астахова:
Павел Алексеевич Астахов родился 8 сентября1966 года в Москве. После окончания школы работалв телецентре «Останкино». С 1984 по 1986 год прошелсрочную службу в пограничных войсках. Окончилфакультет правоведения Высшей школы КГБ СССР в1991 году, Школу права Питсбургского УниверситетаСША в 2002 году.Кандидат юридических наук с 2002 года. В 2006году защитил докторскую диссертацию по теме«Юридические конфликты и современные формы ихразрешения».С 1991 года занимается юридической практикой.С 1994 года - член Московской городской коллегииадвокатов. В этом же году создал свою адвокатскуюгруппу, которая в 2003 году была преобразована в«Коллегию адвокатов Павла Астахова» под его пред-седательством.С конца 1990-х годов регулярно выступал в прессес юридическими консультациями. С середины 2000-хгодов он стал также известен в качестве ведущегопрограмм на телевидении, является автором судебно-го шоу «По делам несовершеннолетних».С декабря 2009 года Павел Астахов назначенУполномоченным при президенте Российской Феде-рации по правам ребенка. Главным социальнымпредназначением института уполномоченного поправам ребенка является улучшение положения де-тей в Российской Федерации, обеспечение соблюде-ния прав и свобод ребенка и восстановление нару-шенных прав детей, в том числе путем осуществлениянезависимого контроля за деятельностью органоввласти.4Уполномоченный принимает активное участие вформировании государственной политики в интере-сах детей, укреплении правового статуса ребенка вРоссийской Федерации. Ряд законодательных ини-циатив, разработанных при участии Аппарата Упол-номоченного, был принят Государственной Думой иподписан Президентом. В частности, федеральныйзакон «О защите детей от информации, причиняю-щей вред их здоровью и развитию» (Принят Государ-ственной Думой 21 декабря 2010 года, в ред. Феде-рального закона от 28.07.2012 N 139-ФЗ).Одно из основных направлений деятельностиУполномоченного – инспекционные проверки, про-водимые в субъектах Российской Федерации. Провер-ками охвачены учреждения, в которых содержатсядети, оставшиеся вне семьи. В феврале 2010 г. П. Ас-тахов в ходе трехдневной поездки в Красноярскийкрай посетил Социальный приют для детей «Надеж-да», Канскую воспитательную колонию для несовер-шеннолетних, Дом ребенка г. Канска, Красноярскийдетский дом «Самоцветы», Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних«Забота», Центр временной изоляции несовершен-нолетних правонарушителей, Красноярский соци-ально-реабилитационный центр для несовершенно-летних, а также провел ряд рабочих встреч с предста-вителями правоохранительных и надзорных органов,членами правительства и депутатами Законодатель-ного Собрания края. В феврале 2012 г. в г. Краснояр-ске он принял участие в семинаре для специалистовпо работе с семьей и детьми «Каждому ребенку – се-мья и дом».5В деятельности Уполномоченного пристальноевнимание уделяется вопросам реализации в россий-ском законодательстве общепризнанных принципови норм международного права (прежде всего, Кон-венции ООН о правах ребенка) и международныхобязательств Российской Федерации по вопросам за-щиты прав ребенка. Активная деятельность ведётсяпо вопросам защиты нарушенных прав детей – рос-сийских граждан, переданных на иностранное усы-новление. Кроме того, международная деятельностьУполномоченного включает вопросы разрешения си-туаций, имевших большой общественный резонанс,связанных с судьбами и защитой прав отдельных рос-сийских детей за границей. Павел Астахов являетсяавтором нескольких серий книг: «Час суда», «ВашАдвокат П. Астахов».Серия книг «Детям о праве» начала издаваться в2008 г. и, сразу же после своего выхода, получила вы-сокую оценку правительства за свою социальную иправовую значимость. В серию входит семь книг: «Яи государство», «Я и дорога», «Я и магазин», «Я и се-мья», «Я и улица», «Я и школа», «Я отдыхаю». Онипредназначены для детей 11-12 лет. Задача серии -правовое просвещение детей, правовое образование исоздание условий для соблюдения законности и ува-жения прав и свобод граждан в России.

Предлагаем по книгам серии провести игру-путешествие по стране Законии «Детям о пра-ве» для детей 11-12 лет. Игра предполагает предвари-тельную подготовку. Ребята должны познакомиться скнигами П. А. Астахова. Заранее ребята делятся на 2команды по 5-6 человек. Каждой команде предлага-6ется подготовить домашнее задание: разыграть сцен-ку «Я в магазине», используя ситуации из книги П.А.Астахова «Я и магазин». (Астахов, П.А. Я и магазин/П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80 с.: ил. – (Детямо праве).Для проведения игры нужно приготовить:1. 10 карточек для каждой команды с изображениемдорожных знаков (см. Астахов, А.П. Я и дорога/П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2010. - 2 стр. обл.). Дляпутешествия по 3-й Дорожной губернии.2. Кроссворд для каждой команды. Для путешествияпо 7-й Государственной губернии.В зале, где будет проходить мероприятие, предла-гаем оформить выставку «В мире права и закона».Ход игры-путешествия1-я губерния «Семейная». Каждая команда получает карточки, на которых написаны части по-словиц и поговорок о семье, доме, родителях. Необ-ходимо сложить пословицу, совместив карточки меж-ду собой.

