2 июл. 2016 г.

Про рекомендательные списки литературы и творческие мастерские. Идеи к летнему чтению

Опубликовано:
     «Школьная библиотека сегодня и завтра». – 2015. - № 6. – С. 36 – 41.

   Татьяна Валентиновна Васляева, заведующий методико-инновационным отделом
МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина» г. Саров Нижегородской обл.

Стремительно пролетел очередной учебный год,  и мы уже сейчас начинаем задумываться о том, чем будем занимать наших читателей летом.  Ребята и взрослые  привыкли к тому, что в летние каникулы библиотека  предлагает массу всевозможных увлекательных занятий. 
      Программы летнего чтения традиционно разрабатываются во многих библиотеках. И мы не раз использовали опыт  коллег при составлении собственного плана.
А теперь и  я хочу поделиться некоторыми идеями  тех встреч, которые мы  планируем на предстоящий летний триместр.
      В течение последних двух лет в каникулярный период Центральная городская детская библиотека им. А.С.Пушкина г.Сарова  проводила еженедельные творческие мастерские, во время которых мы вместе с нашими читателями знакомились с выбранными заранее  произведениями. Это были и стихи (например, в 2014г.  мы читали к юбилею  М.Ю.Лермонтова  его поэтические строчки), и книги местных авторов, и небольшие рассказы детских писателей. А потом выполняли по ним творческие работы. Причем мы стараемся с ребятами создавать их в каких -либо интересных техниках.  Так мы делали  объемные аппликации, фоторамки для писателей-юбиляров, рисовали пейзажи самой обыкновенной губкой для мытья посуды, мастерили волшебные сундучки сказок и многое другое.  То, что ребятам по душе подобные занятия, говорит тот факт, что на наши встречи  приходило каждый раз не менее 10-15 человек. И это летом! И уже сейчас  читатели разных возрастных категорий, в том числе и родители, спрашивают, чем мы будем заниматься  в предстоящие каникулы. Конечно, чем - нибудь  необычным, креативным, но в первую очередь направленным на формирование интереса  к чтению, к  встрече с  книгами.
     Практически любая  книга может стать  мостиком к творчеству и  познанию. Мы - взрослые, работающие с литературой, это прекрасно знаем. Но  современным детям, даже тем, кто любит читать,  примеры интересного времяпровождения с книгой   нужно обязательно показывать.
    Каникулярное время дает  замечательную возможность  для  проведения  таких творческих встреч, в которых ребята  могут не только в полной мере проявить свои таланты, но и  помогающие понять, что книгу можно не только читать. 
      При этом,  у нас появилась мысль скоординировать свою деятельность с педагогами, чтобы  совместными усилиями решить проблему  летнего чтения детей.    Если в течение учебного года многие учащиеся  не находят времени  на это занятие  в силу занятости другими  делами, то  летом  такого времени у них предостаточно.  Важно, чтобы появилось еще и желание. Но и педагоги, и библиотекари, и родители прекрасно знают, как непросто  бывает ребенку читать  книги из списка внеклассного чтения.  Нередко они очень большие, что изначально отпугивает ребят, нередко составлены  достаточно давно. И те книги, которые в них представлены, просто не увлекают школьника. Такие списки требуют корректировки.
Вот на все это мы и хотим направить свои усилия, сотрудничая с педагогами и предлагая  нашим читателям стать участниками различным мероприятий, мотивирующих к чтению и осмыслению прочитанного.
     Прежде, чем я перейду непосредственно к нашим идеям, хочу сказать, что 2014-2015 учебный год  в нашей детской библиотеке был наполнен очень важными, и главное, полезными в плане самообразования  и повышения квалификации событиями.
Так,  в сентябре 2014 г. у нас проходила межрегиональная научно-практическая конференция  «Два формата: взаимосвязь реального и виртуального в деятельности библиотек».  В феврале 2015г. – городской научно-методический семинар по теме «Художественная и научно-популярная литература. Технологии работы с текстом в библиотеке и школе».    Педагог, заслуженный учитель РФ Елена Станиславовна Романичева  делилась опытом и с учителями городских школ и с библиотекарями, как школьных, так и городских библиотек.
 А с января по апрель весь наш коллектив дружно принимал участие в обучающих вебинарах межрегионального сетевого проекта «Книжный шкаф поколения Next».  И здесь можно сказать только одно: объем полезной информации и новых идей для ежедневной работы, которые мы получили, просто колоссален.
Почему для нас оказались так важны эти мероприятия?  Конечно, мы, библиотекари, люди творческие, сами можем многое придумать. Но  в какой-то момент вдруг начинаешь осознавать, что слегка зациклился на чем-то, что хочется чего-то нового. Да и требования времени сегодня таковы, что мы должны  постоянно искать новые,  привлекательные для людей формы своей деятельности. 
    Как раз теми «изюминками», которые мы обнаружили во время вышеперечисленных обучающих мероприятий,  я и хочу поделиться. Некоторые из них мы уже успели апробировать в весенние каникулы, в неделю Детской  книги-2015.  
  
     Идея проведения творческого мероприятия «Сам себе писатель» возникла благодаря одной из лекций февральского семинара. Е.С.Романичева назвала её «Играем с классическим текстом на уроке и в библиотеке». Напомню, что  Елена Станиславовна  - в первую очередь педагог.  Для нас, библиотекарей, мнение учителей и  та информация, которую мы получаем от них, очень важны. Потому что мы понимаем, что окажемся востребованными только в том случае, если будем идти с ними в одном направлении и предлагать что-то действительно полезное и интересное.  
 Елена Станиславовна рассказала о  новых  подходах в изучении  школьниками художественного текста на уроках литературы. А также предложила  различные варианты творческих работ, которые учащиеся  или читатели могут выполнить по итогам прочтения какого-либо произведения.
   Во время этой лекции  мы и услышали о «Матрице речетворчества».
Смысл данной идеи заключался в том, что  благодаря «Матрице»  ребята на уроке литературы за 5-7 минут должны  связать в одном рассказе  2-х героев. В качестве условий игры сочинителям предлагается эмоция, связывающая героев,  определенные  место и время действия, литературный жанр (к примеру: Бармалей и Щелкунчик, зависть, необитаемый остров, наше время).
Кому и какие параметры попадутся – это воля случая:
      Сначала нужно назвать шесть  чисел от 1 до 10 и записать их.
      по Матрице найти в каждом столбце соответствие каждому из выбранных чисел.
После того, как выбор сделан, необходимо придумать начало произведения. Такова  была суть предложенной  педагогом идеи.
Мысль об использовании Матрицы у нас появилась еще во время лекции. Но мы решили     немного изменить условия игры и превратить её  в коллективное творчество.
    Готовясь к этой встрече, мы, конечно, пытались предусмотреть различные нюансы. Мы  предположили, с какими проблемами можем столкнуться, чтобы  заранее найти способ их решения:
1.      На каникулярные встречи  у нас, как правило,  приходят дети разных возрастных категорий, поэтому  задания должны быть выстроены так, чтобы с ним могли справиться не только ребята 4-6кл., но и первоклассники. 
2.     Общаясь с ребятами во время наших библиотечных мероприятий, мы обращали внимание на то, что им нередко бывает достаточно сложно  выразить свою мысль в виде  законченного предложения, а во время сочинительства требовалось  составить  логический рассказ. Поэтому мы  предложили в качестве небольшой подсказки некоторые слова-связки.

3.     Сложнее всего, было решить такой  вопрос: как сделать так, чтобы участники одной команды чувствовали себя комфортно, помогали друг другу, т.е. смогли сработаться, распределить  роли  за достаточно короткое время.
4.      Самое главное наше опасение: смогут ли ребята вообще придумать что-либо интересное?!!
     Конечно, нельзя сказать, что мы впервые решили попробовать заняться сочинительством с  нашими читателями.  Они с удовольствием придумывают   и стихи по заданным рифмам,  и первобытные истории, и продолжение понравившихся  литературных произведений или  другой финал книги с грустным концом.  Причем не только дома, но и во время  библиотечных занятий, т.е. практически экспромтом. Педагогами, с которыми мы работаем, такие задания воспринимаются на «ура».
      Поэтому, при всех наших опасениях, мы рассчитывали на то, что данный вариант творчества ребятам понравится, и у них получатся необычные  истории.
      Итак, а теперь несколько слов о самом мероприятии. 
Для того, чтобы все задуманное получилось, ребят нужно было настроить, подвести определенным образом к выполнению творческого задания.
Поэтому  мы начали  с разговора  о том,  какие книги  и почему им нравится читать. Предлагалось назвать либо тему, либо слово-характеристику.   Чаще звучали такие ответы, как  загадочные, фантастические,  веселые, познавательные  книги.
      Это показало, что мы выбрали правильные жанры,  в которых  ребята будут пытаться сочинять свои истории.  Причем, очень порадовало, что ни один из присутствующих не назвал «Ужастики и страшилки», которые пользуются огромным спросом  у многих наших читателей.  Объясню почему:  нам очень хотелось, чтобы ребята сочинили добрые истории, даже если им доставались не самые положительные герои, хотелось, чтобы они  нашли способ или средство изменить  этих героев. 
      Второй вопрос, который мы также обсудили: Каким должен быть детский писатель, чтобы  детям было интересно читать его книги?   Мы, по  сути, составили дерево ассоциаций, которое  позволило нам нарисовать некий обобщенный  портрет  создателя. Ребята рассуждали о том, что писателю просто необходимо  быть добрым, любознательным, выдумщиком и фантазером, иметь чувство юмора…
  А   потом  вместе подобрали  импровизированную галерею писателей, соответствующих,  по мнению ребят,  составленному портрету.
      Этот вопрос мы задали для того, чтобы ребята поняли насколько это непросто писать  детские книги, но талантливых писателей немало. Использование  видеоряда с  информацией о современных писателях может познакомить наших читателей с новыми именами в детской литературе.
     И вот  мы уже постепенно перешли к теме сочинительства.   Знакомство с биографиями детских писателей помогает понять, что многие из них  начинали свой путь в литературе с того, что  сочиняли  либо в детском возрасте, либо   уже во взрослом. И происходило это нередко благодаря тому, что они  придумывали свои истории для  собственных детей  или даже с их участием.  (здесь можно привести конкретные примеры. Мы говорили о Г.Юдине).
     И, наконец, мы добрались до матрицы.  Вариант,  предложенный Еленой Станиславовной Романичевой, мы немного изменили.
 - Прежде всего, эти изменения коснулись наполнения матрицы;
- Наши участники работали в команде, а не индивидуально (это был своего рода воспитательный, тренинговый момент);
-  Добавили игровой момент  при выборе параметров будущей истории (здесь возможны различные варианты: ромашка с лепестками, бросание кубика, вытягивание карточки)
-   Имя первого героя будущей истории ребята должны были назвать сами. Каким образом?
Для этого нами были подобраны описания реально существующих литературных героев.
Например, такое: «Это был красивый маленький человечек, ростом с дюйм. Славный такой, большеглазый, рыжие вихры торчат во все стороны. На нем были надеты зеленые шаровары, зеленая курточка и красный колпачок из цветов»  (это описание гнома  из книги Тамары Михеевой «Асино
 лето»).
У читателей было 2 варианта: либо узнать героя по этому описанию и использовать его в  своей истории, либо придумать его и  дать собственное имя. 
      Мы знаем, что многие наши читатели очень любят рисовать, и  в мероприятиях часто  даем  ребятам  подобные задания. Поэтому предложили командам еще и проиллюстрировать свои истории, нарисовав портрет  главного героя.  Нам было  интересно, как он будет выглядеть в детском представлении.
          И последнее: нашим  сочинителям   мы дали чуть больше времени, не 5-7 минут, как предлагала Е.С.Романичева, а около 30 минут.  По истечении этого срока наши команды поделились историями, которые они придумали.
А теперь о результатах. Они нас порадовали. Ни одно из наших опасений не подтвердилось.   Команды подобрались разновозрастные, дети друг друга в большинстве своем не знали. Но они  сумели очень быстро  распределить задания так, чтобы каждый занимался  тем, что ему интересно.   Кто – то рисовал героя, кто-то продумывал  сюжет истории. Тот, кто постарше, записывал ее.  Мало того, дети по собственной инициативе нарисовали еще и место, где происходит действие. 
Предлагаю познакомиться с одной из придуманных детьми историй.
                                       ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РАССКАЗ. 
Параметры истории: леший, доктор, зависть, Тридесятое царство, лето.
«Однажды в лесу жил Леший. Жил не тужил, только скучно ему было в лесу одному.  У всех есть дела: Баба Яга – детей хорошим манерам учила, Кощей - учил чужие вещи не брать, Змей Горыныч –экскурсии летом по Тридесятому царству водил. Один Леший сидит в дупле  и страх на лесников наводит. И заболел Леший завистью зеленой, кислою, едкою, противною. Всем стал вредить: то дорожки запутает, то шишками кидается, то людей пугает. А тут как раз плановый медосмотр в Царстве  случился. Доктор Ляпкин ходил и осматривал сказочных героев. Пришел в дупло к Лешику и видит: кровать покрылась плесенью, в доме бардак. Осмотрел доктор Лешика и прописал таблетки «Ромашкорин» от зависти. А, чтобы скучно ему не было, посоветовал в театры, библиотеки, кино ходить. Ведь в культурных местах всегда интересно!»
   По отзывам ребят,  сочинять таким образом истории, им  очень понравилось.
Поэтому мы предполагаем  использовать эту форму работы, как один из вариантов творческой деятельности наших читателей в летний период.
 И для себя увидели  такое продолжение:  собрать  текст, иллюстрации, придумать название и оформить все это в  сборник читательских работ. Обычно детские работы обязательно выставляются для всех посетителей библиотеки.
   
