10 июн. 2016 г.

Сетевые проекты. Классика в неформате

Опубликовано:
Ж. Школьная библиотека сегодня и завтра. – 2015. - № 1. – С.66-69.
Автор: 
Плохотник Татьяна Михайловна, заместитель директора  МКУК
 «ЦГДБ им. А.С. Пушкина», г.Саров  Нижегородской обл.
Сетевые проекты становятся приметой нашего времени. Происходит это в связи с активным освоением библиотекарями интернет-пространства.  Это пока еще нетрадиционная и во многом инновационная форма работы. Большинство библиотечных сетевых интернет-проектов имеют следующие отличительные черты:
- они инициируются «снизу», а не спускаются начальством сверху (вспомните, к примеру,  либмоб, конкурс библиотечных блогов  или библионочь, которая стала теперь ежегодной Всероссийской акцией – все эти проекты родились в соцсетях в ходе неформального общения библиотекарей, а не в кабинетах начальства);
- они объединяют библиотеки разных типов и уровней (федеральные, региональные, муниципальные, межпоселенческие). Причем я имею ввиду не только «участие в общем» - во главе такого проекта могут на равных стоять сельский библиотекарь и руководитель федеральной библиотеки;
- сетевые интернет-проекты часто разрывают замкнутый круг нашего профессионального общения и реализуются в социальном партнерстве с  представителями других профессий (педагогами, издателями, СМИ);
- такие проекты являются наглядным примером пересечения реальной и виртуальной жизни библиотек, подтверждающим, что работа в Сети может способствовать развитию профессионального мастерства и продвижению библиотеки, книги и чтения.
Большинство из нас, библиотекарей, уже стали  активными сетевыми жителями. Может случиться, что кому-то придет идея инициировать сетевой проект, или кого-то пригласят в нем поучаствовать. Поэтому мне хотелось бы поделиться некоторыми своими размышлениями по поводу координирования сетевых проектов в целом, подкрепляя практическими примерами организации сетевого интернет-проекта «Классика в неформате» (он реализовывался с февраля по октябрь 2014 года, совсем недавно мы подвели его итоги). Я попробую сделать это в вопросах и ответах.
Любое дело, в том числе и библиотечный проект, начинается с идеи.  А социальные сети позволяют транслировать  идеи максимально широко. Допустим, такая идея у вас появилась. Прежде чем вы кинете идею в сеть, у вас должен быть четкий ответ на вопрос «ЗАЧЕМ ВЫ ЭТО ДЕЛАЕТЕ?»
         И практически для любой идеи правильный ответ будет – затем, чтобы проверить её состоятельность, актуальность, верный ход ваших размышлений. Это возможность посмотреть на идею своего проекта со стороны, быстро организовать среди коллег «мозговой штурм» - а дальше как получится: или вы поймете, что идею можно выбросить на помойку и не будете зря тратить время, или убедитесь в  правильности своих размышлений. А в качестве бонуса получите удаленную группу энтузиастов, которые будут вас поддерживать и мыслями, и рекламой, и конкретным делом, взяв на себя какое-нибудь направление.
Кстати, сам по себе этот бонус тоже может быть целью, которую вы преследуете. Иногда
нас посещают идеи прекрасные, но мы понимаем, что ресурсов на их осуществление у нас явно не хватает… Так почему бы не попробовать привлечь к их реализации единомышленников, ? Кроме того, став инициатором и координатором сетевого проекта, активно поддержанного коллегами, вы внесете огромный вклад в продвижение своей библиотеки как на уровне всей России, так и на своем местном уровне.
В случае с межрегиональным сетевым проектом «Классика в неформате» именно так и было. В нашей детской библиотеке им. Пушкина г. Саров уже три года действует библиовидеостудия – это своеобразный клуб, где мы с ребятами снимаем видеоролики. К предстоящему Году культуры мы решили приурочить новый проект библиовидеостудии - создать серию роликов по теме «Классика в неформате» и разместить их на ютьюб.
 Но сколько может их создать маленькая муниципальная библиотека? Пять? Десять? Это капля в море.
Конечно, со своей видеопродукцией мы активно работаем в городе, делимся ею со школами,  но нам хотелось большего эффекта от идеи. И тогда мы решили пригласить к участию коллег, кинули клич в сети. Результат – около 250 работ, ролики, сделанные детьми и взрослыми, педагогами и библиотекарями из самых разных уголков страны. География проекта насчитывает 35 регионов, 70 с лишним населенных пунктов.  Это дало многократное увеличение количества людей, заинтересованных в распространении собственной видеопродукции. А вместе с тем стала распространяться и идея – идея продвижения классической литературы посредством визуальной культуры.
Кроме того, данный реализованный проект предполагает развитие, ведь нам предстоит Год Литературы, так что всё созданное пригодиться, а навыки, приобретенные участниками, будут совершенствоваться.
Еще один вопрос, который обязательно нужно учитывать, затевая сетевой проект – ВО ЧТО ЭТО МОЖЕТ ВЫЛИТЬСЯ? К ЧЕМУ НУЖНО БЫТЬ ГОТОВЫМ?
Всем нам хорошо известна фраза «раздуть из мухи слона». В 99% из 100% эта фраза окажется актуальной на стадии попадания идеи в сеть и обсуждения её с коллегами.  Нужно быть готовым к тому, что ваша идея окажется линейной,  при обсуждении она разовьется, и вы увидите ранее невидимые её грани. Почему так происходит? Дело в том, что разработка сетевого проекта – это ни что иное, как мозговой штурм. Когда тему к размышлению, которую давно вынашиваешь и не знаешь, как к ней подступиться, кидаешь еще десяти-двадцати людям, то каждый, начиная над ней думать, поворачивает  по-своему, выискивает в памяти свои ассоциации. И в результате вы уже получаете не одну идею, а десять, двадцать вариантов идей по одной теме, которые объединяются, комбинируются… и происходит рождение сверхновой идеи, которая никогда бы не родилась в одной голове.
С одной стороны это хорошо – идея усовершенствуется, отшлифуется, станет логически законченной.  С другой стороны, это обычно влечет за собой целый ворох дел, которых вы не предполагали… но делать их нужно! Если действительно хотите, чтобы ваш проект был выполнен на должном уровне.
Так получилось и у нас. Первоначальная задумка – просто наводнить ютьюб видеороликами определенной темы, благодаря соцпартнерам – крепким профессионалам с бОльшим чем у нас опытом - получила значительное развитие.
 - «Людей нужно сначала научить чему-то! Ведь не все умеют делать видео, но многие хотят», - сказали они. И появился блок обучающих вебинаров, дающих практические советы по созданию видео.
- «Людям интереснее что-то делать, когда присутствует дух соревнования!» - и появился конкурс «Классика в неформате» в рамках одноименного проекта.
 - «Важно доносить информацию не только до участников проекта!» - и появился ряд публикаций в профессиональных СМИ.
Но и организовать вебинар, и провести конкурс, и написать статью – это время и серьезная работа. Так что, задумывая сетевой проект, вы должны быть готовы многому учиться, причем экстерном. Но полученный результат и приобретенный опыт того стоят. Координирование сетевого проекта – это всегда курс повышения квалификации, который на практике оказывается иногда более полезным, чем курсы, за которые мы получаем сертификаты. Это  отработка практических навыков.

Еще один важный вопрос: Только координировать или участвовать??
На этом вопросе остановлюсь чуть подробнее. Здесь каждый может ответить по-разному.  Конечно, можно, разработав мероприятия в рамках проекта, потом  только координировать – отвечать на вопросы участников онлайн, консультировать их, просматривать поступающие работы… Это тоже даст немало – будет работать на имидж вашей библиотеки за стенами родного города, вас узнают в библиотечном сообществе…
В случае с нашим проектом – «Классика в неформате» - мы решили, что, инициировав  его на всю Россию, будет неправильным оставить в стороне от участия саровчан. Кроме того, как можно советовать что-то другим, не попробовав сначала сделать это самому? И, что тоже немаловажно, здесь-то как раз и происходит пересечение виртуального проекта с реальной жизнью библиотеки.
Итак, помимо координирования проекта на межрегиональном уровне, у себя в городе мы:
- организовали участие библиотекарей города в обучающих вебинарах. Кроме нашего коллектива обучение прошли школьные библиотекари. Все они получили сертификаты об участии. По сути, таким образом мы решили проблему организации методической учебы коллектива и укрепили социальное партнерство с методическим объединением школьных библиотек;
- в программу летних чтений мы включили городской конкурс «Неформатно – о классике».  Конечно, наша библиотека, как координатор конкурса, не имела права в нем участвовать, но консультировать и давать идеи-подсказки мы могли! Многие задания этого конкурса разрабатывались с целью подсказать участникам оригинальные идеи для создания видео по теме. Кроме того, все лето в библиотеке проходили консультации и мастер-классы. Мы вовлекали детей в наши летние акции (их названия вы видите на экране), и участие в них вполне могло стать основой для создания оригинального видео, что в некоторых случаях и получилось.   А еще мы рассчитывали, что наши юные читатели пойдут дальше нас, и не ошиблись. Главное – дать посыл, заинтересовать, а уж дети додумают в своем ключе и сотворят маленький шедевр, способный удивить взрослых.
По сути, такая индивидуальная работа с читателями – это тоже мозговой штурм. Его прелесть в том, что вы привлекаете к нему не коллег, которые мыслят с вами в одном ключе и заточены на одно и то же, что и вы, а… как бы с представителями сопредельной профессии. Ведь и мы, библиотекари, и наши дети –  читатели. Но смотрим мы на книги и проблему  чтения по-разному.
Итак, это стало как раз той самой реальной работой библиотеки в рамках виртуального проекта. Видеопродукция на наш городской конкурс была представлена достаточно широко, так что мы получили свою, эксклюзивную коллекцию видеороликов, которая будет активно применяться в нашей работе. Авторам лучших работ мы посоветовали отправить их на межрегиональный конкурс. Результат – два ролика юных саровчан стали победителями, а ролик, созданный воспитателями детского сада вместе с детьми, стал лауреатом. Так что наши читатели тоже получили свой бонус.
В общем, отвечая на вопрос, участвовать или только координировать, мы отвечаем: участвовать, АКТИВНО ПРИВЛЕКАЯ К ПРОЦЕССУ ЧИТАТЕЛЕЙ. 
 Но вернемся к сетевым проектам в целом.  Еще один вопрос, который нужно предусмотреть: ЧТО ПОЛУЧАЕМ В РЕЗУЛЬТАТЕ?
Как и в случае с любым проектом, у вас может получиться далеко не все, что вы задумали. Это нормально для проектной деятельности, ведь сама суть проекта – реализация идеи новой, непроверенной. Но даже если не все поставленные цели будут достигнуты в том виде, в каком вы ожидали, перед вами наверняка откроются новые грани, дающие повод к размышлению и подсказывающие другие пути.
Что получилось в ходе нашего сетевого проекта
1)Проект стал своего рода исследовательской и опытной  площадкой по теме «библиотечная видеопродукция». Он подтвердил, что эта тема сейчас крайне актуальна. Библиотекари в разных уголках страны хотят научиться создавать собственное видео. И мы им в этом насколько смогли, помогли. Мы считаем это положительным результатом.

         2)Проект и, в частности, конкурс в его рамках спровоцировал создание новых видеороликов, объединенных одной темой – продвижением классической литературы.
Почему мы это отмечаем и считаем определенной победой? Не секрет, что в последние пять лет проводилось огромное количество конкурсов буктрейлеров. И, честно говоря, мы боялись, что наш конкурс не станет популярен, что люди просто «скинут» нам то, что уже создали в последние пару лет. Мы ожидали увидеть среди работ то, что уже видели в других конкурсах. Это было неприятное ожидание. Но мы, к счастью, ошиблись.
         Пик приема работ пришелся на август-сентябрь, и работы в основном новые. То есть мы делаем вывод – участие в обучающих вебинарах не было «галочкой» с целью получения сертификата об участии, люди попробовали применить на практике полученные знания. В ряде библиотек  были проведены местные конкурсы – где-то для библиотекарей, где-то, как у нас, для читателей. Кстати, интересны некоторые статистические показатели:
 -В конкурсе наиболее активно проявила  себя  провинция, и почти незаметной осталась работа столиц (это к вопросу о том, откуда же все-таки, приходят идеи?)
 -Количество работ  по номинациям разделилось примерно в соотношении 2:3 с перевесом в сторону "Русской классики" (была еще номинация «Современная русская классика»). И здесь повод задуматься: а так ли хорошо мы сами, библиотекари, знаем современную литературу? Достаточно ли много читаем и самообразовываемся в  этом вопросе? Можем ли мы считаться здесь экспертами?
-Хотелось бы сказать несколько слов об участниках конкурса. В основном это взрослые люди, библиотекари. Работ, выполненных с участием детей, едва ли наберется больше тридцати.   Жаль. Ведь  проект «Классика в неформате» был прекрасной возможностью включить в работу детей и подростков, стимулировать их интерес к хорошей литературе через непосредственное участие в создании видеопродукции, продвигающей классику.
Почему так произошло? Думается, здесь еще одна тема к размышлению – возможно, мы слишком зациклены на самих себе? Не это ли причина того, что мы часто «ходим по кругу», не находя новых оригинальных идей? Наверное, стоит по-настоящему, а не на словах, повернуться лицом к читателю, выслушать и, главное, УСЛЫШАТЬ  их, провести тот самый совместный «мозговой штурм». И создать что-то СОВМЕСТНО.

Итак, привлечение читателей к участию в нашем конкурсе было недостаточно активным. 3) И именно это, на наш взгляд, повлекло за собой МИНУС, который отметили, анализируя результаты проекта, все координаторы и члены жюри.
По словам председателя жюри Марины Вячеславовны Ивашиной, многие представленные на конкурс ролики слишком библиотечные, читателя они не зацепят.

Действительно, созданная  коллекции роликов по теме «Классика в неформате» не так идеальна, какой хотелось бы её видеть. Но!   Мы тешим себя мыслью, что все-таки многие работы были первыми созданными видео. Люди слишком сосредоточились на освоении технических навыков, забыв, что все-таки главное – это  ОРИГИНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, вложенная в созданное видео.  Технические навыки – это лишь инструмент, позволяющий нам красиво и интересно рассказать о хорошей качественной литературе, рассказать так, чтобы зритель захотел взять книгу в руки и прочитать.
Как это сделать?
 Какую идею вложить?
Чем зацепить?
Именно с  этого вопроса нужно начинать создание своих видео.
Конечно, невозможно вывести формулу идеального буктрейлера, мы слишком разные и каждый из нас расставляет свои смысловые акценты и в книгах, и в жизни. Но мы (координаторы конкурса) попытались сформулировать хотя бы некоторые компоненты, которые позволят повышают рейтинг библиотечного видео и его оригинальность. Остановлюсь чуть подробнее на некоторых из них:
- краткость изложения. Это важно при создании ролика! Дэвид Беласко, американский драматург и режиссер, говорил: «Если вы не можете записать свою идею на обороте моей визитной карточки, значит, у вас нет ясной идеи». Подумайте о том, как справедливы эти слова. Если вы понимаете, какую мысль,  кому и зачем хотите донести, то вы сможете сформулировать её в три минуты
- оригинальность идеи и  её воплощения в видео (т.е. сам сценарий)
- умение найти точки соприкосновения книги, о которой идет речь, с современной жизнью, переплетение классики и современности
- авторская интерпретация. Личное мнение автора ролика о книге – это всегда изюминка.  Это подсознательно заставляет зрителя копаться в себе, формулировать свои мысли по данному поводу(книге) и сравнивать с тем, что представлено в ролике
- эффект неожиданного решения: некий визуальный, звуковой и т.п.  шокирующий момент
 - не забывайте, что вы рекламируете КНИГУ! И она должна появляться  в кадре - обложка, раскрытая книга , эпизод текста... Это часто забывают, в результате получается реклама… непонятно чего, а не книги. К тому же, здесь будет работать скрытая реклама как в любом грамотном рекламном ролике - повтори смысловую фразу сто раз, покажи нужный товар(книга же, по сути, в данном случае товар, который мы пытаемся продать) сто раз - и люди привыкнут к нему, станут прислушиваться, услышав знакомые фразы, замедлять шаг, увидев знакомую обложку...
Если вы создаете видео в формате презентации (слайдшоу), то важно помнить:
- качество иллюстраций Иллюстрации для видео должны быть хорошего качества, одного размера и в одном стиле (к примеру, фотография не будет сочетаться с мультяшной картинкой).
- совпадение текста на слайде и видеоряда видеокартинка и подобранная для клипа музыка должны эмоционально совпадать, дополнять друг друга (к примеру, странно слышать зарубежную веселую современную песенку при лирическом размышлении о русской природе и т.д.)

Мы надеемся, что наш  проект не пройдет бесследно для его участников, и люди продолжат развивать свои навыки, учиться дальше уже самостоятельно. Научиться создавать собственное видео – это как подцепить вирус. Это заразно, потому что интересно. И это нужно нам в работе современной библиотеки. Вирус посеян. Его обладатели множатся. Библиотечное видео развивается и совершенствуется.
Все материалы проекта – записи обучающих вебинаров, аналитические статьи координаторов и членов жюри, созданная видеоколлекция  - доступны в блоге проекта «Классика в неформате» по адресу http://klassika-v-neformate.blogspot.ru/



1 комментарий:

  1. Когда я как владелец малого бизнеса в сложной ситуации подавал заявку на ссуду на покупку своего здания, обычные банки сказали, что не могут мне помочь. Кредитная фирма г-на Ли села со мной, выслушала мою ситуацию и решила, что мне стоит рискнуть. Вот и прошло 5 лет, и я только что продлил кредит еще на 7 лет. Я не смог бы купить свое здание без ссуды от мистера Ли и буду вечно в долгу перед ними за то, что они дали мне шанс, когда никто другой не сделал бы этого ». Контактный адрес электронной почты мистера Ли: 247officedept@gmail.com Также на WhatsApp: + 1-989-394-3740 Итак, я посоветую всем, кто здесь ищет ссуду, связаться с г-ном Ли для получения помощи с финансированием ссуды.

    ОтветитьУдалить