18 мая 2016 г.

Растим читателя. Ч. 3

Советы по чтению книг без слов
Несколько отойдя от последовательности,
хотелось бы снова вернуться к теме чтения малышей.
 По сути, эта публикация – ответ на вопрос родителей,
который всё чаще задают нам, детским библиотекарям
.
Сейчас в детской литературе наблюдается очень интересное явление: набирают популярность так называемые «графические книжки», то есть книги без слов, истории, написанные картинками. Еще один интересный факт: у зарубежных родителей они пользуются большей популярностью, чем у российских. И дело не в том, что такие книги плохи – скорее, наши русские родители еще не поняли, как читать эти книги детям.
Такие книги предназначены для активного совместного даже не чтения, а творчества взрослого и ребенка. Листая эти яркие, красивые книги с толстыми картонными страницами, можно находить персонажей, называть знакомые предметы, учиться новым словам, составлять простые предложения или даже настоящие рассказы, придумывать характеры и много чего другого можно.
Если говорить о конкретных примерах,  советуем обратить внимание
на серию книг Ротраут Сузанны Бернер о жизни маленького городка. Эти книжки вышли в издательстве «Самокат» («Самокат» плохого не посоветует!).  В серии есть книжки «сезонные» - «Весенняя книга», «Летняя книга», «Осенняя книга» и «Зимняя книга», А для тех, кто уже подрос - книжки-малышки, представляющие отдельных жителей городка, а также раскраски по мотивам историй в картинках.
Мнение психологов из Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета (источник http://www.papmambook.ru/articles/63/  ): Истории эти, безусловно, интересные. Но в них нет конфликтов, драк, нет явно положительных или отрицательных персонажей. Зато им свойственна поэтика повседневной жизни и забот, так или иначе связанных с временем года. Атмосфера доброжелательности, присутствующая в книгах, передается ребенку и усваивается им. Благодаря «серийности» данных изданий дети скоро начинают узнавать персонажей, персонажи становятся для них «своими», близкими. В то же время в картинках нет никакой сентиментальности или слащавости. Книжки пронизаны легким юмором и доброй иронией.
А теперь несколько конкретных советов по чтению книг без слов. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что советы эти универсальны. Любая книга с пошаговыми иллюстрациями превращается  для еще не читающих детей в графическую сказку или графический рассказ. Подход к чтению вслух историй не по тексту, а по картинкам может оказаться очень увлекательным и для детей, и для взрослых.  Даже с уже хорошо знакомыми книгами можно проводить эксперименты и придумывать к ним новые сюжеты.
Советы по чтению книг без слов
1. Удобно расположитесь так, чтобы быть на одном уровне с детьми. Слушатели книги без слов не просто внимают готовой истории, а активно помогают сюжету раскрываться во всей полноте, поэтому позвольте детям в том числе физически приобщиться к этому увлекательном процессу.

2. Прежде чем вы приступите к чтению, напомните себе, что ваша цель не рассказать детям историю, а придумать ее вместе с ними. Если все пойдет совсем успешно, дети сами будут рассказывать вам собственный сюжет!
3. Обсудите с детьми название книги. Что, по их мнению, оно означает? Предложите рассмотреть рисунок на обложке и угадать, о чем будет книга. Пусть дети объяснят, почему у них появляются те или иные предположения.
4. Если обложка книги имеет какие-то особенности (картинка на суперобложке отличается от картинки на переплете, рисунки на форзацах), обсудите с детьми, не могут ли они служить намеками на сюжет или настроение книги. Вы еще не начали читать, а дети уже увлечены разгадыванием книжных тайн. Дети понемногу готовятся к активному соавторству и совместным творческим находкам, которые их безусловно ждут впереди.
5. Для начала хорошо подойдет самый простой вопрос: что вы видите на картинке? Когда дети перечислят все очевидное, спросите, что еще они видят? Пусть у детей заработают интуиция и фантазия.
6. По ходу развития сюжета книги (разглядывания картинки и сочинения рассказа по ней) переходите к другим вопросам, например:
- Как вам кажется, что чувствует герой?
- Почему вы так думаете?
- С вами такое когда-нибудь было?
7. В самые напряженные или конфликтные моменты книги стоит спросить: «А вы что бы сейчас сделали?» Это помогает детям примерить на себя ситуацию, в которой оказались герои, да еще и продолжение истории станет более интригующим. Изображайте удивление, даже если вам хорошо известна развязка.
8. Возможно, что во время «чтения» графической истории вам полностью придется взять в свои руки бразды правления и самому придумать и рассказать историю. Особенно, если дети отвлекаются и не могут усидеть на месте. Это поможет вернуть их внимание. Не забывайте, что все-таки дети не самостоятельно придумывают историю, но с вашей помощью и поддержкой! Именно в этом таится посыл книг без слов. И именно поэтому, когда ребенок придумывает что-то неожиданное и сногсшибательное, взрослые вместе с детьми испытывают очень глубокие эмоции, это одухотворяющий опыт.
9.                Наконец, и это нужно обязательно все время держать в уме, не спешите. Если вам не надо читать напечатанный текст, то может возникнуть желание быстро и в двух словах пробежаться по страницам. Не поступайте так! Не лишайте себя удовольствия пережить самые душевные моменты чтения книги без слов – моменты, когда ребенок придумывает свою собственную историю.
                 
!!! Считается, что книги, содержащие текст и картинки, более познавательны.  Ученые из университета Ватерлоо (Канада) провели зксперимент по выявлению преимуществ  книг без картинок и пришли к выводу, что когда родители с детьми составляют историю по иллюстрациям, они используют более богатую речь, чем если бы они читали книжку-словарь с картинками. Кроме того, составляя рассказ, родители предоставляют детям намного больше информации о том, что нарисовано, подключая фантазию и собственный опыт.


Комментариев нет:

Отправить комментарий