22 апр. 2016 г.

Растим читателя. Ч. 2

Как воспитать Читателя? Часть 2.

  Чтение = удовольствие. Эта формула – единственно верная в воспитании настоящего Читателя. Об этом нужно всегда помнить родителям. Но как же достичь такого равенства? О некоторых приемах и маленьких хитростях привлечения детей к чтению продолжают рассказывать сотрудники центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина Светлана Александрова и Татьяна Плохотник


 Современные дети уже в 5-6 лет начинают читать. И именно в этом возрасте многие родители  допускают роковую ошибку, «убивающую» едва родившегося читателя – они перестают читать ребенку вслух. Но техника чтения малыша еще слишком слаба. Он  не в состоянии самостоятельно читать большие объемы текста, получая от этого удовольствие. Все усилия уходят на то, чтобы сложить вместе отдельные буквы, несколько слов…  где уж тут добраться до общего смысла прочитанного!
  Не оставляйте ребёнка, продолжайте читать ему вслух, как прежде. Пусть этот  процесс перейдёт на следующий этап: читайте теперь ВМЕСТЕ  с ребенком, по очереди. Технический навык чтения (скорость чтения) нужно как следует отработать.
Из опыта одной мамы: Нам  набрать  скорость чтения помогли… комиксы! Летом после первого класса поехали с ребенком в дальнюю поездку на поезде, надо было чем-то занимать сына. В активные игры в вагоне не поиграешь, вот и купила разных комиксов – о супергероях, знакомых по мультикам. Всю дорогу сын сидел, как мышка, только странички шуршали. Оказалось, это именно тот формат, что ему был тогда нужен – крупные картинки почти на всю страницу, текст под ними в пять-семь строк…  Это он читал самостоятельно, а книжки побольше читали вместе.  Комиксами он «переболел» буквально за три-четыре месяца, но зато ко второму классу пришел, уже читая бегло, и перестал бояться объемных книг.
    
Но получать удовольствие, только лишь набрав скорость чтения, не получится. Самое главное – вывести ребенка на чтение содержательное, то есть понимание текста, углубление в текст. Придумывайте любые маневры, любые игры, чтобы ребенок  сам захотел читать. Ни в коем случае не акцентируйте внимание на ошибках при чтении, не упрекайте –  поправлять ребенка нужно очень аккуратно, незаметно. Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, ведь это действительно его маленькие победы!
    В специальной литературе описаны самые разные игровые методы приобщения детей к чтению. Некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию.
    Метод Кассиля
  Этот метод годится для ребенка, который уже наработал технику чтения, но читать не любит. Читательское любопытство в нем еще не разбужено.
Родители выбирают интереснейший текст (в соответствии со вкусами своего ребенка), начинают читать и останавливаются на самом интересном месте. Причина – невероятная занятость, срочные домашние дела и у мамы, и у папы… но книжка – вот она! Бери, читай! И обязательно расскажи потом, чем же закончилось дело!   Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, но желание узнать, что случилось с литературными героями слишком велико. Через какое-то время к нему присоединяются и взрослые, оставив свои дела. Они хвалят ребенка  за стремление читать и чтение уже вместе. Постепенно технический навык перерастает  в содержательный.

Метод Искры Даунис (детского психолога)
Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо, к примеру,  от Карлсона,  где литературный герой  в двух  строчках сообщает малышу, что его любит и хочет с ним дружить. И что «там-то и там-то» он спрятал для него подарок.   Подарок в нужном месте находится. Ребенок подозревает игру, но с радостью в нее включается.
 На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, к примеру, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как малыш дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

  Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)
Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. Чтение - радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя.
 Не уверены, что данный метод подойдет современным детям, хотя кому-то, может быть, и стоит попробовать.

Метод неграмотной татарской женщины
Жили мать и сын. Были они очень бедны. Женщина даже грамоты не знала. Сын же был одаренным мальчиком: он сам выучил все буквы. Чтобы научить ребенка читать, эта женщина придумала свой способ. Когда она садилась чистить картошку, то говорила мальчику: «Помоги мне, сынок; мои руки будут меньше болеть, если ты почитаешь мне книжку». И так три раза в день. С каждым днем сын читал все лучше и лучше, а мать говорила ему: «Я вот неграмотная, а ты у меня ученым станешь»; и сын соглашался с ней. Ее слова действительно сбылись, а метод татарской женщины помогает многим приобщить детей к чтению. Малыши очень добрые, жалеют своих мам и охотно соглашаются помочь им, — пользуйтесь этим для их же блага.

Конечно, нужно понимать, что одного универсального приема приобщения к чтению  нет. Возможно, для вашего ребенка вам придется комбинировать несколько предложенных  методик, или даже изобрести свою.
Чтение должно стать  ежедневной полезной ПРИВЫЧКОЙ,  такой же, как чистить зубы или умываться. И задача взрослого – выработать эту привычку и у своего ребенка, и у себя самого. Ведь самая действенная методика привлечения детей к чтению – это окружающие их читающие взрослые.

А в заключение ёще несколько практических советов по  приобщению к чтению:
- Покупайте книги, дарите  их  ребенку! Ходите вместе в книжный магазин и давайте малышу возможность самому выбрать книгу.
- Оставляйте  печатные материалы везде, где ребёнок может их увидеть.
- Разрешите ребёнку  «заведовать», к примеру,  кулинарными рецептами,  и, когда готовите, просите   читать их  вслух.
- Играйте  в настольные игры, предполагающие чтение.
- Собирайте  домашнюю детскую библиотеку и запишите ребенка в библиотеку городскую.
- Предлагайте  ребёнку до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
- Если у ребенка появляются вопросы, предложите ему поискать вместе ответ в книге.
- По очереди читайте  друг другу рассказы или смешные истории.
- Читайте с ребенком книги о том, как мастерить своими руками.
- Спрашивайте мнение ребёнка о книге, которую он читает.
-Читайте  ребёнку и вместе с ребёнком перед сном каждый вечер.

Продолжение следует…


Комментариев нет:

Отправить комментарий