Почему  мы считаем подобные задания для ребят не просто интересными, но и важными? Они, безусловно, развивают фантазию ребенка,  творческое мышление,  помогают ему увидеть причинно-следственные связи, использовать  полученные ранее знания…
       Кстати, о необходимости  подобных творческих занятий для развития ребенка свидетельствует и тот факт, что стали выходить авторские книги, которые предлагают читателям научиться сочинять необыкновенные истории, давая подсказки…
Заняться сочинительством предлагают   Л.Стоуэлл  в «Книге моих историй» и М. Лукашкина в «Книге моих стихов».  По отзывам взрослых  эти книги не только учат придумывать, но и удивительным и неведомым образом воспитывают детей.
 У нас также есть мысли об  использовании  идей, предложенных в этих книгах, во время наших летних   творческих мастерских.
Может возникнуть вопрос: как  соотносятся подобные задания и  списки летнего чтения?  По многолетнему опыту работы мы знаем, что любой ребенок с гораздо большим удовольствием  напишет историю по мотивам понравившейся книги, чем  традиционный отзыв.
Второе мероприятие, которое мы провели с нашими читателями опять же, воспользовавшись  материалами февральского семинара, это - «Создаем афишу книги».  Предлагалось создать такую афишу, используя старый журнал, т.е. по сути, создать коллаж  из заголовков, иллюстраций и собственного текста.  
    Любая афиша создается с целью привлечения внимания, т.е. это то же самое, что и   реклама.  Во время предварительного разговора  мы рассуждали   с ребятами,  нужна ли реклама книг, и если нужна, то в каком виде? Читателям предлагалось представить себя в роли того, кто будет предлагать интересную книгу, и как он это будет делать. Прозвучали такие  варианты, как отзывы, устный рассказ - рекомендация, список, который можно повесить в библиотеке, книжная полка, составленная читателем. Т.е. дети назвали все те формы, которые  давным - давно используют в библиотеках.
Создавать афишу все наши участники пытались впервые. Но и это занятие пришлось им по душе.
И снова возникла мысль: а почему бы не использовать  подобную форму работы при участии в конкурсе  читательских дневников?
   Ведение традиционных читательских дневников после прочтения книг  на сегодняшний день не кажется привлекательным ни детям, ни родителям. Хотя  важность такой работы очевидна. Чтобы помочь ребенку, мотивировать его на чтение, на осмысление прочитанного произведения  необходимо сделать так, чтобы летний план чтения из неинтересного обязательного занятия превратить в нечто увлекательное, игровое. Участие в проекте «Книжный шкаф поколения Next» помогло нам многому научиться в техническом плане. И мы готовы  предложить  педагогам свою помощь  при составлении  необычных, нетрадиционных по форме и содержанию списков внеклассного чтения.  И проводить с  нашими читателями  мастер-классы по работе с различными сервисами при создании творческих работ по прочитанным книгам.  
     Таковы наши планы на лето-2015. Надеемся, что наши идеи найдут поддержку у педагогов, а у юных читателей вызовут  ответный интерес, желание чаще брать в руки  книги, и самое главное, научат ребят получать от процесса чтения истинное  удовольствие.
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий