Советы по чтению книг без слов
Несколько отойдя от последовательности,
хотелось бы снова вернуться к теме чтения малышей.
По сути, эта
публикация – ответ на вопрос родителей,
Сейчас в детской литературе наблюдается очень интересное
явление: набирают популярность так называемые «графические книжки», то есть
книги без слов, истории, написанные картинками. Еще один интересный факт: у
зарубежных родителей они пользуются большей популярностью, чем у российских. И
дело не в том, что такие книги плохи – скорее, наши русские родители еще не
поняли, как читать эти книги детям.
Такие книги
предназначены для активного совместного… даже не
чтения, а творчества взрослого и ребенка. Листая эти
яркие, красивые книги с толстыми картонными страницами, можно находить персонажей, называть знакомые предметы,
учиться новым словам, составлять простые предложения или даже настоящие
рассказы, придумывать характеры и много чего другого можно.
Если говорить о конкретных примерах, советуем обратить внимание
на серию книг Ротраут Сузанны Бернер о жизни маленького
городка. Эти книжки
вышли в издательстве «Самокат» («Самокат» плохого не посоветует!). В серии есть книжки «сезонные» - «Весенняя
книга», «Летняя книга», «Осенняя книга» и «Зимняя книга», А для тех, кто уже
подрос - книжки-малышки, представляющие отдельных
жителей городка, а также раскраски по мотивам историй в картинках.
Мнение
психологов из Центра игры и игрушки Московского городского
психолого-педагогического университета (источник
http://www.papmambook.ru/articles/63/ ):
Истории эти, безусловно, интересные. Но в них нет конфликтов,
драк, нет явно положительных или отрицательных персонажей. Зато им свойственна
поэтика повседневной жизни и забот, так или иначе связанных с временем года.
Атмосфера доброжелательности, присутствующая в книгах, передается ребенку и
усваивается им. Благодаря «серийности» данных изданий дети скоро начинают
узнавать персонажей, персонажи становятся для них «своими», близкими. В то же
время в картинках нет никакой сентиментальности или слащавости. Книжки
пронизаны легким юмором и доброй иронией.
А теперь несколько конкретных советов по чтению книг без
слов. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что советы эти универсальны. Любая книга с пошаговыми иллюстрациями
превращается для еще не читающих детей в
графическую сказку или графический рассказ. Подход к чтению вслух историй не по
тексту, а по картинкам может оказаться очень увлекательным и для детей, и для
взрослых. Даже с уже хорошо знакомыми
книгами можно проводить эксперименты и придумывать к ним новые сюжеты.
Советы по чтению книг без слов
1. Удобно расположитесь так, чтобы быть на одном уровне с детьми.
Слушатели книги без слов не просто внимают готовой истории, а активно помогают
сюжету раскрываться во всей полноте, поэтому позвольте детям в том числе
физически приобщиться к этому увлекательном процессу.
2. Прежде чем вы приступите к чтению, напомните себе, что ваша цель не
рассказать детям историю, а придумать ее вместе с ними. Если все пойдет совсем
успешно, дети сами будут рассказывать вам собственный сюжет!
3. Обсудите с детьми название книги. Что, по их мнению, оно означает?
Предложите рассмотреть рисунок на обложке и угадать, о чем будет книга. Пусть
дети объяснят, почему у них появляются те или иные предположения.
4. Если обложка книги имеет какие-то особенности (картинка на
суперобложке отличается от картинки на переплете, рисунки на форзацах),
обсудите с детьми, не могут ли они служить намеками на сюжет или настроение
книги. Вы еще не начали читать, а дети уже увлечены разгадыванием книжных тайн.
Дети понемногу готовятся к активному соавторству и совместным творческим
находкам, которые их безусловно ждут впереди.
5. Для начала хорошо подойдет самый простой вопрос: что вы видите на
картинке? Когда дети перечислят все очевидное, спросите, что еще они видят?
Пусть у детей заработают интуиция и фантазия.
6. По ходу развития сюжета книги (разглядывания картинки и
сочинения рассказа по ней)
переходите к другим вопросам, например:
- Как вам
кажется, что чувствует герой?
- Почему вы
так думаете?
- С вами
такое когда-нибудь было?
7. В самые напряженные или конфликтные моменты книги стоит спросить: «А вы что бы сейчас сделали?» Это
помогает детям примерить на себя ситуацию, в которой оказались герои, да еще и
продолжение истории станет более интригующим. Изображайте удивление, даже если
вам хорошо известна развязка.
8. Возможно,
что во время «чтения» графической истории вам полностью придется взять в свои
руки бразды правления и самому придумать и рассказать историю. Особенно, если дети отвлекаются и не могут
усидеть на месте. Это поможет вернуть их внимание. Не забывайте, что все-таки
дети не самостоятельно придумывают историю, но с вашей помощью и поддержкой!
Именно в этом таится посыл книг без слов. И именно поэтому, когда ребенок
придумывает что-то неожиданное и сногсшибательное, взрослые вместе с детьми
испытывают очень глубокие эмоции, это одухотворяющий опыт.
9.
Наконец,
и это нужно обязательно все время держать в уме, не спешите. Если вам не надо
читать напечатанный текст, то может возникнуть желание быстро и в двух словах
пробежаться по страницам. Не поступайте так! Не лишайте себя удовольствия
пережить самые душевные моменты чтения книги без слов – моменты, когда ребенок
придумывает свою собственную историю.
!!! Считается, что книги, содержащие текст и картинки,
более познавательны. Ученые из
университета Ватерлоо (Канада) провели зксперимент по выявлению преимуществ книг без картинок и пришли к выводу, что когда родители с детьми составляют историю по иллюстрациям, они
используют более богатую речь, чем если бы они читали книжку-словарь с
картинками. Кроме того, составляя рассказ, родители
предоставляют детям намного больше информации
о том, что нарисовано, подключая фантазию и собственный опыт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий