16 янв. 2014 г.

Методисту на заметку. Комбинированные формы работы

Коллеги смотивировали на более подробное знакомство с новыми (во всяком случае , для меня) формами работы. Многие из нас их применяют, но, возможно, как и я не предполагают, что это можно так красиво назвать (актуально для отчетов)) .  Материал нашла в сети, так что тексты с активными ссылками на первоисточник. Итак, ВОРКШОП, КОУЧИНГ, КЛИППИНГ(последнее заинтересует библиографов)

Что такое "ВОРКШОП"?

В чем различие между воркшопом, семинаром, курсами, кон­ференцией, симпозиумом, рабочей группой, кружком и лабора­торией? Играет ли оно вообще какую-нибудь роль?
Вначале я хотел бы обратиться ко второму вопросу: на мой взгляд, он весьма важен. Ведь участники должны изначально знать, как будет происходить их обучение, насколько они смогут повлиять на него и чего ожидают от них ведущие.

Если мы используем неточные понятия, как это происходит в случае «курса» или «семинара», то могут возникнуть недоразу­мения. Мы также можем дезориентировать учащегося, если назовем воркшопом информационное мероприятие. Сегодня все больше людей настроены на получение дополнительного образо­вания и повышение квалификации. Поэтому мы должны тщательно выбирать названия учебных мероприятий, чтобы уча­стники имели представление о степени своей вовлеченности в работу, — тогда они смогут внутренне настроиться на опреде­ленный тип обучения, и мы избежим недоразумений. Каким же образом различаются вышеупомянутые виды обучения?
Воркшоп мы определяем как интенсивное учебное мероприя­тие, на котором участники учатся прежде всего благодаря соб­ственной активной работе. Даже необходимые теоретические «вкрапления», как правило, кратки и играют незначительную роль. В центре внимания находится самостоятельное обучение участников и интенсивное групповое взаимодействие. Акцент делается на получении динамического знания. Участники сами могут определять цели обучения. Они разделяют с ведущим от­ветственность за свой учебный процесс.
Ознакомьтесь с определениями, предложенными людьми, которые участвовали в воркшопе под названием «Как вести воркшоп?».
Итак, воркшоп — это:
▼ Учебная группа, помогающая всем участникам стать по
окончании обучения более компетентными, чем в начале.
▼ Учебный процесс, в котором каждый принимает активное
участие.
▼ Учебный процесс, во время которого участники много уз­нают друг от друга.
▼ Тренинг, результаты которого зависят прежде всего от вклада участников и в меньшей степени — от знаний веду­щего.
▼ Учебный процесс, на котором в центре внимания — пере­живания участников, а не компетентность ведущего.
▼ Возможность открыть для себя, что знаешь и умеешь боль­ше, чем думал до сих пор, и научиться чему-то от людей, от которых этого не ожидал.
Если вы сами в начале воркшопа предложите участникам най­ти определение этой формы работы, то получите широкий спектр ответов. Еще важнее получить представление о том, чего ожида­ют участники.
Продолжительность воркшопов различна. Есть мини-ворк-шопы, длящиеся только 1 час, но время проведения боль­шинства из них колеблется от половины дня до недели. Их важнейшая характеристика — многообразие. Любой хорошо организованный воркшоп предполагает совокупность различ­ных методов, которые активизируют участников, делая их не просто слушателями. Можно сказать, что на воркшопе учатся посредством получения актуального опыта и личного пережи­вания, что гораздо легче достигается в групповом, чем в инди­видуальном обучении. В этой книге я предлагаю вам множество приемов и техник, которые вы можете использовать для прове­дения воркшопа. Ведь лучшие друзья обучения — это разнооб­разие, любопытство и сюрпризы.

КОУЧИНГ Автор метода: Тимоти Голлвей (США), 1974 г.
Назначение метода
Применяется для решения широкого круга задач и проблем в различных областях жизни и деятельности теми, кто уже многого достиг и хочет достичь большего. Коучинг - один из инструментов развития творческого мышления.
Цель метода
Максимальное повышение результативности личности в ее персональной и профессиональной деятельности.
Суть метода
Коучинг (coaching) - это инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности в персональной и профессиональной деятельности.
Коучинг - это набор техник, заимствованных из различных профессий, дополненный целым рядом специфических приемов и направленный на быстрое достижение результата.
План действий
Основная процедура коучинга - диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное.
Коучинг проходит в несколько этапов.

  1. Определение целей коучинга. Установление правил взаимодействия между коучем и клиентом.
  2. Анализ текущей ситуации.
  3. Уточнение целей, постановка задач, определение путей достижения.
  4. Составление плана действий.
  5. Контроль и поддержка в процессе реализации плана.Особенности метода
В коучинге переплелись вековая мудрость древних и современные бизнес-технологии.
По одной из версий, коучинг зародился в 80-х годах прошлого столетия. Ключевыми фигурами этого процесса стали: Томас Леонард - основатель персонального коучинга, Тимоти Голлвей - идеологический предтеча коучинга и Джон Уитмор - основатель корпоративного бизнес-направления и менеджмента в коучинге.
Для обозначения той работы, которую Т. Леонард проводил со своими клиентами, он использовал спортивный термин "коучинг". "Коучинг" - это транслитерация английского "coaching". Это просто переписанное русскими буквами английское coaching, что можно перевести как "тренировка, репетиторство, подготовка". Так получилось, что слово "коучинг" не отражает сути самого понятия. На самом деле это понятие включает в себя нечто большее. Коучинг возник на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни и деятельности. Одним из эквивалентов, выражающим идею коучинга, является "совместное достижение" или "развивающее консультирование".
По другой версии, разделяемой многими учеными-практиками, коучинг, в известном смысле, возник из "ниоткуда". Такой поход к планированию и осуществлению положительных изменений не был абсолютно новым. Многие из тех, кто знакомится с коучингом и его возможностями фактически использовали его в той или иной степени в своей жизни.
Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. "Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать". Сократ (470-399 г. до н.э.), древнегреческий философ.
Заслуга Голлвея, Леонарда и Уитмора в том, что осознав необходимость личностной поддержки профессиональной деятельности, идеи коучинга обрели более совершенную форму.
По определению, коучинг - это технология для раскрытия потенциала человека. Однако это больше, чем технология, это способ мышления. Основная задача коучинга - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. В коучинге, в том числе в рамках целей организации, клиент сам формулирует свои цели и критерии достижения, стратегии и шаги, сопоставляя их с целями организации.
Дополнительная информация:

  1. Оценка эффективности коучинга проводится самим клиентом по своим критериям путем сопоставления достигнутых результатов с заявленными в начале работы с коучем.
  2. Коучинг - это кропотливый и тяжелый труд, долгая и кропотливая совместная работа коуча и клиента.
  3. Человек развивается только тогда, когда сам прикладывает максимум усилий к формулированию и практическому решению своих задач.
  4. Только действия и следующие за ними достижения могут привести к устойчивым изменениям в сознании человека.
  5. По данным компании Fortune 500 коучинг позволяет более чем в 5 раз окупать затраты на вложенный капитал.
  6. Нередко под привлекательной маркой коучинга клиенту предлагаются различные, достаточно далекие от него услуги.
Достоинства метода
Недостатки метода Психологическое сопротивление личности, так как реализация идей коучинга предполагает разрушение многих стереотипов в сознании и формирование новых привычек.
Ожидаемый результат Существенное (в разы) повышение эффективности деятельности личности.
А.М. Кузьмин
"Метод "Коучинг"" и другие Методы поиска идей и создания инноваций


Клиппинг


Клиппинг (пресс-клиппингclipping) — ретроспективный мониторинг средств массовой информации, подборка публикаций в средствах массовой информации, осуществляемых по определенномку поводу (теме). Клиппинг происходит от английского clipping — газетная вырезка.
Пресс-клиппинг — мониторинг, свод публикаций в прессе.
Виды клипинга (поводы для клиппинга):
Задача клиппинга. Подборка и анализ материалов позвоялет проанализировать уровень лояльности СМИ, получить представление о том, насколько качественно информирована пресса о предмете клиппинга,  насколько эффективны осуществленные маркетинговые мероприятия, позволяет осуществлять мониторинг интереса общественности и прессы к предмету клиппинга.  
По результатам клипинга проведится контент-анализ публикаций, корректируется PR-стратегии, рекламно-информационная стратегия компании, бренда.
Клиппинг предполагает, как подборку публикаций, так анализ и сводную статистику по публикациям. В стандартных отчет клипинга включается:
При постоянной и активной PR деятельности, клиппинг подразумевает систематическую работку маркетингового специалиста по отслеживанию публикаций в вредствах массовой информации.
Клиппинг позволяет продолжить рекламно-информационную компанию, за счет использования информационного фона, публикаций в рекламных целях, или в информационных целях, к примеру: при размещении этих упоминаний на корпоративном сайте, в отраслевых блогах и т.п.


7 комментариев:

  1. Спасибо! Как четко все "по полочкам разложено"! Согласна, что иногда не хватает четкости и продуманности при выборе формы. Надеюсь, Ваш пост многим поможет пересмотреть применяемые формы и методы и расширить их круг.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Коллеги, я нашла этот материал в сети, поэтому тексты идут с активными ссылками на первоисточники. Спасибо им:-) Я сейчас обновила пост, добавила информацию о клиппинге - наш библиограф сказала, что как раз собирается сделать что-то в такой форме. Посмотрите, м.б. тоже пригодится

      Удалить
  2. Спасибо! Очень интересная информация и не только для методистов, но и для многих библиотекарей.

    ОтветитьУдалить
  3. По мне, так клиппинг - это аналитический обзор, по-русски говоря. Не люблю я эти зарубежные термины, в том случае, если они не так уж и заменяют наши понятия

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Зато начальство любит :-) Всё новое - хорошо забытое(или по-прежнему актуальное) старое, но в отчеты можно и вставить новый термин

      Удалить
    2. Спасибо, большое! Очень полезная информация. Могу ли я вашу публикацию перепостить?

      Удалить
    3. Постите, конечно)

      Прошу прощения за поздний ответ, у меня почему-то оповещения о комментариях уходят в папку "спам"(

      Удалить