1-й команде:В гостях хорошо, а дома лучше.В дружной семье и в холод тепло.В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.В своем доме и стены помогают.В семье разлад, так и дому не рад.В хорошей семье хорошие дети растут.Везде хорошо, но дома лучше.Вся семья вместе, так и душа на месте.В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.Куда мать, туда и дитя.7

2-й команде:Любовь да совет — там горя нет.На что и клад, когда в семье лад.Отца с матерью почитать — горя не знать.При солнышке тепло, при матери добро.Родителей чти — не собьешься с истинного пути.Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.Семьей дорожить — счастливым быть.Семья в куче, не страшна и туча.Семья сильна, когда над ней крыша одна.Дерево держится корнями, а человек семьей.(Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл).

2-я губерния Дворов и улиц. Предлагается си-туация для обеих команд: «Вы нашли карманныйкомпьютер. Как нужно поступить в данном случае?».Каждой команде необходимо написать свои действияна листке бумаги. Ответы отдаются жюри.

Ответ:1. Задать вопрос окружающим «Извините пожалуй-ста, никто из вас ничего не терял?» Если кто-то от-реагирует, то должен подробно описать потеряннуювещь.2. Если вы знаете того человека, который его потерял,вы должны незамедлительно сообщить ему об этоми вернуть компьютер;3. Если компьютер был найден в помещении или натранспорте, его нужно передать на хранение вла-дельцу помещения или транспортного средства;4. Если владельца компьютера вы не знаете или егоместо пребывания вам неизвестно, о своей находкевы должны сообщить в милицию или в админист-рацию города или района.8(Каждый ответ оценивается в 1 балл).

3-я губерния Дорожная. На столе разложены20 карточек, на обратной стороне которых изображе-ны дорожные знаки. Каждая команда вытягиваетнаугад 10 карточек. Через 5 минут команды должныправильно назвать знаки. (За каждый правильныйответ команде засчитывается 1 балл).В это время болельщикам предлагается ответитьна вопросы:1. Человек, контролирующий движение? (Регулиров-щик)2. С какого возраста можно передвигаться на велоси-педе по дорогам? (С 14-ти лет. Пока не исполни-лось 14 лет, можно ездить на велосипеде, ка-таться на роликах и скейтборде только во двореили в парке.)3. С какого возраста предоставляется право на управ-ление автомобилем? (Такое право предоставляет-ся лицам, достигшим восемнадцатилетнего воз-раста, имеющим права на вождение.)4. Что значит ГИБДД? (Государственная инспекциябезопасности дорожного движения)5. Считается ли велосипед транспортным средством?(Считается)6. Как называется регистрационный знак машины?(Номер)7. Что такое «радар»? (Прибор для измерения скоро-сти автомобиля)

4-я губерния Школьная.
Проводится аукцион«Ваши права и обязанности в школе». Вначале ко-манды по очереди называют свои права. Побеждаетта команда, которая ответила последней и получает 19балл. Затем каждая команда по очереди называетсвои обязанности и то, что в школе делать запрещено.(Команда-победитель получает 1 балл).
Права: на получение качественного бесплатного образова-ния в соответствии с государственным стандартом,бесплатного пользования школьным оборудовани-ем, учебниками и пособиями; на уважение личного достоинства, защиту от всехформ физического и психического насилия; на свободу совести, свободное выражение своихвзглядов и убеждений; на свободу информации; на выбор формы образования; на участие в классном и школьном самоуправле-нии; на бесплатное пользование ресурсами школьнойбиблиотеки; на получение дополнительных (в том числе плат-ных) образовательных услуг; на создание клубов, секций, кружков и других объ-единений по интересам; на отдых между уроками, в выходные и каникуляр-ные дни, освобождение занятий в установленномпорядке; на переход в другое образовательное учреждение; на выбор факультативных, кружковых и индивиду-альных занятий; на переход в другой класс, к другому учителю приналичии свободных мест;10 на пересдачу учителю или комиссии материалачетверти, года с целью получения более высокойоценки знаний.

Обязанности: подчиняться требованиям педагогов; заботиться о младших; соблюдать правила гигиены, иметь аккуратныйвид; поддерживать чистоту в классах, в других помеще-ниях; бережно относиться к имуществу образовательногоучреждения.

Запрещено: приносить, передавать или употреблять в школеспиртные напитки, токсические, наркотическиевещества и оружие, табачные изделия; использовать любые средства, которые могут при-вести к взрывам и возгораниям; применять физическую силу для выяснения отно-шений; применять психическое насилие; заниматься вымогательством, а также осуществлятьлюбые действия, влекущие за собой опасные по-следствия для окружающих (толкать, бить кого ли-бо или бросать в кого-то предметы и т.п.); сквернословить; пропускать обязательные занятия в учебном заве-дении без уважительной причины.

5-я губерния Привольная. Предлагается си-туация: отдыхая за границей, вы потерялись. Языкаэтой страны вы не знаете. Ваши действия. Командыпо очереди называют возможные варианты.11(Каждый ответ оценивается в 1 балл).
Ответ: объясниться жестами как глухонемому; попытаться изъяснятся на английском, который се-годня стал практически интернациональным язы-ком; заранее написать на листочке название отеля, егоадрес и номер телефона и показать этот листочекполицейскому или другому представителю местныхправоохранительных органов; сориентироваться по карте; воспользоваться сотовым телефоном; ещё варианты.

6-я губерния Торговая. Каждая команда пока-зывает своё домашнее задание.7-я губерния Государственная. Обе командыполучают кроссворд, который нужно заполнить за 5минут.(Каждое правильно отгаданное слово оценивается в1) балл.
В качестве подсказки по вертикали выделено сло-во «государство».

Кроссворд:1. Человек, который связан правовыми узами с оп-ределённым государством. Оно даёт ему права исвободы, которых нет у людей, проживающих вдругих странах (Гражданин).122. Необходимость заботиться о сохранении истори-ческого и культурного наследия, платить налоги исборы, сохранять природу и окружающую среду,защищать отечество и нести военную службу(Обязанность).3. Главный закон государства, который устанавли-вает права и свободы своим гражданам и гаран-тирует их исполнение. Все остальные законы недолжны ему противоречить. В нем также говорит-ся о том, кто и как правит государством (Кон-ституция).4. Орган государства, который осуществляет право-судие. В нём разрешаются споры, сложные вопро-сы, связанные с заключением сделок и договоров,выносятся приговоры преступникам (Суд).5. Глава государства, который избирается на опре-делённый срок (Президент).6. Несоблюдение закона. В самых серьёзных случа-ях, когда нарушаются нормы Уголовного кодекса,говорят о «преступлении» (Правонарушение).7. Деньги, которые взымаются с человека, нару-шившего какие-то нормы или правила. Это нака-зание за проступок или правонарушение(Штраф).8. Так в суде называют человека, которого обвиняютв совершении преступления, но вина его ещё недоказана (Подсудимый).9. Главная государственная служба. Её назначение -управлять государством. Распоряжается имуще-ством страны, а также содержит службы, которыезаботятся о здоровье, образовании и социальнойзащите граждан. (Правительство).1310. Обязанность отвечать за свои поступки передзаконом. Если человек поступил неправильно вотношении другого человека или государства, ондолжен понести наказание и исправить своиошибки (Ответственность).11. Желание запугать и навязать свою волю од-ной группы людей или государства другой группелюдей или государству. Для того, чтобы выпол-нили их требования, они убивают, берут залож-ников, захватывают самолёты, вымогают деньги,применяют пытки и т.д. (Терроризм)

Пока команды выполняют задание, болельщикампредлагается ответить на вопросы:

1. Основные символы государства. (герб, гимн,флаг).2. Кто автор текста российского гимна? (Сергей Ми-халков).3. Назовите цвет полос на российском флаге сверхувниз. (белый, синий, красный)144. С какого возраста можно принимать участие вовсенародном голосовании – референдумах и вы-борах? (с 18-ти лет)5. В каком субъекте Федерации мы живём? (в Крас-ноярском крае)6. Кто является гарантом Конституции? (прези-дент)7. Для чего существует государственный язык?(Чтобы граждане разных национальностей, про-живающие в стране, могли понимать друг друга.)Подведение итогов конкурса.

Список книг серии «Детям о праве» Астахов, А.П. Я и государство /Павел Астахов. – М.:Эксмо, 2011. – 79 с. : ил. – (Детям о праве). Астахов, А.П. Я и дорога /Павел Астахов. – М.: Экс-мо, 2010. – 126 с. : ил. – (Детям о праве). Астахов, А.П. Я и магазин /Павел Астахов. – М.:Эксмо, 2009. – 80 с. : ил. – (Детям о праве). Астахов, А.П. Я и семья /Павел Астахов. - М.: Эксмо,2011. – 79 с. : ил. – (Детям о праве). Астахов, А.П. Я и улица /Павел Астахов. - М.: Эксмо,2011. – 96 с. : ил. – (Детям о праве). Астахов, А.П. Я и школа /Павел Астахов. – М.: Экс-мо, 2010. – 96 с. : ил. – (Детям о праве). Астахов, А.П. Я отдыхаю /Павел Астахов. - М.: Экс-мо, 2011. – 94 с. : ил. – (Детям о праве).Интернет ресурсыhttp://www.rfdeti.ru/http://libnn.ru/content/view/666/67http://politmix.ru/content/biografiya-pavla-astakhova15Составитель:

2 комментария:

  1. Спасибо огромное за материал! Проведу 1 сентября урок к 20-летию Конституции РФ!

    ОтветитьУдалить
  2. Татьяна, успехов в проведении урока :-)

    ОтветитьУдалить